Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

Письменные контрольные работы

Контрольный диктант

Контрольными письменными работами являются: контрольный диктант, контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольная работа по теме, тематический разноуровневый тест. Контрольный диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Каждый текст диктанта должен быть насыщен орфограммами и пунктограммами на изученные правила.

Требования к тексту диктанта

Класс Количество
  Слов (самост., служебных) орфограмм пунктограмм слов с непроверяемыми орфограммами
  90-100   2-3  
  100-110   3-4  
  110-120   4-5  
  120-150      
  150-170        
  170- 190      
  190-200      

Примечание: 1До конца первых двух месяцев учебного года (а в V классе – до конца первого семестра) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.

3В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами.

Нормы оценивания диктантов

Нормы оценивания (количество ошибок)
Вид диктанта Отметка «5» Отметка «4» Отметка «3» Отметка «2»
Контрольный • 0\0; • 1 негрубая орфографическая или пунктуационная: 0\1негрубая, 1 негрубая\0; • 1 негрубая орфографическая +1 негрубая пунктуационная: 1\1.   0\0, 0\1, 1\0, 1\1 (если ошибки негрубые) 2 орфографические + 2 пунктуационные; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные; • 0 орфографических + 4 пунктуационные 2/2, 1/3, 0 /4; 3/0 3 /1 (если ошибки однотипные) • 4 орфографические + 4 пунктуационные; • 3 орфографические + 5 пунктуационных; • 0 орфографических + 7 пунктуационных; • 6 орфографических + 6 пунктуационных (если есть однотипные и негрубые орфографические и пунктуационные) 4\4 3\5 0\7; 5\4 в 5 классе; 6\6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) • 7 орфограф. +7 пунктуационных • 6 орфограф. +8 пунктуационных; • 5 орфограф.+9 пунктуационных; • 8 орфограф. +6 пунктуационных 7\7, 6\8, 5 \9, 8\6
         

Примечания:

• при большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1»;

• при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел — 2 орфографические ошибки, для «3» — 4 орфографические ошибки, для «2» — 7 орфографических ошибок;

• отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений грубых ошибок (пошол на пошёл, пресел на присел и т.д.);

• при наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) отметка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок отметка не может быть снижена до неудовлетворительной.

При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:

• в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;

• учитывает однотипные ошибки как обычные;

• все исправления считает за ошибку.

Завышение оценки происходит по следующим причинам:

• учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;

• оценка не снижается за многочисленные исправления;

• все однотипные ошибки считаются как одна.

При выставлении отметки за четверть (семестр необходимо учитывать не только среднюю арифметическую величину, но и все образовательные достижения школьника, его грамотность, качество выполнения контрольных, практических, лабораторных и др. видов работ. Преимущественное значение имеют отметки, отражающие степень владения навыками (речевыми, орфографическими, пунктуационными).

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

• описка (искажение звуко-буквенного состава слова: чапля вместо цапля);

• ошибка на правило, не изучаемое в школе;

• ошибка в переносе слова;

• ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);

• ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).

К негрубым орфографическим относятся ошибки:

• в исключениях из правил;

• в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

• в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с
предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

• в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

• в написании ы и и после приставок;

• в случаях трудного различения не и ни;

в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

• в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

• в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

• при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб. (или ½, т.е. пол-ошибки). При выведении балла нечётное количество негрубых ошибок округляется в пользу ученика.

 

 

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся — это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: вырощенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако (сколько бы их ни было) считаются за одну.

Однотипные — это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамма­тических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая — как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомни­тельные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...