Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии – короткий и удобный путь следования экскурсионной группы от объекта к объекту, выстроенный согласно теме экскурсии. Предусматривает наличие площадок для расположения группы, безопасное передвижение с соблюдением безопасности экскурсантов, особенно важно это предусмотреть в пешеходной экскурсии – точно знать, где группа будет переходить проезжую часть, обязательно по пешеходному переходу, на каких площадках будет останавливаться для осмотра экскурсионных объектов. Одна из задач маршрута – максимально раскрыть тему экскурсии.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, – организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей (Внимание!!! Домашнее задание!!!! Вы предлагаете свой вариант маршрута пешеходной экскурсии, посвященного жизни одного из выдающихся людей, живших в вашем городе, районе, поселке. И обязательно указываете, какие объекты вы не включаете в показ на маршруте и почему. Мой вариант – «Братья Могилевцевы городу Брянску» пешеходная экскурсия. В экскурсию не вошли многие объекты, связанные с именами братьев Могилевцевых, так как экскурсия пешеходная и рассчитана на младших школьников. Маршрут проходит по холмистой местности равной 1 километру, поскольку средняя скорость пешехода по ровной местности - 15 минут, то я учитываю время остановок и перехода от объекта к объекту, получилось время для пешеходной экскурсии 1 час 30 минут. Смотрите схему маршрута в приложении 1 в конце текста).

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (Снова внимание!!! Вы предлагаете свой вариант маршрута, построенного по тематическому принципу. Мой пример: «Архитектура «сталинского» классицизма в Советском районе города Брянска». 1. Здание областной Думы (пл. Карла Маркса, 2.) 2.Дом профсоюзов (ул. Фокина, 29) 3. Дом книги (ул. Фокина, д.31) 4. Жилой дом (Фокина, 37) 5. Здание УМВД, выходящее главными фасадами на проспект Ленина и улицу Фокина. 6. Брянский областной драматический театр (ул. Фокина, 26).

Если вам сложно будет составить свой маршрут по тематическому принципу, предлагаю воспользоваться предложенным мной маршрутом и с помощью «Яндекс. Карты» проложить этот маршрут и оценить удобство его использования и методическую грамотность построения маршрута.

 

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы. Так написано в учебнике Бориса Васильевича Емельянова «Экскурсоведение».[1] Я не совсем согласна с этой точкой зрения. Давайте рассуждать вместе: маршрут экскурсии строится с учетом хронологии, но по дороге попадаются «разновозрастные» объекты, и экскурсовод на обзорной экскурсии обязан их показывать – вот тут и теряется принцип хронологии, но продолжает объединять эти объекты показа тема экскурсии – обзорная.

Разработка маршрута – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами.

Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, могут быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

– показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т.е. так называемых петель;

– наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);

– переезд или переход между объектами не должен занимать 10–15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

– наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Объезд (обход) маршрута

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:

1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;

 2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;

3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;

4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;

5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;

 6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;

7) выбрать методику ознакомления с объектом;

8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

Последнее задание к этой теме. Вы уже составили маршрут своей экскурсии. По карте определили протяженность вашего маршрута, отобрали объекты показа, соответствующие теме вашей экскурсии. Теперь практика – совершаете обход объектов и составляете отчет, отвечает ли ваш маршрут перечисленным требованиям выше (пункты в тексте «При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи… с пункта 1 по пункт 8) (Приложение 2)

                                                                                             

 

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2

Обход объекта

Задачи Результат
  1. Пройти маршрут от первого объекта до последнего, засечь время, потраченное на передвижение, запомнить маршрут передвижения    
  2. описать место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки пешеходной группы    
  3. осмотреть подходы к объектам или местам стоянок    
  4. провести хрономет-раж времени, необхо-димого для показа объектов, их словес-ной характеристики, уточнить продол-жительность экскур-сии в целом    
5) проверить целесо-образность ис-пользования наме-ченных объектов показа (их историческую, тематическую, эстетическую ценность для показа)    
  6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы    
  7) описать методику ознакомления с объектом    
  8) в целях безопасности передвижения экскурсантов по маршруту выявить потенциально опасные места и описать, как избежать этих опасных мест    

 


[1] Емельянов Б. В. Емельянова «Экскурсоведение»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...