Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Билет №24 Категория бытия Бытие — предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира.
Билет №26 Основные атрибуты материи: движение пространство и время. Всякое изменение вообще - есть движение. Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем. Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь необходимо обратить внимание на следующие моменты. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при определенных условиях могут переходить друг в друга. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших, однако, не являются их простой суммой. Высшие формы обладают своими собственными закономерностями, качественным своеобразием. Если движение - это способ существования материи, то пространство и время - это формы существования материи. Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру.
Время — это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов. Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время. В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция - рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции. Реляционная концепция - рассматривает пространство и Время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами.
Билет №28 Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Важнейшими чертами практики как гносеологического феномена являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование материальных систем. Практика имеет общественный характер, она объединяет в целое миллионы человеческих воль, устремлений, направляя их к реализации общественных целей. Возможности практики обусловлены уровнем развития общества в целом.
В тесной связи с практикой развивается и познание. Оно и есть процесс получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической деятельности. Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе. Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность).
Гносеологический пессимизм – представители данного направления в теории познания ставят под сомнение возможность достижения объективно-истинного знания и исходят из представления об ограниченности познавательных способностей человека. Крайним выражением гносеологического пессимизма является агностицизм. Г.п. продолжает линию античного скептицизма, сомневающегося в надежности истины, ставящего истинность познания в зависимость от условий познавательного процесса. Современный гносеологический пессимизм полагает, что мир устроен нерационально, в нем отсутствуют всеобщие законы, господствуют случайность, субъективность процесса познания; иррациональным является и человеческое существование.
Билет №30 Проблема истины в философии является центральной во всей теории познания. Она отождествляется с самой сущностью, является одним из самых важнейших мировоззренческих понятий, находится в одном ряду с такими ключевыми явлениями, как Добро, Зло, Справедливость, Красота. Проблема истины в философии и науке является достаточно сложной. Многие концепции прошлого, например, концепция Демокрита о неделимости атомов, считалась на протяжении почти двух тысяч лет бесспорной. Теперь она уже представляется как заблуждение. Однако, скорее всего, большая доля существующих сейчас научных теории окажутся заблуждениями, которые опровергнут со временем. На каждом этапе своего развития человечество располагало только относительной истиной – неполным знанием, содержащим заблуждения. Признание истины относительной связано с бесконечностью процесса познания мира, его неисчерпаемостью. Проблема истины в философии также заключается в том, что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины, поскольку оно имеет объективно истинное содержание, является необходимым этапом познания, включается в последующие этапы. Когерентная концепция истины (от лат. cohaerentia – связь, сцепление) делает акцент на таких свойствах знания как самосогласованность и логическая непротиворечивость. Решить вопрос об истинности (или ложности) определенного высказывания значит установить его согласованность (или несогласованность) с некой системой высказываний, то есть в отличие от классической концепции утверждение сравнивается не с реальностью, а с другими утверждениями. Когерентность знания может устанавливаться не только в рамках одной теории, но и между теориями в пределах определенной отрасли науки, между наукой в целом и мировоззренческими установками культуры. Прагматическая концепция истины (от греч. pragma - дело, действие) в наиболее четком виде представлена у представителя прагматизма У. Джемса, с точки зрения которого мера истинности знания определяется его практической полезностью, эффективностью для достижения тех целей, которые ставит и достижения которых добивается человек. Вопрос о реальном положении дел безотносительно наших практических потребностей в данном случае не имеет смысла. В марксистской теории познания которая в целом опирается на корреспондентскую концепцию истины, также присутствуют элементы прагматистского подхода, так как важнейшим критерием истины провозглашается практика. Конвенционалистская концепция истины (от лат. conventio - соглашение). В своем понимании истины сторонники этой концепции (А. Пуанкаре, Р. Карнап, К. Айдукевич и др.) исходят из предпосылки, что то, что в науке опознается как «факт» во многом является теоретическим конструктом, то есть сама картина научной реальности зависит от используемого понятийного и логического аппарата, выбор которого, в свою очередь, определяется соглашением (явным или неявным) среди членов научного сообщества. Таким образом, само определение истины и ее конкретное содержание носят условно-договорной характер и являются производными от выбора концептуального инструментария, используемого при исследовании. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
Билет №32 Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству). Теория «зеркального "Я"» Чарльза Кули. Человек оценивает себя в соответствии со следующими критериями: а) взгляд на него других людей, их оценка; б) ответная реакция на их мнение и взгляды. Эти факторы и влияют на формирование личности. Теория формирования личности Джорджа Герберта Мида. Личность формируется в процессе взаимодействия с людьми. Этот процесс включает в себя следующие этапы: а) подражание чужой деятельности; б) игровая стадия; в) коллективные игры детей. На последней стадии усиливается взаимодействие между индивидами. Теория Зигмунда Фрейда. Желания индивида ограничиваются принятыми в обществе нормами, отсюда возникает конфликт человека и общества. Структура личности такова: «Оно» (стремление человека к получению удовольствия), «Я» (ориентация в настоящем мире), «Сверх-Я» (регулятор нравственных ценностей). Психоаналитическая теория Эрика Эриксона. Личность формируется в соответствии со стадиями развития. Эти стадии связаны с преодолением индивидом кризисов различного характера. Теория развития познания Жана Пиаже. Процесс формирования личности осуществляется по мере способности человека осваивать новые навыки. Эти этапы дети проходят постепенно. Они могут длиться дольше или меньше, усваиваться с легкостью или с трудом, но в строго определенной последовательности. Теория нравственного развития Лоренса Колберга. Этот ученый большое внимание уделял нравственному аспекту развития личности. Человек преодолевает несколько стадий развития, причем на протяжении всей жизни, а не только в детстве. Чем выше уровень, достигнутый человеком, тем нравственнее его поступки по отношению к другим людям.
Билет №34 Природа и общество находятся в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будет существовать Земля и человек. Понятие природа как философская категория охватывает всю материю, включая и общество. В более узком понятии термин природа означает материальный мир, за исключением общественной формы движения материи, т. е. весь органический и неорганический мир со множеством сбалансированных связей и установившимся круговоротом веществ и энергии. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые раскрыли научные принципы взаимодействия природы и общества. Человек является частью природы, по выражению К. Маркса — «...непосредственно природным существом», представляющим собой высшую ступень ее развития. К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали, что и природа и общество обладают двойственным характером. Природа оказывается в результате преобразовательной деятельности общества включённой в систему общественных связей и выступает как один из компонентов материального субстрата жизни общества, его общественного тела. Именно благодаря этому и становится возможным говорить о «социальной роли» природы. Общество же, являлось особой, высшей формой движения материи, не сводимой к другим её формам, не существует помимо своего материального субстрата, включено через него в систему взаимодействий живой и неживой природы, закономерным результатом развития которой явилось появление человечества. Взаимодействие общества и природы выражено в трудовой деятельности человека. Этапы изменения взаимоотношений общества и природы в целом определяются переворотами в производстве, производительных силах общества. Таких этапов в истории человечества можно выделить четыре. Первый этап начинается с появления человека разумного. В этот период человек воздействует на природу только фактом своего существования, занимается охотой, рыболовством, собирательством. Это время присваивающей цивилизации. Природа определяла все особенности жизни примитивного человеческого сообщества. От природных условий зависели условия и характер занятий членов общины, темпы роста количества членов общины, необходимость миграции на новые места. Второй этап начинается с возникновения земледелия и скотоводства, т.е. осуществляется переход к производящей экономике. Это время аграрной цивилизации. Человек начинает активно вмешиваться в природу, планировать результаты своей сельскохозяйственной деятельности. Но трудовая деятельность еще зависима от погодных условий, почвы, рельефа, она была локальной. Влияние природы на человека уже опосредствуется общественными структурами, средствами производства. Человек уже начинает оказывать разрушительное воздействие на природу – он оставлял за собой вытоптанные пастбища, выжженные леса, засоленные почвы как результат ирригационных работ. Третий этап начался с промышленной революции XVIII в. Промышленная цивилизация завершила процесс выхода человека из-под диктата природы, противопоставила его природе. Признание сверх природной сущности человека еще в средние века в христианстве позволило говорить о возможности подчинения природы человеку. А в эпоху Возрождения появляется идея всесилия человека. Природа стала рассматриваться как мастерская для человека, формировалась психология покорения природы. Природа стала лишь источником пользы. Четвертый этап начался в XX в. и знаменует попытку преодолеть противопоставление человека и общества природе, создать новую гармонию между ними. Мир воспринимается как организм, а не механизм. Причиной нового взгляда на природу стал возникший на планете глобальный экологический кризис. Важнейшие глобальные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком, следующие: загрязнение окружающей среды, парниковый эффект, истощение «озонового слоя», фотохимический смог, кислотные дожди, деградация почв, обезлесевание, опустынивание, проблемы отходов, сокращение генофонда биосферы и др. Билет№ 36
Общественное производство – способ жизни людей вместе, позволяющий наследовать и творить историю; процесс целенаправленной деятельности людей. Функции общественного производства: · Воспроизводство материальных условий существования. · Производство социальных связей и отношений. · Производство идей (идеологий) и духовных ценностей, символов, знаков. · Производство самих людей как общественных индивидуумов. Понятие «общественное производство» раскрывает общественный ход истории общества. Человек в процессе жизни производит социальные обстоятельства, которые производят его самого. Чтобы выжить, люди, объединенные в обстоятельство, вынуждены выполнять ряд элементарных функций: а) экономическую; б) контроля над насилием; в) развития знания; г) развития способности к самоограничению и движению На каждом историческом этапе своего развития общество по-разному выполняло эти функции. Однако, именно в процессе исторического развития людей, осуществляющих процесс общественного производства, как его результат, явилось общественное разделение труда. Основные виды общественного производства: 1) материальное производство; 2) духовное производство, нематериальное. Одни группы людей производят материальные продукты (рабочие), другие – идеальные (ученые, инженеры, музыканты). В то же время в продукте материального производства присутствует идеальное. Скажем, рабочий, строящий мост, воплощает проект (план), который есть результат деятельности инженера. Следовательно, материальное и духовное производство связаны между собой теснейшим образом и являют собой диалектическое единство. Материальное производство ( материальная сфера) – представляет собой совокупность отраслей материального производства, производящих или доводящих до потребителя материальные блага. Материальное производство – это процесс создания материальных благ. Его роль сводится к следующему: 1. Материальное производство обеспечивает существование общества и функционирование всех сфер (социальной, духовной, организационной и др.) 2. Материальное производство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества (существование классов, социальных групп, слоев). 3. Материальное производство (способ производства) обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов. 4. Материальное производство обеспечивает существование и развитие духовной сферы как в материальной плоскости (строительство зданий театров, кинотеатров, филармоний, библиотек, типографий и т. д.), так и в непосредственно духовной (развитие искусства, науки, религии, морали). Материальное производство (способ производства материальных благ) имеет две стороны: · а) производительные силы, · б) производственные отношения. Производительные силы - это: во-первых, люди с их знаниями, умениями и навыками к труду; во-вторых, средства производства (орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осуществляется производство). Производственные отношения – это отношения между людьми, которые складываются в процессе производства. Они включают в себя: а) отношения собственности на средства производства. В зависимости от характера собственности (частной, коллективной, государственной), хозяевами предприятий могут быть отдельные люди, различные коллективы, государства и смешанная форма собственности; б) отношения обмена деятельностью между людьми на базе сложившегося разделения труда (инженер, врач, учитель, фермер и т. д.) в) отношения, складывающиеся при распределении созданных материальных благ. Таким образом, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу: · производства; · распределения; · обмена; ·потребления материальных благ. Билет№38
Семья - это социальная общность, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Брак - это сугубо половое по характеру отношение между мужчиной и женщиной. Круг функций брака значительно уже, чем семьи, - это удовлетворение любовных чувств и продолжение рода. В семье же функций гораздо больше, но об этом ниже. Правила, устои, обычаи семьи и брака отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. При подходе к анализу семьи и брака необходимо учитывать различные трактовки семьи в истории общественной мысли. Теоцентризм считает семью продуктом неисторического развития: семья - это продукт Бога, великое таинство. Натурализм чаще всего биологизирует семью, считает ее чисто биологической единицей, т.е. независимой от социальных отношений. Социоцентристская позиция выражается в том, что семья - категория историческая, в ней закономерно переплетаются естественно-биологические отношения с социальными. Социальные же имеют преобладающее значение. Семья - чрезвычайно деятельная сфера реализации различных потребностей человека, здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются. Семья как социальная общность реализует свое бытие через определенные виды отношений, в том числе социально-биологические, хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, психологические отношения. Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев». Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Не может не тревожить общественность большое количество разводов. Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблема распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей. Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов. За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность. Можно выделить как положительные, так и отрицательные тенденции в реализации функций. Так, например, изменения в выполнении семьей репродуктивной функции реальны, однако стоит заметить двойственность данной проблемы. С одной стороны, происходи трансформация общества, что требует изменения структуры семьи, следствием чего становится эмансипация женщин, рост личностного начала. Ребенок становится запланированным, качество его воспитания и образования определяется качеством жизни семье, в которой он родился. Постиндустриальная эпоха как раз и формирует личность, которая планирует свою жизнь. И в этой тенденции нет ничего отрицательного, т.к. супруги не просто рожают детей, а активным образом просматривают свои и их будущие возможности. С другой стороны, наблюдается бедственное положение российского общества: оно реально падает в демографическую яму. Если мы будем смотреть на другие функции, которые выполняет семья, то можем заметить тенденции различной направленности. Так, например, экзистенциальная функция, в среднем, повышается в своей значимости из-за того, что ценность отдельной жизни становится все более высокой, а рекреационная функция, например, утрачивает свое значение. Ее «как бы можно опустить, заменить более необходимыми заботами», чем и пользуются члены современных семей. Билет № 40 Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|