Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.02. Эволюция представлений о пространстве и времени




Тезаурус по дисциплине КСЕ

Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

Тема 1.01. Научный метод

 

Научный метод познания

Уровни научного познания: эмпирический, теоретический

Гипотеза

Проверяемость научных гипотез

Научная теория

Теорема

Критерии научного знания: объективность, достоверность, точность, системность

Методы научного познания:

- наблюдение

- эксперимент

- индукция

- дедукция

-анализ

- синтез

- моделирование

- абстрагирование

Принцип верификации

Принцип фальсификации

Функции науки: объяснительная, описательная, прогностическая, мировоззренческая, систематизирующая, производственно-практическая

Принцип соответствия

Область применимости теории

Соотношение абсолютной и относительной истин

 

Тема 1.02. Естествознание и его роль в культуре

 

Естествознание

Естественные науки: физика, химия, биология, геология, астрономия, экология

Дифференциация наук

Интеграция наук

Математика как язык естествознания

Гуманитарные науки

Историчность знания

Естественнонаучная культура

Гуманитарная культура

Две культуры и взаимосвязь между ними

 

Тема 1.03. Этика научных исследований. Псевдонаука

 

Этические принципы научных исследований:

-самоценность истины

- исходный критицизм

- свобода научного творчества

- новизна научного знания

- равенство ученых перед лицом истины

- общедоступность истины

Псевдонаука

Псевдонауки:

- астрология

- парапсихология

- уфология

- биоэнергетика

- девиантная наука

Отличительные признаки псевдонауки:

- фрагментарность

- некритический подход к исходным данным

- невосприимчивость к критике

- несоответствие фактам

- отсутствие законов

- нарушение этических норм

Биоэтика

 

Тема 1.04. Формирование научных программ (математическая,
атомистическая, континуальная)

 

Научная исследовательская программа и научная картина мира
Идеи Милетской школа (Фалес): проблема поиска первоначала
Идея безостановочной изменчивости вещей

Идеи мыслителей Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон): дуализм познания
Апории Зенона: постановка вопроса о движении и о природе континуума

Идеи Пифагорейский школы: мир, гармония, число

Пифагорейско-платоновская исследовательская программа

Появление принципа причинности

Пустота и атомы (Левкипп, Демокрит)
Континуальная программа Аристотеля

Аристотелевская научная программа: единая первостихия, отсутствие пустоты в природе, континуальная программа

Развитие космологических представлений Аристотеля: разделение мира на подлунный и небесный

Геоцентрическая система мира Птолемея («Альмагест»)
Развитие континуальной исследовательской программы: принцип близкодействия и понятие физического поля (Фарадей, Максвелл, Герц)
Развитие атомистической исследовательской программы (Бойль, Ньютон, Резерфорд, Бор)
Развитие космологических представлений пифагорейцев (Аристарх)

Гелиоцентрическая система мира Коперника

Развитие математической программы (Ньютон, Максвелл, Эйнштейн, Шредингер) Принцип дальнодействия и корпускулы Ньютона

Фотоны – кванты света

Понятие квантового поля

 

Естественнонаучные картины мира

Научная (естественнонаучная) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук

Научные картины мира: механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная
Формы материи: вещество, поле, физический вакуум

Дискретность

Континуальность

Волна как распространяющееся возмущение поля

Виртуальные частицы

Формы движения

Механическое перемещение

Эволюция как форма движения

Детерминизм

Механический детерминизм
Случайность
Вероятность

Неопределенность

Космологическая модель Фридмана
Эволюционирующая Вселенная
Полевой механизм передачи взаимодействий
Квантово-полевой механизм передачи взаимодействий
Принцип причинности


Тема 1.06. Развитие представлений о материи

 

Материя

Формы материи: вещество, поле, физический вакуум

Дискретность

Поле физическое

Континуальность

Волна как распространяющееся возмущение поля

Физический вакуум

Виртуальные частицы

Элементарные частицы

Атомно-молекулярное учение

Учение о составе

Учение о строении вещества

 

 

Тема 1.07. Развитие представлений о движении

 

Формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая Взаимосвязь форм движения и их несводимость друг к другу

Понятие состояния

Движение как изменение состояния

Механическое движение, его основные характеристики: материальная точка, траектория, скорость, ускорение, путь, импульс тела, момент импульса

Механическая работа

1 и 2 законы Ньютона

Характеристики волн: скорость, длина волны, частота

Свойства волн: дифрация, интерференция, поляризация

Химический процесс как химическая форма движения материи

Процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы как биологическая форма движения материи

 

Тема 1.08. Развитие представлений о взаимодействии

 

Фундаментальные взаимодействия: гравитационное, слабое, электромагнитное, сильное

Характеристики фундаментальных взаимодействий

3-й закон Ньютона

Сила как характеристика взаимодействия

Дальнодействие

Близкодействие

Полевой механизм передачи взаимодействий

Квантово-полевой механизм передачи взаимодействий

Принцип суперпозиции

 

Пространство, время, симметрия

Тема 2.01. Принципы симметрии, законы сохранения

Понятие симметрии в естествознании

Изотропность

Анизотропия

Инвариантность

Однородность

Простейшие симметрии (асимметрии) пространства и времени и связанные с ними законы сохранения (несохранения)

Теорема Нетер

Симметрии природных объектов

Виды симметрий: геометрические, динамические, калибровочные
Эволюция как цепочка нарушений симметрии

Симметрия и асимметрия живого

 

 

Тема 2.02. Эволюция представлений о пространстве и времени


Пространство и время Аристотеля (пространство как категория места, время как мера движения)

Абсолютное и относительное пространство Ньютона
Абсолютное и относительное время Ньютона

Мировой эфир

Опыт Майкельсона-Морли

Инвариантность скорости света

Единство пространства и времени как формы существования движущейся материи в современной научной картине мира

 

Тема 2.03. Специальная теория относительности

Динамические симметрии пространства и времени

Специальная теория относительности (СТО)

Принцип относительности Галилея
Принципы СТО: принцип относительности, инвариантность скорости света

Следствия СТО:

- относительность одновременности

- релятивистское сокращение длин и промежутков времени

- увеличение инертной массы в движущейся системе координат относительно - неподвижной системы отсчета

- пространственно-временной интервал между событиями, его инвариантность
- причинно-следственные связи между событиями, причинность

- единство пространства и времени, пространственно-временной континуум

- эквивалентность массы и энергии

Ограничение применимости принципа постоянства скорости света

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...