Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Непроверяемые гласные в корне




Абонент, авантюрист, адаптировать, аналогия, банальный, бордовый, вегетарианец, ветеран, винегрет, виртуальный, виртуоз, галерея, дезертир, декларация, деликатный, дефицит, дилетант, иждивенец, импозантный, интерпретировать, каморка, кардинальный, катаклизм, катастрофа, комбинезон коварство, колорит, комплимент, компоновать, конфорка, компетентный, Корифей, лицемерие, лаконичный, лояльный, менталитет, мозаика, наваждение, нигилизм, ностальгия, обаяние, обоняние, одиозный, оптимизм, палисадник, панорама, парадокс, патология, перипетии, периферия, пессимизм, портативный, превентивный, предварительный, претенциозный, привилегия, примитивный, приоритет, пропаганда, рецидив, тоталитарный


 

 


СОЧИНЕНИЯ

 

1) Какое место занимает литература в жизни людей? Что нам дает чтение? Как правильно выбирать книги? Насколько важно читать книгу «бескорыстно», с интересном? Академик Дмитрий Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения.

 

В тексте речь идёт о том, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать правильную книгу, ведь она, по словам Лихачёва, служит «проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей». Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни», несёт мудрость, обогащает внутренний мир человека, воспитывая его.

 

Д. С. Лихачёв призывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, вникая в каждую мелочь, ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Погружаться в чтение нужно не ради кого-то, а для себя. Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, выдержавшая испытание временем, но он не отвергает и современную литературу, ведь на многие вопросы нашего времени может ответить только она. А для того чтобы по-настоящему понять и полюбить книгу, необходимо неоднократно её перечитать.

 

Я хочу поддержать точку зрения Д. С. Лихачёва: литература развивает в нас «чувство красоты и понимание жизни». Читая классику, я тоже чувствую, что «автору есть что сказать, есть чем (...) поделиться и он умеет это сделать». Для меня нет ничего более прекрасного, чем взять в руки хорошую книгу и погрузиться в мир героев.

 

Татьяна Ларина, главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», питала к книгам такую же сильную любовь, какую питаю и я. «Теперь с каким она вниманьем/ Читает сладостный роман,/ С каким живым очарованьем/ Пьет обольстительный обман!» Татьяна читала книги, воображая себя на месте главных героинь романов: погрузившись в чтение с головой, она разделяла с ними чувства, владеющие ими.

 

Незабываемые минуты я провела с романом–эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Переживая за Андрея Болконского, волнуясь за судьбу Марьи Болконской, удивляясь поступкам Пьера Безухова, я читала страницу за страницей. Княжна Марья сразу же полюбилась мне, и я не могла оставить книгу закрытой: переживания за княжну заставляли меня вновь и вновь открывать полюбившийся мне роман. А какую радость я испытала, когда узнала, что Марья обрела наконец счастье с Николаем Ростовым, нельзя передать словами.

 

Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачева: «есть много книг, без которых жить нельзя».

 

2) Старый альбом с чужими фотографиями. «А мимо идут люди, идут люди…» Этот эпизод лёг в основу размышлений писательницы Юлии Ляликовой над проблемой исторической памяти.

 

Случай из жизни: рассказчица находит возле мусорки старый альбом с фотографиями. Автор обращает внимание на то, что всё чаще современная культура заменяет достижения прошлого, "кроме стариков некому печалиться об утратах памяти", ведь молодёжи "оглядываться и смотреть под ноги некогда". Писательница с чувством неподдельной горечи пишет о том, что "колёса всех российских исторических событий" прошли по жизням многих россиян, а память о них не сохраняется, угасает. Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому из нас о необходимости беречь память о своих родных, о своих близких.

 

Ю. Ляликова считает, что сохранить память о своих предках и передать воспоминания о них потомкам — наша обязанность. Автор призывает нас хранить память о родных без учёта их успешности, достижений, положения в обществе, «без оглядки на чины и звания». Она выражает уверенность в том, что без миллионов простых россиян «никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей».

 

Я согласна с автором. Я думаю, что новое поколение должно осознавать свой долг перед людьми, которые вершили историю в трудные времена. В том числе это память о Великой Отечественной войне, о людях, защищавших нашу страну в это суровое время. Но память — это и следы материальной культуры.

 

Неслучайно Д. С. Лихачёв в своих "Письмах о добром и прекрасном" говорит о том, что память — это основа культуры и нравственности. Известный филолог и культуролог считает, что если человек не любит смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них в оставленных вещах, значит, он не любит их. По мнению Лихачёва, если человек равнодушен к историческим памятникам своей страны, значит, он непатриотичен. В "Письмах о добром и прекрасном" Лихачёв призывает читателя принимать участие в сохранении культуры, не быть равнодушным к прошлому своей станы и своего народа.

 

Вл. Солоухин в повести "Чёрные доски" рассказывает об уничтожении церквей в двадцатом веке. Эти уникальные памятники русской архитектуры, в которых венчалось и отпевалось не одно поколение наших предков, дороги сердцу автора. Солоухина поражает, что из красивых древних икон сколачиваются ящики. Писатель убеждён, что мы теряем человеческий облик, когда пренебрегаем историческими памятниками.

 

Мне кажется, что проблема исторической памяти очень остро стоит сегодня. История наших близких и нашей страны не должна быть забыта. Разрушая и забывая старину, мы теряем свои исторические корни.

 

3) Как влияет национальный дух и любовь к Отчизне на силу, мужество и стойкость её защитников? Именно эта проблема рассматривается в тексте С. М. Покровского.

 

Источник народного мужества не только в силе. Прутский поход был отнюдь не победоносным. Но в самый тяжёлый момент русский царь думает не о собственной жизни, а о судьбе своей страны, а войско — это ясно даже хитрому противнику Петра I — готово «сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови». Уроки истории актуальны для нашего общества и сегодня, поскольку, как мне кажется, национальный дух и патриотизм еще недостаточно окрепли после смутных событий 90-х гг. ХХ века.

 

С. М. Покровский уверен, что национальный дух и любовь к Родине являются той силой, благодаря которой защитники Отчизны приобретают мужество, силу и желание победить любой ценой, что так необходимо в минуту тяжелых испытаний. «Непостижимая сила» рождается «из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь».

 

Я полностью согласен с автором текста. И мне кажется, что чувства национального духа и патриотизма в сердцах граждан нашей страны нужно поддерживать. Имено эти ценности помогали нашей стране выживать и побеждать во время тяжелых исторических периодов, таких как Отечественная война 1812 года, Первая мировая война и, конечно же, Великая Отечественная война.

 

В доказательство моей точки зрения хотелось бы привести аргумент из художественной литературы. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод, в котором князь Андрей Болконский накануне Бородинского сражения убеждает Пьера в том, что в сражениях побеждает не та армия, которая больше по числености или имеет более удачную диспозицию, а лишь та, которая желает победить гораздо больше, чем её противник. Русская армия и вправду желала победить сильнее, чем французская. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаяно и беспощадно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России.

 

Также многие примеры можно увидеть непосредственно в истории нашей страны. Защитники Севастополя во время Крымской войны 1853 — 1856 годов 11 месяцев защищали город от превосходящих сил англо-французской армии. Откуда же защитники Севастополя черпали силу и мужество при столь длительной обороне от неприятеля, превосходящего их численностью и мощью? Воинский дух, любовь к Отечеству и к родному городу — вот что давало силу и храбрость защитникам Севастополя.

 

В заключение хотелось бы сказать: в самые судьбоносные периоды нашей истории патриотизм и высокий национальный дух были той силой, которая позволила нашему народу преодолеть трудности. Поэтому и относиться к этим национальным чертам следует как истинным национальным ценностям.

 

4) В предложенном нашему вниманию тексте В. Шефнер поднимает проблему представлений взрослых о детстве.

 

Автор, рассматривая портреты детей, написанные великими художниками, задается вопросом, почему все их лица серьёзны. Действительно, ребенок не всегда беззаботен и весел. Присмотревшись к его жизни пристально, начинаешь осознавать, что, возможно, она не так проста. Почему же люди называют детство «золотой порой», почему они считают детскую жизнь лёгкой и безмятежной? Как сложился этот стереотип, эта «прочно затверженная формула»? В. Шефнер размышляет о том, можно ли доверять «мифу о золотом детстве».

 

Автор убеждён в том, что детство не всегда является таким счастливым, каким его представляют взрослые. Детство человека — фундамент его взрослой жизни, поскольку именно в детстве человек закладывает свои знаниям и умения, свой характер. Мы постигаем мир, и это постижение влечёт за собой «ошибки, накладки, просчёты, недоумения». И «радость мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками». Когда человек преодолевает этот этап, он начинает считать его легким, простым.

 

Я совершенно согласна с автором. Я тоже считаю, что детство — это трудная пора, во время которой дети приобретают и усваивают новые знания, умения, навыки. Многие думают, что детство — это подготовка к жизни, а я считаю, что это сама жизнь, причём важнейший её этап — этап становления личности.

 

В повести Льва Толстого «Детство» писатель сожалеет об уходящих вместе с детством беззаботности, радости, искренности, непосредственности, так свойственных именно детскому восприятию жизни. Писатель был тонким знатоком детской психологии: им созданы замечательные образы детей, например, Николеньки Иртеньева, Володи, Катеньки. Толстой, как известно, называл детство своим самым любимым периодом жизни.

 

У великого актёра Чарли Чаплина было отнюдь не простое детство. Вместе с братом и матерью он жил в нищете, их постоянно выгоняли из квартир, он знал, что такое настоящий голод. Как признавался Чаплин в дальнейшем, именно благодаря своему тяжёлому детству он стал впоследствии знаменитым и богатым.

 

Да, «фундамент жизни» закладывается очень рано. Интересно, как сложится жизнь моих сверстников, будем ли мы «с высоты взрослых лет» вспоминать своё «золотое детство». Время покажет…

 

5) Какую роль играет творчество Пушкина в нашей жизни? Вот главная проблема, которая находится в центре внимания писателя Юрия Полякова.

 

Что значит для нас творчество Пушкина? В чем загадка поэта, без которого, по справедливым словам Ю. Полякова, не смогли обойтись ни декабристы, ни самодержцы, ни белые, ни красные, ни антисоветские, ни постсоветские? «Свет мысли» в произведениях великого поэта и сегодня помогает нам искать смысл собственной жизни и «отвечать на мучительные вопросы о судьбе Отечества». Личность поэта и его сочинения несут в себе «световой код», необходимый для национального самосознания русского народа.

 

Все понимают, что роль творчества А.С. Пушкина в жизни нашей страны невозможно переоценить, что представить себе русскую литературу, историю, русский народ, саму Россию без личности поэта невозможно. Но Ю. Поляков предложил очень точный образ, позволяющий глубже осмыслить загадку феномена Пушкина. Действительно, все сочинения великого поэта проникнуты светом, который «льется нам в душу, освещая самые ее потайные глубины». Именно в строках Пушкина люди всегда находили ответы как на самые трудные, так и на «порой до смешного сиюминутные вопросы». Юрий Поляков полагает, что именно имя Пушкина и его творчество несут в себе пока «безуспешно искомую национальную идею», которая могла бы объединить и вдохновить Россию наших дней.

 

Я разделяю точку зрения автора. Мне также кажется, что в жизни каждого из нас Пушкин занимает особое место, потому что произведения поэта помогают нам находить ответы на самые сложные жизненные вопросы.

 

Я вспоминаю повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев, главный герой произведения, оказавшись в сложной жизненной ситуации, проявляет себя человеком мужественным и стойким. Он остается верен своей любви к Маше Мироновой до конца, не отказывается от своих принципов, помня завет своего отца. Гринев не соглашается перейти на сторону Пугачева, не может поступиться своими принципами. Это человек чести, на которого хочется равняться. Это произведение учит нас оставаться честными и быть верными своим принципам в любой жизненной ситуации.

 

Обратимся к замечательному стихотворению М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта». Искренне скорбя об утрате «дивного гения» русской поэзии, Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и весь высший свет: «пал, оклеветанный молвой». Для нас важно, что лермонтовские строки подчеркивают и всенародное значение творчества Пушкина:

 

Заброшен к нам по воле рока,

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы,

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал.

 

В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что в творчество А.С.Пушкина — это один из неиссякаемых источников нашей национальной культуры, это тот свет, которым освещена и наша жизнь.

 

6) Допустимо ли ставить свои интересы выше интересов других людей, каковы последствия такого поведения для человека? Проблема совести — это одна из проблем, поднятых в тексте современного российского писателя К. Акулинина.

 

В наше время, особенно в больших городах, люди зачастую совсем не считаются с интересами и нуждами других, идут по жизни, расталкивая окружающих локтями. Автор обращается к, казалось бы, мелкому случаю, произошедшему в обычной районной больнице областного города: Никитин долго стоял в очереди к врачу, который почему-то никак не начинал прием, и, устав от мучившей его боли, решил дать взятку медсестре, чтобы пройти на прием к врачу без очереди. Однако что-то не позволило герою воспользоваться нечестно полученной привилегией. Медсестра дважды вызывает его, чтобы провести в кабинет, но в душе Никитина рождается неосознанное сочувствие к более слабым и беззащитным людям: больному ребенку, молодой измученной матери, инвалиду с костылем, которые тоже ждут своей очереди.

 

Автор призывает задуматься над тем, что каждый нормальный человек, ставящий свои интересы выше интересов других людей, неизбежно приходит к конфликту со своей совестью. И не имеет значения, в большом или в малом ты преступаешь нравственный закон, есть ли при этом у тебя какие-либо оправдания.

 

С позицией автора нельзя не согласиться. Эгоистичность и черствость становятся нормой современного человека. Часто в погоне за сиюминутным выигрышем мы не выбираем средств, не щадим слабых, стремимся обогнать всех хотя бы на полкорпуса. Но почему же тогда, добившись своего маленького успеха такой ценой, мы не чувствуем радости победы? Нам не дает покоя совесть.

 

Многие русские писатели обращались к проблеме испытания человека совестью. Так, у главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Родиона Раскольникова, была теория, согласно которой интересы некоторых людей («право имеющих») были выше интересов всех остальных. Раскольников решает проверить, сможет ли он для доказательства правильности своей теории переступить через человеческую жизнь. И приводит свой замысел в действие, убивая старуху-процентщицу. Однако герой не смог вынести тяжести совершенного преступления: его замучила совесть, которая оказалась строже любого судьи.

 

Герой поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», деревенский староста Ермил Гирин, воспользовался своим положением, для того чтобы освободить от рекрутской повинности своего брата, и записал вместо него в рекруты другого жителя своей деревни. После этого Ермил очень раскаивался, хотел отказаться от должности и даже пытался покончить жизнь самоубийством – настолько жестокими для него оказались угрызения совести за совершённый проступок.

 

Конкуренция как двигатель развития современного общества все чаще заставляет нас оправдывать наше неуважение к окружающим необходимостью быть максимально эффективными, всюду успевать, добиваться своей цели любой ценой. Но когда ум с сердцем не в ладу, если живешь не по совести: без уважения к окружающим, не сочувствуя чужому горю и нужде, ты обречен на одиночество и нравственные муки.

 

7) Одна из проблем, поставленных автором текста, и, как мне кажется, самая главная — это проблема героизма человека. Какой ценой и ради чего человек может совершить подвиг? И что происходит при этом в его душе, в его сознании? Как и почему он решается на отчаянный поступок — самопожертвование, принесение в жертву собственной жизни?

 

Герой Л. Кассиля совершает подвиг на войне, но война — это лишь время, когда люди проявляют свою истинную сущность. Вынуждены проявлять. Однако в жизни всегда есть место подвигу, поэтому проблема человеческого героизма актуальна для всех и во все времена. Не только потому, что кто-то всегда нуждается в помощи, но и потому, что каждому необходима возможность совершить хоть раз в жизни (может быть, в последний раз) отчаянный и великий поступок, пускай даже его величие поймёт не всякий, а поступок этот будет скоро забыт. Существу, не знающему себя, требуется возможность проявиться как человеку.

 

«Человек» — именно так называет Кассиль своего героя, не присваивая ему ни имени, ни звания: «И вот тогда один человек поднялся…» (пр. 6), «…боль обрушилась на человека…» (пр. 26), «…человек не вернулся обратно» (пр. 60). В описании героя нет ничего личного, никаких отличающих его качеств, ни внешних, ни внутренних, даже вмыслях его в момент совершения подвига не всплывают ни дом, ни близкие люди, ни привязанности, нет сожаления о том, что он теряет, принося себя в жертву. И помнит он только о своей задаче (пр. 28). Герой абсолютно безлик, и, конечно же, неспроста. Кассиль не пишет биографию, не повествует о конкретном подвиге конкретного персонажа, но он рассказывает о человеке как о явлении, о каждом из нас. И любой читатель может примерить на себя этот образ, и образ приживётся, если у него сохранилась тяга к подвигу, если её не заглушили повседневные желания и страхи. Человек совершает героический поступок не думая, не помня ни страхов, ни желаний, даже себя не выделяя и совсем забыв себе цену.

 

Почему это происходит? Ради чего человек готов принести себя в жертву? Ответ на этот вопрос не так уж очевиден. Ради идеи ли? Ради других людей? Ради Родины? А что такое Родина? И почему тогда он не помнит об этом, почему в его памяти не остаётся ничего кроме цели? А можно ли совершить подвиг из гордости? Разве под силу гордому человеку забыть обо всём, забыть себя? Навряд ли. Ради чего же тогда всё это сделано?

 

В своё время очень хорошо и подробно ответил на этот вопрос писатель и военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Цитадель». Этот огромный труд посвящён, кроме прочего, разъяснению того, зачем живут люди, в чём их общность и ради чего они готовы пойти на смерть. У Экзюпери нет никакой связующей идеи, и даже близкие люди уходят на второй план, но есть нечто большее — есть царство. Не просто группа человеческих существ, а сложная система, навязывающая людям неравенство и в чём-то направленная против привычной нам современной справедливости. Но царство устроено очень ладно и гармонично благодаря тому, что каждый малейший его элемент занимает отведённую ему нишу и должное место в ней, выполняет свою работу и по-своему служит царству, по-своему жертвует ему собой и своим временем. Есть также невидимые связующие силы, которые ограничивают свободу людей, но в то же время дают им смысл жизни — возможность бороться и трудиться, и лишь посленаслаждаться победами и плодами своих трудов. Ведь вещи обесцениваются, когда достаются легко. Связующие нити поддерживают строгий порядок и иерархию, во главе которой стоит человек, выше которого — только Бог. И этот человек — всего лишь символ, он может не представлять никакой идеи, подданные могут быть не любить его самого, но через него они обретают смысл, он символизирует собой нерушимость связей, и ради этого смысла, этих связей люди готовы умирать, как ради плодов своего труда они готовы жить. Если связи разрушаются, царство гибнет, а вместе с ним погибает и каждая его клетка. Экзюпери сравнивает царство людей с кедром, который несправедлив хотя бы в том, что его ствол не может и не должен желать стать кроной, а нижние ветви не могут занять место верхних. Но ствол поддерживает крону, и кедр живёт и затмевает другие растения лишь потому, что его устройство имеет свой порядок, и порядок этот не нарушается. Именно порядок, именно нити, связующие людей друг с другом и со всеми предметами мира, а предметы — с их смыслами, в конце концов,связующие всё воедино, имеют действительную ценность. Умирая за царство,человек приносит себя в жертву не абстрактной идее и не другим людям, а этим связям, этому смыслу, невозможному без них. Он делает это не задумываясь, потому что его цель не может быть выражена ни словом, ни образом, и вообще помыслить её сложно. Он чувствует её и всегда о ней знает, хоть и не может думать о ней.

 

Я неспроста вспомнила и привела именно этот пример, ведь герой Кассиля умирает ради того, чтобы замкнуть разорванный взрывом провод, восстановить связь. Связи — это истинная ценность, и мне кажется, что в какой бы странной и необычной форме они ни были представлены, это всегда метафора тех самых связей, о которых писал Экзюпери. Они важны потому, что людям нужна общность, нужна целостность, им нужно слышать и понимать друг друга, действовать сообща, потому что иначе они — ничто. Только терпеливый и слаженный труд многих приводит к победам, к возведению зданий и городов, к продвижению в сторону цели. И в таком контексте простой ответ на вопрос — «человек пожертвовал собой ради связи» — обретает новый, более ценный смысл. А быть замыкающим звеном — должно быть, почётная должность.

 

8) Одиночество… Кто из нас не испытывал этого состояния? Само это слово вызывает какие-то печальные чувства, мысли, воспоминания, или, как пишет Л. А. Жуховицкий «рождает нерадостное настроение, озлобленность, тоску». Но совсем об ином характере одиночества, об одиночестве «со знаком «плюс» идёт речь в тексте русского писателя, публициста, педагога Жуховицкого. Главный вопрос, который ставит автор перед собой и читателем, на мой взгляд, заключается в следующем: какую роль играет одиночество в развитии нашей личности.

Л. А Жуховицкий своеобразно рассматривает проблему одиночества. Его интересуют не негативные стороны этого человеческого состояния, а те моменты в жизни человека, когда одиночество становится «школой, в которой мы учимся стойкости, мудрому, выстраданному спокойствию, уверенности в себе». По его мнению, это случается, во-первых, тогда, когда великие и прославленные люди остаются один на один с вдохновением, а мы, простые смертные, постигаем красоту природы, остаемся «без свидетелей и компаньонов» с книгой. А во-вторых, размышляет Жуховицкий, одиночество необходимо человеку, если ему нужно понять что-то важное в себе самом, разобраться в своих поступках. Об этом он пишет очень ярко: «Одиночество – тот единственный дом, в котором без помех и суеты разговаривает с человеком его собственная совесть».

Точка зрения автора весьма определённа: хотя мы порой тяжело переживаем одиночество, оно играет огромную роль в развитии нашей личности, является школой, в которой мы учимся стойкости, мудрому, выстраданному спокойствию, уверенности в себе.

Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор. Да, каждый из нас переживает горькие моменты одиночества. Тебя кто-то обидел… Ты чувствуешь себя непонятым… Ты влюблён, а тот, кто вызвал в тебе это высокое чувство, тебя не замечает… Всё кажется плохим, тоска одолевает, но остановись, подумай о своих проблемах наедине с собой, и всё окажется не таким уж и печальным. Ты наедине с самим собой, скучно… Но вдруг зазвучала прекрасная музыка, и мир преобразился! Или вдруг в самый обыденный момент твоей жизни откроется перед тобой красота родного, такого привычного, но вдруг преображённого осенью леса…

Л. А Жуховицкий вспоминает «хрестоматийно любимых героев». Действительно, в русской классической литературе немало примеров трагически одиноких личностей: одиноки Евгений Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова, Базаров Тургенева. А мне вспоминается героиня романа А. С. Пушкина Татьяна, в формировании характера которой одиночество сыграло большую роль:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Вспомним её одинокие рассветы, увлечённое чтение книг, походы в опустевший дом Онегина, где она сумела понять душу того, в кого была влюблена.

Размышляя об одиночестве, я вспомнила стихотворении Беллы Ахмадулиной «По улице моей который год». Оно перекликается с мыслями Л. А. Жуховицкого. Сначала поэтесса говорит о горькой стороне этого состояния:

О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

Как холодно ты замыкаешь круг,

Не внемля увереньям безнадежным.

Но дальше Б. Ахмадулина остаётся наедине с природой, и одиночество из «сиротства» превращается в «блаженство»:

Дай стать на цыпочки в твоём лесу

На том конце замедленного жеста,

Найти листву и поднести к лицу

И ощутить сиротство, как блаженство.

«Вдохновение, размышление, поиск – ведь это тоже имена одиночества!» - пишет Жуховицкий. И ему вторит поэтесса:

Даруй мне тишь твоих библиотек,

Твоих концертов строгие мотивы.

И, мудрая, я позабуду тех,

Кто умерли или доселе живы.

И познаю мудрость и печаль,

Свой тайный смысл доверят мне предметы,

Природа, прислонясь к моим плечам,

Объявит свои детские секреты.

Наверное, никто из нас не хочет быть одиноким. Мы хотим верных друзей, жаждем любви, мечтаем о светлом будущем… Но, поразмышляв вместе с Л. А Жуховицким об одиночестве, я, наверное, теперь немного по-иному буду относиться к этому чувству, вспомню его совет: «НЕ стоит смотреть на одиночество трагически…Когда пройдёт тёмная полоса, ты будешь полностью готов к счастливой случайности».

 

9) Время - одна из самых загадочных философских категорий. Время уходит безвозвратно; то течёт оно слишком быстро, то ползёт невероятно медленно. Все мы, наверное, жалеем об ушедших днях, говорим о том, что времени катастрофически не хватает, и не знаем, как правильно им распорядиться. Сказка Кривина "Потерянный день" посвящена такому важному понятию, как время. Автор размышляет о том, как нужно к нему относиться и как правильно его использовать.

 

Ф. Кривин создаёт фантастическую историю о встрече Календаря с несуществующими днями. Эта встреча позволяет читателю ненадолго представить, что было бы, если остановить время. С одной стороны, хорошо: никуда торопиться не нужно, но, с другой стороны, время будет тратиться впустую, жизнь остановится и потеряет всякий смысл. Календарь понял это, поэтому в конце сказки настроение его изменилось, несмотря на то что много дней ушло безвозвратно. Зато все они были "при деле", а потерян из них лишь один - тот, который потрачен на бессмысленный разговор с несуществующими днями.

 

Автор текста считает, что нужно бережно относиться ко времени, не терять его попусту, чтобы не было жаль понапрасну потраченных дней. Если день прожит не без пользы, то о его уходе в прошлое и жалеть не надо.

 

С писателем нельзя не согласиться. Ведь время - это то же самое, что жизнь. Потратишь впустую время - жизнь проживёшь зря. Жизнь тем не менее закончится, дни уйдут, но так должно быть, таков закон. Главное, чтобы отведенный нам срок мы прожили с пользой, в первую очередь для окружающих.

 

О ценности времени говоритсяи и в известном произведении Шварца "Сказке о потерянном времени". Дети, которые тратили его впустую, были жестоко наказаны - они рано состарились и ничему не успели научиться. К счастью, герои поняли, что время очень дорого, что нельзя откладывать ничего на потом. Дети в конце произведения, осознав, что временем нужно грамотно распоряжаться, смогли вернуть всё на круги своя.

 

В сказке С. Маршака "Двенадцать месяцев" есть момент, схожий с тем, что описан в сказке Кривина. Юная королева желала, чтобы вместо очередного зимнего дня наступила сразу весна. Куда уйдут потерянные дни? Сколько всего полезного можно было бы сделать? Это бездумное вмешательство в устройство времён года. Братья-месяцы наглядно показали, что такое вмешательство ни к чему хорошему не приводит. Ход времени - это тот закон, который нужно уважать.

 

Времени нам отведено немного. С. Маршак писал, что "... путь у нас короче тех путей, что намечает взгляд". Торопиться все успеть, конечно, не стоит, но и проживать время зря довольно глупо.

 

10) Какое место в жизни человека занимает его дом - не просто жилище, где должны сохраняться и оберегаться тепло и уют, но и некое связующее звено между прошлым и будущим, между поколениями? Так В.К.Железников представляет на обсуждение читательской аудитории проблему роли дома в жизни человека.Комментируя данную проблему, хочется отметить ее важность и злободневность, ведь дом испокон веков зачастую являлся для человека единственным пристанищем, где можно забыть о будничной суете и проблемах. Автор обращает внимание читателя на представленную проблему путем его вовлечения в круг рассуждений и переживаний своего героя, Николая Николаевича, который, оказавшись в родных стенах, "впервые за последние годы... освобождённо и блаженно вздохнул". Дом представляется в первую очередь нитью времени: Николай Николаевич, сидя в отцовском кресле, предается не только воспоминаниям о беззаботном детстве, но и мечтаниям о светлом будущем: "Он думал о том, что когда он умрёт, то здесь поселится его сын с семьёй. И видел воочию, как сын входит в дом".

 

В.К.Железников, рассуждая над поднятой проблемой, четко обозначает свое к ней отношение, создавая образ дома и проецируя собственные рассуждения на мысли и чувства героя: "Постепенно всем своим существом Николай Николаевич почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома — он радостно кружил ему голову".

 

Нельзя не согласиться с позицией автора, ведь именно дом зачастую играет одну из важнейших ролей в нашей жизни, так как неразрывно связан с нашим детством, взрослением и трудностями, возникающими на нашем пути.

Данная проблема не раз находила отражение в русской художественной литературе. Так, в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад" ясно просматривается роль дома, заключенного в образ вишневого сада, для всех героев произведения. К примеру, для Любови Раневской вишневый сад - символ ушедшего детства и беспечной юности. Споря с Трофимовым о необходимости продажи сада, Раневская восклицает: "...пощадите меня. Ведь я родилась здесь здесь жили мои отец и мать...". Для героини пьесы сад становится сопровождающим ее отображением ушедших годов, и без него ей сложно представить свое былое существование.

 

Не менее острая связь психологического состояния персонажа в связи с его домом прослеживается в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Раскольников живет в крошечной каморке, которая является будто еще одним ключевым персонажем произведения, влияющим на образ мышления Раскольникова и, как следствие, на развитие событий романа. Так, получив письмо от матери, главный герой отправляется к Разумихину, но, так и не дойдя до него, решается идти куда глаза глядят, однако, ни в коем случае не возвращаясь домой, где " в углу, в... ужасном шкафу и созревало все это [рассуждения о разделении всех людей на тварей дрожащих и право имеющих и мысли об убийстве старухи-процентщицы] вот уже более месяца".

 

Обобщая вышесказанное, хочется поблагодарить В.К.Железникова за рассуждения по поднятой проблеме и привлечение читательского внимания к ней, поскольку дом является для человека своеобразным зеркалом его души, ведь именно ему отведено важнейшее место в наших жизнях и судьбах.

 

11) В представленном нам отрывке из романа-эпопеи "Война и мир" Л.Н.Толстого поднимается проблема человеческих взаимоотношений.

Автор показывает нам графа Ростова за празднованием именин членов его семьи. Л.Н. Толстой повествует нам об однообразности, одинаковой веселости слов, которые граф адресует гостям. Благодарность и обязательное обращение "ma сherе или mon cher он го­во­рил всем без ис­клю­че­ния, без ма­лей­ших от­тен­ков как выше, так и ниже его сто­яв­шим людям". Несмотря на ровное и вежливое, но холодное отношение к каждому пришедшему, Ростов предстает перед нами совершенно иным в разговоре с Дмитрием Васильевичем, дворянином, занимавшимся делами графа. В обращении к нему граф Ростов называет его ласково "Митенька", дает советы, не попрекая его, не приказывает.

Мне кажется, этим автор стремился нам показать условно сердечные, но пустые и только обязывающие отношения между людьми в светском кругу, противопоставляя их душевным человеческим взаимоотношениям, пусть и с подчиненными. Несомненно, Лев Николаевич Толстой, уважая отношения в светском обществе, говорит нам о несоизмеримой ценности человечности и душевности, отсутствия безликости в общении.

Я считаю, формальные взаимоотношения необходимы в обществе. Но мне кажется, люди черствеют без теплого, искреннего общения.

 

Пример этого - Вера Шеина, героиня романа И. Куприна "Гранатовый браслет". Ее супруг часто устраивает приемы гостей. Несмотря на то, что Вера самым серьезным минусом этих приемов видит затратность, впоследствии мы понимаем, как же ее тяготит отсутствие настоящего общения по душам. Она обретает эту возможность общения лишь с сестрою и старым генералом.

Необходимость неформальных душевных разговоров показана Э.-Э.Шмиттом в книге "Оскар и Розовая Дама". Неизлечимо больной мальчик не нуждается в подарках родителей, постоянном наблюдении за ним врачей. Оскару необходим человек, который бы пережил с ним все то, что выпало на его долю, а не прятался бы за белоснежностью халата или грудой привезенных ярких игрушек и интересных поделок.

Формальное общение является частью нашей жизни. Но сердечные человеческие взаимоотношения не заменимы ничем. Несмотря на все звания, чины и даже на родство с тобой окружающих, главным часто становится тот, с кем ты можешь говорить по душам не притворяясь.

 

12) Что такое любовь? Все ли способны по-настоящему любить? Какими поступками выражается нежность к оберегаемому нами человеку? Ответы на эти вопросы, интересующие людей с давних времён, пытается найти русская писательница Н.А.Тэффи.

 

Автор задумывается над тем, как выражается нежность в жизни. На мой взгляд, выбранная для разговора с читателем тема очень интересна.

 

Н.А.Тэффи рассматривает данную проблему с помощью рассказа о женщине, ухаживающей за своим больным мужем. "Всё она что-то поправляла около своего больного." Этими словами автор описывает нежно-трепетную жену злющего старика. Также писательница заостряет внимание на том, что любовь-нежность, в отличие от страсти, "... всё отдаёт, и нет ей предела". Такое чувство возвышает человека как личность, делает его особенным, заслуживающим уважения.

 

Размышляя над проблемой, Н. А.Тэффи приходит к выводу, что только нежность ничего не требует взамен от другого человека.

 

Конечно же, автор прав. Действительно, людям, дорожащим друг другом, важно только то, чтобы у любимых всё было хорошо.

 

В качестве примера, подтверждающего мою позицию, я хочу привести роман М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита". В этом произведении мы можем пронаблюдать то, как Маргарита, безумно любящая Мастера, продаёт душу дьяволу, чтобы помочь ему. В то же время герой готов отпустить любимую, считая, что она с ним не станет счастливой. Таким образом, М.А. Булгаков убеждает нас в том, что любовь-нежность способна отдать всё без остатка.

 

Данную мысль можно обосновать ещё одним аргументом. Читая данный текст, невольно вспоминаешь фразу А.А. Ахматовой: "Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, и она тиха". И правда, свои чувства мы не можем выразить словами, зато подтверждаем их поступками. Следовательно, нужно больше действовать, чтобы показать, как мы относимся к человеку.

 

Таким образом, нежность выражается не эгоизмом, а безвозмездной отдачей всего другому человеку без каких-либо требований и условий. Очень хочется, чтобы это чувство встречалось в нашей жизни часто.

 

13) Почему каждый счастливый человек должен знать о том, что есть несчастные? Именно эту проблему ставит в своем тексте русский писатель А.П.Чехов.

 

Повествование ведется от лица рассказчика, который в первом абзаце сообщает о том, как за несколько часов пребывания у брата он внутренне переменился. Автор отмечает: в тот вечер у его брата сбылась заветная мечта – вырастить крыжовник, он был как ребенок, «который наконец получил свою любимую игрушку», то есть был счастлив. Но, с недоумением замечает автор, «к мыслям о человеческом счастье примешивалось что-то грустное». Почему же? Да потому, с грустью утверждает А.П.Чехов, что в мире царит «наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых», полно выродков, пьяниц, лгунов, лицемеров… Объясняя такую несправедливость, рассказчик смиряется, потому что счастливый чувствует себя хорошо, когда несчастный молчит. Что же делать?

 

Рассуждая на эту философскую тему, автор подводит нас к выводу: каждый счастливый человек должен знать о том, что есть несчастные, потому что «как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

 

Соглашаясь в этом с А.П.Чеховым, хочется отметить, что мы должны не только знать о несчастных, но и помогать им, то есть проявлять человеколюбие. В правильности такой точки зрения меня убеждает отечественная литература.

 

Вспомним повесть В. Тендрякова «Расплата». Мне особенно запомнился эпизод с горящим немецким госпиталем. Главный герой Аркадий Кириллович, тогда еще гвардии капитан, стоял и наблюдал за пожаром вместе с толпой. Капитан испытывал чувство радости, потому что он находился под мирным небом, ведь «это была первая ночь в освобожденном Сталинграде». А рядом с Аркадием Кирилловичем стоял успевший спастись из пламени немец, который съёжился от холода. И главный герой накрыл немца своим полушубком, проявив человеколюбие. Он, будучи счастливым, не забыл и о несчастном.

 

Говоря о человеколюбии, невозможно не вспомнить Сашку из одноименной повести В. Кондратьева. Главный герой испытывал огромное чувство радости, когда взял в плен немца, а особенно – когда вел пленного в соседнюю часть на допрос. Но после приказа «пустить немца в расход» главный герой испытывал мучения, медлил: в нем говорило человеколюбие, ведь в тот момент немец был не враг, а просто человек. И время, потраченное Сашкой на раздумья, спасло жизнь немцу: командир передумал и успел отменить приказ.

 

Жизнь – это череда потерь и приобретений. Одни грустят об утрате, другие радуются приобретениям. Так давайте же для того, чтобы в мире хоть что-то обстояло благополучнее, будем, радуясь за себя, не забывать помогать несчастным!

 

14) Каждая мать любит своих детей, а значит, проблема материнской любви всегда оставалась и будет оставаться актуальной. Именно ее затрагивает В.А. Солоухин в приведенном тексте.

 

Автор видит любовь матери в ее самопожертвовании, желании спасти и уберечь своих детей от опасности. Он приводит в пример самку выхухоли, которая отчаянно борется со стихией, несмотря на то, что сама она является «крайне осторожным, крайне пугливым зверьком». Солоухин называет этот поступок героизмом, «но иначе не могло и быть: ведь детеныши кричали так тревожно и так призывно!» Автор текста вспоминает своих детей и воображает, какая опасность может сравниться с паводком для детенышей выхухоли. Единственным аналогичным бедствием он находит войну, так что, вероятно, он сочувствует самке и понимает ее чувства.

 

Солоухин считает, что материнская любовь способна на подвиги, если дело касается детей, что мать готова броситься на помощь в самой трудной жизненной ситуации, в этом и заключается позиция автора.

 

Я полностью согласна с его мнение, ведь любящая мать ради детей всегда готова столкнуться с опасностью, даже если придется поставить под угрозу собственную жизнь. Например, в произведении «Воробей» И.С. Тургенев описывает храбрый поступок воробья, который перегородил путь собаке, заслоняя собой птенца. Воробей весь дрожал от страха, но не отступил перед смертельной опасностью, ведь, по словам автора, «любовь сильнее смерти и страха смерти».

 

Кроме того, материнская любовь всегда бескорыстна и самозабвенна. Мать жертвует собой, не требуя ничего взамен. В легенде В. Сухомлинского «Крылья матери» гусыня закрывает своими крыльями гусят, защищая их от сильного дождя. Ее крылья изранены, но она не подает виду, успокоенная тем, что её птенцы живы и здоровы.

 

Действительно, нет любви сильнее и самоотверженнее, чем любовь матери. И мы должны это ценить.

 

15) Я с интересом прочитала текст Ф. Искандера, в котором поднимается проблема милосердия.

 

Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, писатель приводит размышления героя текста о милосердии и равнодушии. Осознав, что, подавая нищему мелочь, он оба раза не догреб из кармана все монеты, герой с грустью приходит к выводу: он делал это «небрежно и автоматически», так как «увы, был равнодушен к музыканту». Осуждая равнодушие и желая дополнить свою мысль о необходимости проявления милосердия к людям, автор передает сожаление героя о том, что он «довольно часто по спешке, по лени проходил мимо» нуждающихся, после чего «оставалась царапина на совести».

 

Автор текста убежден в том, что люди должны проявлять милосердие по отношению к другим, чтобы жить в гармонии с окружающим миром и самим собой.

 

Я полностью согласна с автором, ведь такие чувства как любовь, добро, милосердие и сострадание помогают человеку оставаться человеком в мире, где так много жестокости и несправедливости.

 

Подтвердить эту мысль можно на примере романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, бедный студент, которому едва хватает средств на жизнь, отдает свои последние деньги нуждающейся семье покойного Мармеладова. Автор произведения изобразил Раскольникова как человека доброго и милосердного, неспособного пройти мимо чужого горя.

 

Вспоминается также роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня Маргарита, имея возможность попросить у Воланда все, что угодно, требует помилования несчастной Фриды, а не свободы своего возлюбленного Мастера, хотя только ради этого она и принесла в жертву свою душу. Маргарита – достойная и высокоморальная личность, милосердие которой восхитило самого Сатану.

 

Таким образом, текст Ф. Искандера заставляет задуматься о действительно важном качестве человеческой души – милосердии.

 

16) Дмитрий Сергеевич Лихачев в прочитанном мною тексте заставляет задуматься над такой актуальной в нашем мире проблеме, как чтение. Эта тема волнует многих, потому что в наш век развитых информационных технологий современный человек все меньше и меньше отводит времени бумажной книге. Сейчас, как верно замечает автор, люди читают больше "для галочки": то, что надо прочесть "(по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия)", а не для собственного удовольствия.

 

По мнению автора, читать литературные произведения необходимо "в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке" для того, чтобы открылось самое главное: что хотел писатель донести до сердца, до души читателя, взявшего книгу."Незаинтересованное", но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека" - говорит Лихачев. Литература же, по мнению Дмитрия Сергеевича, при "полном погружении" может сотворить с человеком удивительное: сделать интеллигентным, развить "не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей" и многое, многое другое.

 

Позиция же автора заключается в том, что читать нужно больше и читать "с величайшим выбором". Лихачев призывает нас не тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым мы обладаем, - свое время на "суетность", то есть не бросаться на каждую модную новинку, а также на просмотр ненужных телепередач. Дмитрий Сергеевич говорит, что с классической литературой мы, читатели, не потеряем своего времени, но для того, чтобы лучше ориентироваться в вопросах сегодняшнего дня, автор советует не оставлять без внимания и современную литературу. Но, опять же, без "суетности".

 

Свою жизнь я лично не могу представить без книги. С самого детства книга была моим верным другом, надежным помощником. Каждая прочитанная книга оставляет тот или иной след в моей душе, заставляет задуматься над разными вопросами. Поэтому я полностью разделяю позицию Дмитрия Сергеевича. Для меня нет ничего более приятного, чем устроиться поудобнее с книгой, которую я выбрала по своему вкусу и настроению, и начать диалог с автором.

 

Артур Грэй, герой повести "Алые паруса" А.Грина, точно так же, как и я, устроившись поудобнее в мягком кресле в библиотеке своего отца, с увлечением читал про море, капитанов и путешествия. Эти сюжеты сформировали его как личность и определили его будущее: он не представлял себя в какой-то другой роли, кроме как быть капитаном парусного судна.

 

Подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать, что читать нужно уметь: уметь выбирать книги и учиться читать "бескорыстно", обращая внимания на мелочи.

 

17) Примерное сочинение

Василь Быков, известный советский писатель, сам был участником Великой Отечественной войны, наверное, поэтому в его творчестве военная тематика занимает особое место. Он один их тех авторов, который по-новому подошел к освещению характеров людей в моменты страшных испытаний. Вот и в представленном отрывке он обращается к нравственной проблеме, размышляет о чести и бесчестии, о долге и предательстве…

Василь Быков с самого начала формулирует вопросы, которые представляются ему очень важными: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» Он размышляет о жизни, которая дорога каждому, и о неизбежной смерти, потому что необходимо до конца оставаться честным человеком. В. Быков рассказывает об эпизоде, который произошёл в годы Великой Отечественной войны, в августе сорок четвёртого года. Среди пленных гитлеровцев повествователь встретил человека, которого считали погибшим, он «посмертно» был удостоен высокой награды. И вдруг автор видит его «в пропотевшем немецком кителе, оборванного и понурого». Страшной оказалась судьба этого человека, пытавшегося «сохранить жизнь и не погрешить против совести». Этот человек был ранен и попал в плен, «он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим». Он принимал участие в боях против своих, хотя стрелял вверх. Человек остался жить, но это, если можно так выразиться, «нравственный мертвец», в нём нет ни злобы, ни отчаяния…только тихая покорность судьбе…

Всем ходом своих размышлений автор приводит нас к выводу: даже ради спасения собственной жизни нельзя поступаться честью и совестью.

Невозможно не согласиться с точкой зрения Василя Быкова, потому что сохранить жизнь и не погрешить против совести, это в определённых, трагических обстоятельствах бывает невероятно трудным, если не совсем безнадёжным. Вопрос, поднятый автором, присутствует во многих произведениях самого В. Быкова. Мне вспоминается его повесть «Сотников». Проблема нравственного выбора поставлена перед двумя партизанами, которые, выполняя очередное задание командира отряда, оказываются перед выбором: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть, правда, не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но погибнуть с достоинством, никого не предавая, не отрекаясь от своих убеждений. Оба героя делают непростой нравственный выбор: Сотников гибнет, сохранив человеческий облик, Рыбак предаёт товарищей, родину и соглашается сотрудничать с немцами.

В повести В. Г. Распутина «Живи и помни» стоит та же проблема выбора. Дезертирство Андрея Гуськова, героя повести, его эгоизм и трусость, желание остаться в живых привели к трагическим последствиям: они стали причиной смерти матери и самоубийства беременной жены Настёны. Муж-дезертир после ранения и лечения в госпитале тайком появляется в окрестностях родной деревни, оправдывая свои поступки желанием увидеть родных. Он становится озлобленным, отверженным от людей, приносит несчастье своей жене, которая острее его чувствует вину перед людьми. Настена пытается спасти его, но муки совести, людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она беременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Женщина самоотверженна, её муж труслив и эгоистичен.

О многом заставили задуматься размышления В. Быкова. Сумею ли я в минуту испытания преодолеть страх смерти, потери здоровья? Можно ли было герою рассказа Быкова просто промолчать, сделать вид, что не заметил, не узнал знакомого? В книге «Заветное», в которой собраны интересные высказывания академика Д.С. Лихачева, написано, что «лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью». Как верно сказано!

 

 

18)Мир детства… Так мечтаем вырваться из него в юность, но чем старше становимся, тем чаще хочется вернуться в детство. Об ощущении связи с этим миром - миром детства - говорит в своей статье известный писатель Ф.Искандер. У каждого, конечно, свои ощущения и впечатления детства, но часто неискушённый взгляд ребёнка помогает уже взрослому человеку правильно воспринимать действительность. Ф.Искандер считает, что " настоящие люди - это те, что с годами не утрачивают детской веры в разумность мира, ибо эта вера поддерживает истинную страсть в борьбе с бездушием жестокости и глупости". И с этим утверждением трудно не согласиться. Вспомним Андрея Болконского из романа Л.Н.Толстого " Война и мир ". Именно встреча с Натальей Ростовой, воспринимающей окружающий мир по-детски восторженно, искренне, наивно, изменило отношение князя Андрея к работе в комиссии Сперанского. В детских воспоминаниях возникают чаще всего картины, когда ребёнок бессознательно ищет в чем-либо увиденном здравый смысл, иногда эти поиски продолжаются и в зрелом возрасте. Особенно, когда пытаемся понять, почему сейчас к вещам относятся бережнее, чем к родным, близким людям. Возможно, это происходит потому, что в суете, в погоне за материальными благами люди реже стали вспоминать детство и искать здравый смысл своей жизни?!     19)Война... Страшно становится, даже когда просто произносим это слово. А что испытывают люди, прошедшие войну? Из текста Л.Андреева мы узнаём о возвращении с фронта тяжело раненного солдата. По-детски трогательно воспринимает этот человек окружающую его мирную жизнь. Он сумел сохранить в себе добрые человеческие чувства, не обозлился, не ожесточился, не капризничает, не становится тираном от того, что стал на войне инвалидом, остался без ног. Он думает о будущем, строит планы. Возможно, этот человек, будучи на войне, видя её ужасы, страдания, научился ценить простые радости мирной жизни: семью, возможность заниматься любимым делом, каждый день " видеть всё знакомое, простое, обыкновенное". Его младший брат никогда не был на войне, на фронте, но знает, что происходит на войне, не может смириться с тем, что "миллионы людей,..... стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны " Ведь это сумасшествие?! - утверждает он. Рассуждая о войне, он просит брата, вернувшегося с войны инвалидом, объяснить ему происходящее. Не услышав ответа, смотрит на старшего брата, как взрослый на ребёнка. Сложная ситуация. Конечно, нельзя равнодушно внимать ужасам войны, но и о радостях жизни забывать не стоит. Иначе и мира не будет. Это понял князь Андрей, когда лежал раненый на Аустерлицком поле и смотрел в небо. Ему ничтожны казались интересы Наполеона, мелочен ему казался и сам герой с его мелким тщеславием и радостью победы в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. Тихая жизнь и спокойное семейное счастье в Лысых горах представлялись князю Андрею. Почему же мы, люди начинаем ценить счастливые мирные мгновенья повседневной жизни, когда они утеряны безвозвратно?
 

 

 

20) Прочитав статью Максима Анисимовича Кронгауза, я, может быть, впервые серьёзно задумалась о том, что язык начал изменяться. Интернет вытесняет устную речь письменной, так как многие (особенно молоды) общаются в Интернете, переписываясь друг с другом в социальных сетях.

 

Несомненно, для застенчивых людей общение в Интернете - это спасение от одиночества.Но сегодняшние соцсети вовлекают человека в бесконечную коммуникацию, а это приводит к общению на уровне "привет" "пока". Разговаривая односложными и простыми предложениями, люди перестают мыслить. Это не может не волновать.

 

Хотя автор статьи Максим Анисимович Кронграуз считает, что тревожиться из-за изменений, происходящих в русском языке, не стоит, так как он уверен, что "все в результате окажется сбалансировано".

 

Неравнодушие лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза к судьбе родного языка, получают отклик в душе нас, читателей способствует формированию ответственного отношения к собственной речи, к мыслям, чувствам и поступкам. А интерес к русскому языку как раз и проявляется в обеспокоенности его судьбой.

Не зря ещё в 19 веке великий русский писатель И.С.Тургенев утверждал: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

Июнь 1882

 

И никакой Интернет в 21 веке с его односложной, письменной и часто ошибочной речью не вытесняет его. Русский язык прошёл через многое и остаётся великим и могучим, как и народ создавший его и пользующейся. ИИ наши волнения о бушующим языка только на пользу ему!

 

21) Прочитав текст Анастасии Геннадьевны Ермаковой, я, может быть, впервые серьёзно задумалась о том, что испытывают дети, живущие в детских домах. Я благодарна за то, что автор поднимает проблему отношения общества к детдомовцам, ярко и образно повествуя о посещении группой волонтёров детского дома.

Для меня стало открытием, как и для волонтёров, что для ребят из детдома,"самое позорное" _ "выглядеть несчастными", что они " хотят общаться только на равных". А главное, эти дети, когда-то брошенные своими матерями, не доверяют окружающим их людям; воспитатель, прося привезти фотографии, говорит: " Вы, правда, привезите, ребята ведь ждать будут".

 

А детские душевные раны очень тяжело затягиваются, особенно если обиды копятся десятилетия, как произошло с главным героем Олегом в повести Юрия Короткова " Седой". Олег долго держал обиду на родную мать за то, что она сдала в детский дом его и сестру. Олег даже поседел в семь лет. Обида десятилетия сжигала его душу. Он ни с кем не дружил, никого не любил, никого не боялся. Кулак - его единственное "достоинство", с помощью которого он отстаивал свою честь, честь сестры. И только после трагичной смерти друга Александра Петухов попытается оправдать мать, забыть обиду, и в результате идёт на её могилу...

 

И вновь обращаюсь к тексту Ермаковой так как права Вероника, утверждая, что волонтёрам нужны дети-сироты гораздо больше, чем они ребятам, когда чувствуешь не только свою боль, но и чужую, реже обижаешь других.

 

Возможно, когда мы поймём это, в нашей стране будет меньше брошенных детей и детских домов.

 

 

22) Прочитав текст Абраменковой, я вспомнила стихотворения А.Барто "Игрушки" Как сочувствовали мы в детстве мишке, которому оторвали лапу; зайке, брошенному хозяйкой. Хотелось беречь свои игрушки, тем более, что их у нас было не так много. И конечно, я согласна с автором статьи, что "игрушки оказывают важное влияние формирования души ребёнка". Девочки, играя с куклами, учатся бережно относиться к детям, заботиться о них. Мальчики не только катают машинки, но и ремонтируют их.

 

Правда, в последние годы, когда в детских отделах магазинов просто глаза разбегаются от разнообразия игрушек, их обилия, отношение к ним меняется. И Абраменко для более яркого и эмоционального выражения своего негативного отношения к современной игрушке использует инвидидуальноавторское слово - "антиигрушка". Почему? Да потому что в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. Когда игрушек много, они быстрее надоедают, хочется все новых и новых впечатлений. Вырастая, человек становится потребителем. Душа его будет закрыта для всех радостей жизни, кроме приобретения новых вещей.

 

Как видим "игрушка - это не забава". Жаль что многие современные родители этого не понимают. Особенно страшно, когда девочка плачет, что у куклы оторвалась ручка, а мама, успокаивая дочь, говорит: " не плачь, выбрось её, мы лучше купим". А потом удивляются, почему у нас в мирное время так много детских домов, много брошенных детей. Ведь понятия добра и зла, милосердия воспитываются с детства, когда ребёнок, играя, познает мир.

 

Это же утверждает писатель Е.Носов в своем рассказе "Кукла", когда главный герой Акимыч роет могилу, чтобы "похоронить" кем-то брошенную и обезображенную куклу.

 

23)

Все дальше от нас Великая Отечественная война, все меньше остаётся в живых участников и свидетелей тех страшных лет: Но как замечательно, что есть книги писателей - фронтовиков, которые запечатлели своих однополчан, простых советских войнов, спасших мир от фашизма.

 

Нельзя не восхищаться Лешкой - связистом из одноимённого произведения известного писателя - фронтовика Виктора Некрасова. Война не смогла отнять у Лешки его детскость, открытость души, жажду знаний: Лешка был знаменит тем, что много читал и " по-детски эмоционально переписывал все преподносимое ему книгами".

 

Поражает то, как этот "маленький, худенький, с детской......................... " связист просто, спокойно выполнял свой воинский долг":... где - нибудь в сети обнаружиться прорыв - загнёт страницу, побежит, починит, вернётся и опять глаза в книгу."

 

Незабываемый образ просто русского солдата, защитника родины. Василия знал Теркина создан А.Т Твардовским.

 

Да, не чудо - богатыри выстаяли в той страшной войне, а обычные люди.

 

 

23) Собираясь в школу, посмотрела " Новости". Как много гибнет людей! Почему? Около тысячи стали жертвами землетрясения в Индонезии, около 40 человек погибли в автомобильной аварии: Водитель легкового автомобиля не справился с управлением и врезался в автобус. В первом случае причиной трагедии стала неуправляемая природная стихия, а во втором - конкретный человек.

 

Человек... Это звучит гордо! - вспомнились мне слова великого русского писателя М. Горького. Только чувства, совершенно противоположные, не дают мне покоя, когда я прочитала текст Г. Черникова и вспомнила эту фразу и. Действительно, нельзя не гордиться великим достижением человеческого ума: космическими полётами, компьютерными технологиями, коммуникационными системами.

 

Но нельзя мириться с разгильдяйством, безответственностью, желанием сиюминутной выгоды в ущерб будущему, ленью, которые приводит не только к небольшим авариям, но и становится причиной огромных по своим масштабам трагедий (например, на Чернобыльской АЭС и др).

 

И нельзя не согласиться с автором публицистического текста Г. Черниковым, что привыкли люди " обвинять" в катастрофах силы природы. Ирония автора особенно заметна, когда он говорит о " любимом русском " авось гром не грянет ", успокаивающем " рабочею совесть", требующую выполнять все тщательно. А сочетание в тексте книжных и разговорных конструкций подчёркивает, что такого безответственное поведение человека характерно любой обстановке: и на работе, и в быту, и на отдыхе.

 

И пока каждый человек не задумается о своей ответственности за все, что его окружает, все великие достижения человеческого разума будет уничтожаться или будет приносить самим же людям только несчастье и беды.

 

 

24) На что человек способен ради любви?
Что такое любовь? У каждого человека есть своё определение этому красивому, загадочному слову. Например, апостол Павел проповедовал, что любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...