Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды кредитов во внешней торговле и их сущность (коммерческие и банковские кредиты).




Виды кредитов во внешней торговле. Кредиты, применяемые во внешней торговле, можно классифицировать по нескольким главным признакам, характеризующим отдельные стороны кредитных отношений. В зависимости от того, кто выступает в качестве кредитора, различают кредиты:

- частные, предоставляемые главным образом фирмами и банками, значительно реже посредниками (брокерами);

- правительственные, предоставляемые, как правило, государственными специализированными кредитными учреждениями;

- смешанные, в которых вместе с государством участвуют частные структуры;

- кредиты международных и региональных банков и других кредитных и валютно-финансовых организаций, таких как группа всемирного банка, МВФ, ЕБРР и др.

Наиболее распространенной формой международного кредита являются частные экспортные кредиты, которые, в свою очередь, принято подразделять на коммерческие (их еще называют фирменными кредитами или кредитами поставщиков), предоставляемые иностранным покупателям непосредственно экспортерами, а также прямые банковские кредиты (их часто называют кредитами покупателю), которые предоставляются банком страны экспортера непосредственно импортеру или его банку.

Фирменный кредит - покупательские авансы, выдаваемые импортерами той или иной страны иностранным производителям или экспортерам. Так, американские и английские машиностроительные фирмы нередко получают авансы от иностранных заказчиков в размере 1/3 стоимости заказа. Значение покупательских авансов заключается в том, что, во-первых, они служат формой обеспечения обязательств иностранных заказчиков, а, во-вторых, представляют собой увеличение капитала экспортера.

Фирменные кредиты можно подразделить на кредиты, финансирующие внешнеторговую операцию в период от заключения контракта до отгрузки товара (покупательские авансы) и в период после поставки товара до получения платежа (рассрочка платежа)

Со временем меняется значение отдельных видов кредитов, появляются новые формы и модификации. В честности, прямые банковские кредиты, которые стали широко применяться с конца 60-х гг., оказались технически более удобными и сейчас занимают доминирующее положение. Популярной становится такая форма, как лизинг, в которой кредитные операции сочетаются с арендными. Постоянно совершенствуется во всех странах система банковских кредитов экспортеру (например, факторинг, форфейтинг), с помощью, которой преодолеваются узкие рамки коммерческого кредита, опирающегося на собственные средства фирмы - экспортера.

Банковский кредит бывает в виде:

- кредитования под товары в стране-экспортере (этот кредит дает экспортерам возможность продолжать операции по заготовке и накоплению товаров, предназначенных на экспорт, не дожидаясь реализации ранее заготовленных товаров);

- предоставления ссуд под товары, находящиеся в пути (под обеспечение транспортных документов - коносамент, железнодорожная накладная и др.);

- выдачи кредита под товары или товарные документы в стране-импортере;

- ссуд, не обеспеченных товарами, которые получают крупные фирмы-экспортеры от банков, имеющих с ними длительные деловые связи или участвующих в их капитале.

По срокам кредиты традиционно делятся на:

- краткосрочные - до 1 года;

- среднесрочные - до 5 лет;

- долгосрочные - свыше 6 лет.

Краткосрочные кредиты используются для финансирования вывоза потребительских товаров недлительного пользования, среднесрочные для потребительских товаров длительного пользования и простых видов оборудования и долгосрочные - для тяжелого и технически сложного оборудования, при поставках комплектных предприятий и строительстве крупных объектов в области инфраструктуры.

Если краткосрочный кредит пролонгируется (продлевается), он становится средне- и иногда долгосрочным. В этом случае, как, собственно, и по всем видам экспортных кредитов, предоставляемых продавцами, конечным кредитором оказывается банковская система страны экспортера, поскольку кредиты поставщиков рефинансируются, как правило, в коммерческих банках путем учета долговых обязательств импортера.

Товарные и валютные кредиты. Еще одно подразделение кредитов во внешней торговле зависит от вида (формы, а иногда говорят «наполнения») их предоставления: товарные кредиты предоставляются в основном экспортерами своим покупателям; валютные кредиты предоставляются банками в денежной форме: в национальной или иностранной валюте.

Обеспеченные и необеспеченные кредиты. Кредитование ВЭД осуществляется в основном против передачи должником обеспечения: товаров, товарораспорядительных документов, других коммерческих документов, а также ценных бумаг, векселей, недвижимости, прочих ценностей.

Залог товара для получения кредита осуществляется в трех основных формах: твердый залог, при котором определенная товарная масса закладывается в пользу банка; залог товара в обороте, при котором учитывается остаток товара соответствующего ассортимента на определенную сумму, залог товара в обороте, когда из заложенного товара можно изготавливать изделия, но передавая их в залог банку.

Необеспеченный, банковый кредит выдается под обязательство должника погасить его в определенный срок.

Кредиты наличные, акцентные и другие. С точки зрения техники предоставления различают:

- наличные кредиты, когда предоставляемые средства зачисляются на счет должника в его распоряжение;

- акцептные кредиты, которые предоставляются в форме акцепта тратты импортером, чаще банком, что облегчает учет тратты в банке заемщика;

- облигационные займы, которые широко используются при привлечении средств на долгосрочной основе;

- консорциальные кредиты, широко практиковавшиеся в 70-80-х гг., позволяющие заемщику мобилизовать особо крупные суммы на длительный срок, поскольку кредитором выступает не один банк, а несколько - консорциум.

Участие коммерческих банков в кредитовании внешней торговли всегда было велико, ибо фирменный кредит в той, или иной степени опирается на банковский кредит, связан с ним. Вместе с тем современные тенденции в кредитовании международной торговли, возрастающая роль государства в системе форсирования сбыта товаров, в которой большое место занимают кредитные и финансовые рычаги, позволили преодолеть относительно узкие границы фирменного кредита, и способствовали появлению новых форм банковского кредитования, когда кредиты предоставляются непосредственно импортеру или его банку.

Особенно велика роль прямых банковских кредитов - кредитов покупателю - в средне- и долгосрочном кредитовании внешней торговли.

Банковские кредиты покупателю как форма финансирования экспорта означают переход ответственности в вопросе мобилизации средств для кредитования ВЭД от отдельных экспортеров и импортеров к банкам и банковским группам с большими финансовыми возможностями. Участие государства в финансировании экспорта путем страхования кредитов, их рефинансирования и субсидирования также содействовало участию банков в кредитовании внешней торговли.

Виды банковского кредитования. Существует несколько видов участия банков в кредитовании внешней торговли:

- банковский кредит, когда кредитующие банки покупают у экспортеров кредитные обязательства (векселя, банковские гарантии и др.) или приобретают права по ним;

- банковский кредит, когда импортер или его банк выписывают долговые обязательства непосредственно на имя банка кредитора;

- акцепт банками векселей выставляемых на них экспортерами или импортерами.

В первом случае банковский кредит представляет собой традиционные и появившиеся сравнительно недавно формы кратко- и среднесрочного финансирования фирменных кредитов. С помощью банковских кредитов продавцу в форме учета тратт, факторинга, форфейтинга преодолеваются узкие границы фирменных кредитов, опирающихся на собственные средства экспортера. Во втором случае мы имеем дело с возникшим в начале 60-х гг. кредитом покупателю, когда кредитующие банки вкладывают в кредитные операции собственные ресурсы, предоставляя кредит непосредственно импортеру, или его банку, или специальной кредитно-финансовой компании.

В третьем случае, при акцепте тратт, выставленных на банки, сами банки-акцептанты никакого кредита не предоставляют. Акцепт первоклассных банков выступает средством для получения кредита, поскольку участники национальных денежных и валютных рынков охотно вкладывают временно свободные средства в банковские акцепты.

Финансирование фирменного кредита путем учета векселей является традиционной и до сих пор широко применяемой формой при краткосрочном кредитовании экспорта. При учете векселя (продаже его держателем банку) банкам досрочно выплачивает экспортеру сумму, на которую выписан вексель, за вычетом определенного процента. Размер последнего определяется ставкой на ссудный капитал и зависит от срока, и качества векселя.

Факторинг во внешней торговле. Термином «факторинг» объединяется целый ряд комиссионно-посреднических операций, связанных с переуступкой банку клиентом-поставщиком неоплаченных счетов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним, т. е. с инкассированием дебиторской задолженности клиента (получением средств по платежным документам).

Во внешней торговле факторинг означает покупку банком или специальной компанией требований экспортера к импортеру и их инкассацию. Применяется факторинг при экспорте потребительских и серийных товаров с рассрочкой платежа на 90- 120 дней. Предприятия, особенно средние, с большой долей экспортной продукции, имеют возможность превратить с помощью факторинга поставки с рассрочкой платежа в операции с условно немедленной оплатой наличными.

5. Виды планов и их показателей. Принципы и методы планирования.

Классификация планов:

1. По срокам: прогнозы (>10 лет), долгосрочные (5-10лет), среднесрочные (2-5лет), краткосрочные (1год), текущие (1-6мес.), оперативные (на 1 смену, сутки, неделю…)

2. По масштабам: глобальные (весь земной шар), международные (2 и>государств); государственные; региональные; отраслевые; районные, городские; внутрифирменные.

3. По содержанию: 1.Экономические: производство; эксплуатация; строительство; финансирование.2. Социальные: образование; медицина; культура…3. Экологические: рациональное использование природных ресурсов; охрана ОС….

Показатели планов:

1. По характеру образования: Утверждённые (налоги, нормы, лимиты); Расчётные (выручка, прибыль)

2. По форме изложения: количественные и качественные; натуральные и стоимостные; абсолютные и относительные

3. По содержанию: технические; экономические; социальные; экологические

Принципы – это основные правила, которые необходимо соблюдать в процессе планирования. Фр. экономист А. Файоль предложил 5 основных принципов:

1) Единство – предполагает, что план-ие имеет общий системный хар-р, т.к. любой экон. субъект является системой отдельных взаимосвязанных элементов, и изменение величины отдельных факторов вызывает изменение результатов деятельности.

2) Участие – каждый работник должен участвовать в разработке, принятии и реализации управленческих решений. Участие обеспечивает чувство сопричастности в получении результатов, работу для себя – лучше планировать, чем быть планируемым со стороны другого.

3) Непрерывность – предусматривает, что на смену одному плану заблаговременно готовится др. план, производится так назыв. скользящее планирование.

4) Гибкость – это способность плана менять направленность, даже цель, постоянное уточнение, корректировка планов под воздействием внешней среды и внутренних факторов.

5) Точность – это правильность или обоснованность показателей, нацеленность планов на рацион. использование ресурсов предприятия.

Точность и детализация плановых расчетов снижаются при переходе от краткосрочных к средне- и долгосрочным планам. В нашей стране кроме упомянутых также используются такие принципы, как целенаправленность, комплексность, принцип ведущего звена. Целенаправленность план-я означает необходимость выделения опред. цели, т.е. прежде чем действовать каждый управленец должен знать, что он хочет достичь и что может. Комплексность означает совместное решение 2-ух или более задач в одном плане. Принцип ведущего звена предусматривает выделение в планах наиб. важных, приоритетных целей. Это позволяет бороться с распылением ресурсов.

Все принципы (правила) планирования взаимозависимы, равноценны и должны использоваться совместно.

Методы планирования формируются на базе принципов планирования.

Существуют следующие методы планирования:

1. Системный анализ — предусматривает разработку плана развития экономического субъекта. Рассматривают следующие основные направления его деятельности: сферы интереса, условия деятельности, тактика и политика, организационная структура управления предприятием, конкурентная среда. Основан на разделении более сложных задач на более простые: страна, регионы, отрасли, предприятия, подразделения.

2. Программно-целевой метод — используется при планировании и прогнозировании в одном направлении, для решения одной задачи. Является частью системного анализа. Направлен на выделение из системы одной важной задачи и составление программы для решения этой задачи (жилье для военнослуж., чистая вода России).

3. Балансовый метод — относится к наиболее распространённым первичным методам планирования, которые на более мелкие не подразделяются. Реализуется путем составления разл. балансов, т.е. сопоставление потребностей в ресурсах и источниках их покрытия. Бывают материальные, финансовые, трудовые, ресурсные, сводные. Основной задачей балансового расчёта является его увязка, т.е. обеспечение равенства между наличием и потреблением ресурсов. Если потребности больше их наличия, то нужно увеличивать производство этих ресурсов. Если наличие ресурсов больше потребностей, то поступают наоборот, т.е. планируют сокращение производства, сокращение закупок и увеличение потребления.

4. Нормативный метод — это расчёты по определению и обоснований планов с помощью системы норм и нормативов, в пределах которых д/совершаться простейшие экономические процессы. Применение этого метода позволяет обеспечить рациональное использование ограниченных ресурсов и сократить расходы времени и денег на планирование. Норма – это max допустимые затраты ресурсов на единицу продукции. Норматив – это плановый показатель, характ-ий норму расхода ресурса и степень его использования. Бывают технико–экономические нормативы, налоговые нормативы, нормативы на обязательные платежи и отчисления, финансовые нормативы. Наиболее распр-ый, первичный метод планирования.

5. Экономико-математические методы позволяют определить и обосновать величину плановых показателей с помощью приёмов прикладной математики, мат. статистики и моделирования, использовать в расчётах средства вычислительной техники.

Так же методы планирования бывают:

1. по времени появления – усовершенствованные, традиционные и новые.

2. по подходу – общие и функциональные

по направленности представляемого материала – описательные, эмпирические, графические.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...