Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы экономиче-й интеграции Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья.




Экономич-я основа соврем-го мирового хоз-ва – интернац-ция произв-ва. Интеграц-ые проц-ы реализ-ся с использов-ем механизмов: мировая торговля товарами и усл., междунар-е произв-ное сотрудничество, междунар научно-технич-е сотрудн, формиров-е региональтных интеграционных объединений. Мировая торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющих совокупность внешней торговли всех стран. международное производственное сотрудничество – отраслевая и внутриотраслевая специализация отдельных стран по изготовлению ряда продуктов, с целью достижения массового производства, высокого уровня производительности труда на базе новой техники и технологий, снижение издержек производства. междунар научно-техническое сотрудн – разработка и реализация совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. формирование региональтных интеграционных объединений – организация зон свободной торговли, для снятия ограниченийторговых и таможенных пошлин. Беларусь считает приемлемой лишь такую модель междуна­родных отношений, которая х-зуется многополярнос­тью, неоспоримым авторитетом международного права, недопустимостью дискриминации и вмешательства во внутренние дела отдельных наций. Внешняя политика РБ основ-ся на след-х принципах: соблюдение общепризнанных принципов и норм между­народного права; соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, эконом-у, оборонному, научно-тех­ническому, интеллектуальному потенциалу гос-ва, обес­печение их реализации для укрепления международных пози­ций РБ и ее международного авторитета; повышение эффективности политически, правовых, внешнеэконом-х и иных инструментов зашиты гос-ного суверенитета РБ и ее нац экономики и условиям глобализации; развитие им основе общепринятых принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с инос­транными гос-ми, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества; добровольность вхождения и участия в межгос-­ных образованиях; приверженность политике последовательной демилита­ризации международных отношений; отсутствие территориальных претензии к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к РБ. Стратегические цели РБ на международ­ной арене - зашита гос суверенитета и террито­р-ной целостности: защита нрав, слобод и законных инте­ресов граждан, общественных и гос интересов.

48.Внешнеэк связи РБ со странами, не вход в СНГ РБ проводит многовекторную внешнеэк полит, направл на укрепление роли страны в мир сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечест тов и усл. Создана развитая договорно-правовая база междунар сотруд-ва: Беларусь является участницей около 2700 международных договоров. В 2003 г. правовое регулирование внешнеэкономических связей Беларуси обеспечивали 76 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, 49 инвестиционных договоров; с 48 странами дальнего зарубежья установлен внешнеторговый режим наибольшего благоприятствования. Беларусь осуществляет внешнеторговое сотрудничество более чем со 140 странами мира. Наша страна имеет общее положительное сальдо со странами вне СНГ. Беларусь активно сотрудничает в экономической сфере со странами ЕС. партнерами РБ из стран ЕС явл. Германия и Великобритания. Важными торговыми партнерами республики являются страны Азии, прежде всего Китай и Индия. Из других азиатских стран следует назвать Турцию, Японию, Республику Корея, Вьетнам, Малайзию, Иран, (ОАЭ),Израиль, Индонезию. С большинством этих

государств Беларусь имеет положительное сальдо в торговле товарами. Отрицательное сальдо — с Японией, Кореей и Турцией. Особый интерес для расширения внешнеэк связей Беларуси представляют страны Африки, Из африканских стран наибольший товарооборот приходится на Алжир, Египет, Марокко, ЮАР и Гану. важнейшим направл. внешнеэк деятельности явл. привлечение иностр. инвестиций в перспект. высокотехн. Экспортоориентирован-ные и импортозамещающие производства.

34. Эк интеграция Беларуси и России В апреле 1996 г. дог об образовании сообщества Беларуси и России, а год спустя дог об образовании Союза Беларуси и России, Важнейшими предпосылками эк. Взаим-я Беларуси и России являются также террит. разделение труда и сложившаяся в течение многих 10-летий в рамках бывшего СССР специализация и кооперация эк.связей. Гл целью эк. интеграции Беларуси и России явл. реализация общих для обоих гос-в стратег. и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффект. Использ-я преимуществ межгос разделения труда, Создание общего эк. пространства Союза позволит•использовать преимущества специализации и кооперирования производств для уст эк роста;;• обеспечить эффективное использование природных ресурсов. Успешная реализация союзных произв. программ призвана способствовать росту эффектив. эк. потенциала Беларуси и России. широко используются след формы сотрудничества:• деятельность по совершенствованию платежно-расчетных и кредитных механизмов реализации межрег. Эк. связей;• создание совместных предприятий;• производственная кооперация;•развитие приграничной торговли;• маркетинговое содействие предприятиям;•информационное обеспечение межрегионального сотрудничества;•деятельность по развитию научно-технического сотрудничества;• сбытовая и сервисная деятельность;•выставочно-ярмарочная деятельность.


47 ЭБ в системе нац. безопасности. ЭБ – это такое сост. нац экономики, которое обеспеч. ее устойчив функц. в условиях возд неблаг-ых внутр и внешн факторов, удовл общ потребностей, необход обороноспособность, защиту нац интересов. ЭБ представл. Собой сложную систему, важнейшими составл которой явл след виды ЭБ: производственная (способность реального сектора эк-ки обеспеч. произв необходимой прод для удовлетв потребн страны), финансовая (определяется уровнем дифицита бюджета, стабильностью цен, банковской ситемы и нац валюты, золотовалютным запасом, развитием фин рынка), продовольственная Б (состояние продовольственного рынка и в целом экономики страны), энергетическая Б (наличие энергии в том кол-ве и того кач-ва, которые необходимы приопред. эк условиях), инфраструктурная (геополитическое и экономико-географич положение страны, наличие сети авто и ж/д магистралей, газо и нефтепроводов), инновационная Б (доля затрат на исследования и разработки в ВВП – наукоемкость ВВП), внешнеэкономическая Б (сохранение эк суверенитета страны, рост конкурентоспособн нац эк-ки, защита интересов бел производителей), информационная безопасность (эффективн использ нац информ ресурсов, защита инф систем и сетей связи, потдержка современных ИТ), оборонная Б (защита суверенитета и территор целосности страны в случае применения против нее вооруженной силы).

49. Критерии, показатели и институционные основы ЭБ. ЭБ – это такое сост. нац экономики, которое обеспеч. ее устойчив функц. в условиях возд неблаг-ых внутр и внешн факторов, удовл общ потребностей, необход обороноспособность, защиту нац интересов.. Система показателей-индикаторов, получивших количеств. выражение, позволяет заблаговр. сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Мониторинг угроз ЭБ с помощью аналитических индикаторов дает возможность выявить критические «болевые» точки и использовать их в качестве пороговых значений. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области ЭБ. В РБ впервые пороговые значения и показатели были определены в Нац стратегии уст развития РБ на период до 2020г. К показателям, которые превысили критич рубеж в РБ на данный период времемени относ: износ активной части ОПФ, ВВП в рачсете на душу населения, доля зп в доходах населения, уровень рентабельности эк-ки. Объекты ЭБ – эк система страны в целом и ее сотавл: произв. и НТП потенциал, АПК, регионы, население и трудовые ресурсы. Субъекты ЭБ – гос-во, его законод и исполнит институты, предпр, учреждения, общ объединения. Общее руководство системой ЭБ осущ: президент и совет министров РБ.

51 Энерг безопасность явл. Важн-м слагаемым ЭБ РБ, что обусл-но слабой обеспеченностью страны собств-ми т-эн ресми (до 15 % общего объема потребления).ЭБ,—это наличие энергии в том кол-ве и того качества.,кот необход. при определенных эк усл-х. Для ЭБ РБ важна не столько минимиз. энерг зависим-ти, сколько сокращение связанных с ней рисков. Энергобезоп-ть возраст-т при развитой сети магистральных газо- и трубопроводов, линий электропередач, железных дорог, наличии резервов или хранилищ топлива.ЭБ РБ—это комплекс усл-й, позвол-х осущ-ть дост-е и надежное снабж-е страны т-эн рес для уст-го функционир-я эк-ки и обеспеч-я жизнед-ти людей в норм. и чрезвыч-х ситуациях. К потенц внутренним угрозам ЭБ Беларуси относ-ся: превышающий критич-й уров. износа ОФ предприятий К внешним угрозам ЭБ страны относ: резкое колебание цен на нефть; монозависимость от импорта энергорес-в; региональные конфликты в мировом сообществе; Осн направлен-ми повыш-я ЭБ РБ явл-ся:• улучшение энергоэфф потребл-я т-эн рес-сов,; стимулиров-е увелич-я использов-я местных видов топлива и возобновляемых ист-ков энергии,• диверсификация импортируемых ТЭР по видам топлива и его поставщикам;• модернизация оборудов-я действующих тепловых электростанций в области повыш-я его надежности и энергоэффективности.

17,Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью эк безопасности. Этот термин официально принят в мировой практике для характеристики состояния прод рынка и в целом экономики стран или группы интегрированных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия.Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) оценивают состояние международной прод безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения.Оценка прод безопасности каждой страны имеет свою специфику, обусловленную объективными прир-климат условиями ведения сельскохоз производства, сложившимися традициями структуры потребления, уровнем зависимости от импортных поставок продовольствия. Для РБ продовольственная безопасность означает как сохранение суверенитета и независимости, так и повышение уровня и качества жизни населения.В РБ разработана и в марте 2004 г. одобрена Правительством Концепция нац прод безопасности.Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохоз продукции и прод покрывались в основном за счет собственного производства. То, апк Беларуси располагает достаточным потенциалом для обеспечения прод безопасности страны. Особое внимание должно быть уделено производству зерна и укреплению кормовой базы животноводства, повышению качества продовольственных товаров.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...