Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поговорим о знаках препинания, обозначающих эмоции.

Лекция 4 – Искренность

 

Быть искренним, значит говорить то, что на самом деле думаешь. Это не то же самое, что быть честным. Честно рассказать – значит сообщить правду, выдать важный факт; рассказать искренне – значит передать информацию максимально достоверно, передать именно своё личное восприятие ситуации.

 

Читатель почти всегда тонко чувствует – честен с ним автор или же что-то умалчивает, обходит стороной важные факты, приукрашивает произошедшее, или – наоборот – нагнетает там, где это не нужно.

Честный, искренний рассказ – залог более глубокого погружения читателя в текст.

Уникальные детали и описанные ощущения – это доказательство вашей осведомленности в вопросе. Смелость в словах вызывает уважение, цепляет.

 

Искренность – лучший путь в борьбе со штампами. Написать общую фразу, шаблонное описание эмоции: «сердце ушло в пятки», «на глаза навернулись слезы», «будто вылили на голову таз холодной воды», «ноги были словно ватные», «он любил её всем сердцем» или еще хуже – «он очень сильно любил её» - это значит обойтись чужими словами.

Нет ничего менее информативного, чем фразы «я был готов прыгать до потолка от счастья» или «я думал, что умру со страха». Если ваш герой так счастлив, пусть он внезапно обнимет кого-нибудь и громко засмеется. Если человеку страшно, расскажите, что случилось.

Шаблоны в тексте люди автоматически пропускают, не пытаются прочувствовать – воспринимают как единую словесную конструкцию без глубины. Свежее описание эмоции остановит читателя и заставит ее прочесть, осознать.

 

Если автор искренне рассказывает впечатления, при описании эмоций и физиологических реакций вспоминает свой реальный опыт, он не будет грешить шаблонными выражениями. Опыт не может быть у всех одинаковый.

Как примеры индивидуальных высказываний по разным темам предлагаю вам посты из группы «Мне даже неудобно как-то» - они искренние, образные, эмоциональные.

Мы четко представляем автора этих текстов – молодую девушку.

 

«Я хочу жить хорошо, поэтому я выбираю не брать полиэтиленовые пакеты в магазинах, не покупать воду в бутылках, иногда выбираю не кофе с собой и булочку, а скинуть деньги кому-то, кто в этом правда нуждается — на лечение незнакомому человеку или в Фонд Борьбы с Коррупцией. Я делаю это, чтобы почувствовать себя хоть немного лучше, вернуть себе чувство контроля над своей жизнью. Это единственный известный мне способ перестать чувствовать себя жертвой.» - пишет она. И это не хвастовство хорошими поступками, это объяснение позиции, которой веришь.

 

Что значит писать искренне? Искренне – это правдиво, откровенно, выражая подлинные чувства и мысли. Обычно искренность расценивается как положительное качество. Однако искренность часто вступает в противоречие с вежливостью, с нормами этикета, ограничивающими высказывание «в глаза» негативных оценок, которые могут быть обидными или оскорбительными с точки зрения собеседника.

Именно возможная отрицательная реакция на слова тормозит нашу искренность.

К разговору об этом я предлагаю прочесть текст Ольги Арефьевой «Недержание правды».

«Я поняла, что мне очень мешает общаться склонность к неуместной и никому ненужной правде. Например, рассказывает мне человек анекдот. Если бы я искренне рассмеялась - мы сразу друзья. А я морщусь и говорю «боян».

Шлет в личку картинку со звездочками и домовенком Кузей - надо в ответ водопад сердечек! А я молчу как бука и ищу, где перекрыть переписку.
Присылает мне человек самонаписанный стих - я бегу от него по стенке, потом отвечаю «пожалуйста не шлите мне стихов» или снова ищу, где перекрыть переписку.
Шлет человек кино или танец - говорю: я это видела в 1999, и мне не понравилось.»
- пишет Ольга Арефьева, честно рассказывая далее, почему она не может быть не честной.

 

В художественном тексте, разумеется, легче говорить правду, там герой от нас отдален, в личных текстах - сложнее. Мы часто вынуждены видоизменить или частично скрыть правду в фактах, событиях, потому что нам стыдно описать реальные события, нам хочется скрыть правду о себе.

Мы часто умалчиваем о настоящих своих эмоциях – скрываем, что чувствовали на самом деле, нам стыдно за свои чувства.

Но, стоит помнить, что смелость привлекает.

Часть людей ваша искренность (как автора) действительно оттолкнет, - так бывает, часть людей отворачивается, узнав нас настоящих, но часть останется - читателей близких вам по духу искренность заинтересует всерьез, привлечет и привяжет к вашим текстам. Только говоря правду, вы сформируете свою настоящую аудиторию.

 

Рассказ Татьяны Толстой «Девушка в цвету» начинается такими словами:

«На втором курсе университета я осталась без стипендии. А мне были деньги нужны. Кофе, такси, сигареты. И я устроилась на почту разносить телеграммы.» - и нас подкупает эта честность, мы готовимся выслушать настоящую историю жизни, а не приукрашенную сказку про милую девочку почтальона. Без честности, прямоты, даже грубости – эта история бы не удалась как текст, не вызывала бы таких эмоций.

 

Думать о своей аудитории важно еще и вот в каком контексте: кто они, какой уровень откровенности с ними уместен?

Взрослым читателям важно увидеть, что автору не чужды их проблемы или наоборот, узнать что-то уникальное, послушать рассказ о необычном, недоступном для себя опыте.

Детям хочется узнать, что взрослые те же дети со своими проблемами, лучше понять сложную взрослую жизнь.

В каких-то кругах ваша искренность может выглядеть эпатажем, позерством, хвастовством, кого-то напугать, смутить, рассмешить.

Какие-то факты и мысли не стоит говорить прямо ни при каком уровне честности – и где эта грань открытости каждый для себя решает сам.

 

Поговорим о знаках препинания, обозначающих эмоции.

Восклицательный знак

Когда говорят про уровень эмоциональности текста, чаще всего имеют в виду именно восклицания. Их не должно быть избыточно много.

Восклицательные знаки должны использоваться с максимальной аккуратностью. Нередко восклицания воспринимаются как адресованный читателю крик, побуждающий к определенным действиям – испытать определенный уровень эмоции. Но зачастую описываемые автором события не достаточно ярки и восклицательный знак в таких местах видится натянутой улыбкой.

Используйте их исключительно там, где особенно важно привлечь внимание, в предложениях описывающих действительно яркие эмоции.

 

Многоточие

При помощи этого знака препинания можно отобразить растерянность, неуверенность, задумчивость. Его стоит применять там, где вы при написании текста действительно делаете паузу, чтобы настроиться на новый тематический абзац. Если вам хочется поставить три точки специально, для создания эффекта многозначительности, стоит воздержаться от такой постановки.

Многоточия уместны далеко не в каждом тексте, и с их количеством нужно быть осторожнее. Если их слишком много, текст выглядит несерьезно и создается впечатление, что автор не уверен в своих словах.

 

История, рассказанная только через перечисление фактов и действий, без описания эмоций, выглядит неполной.

Нередко людям сложно точно и выразительно описать свои чувства и эмоции, когда они рассказывают о том, как прошел их день, делают запись в дневнике или пишут рассказ. Если вы просто скажете «я почувствовал радость», это на самом деле совершенно не объяснит, что вы на самом деле испытывали в тот момент. Для того чтобы читатель вас понял, чтобы смог вам сопереживать, вам нужно описать чувства искренне, точно, подробно.

Что значит почувствовать радость? Кто-то ощущает щекотание в горле и животе, у кого-то наливаются жаром щеки, кого-то внезапно наполняет энергия и он прыгает на месте, хлопая в ладоши. Опишите свою радость честно.

 

Свяжите чувство и физическую реакцию тела. Проследите, как именно эмоция преображает ваше тело, как вы двигаетесь, что чувствуете, как чувствуете – как остро, как долго.

Почти все наши чувства и эмоции имеют внешнее проявление – то, что можно описать и через что их продемонстрировать. «Язык тела» - знакомое всем понятие. Используйте его при описании.

Каждый из нас испытывал весь перечень доступных человеку эмоций и чувств – у вас нет шанса соврать, если вы захотите искренне рассказать о них.

 

Опишите свою вербальную реакцию на ощущения, эмоции: что и кому захотелось сказать, что сказали или чего сказать так и не смогли.

 

Расскажите честно, как вы поняли, как вы увидели ситуацию. Да, высказывать свое мнение страшно – страшно понять что-то неправильно, высказаться глупо, наивно, оказаться в дураках. Но ведь известные люди – политики, блогеры, звезды - тоже часто не правы, допускают ошибки в фактах. Позже они извиняются, пытаются разобраться в вопросе и пишут новые тексты – и эти самоанализы тоже интересны как часть творческой жизни. Помните, что имеете право на мнение. Не доказывайте его и не навязывайте – просто расскажите о нем. Если вы не навязываете мнение другим – люди не будут с ним спорить, примут ваше право на него.

 

При описании эмоций и чувств персонажа тоже нужно быть честным – обращаться к своему личному опыту и описывать реальные ощущения, не засоряя текст шаблонными и вымученными фразами. Честное описание личного восприятия, опыта – это честное описание эмоций персонажа.

Вспомните, почему вас посетили эти чувства? В чем была причина этих эмоций? Когда вам было грустно, вы не думали "ох, мне грустно". Вы думали: "что же я буду теперь делать?". Вы ловили себя на мысли, что вы больше ничего не хотите. Вы, возможно, замечали, как дрожит ваша рука; вы чувствовали себя таким беззащитным, что не могли сдержать дрожь в теле.

Опыт даст вам ту информацию, которой вы вряд ли смогли бы добиться от своего воображения.

Однако стоит учитывать, что каждый персонаж реагировал бы по-своему. Не так как вы, не полностью также как вы.

Один персонаж может прочитать сонет Шекспира, чтобы объяснить, как сильно он страдает, а другой сквозь зубы скажет, что не хочет ни с кем, ни о чем говорить, и отведет глаза.

 

В тексте действительно почти всегда стоит использовать описания вместо прямого называния эмоций, но нередко одно простое высказывание может удачно заменить витиеватый абзац. Не бойтесь время от времени писать кратко.

Герой может внезапно подумать: "мне грустно", и это внезапное понимание будет очень трогательным. Одни персонажи переживают эмоции целыми монологами, другие этими двумя словами, а третьи и вовсе ничего не говорят. Все варианты допустимы.

 

О редактировании:

 

После написания п ройдитесь по тексту и перепишите места, в которых вы называете чувство. Если вашему герою "радостно", "грустно", если он "несчастен", постарайтесь заменить эти слова - они не делают текст интересным. Эмоции могут и должны быть донесены до читателя другим образом – искренним описанием вашего опыта.

Далее добавьте больше деталей. Почему она переглянулась с ним и улыбнулась? Думала ли она о чем-то своем? Может, он ей понравился? Или он напомнил ей о ком-то? Что стало источником эмоции?

Нарисуйте образ иначе, используйте язык тела и тактильные и зрительные ощущения персонажа - все это поможет создать вам живую и многомерную картину, и ваши читатели смогут полностью погрузиться в текст.

Вместо того, чтобы сообщить читателю, что "она была счастлива", вы заставите его прочувствовать ее эмоции.

 

А теперь перейдем к домашнему заданию!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...