Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

З.Н. Райх с детьми Татьяной и Константином. Фото 1924 г.




В октябре 1917 года политическую власть в стране захватывают большевики. Это событие было воспринято Есениным с ликованием. В автобиографической заметке «О себе» (1925) писал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по- своему. с крестьянским уклоном».

Сергей Есении активно принимает участие в общественно-политической жизни страны. На открытии памятника поэту Кольцову (1918) читает стихотворение «О,Русь,в змахни крылами»:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

По голубой долине.

Меж телок и корон.

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов.

/С. Есенин у памятника А. В. Кольцову. Фото 1918 г.,

7 ноября 1918 года, к торжественному открытию мемориальной доски вместе с поэтами М. Герасимовым и С. Клычковым пишет «Кантату», посвященную памяти погибших борцов революции.

/С. Т. Коненков. Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир к братство народов", во время которой исполнялась «Кантата» композитора И. Шведова на стихи М. Герасимова. С. Есенина, С. Клычкова. Фото 1924 г./

Но пройдет немного времени и в результатах революции поэт разочаруется. За красивыми, гуманными целями революции все шире и шире стало проступать бесчинное насилие:

Россия! Сердцу милый край

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Пастушье пенье, песий лай.

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы.

Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы.

К середине лета 1918 года Есении начинает задумываться над глубинной сутью событий, происходящих в России: «Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно» т.7. сгр.16

Рухнули утопические мечты поэта о социализме как о «мужицком рае» на земле.

В стране -интервенция, контрреволюция, голод, холод. По словам Есенина, шел совершенно не тот социализм, о котором он думал.

Хаос не только в стране, но и в литературе.

Москва 1919 год. Есенин и имажинисты.

Новый период жизни и творчества Есенина совпал с созданием литературной группы имажинистов в начале 1919 года.

Декларация имажинистов, под которой подписались поэты Сергей Есенин, Рюрик Мвиев. Анатолий Мариенгоф. Вадим Шершеневич, художники Корне Эрдман и Георгий Якулов была опубликована 30 января 1919 года в Воронежском журнале «Сирена»

/Декларация има жинистов /

В /Декларации» (1919) имажинисты окрестили тему и содержание «слепой кишкой искусства» и назвали своим единственным законом - образ.

Имажинист сразу заявили о себе очень шумно и оказались людьми довольно предприимчивыми. В те «бескнижные годы» они организовали собственные издательства, где печатали не только коллективные сборники своих стихов, но и отдельные книги.

«Конница бурь». Сборник. Москва 1920s.;

«Конский сад». Сборник. 1920 г./

Имели свою книжную лавку на Большой Никитской. В 1922-1924 годах в Москве им удалось наладить выпуск собственного журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном».

/Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном»/

О ткрытое в самом центре Москвы, на Тверской улице, собственное кафе «Стойло Пегаса» стало одним из наиболее популярных московских литературно-аристократических кафе 20-х годов.

Есенинское понимание имажинизма, основанное на «органической образпости- резко отличалось от имажинизма Шершеневнча и Мариенгофа. Определенное влияниеони конечно оказали на Есенина в плане усложнения образа:

Если волк на звезду завыл,

'Значи т, небо |учами изглодано.

Рваные животы кобыл.

Черные паруса, воронов.

В этот период Есениным были написаны поэмы «Кобыльи корабли». «Сорокоуст». «Исповедь хулигана» и стихотворения «Хулиган», «Я последний поэт деревни» и дp.. которые поднимают сложнейшие социально-филосрфские проблемы. Для их художественного воплощения поэт и обращается к усложненной «имажинистской образности».

Главным достижением для Есенина является создание большого эпоса. Поэма «Пугачев» произвела ошеломляющий эффект на рядовых читателей и критиков необычностью жанра, стихийностью чувств и мощью трагического сюжета. «Созрел во мне поэт с большой эпической темой...» т.2. стр. 108 ого сюжета.

/Есенин. «Пугачев».Изд. «Имажинисты». /1922 г./

Очень скоро поэт понимает, что его надежды на создание школы имажинизма не оправдались. Уже в 1920 году Есенин писал в полемической статье «Быт и искусство» •: У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова, потому у них так и несогласованно все» г.5. стр. 214-220.

Окончательный разрыв с имажинистами у Есенина происходит в 1924 году.

 

Заграничная поездка

май 1922-август 1923 г.

В 1921 году по приглашению наркома просвещения А.В. Луначарского в Россию приезжает известная американская танцовщица Айседора Дункан.

/А.Дункан. Фото разных лет /

В Москве она открывает балетную школу для детей рабочих.

/ Школа А. Дункан. Фото 1923 г. /

На одном из вечеров в мастерской художника Якулова ее знакомят с Есениным. «Он читал мне свои стихи, я ничего не поняла, но я слышу, что это музыкаговорила Дункан в тот вечер Шнейдер. Встречи с Есениным, стр. 19.

Почти год живет она в особняке на Пречистенке.

/' Мебель из апартаментов А. Дункан /

Все в ее танцах, построенных на впечатляющих образах, было созвучно с художественным видением 'поэта. Знакомство Есенина с Дункан быстро перерастает в серьезные отношения.

/ С'. Есенин. А. Дункан, Ирма. Фото /

Айседора Дункан планирует поехать за рубеж. С собой в заграничное путешествие зовет Есенина.

И, заболев

Писател ьскою скукой,

Пошел скитаться я

Средь разных стран,

Не веря встречам, Не томясь разлукой.

Считая мир весь за обман.

/Страничка заграничного паспорта С. Есенина

Они направляются в Европу и Америку с тем, чтобы рассказать об искусстве и литературе Светской России.

Почти полтора года находятся Есенин и Дункан за границей. В Берлине печатаются сборник стихотворении и поэм, произведение «Пугачев».

С.Есенин "Собрание стихов и поэм». Берлин 1922

В Берлине поэт встречается с эмигрантами: Ремизовым, Белым. Пильняком, А.Толстым. /Ремизов, Белый. Пильняк. А. Толстой. Соколов-Микитов. Берлин 1922 л

Надолго Есенин сохранил в памяти день встречи с М.Горьким. Творчество Есенина интересовало Горького. По прочтении «Песни о собаке» М.Горький скачал, что Есенин первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных.

/ М Горький. Фото /

Помимо Берлина Есенин и Дункан побывали во Франкфурте. Висбадене, Гааге, Брюсселе, Париже. Посетили Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию.

В целом зарубежной поездкой поэт останется недоволен. Вдали от родины он мало пишет. Ощущение трагедии, которая происходит с Россией, мука собственного бессилия перед «роком событий», личные неурядицы выплескиваются в стихи:

Да! Теперь решено. Без возврата.

Я покинул родные поля

Уж не будут листвою крылатой

Надо много звенеть тополя.

Низкий дом без меня ссутулился,

Старый пес мой давно издох. На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, судил меня Бог.

В стихотворениях этого периода отражаетсяне только московская кабацкая Русь, но и жизнь русских эмигрантов:

Снова пьют здесь, дерутся и плачут

Под гармоник желтую грусть.

Проклинают свои неудачи

Вспоминают Московскую Русь.

Поэмы «Страна негодяев» и «Черный человек» также создаются во время зарубежной поездки.

«Страна негодяев» - это поэма-предостережение, которая показывает не реальную Россию, а ту, какой она может стать, если забудет о собственных национальных интересах и о своем народе и увязнет в американском бизнесе и гражданской войне.

 

В «Черном человеке» отразились взгляды на жизнь и искусство. Ранний вариант поэмы неизвестен.

Сергей Есенин тосковал по родине:

Не искал я ни славы, ни покоя.

Я с тщетой этой славы знаком

А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

Столкнувшись с буржуазной действительностью, властью денег, мещанским отношением к искусству, поэт испытывает резкий перелом в своих взглядах, по-иному начинает относиться к тому, что происходит на родине. Об этом Есенин все чаще говорит и своих письмах.

«Родные мои! Хорошие! - писал Есенин из Дюссельдорфа в Москву A.M. Сахарову. Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют. и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать - самое высшее мюзик-холл...» Собр. Соч.. г. 6 стр. 139-140.

/Письмо из Дюссельдорфа А. Сахарову/

И так почти в каждом письме: вновь и вновь сопоставления Запада и России. Видя за границей высокое развитие техники, производства, поэт еще острее чувствует историческую неизбежность конца патриархальной Руси.

Осенью 1923 года. Есенин народной земле:

Устав таскаться

По чужим пределам.

Вернулся я

В родимый дом.

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит березка над прудом.

 

Москва

Август 1923 - сентябрь 1924

Но воспоминания современников. Есенин был счастлив, что вернулся домой, в Россию. Радовался всему как ребенок. Трогал руками дома, деревья.

Семья для Есенина была неотделима от Родины. Обращение к родным в своих произведениях часто было для Есенина прибежищем от той среды, которая мучительно действовала на него. Поэт неоднократно обращается к матери («Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»).

Поэт адресуется и к деду. Много стихов посвящено сестре Шуре. «Я красивых таких не видел». - писал о ней Есенин. «Ты запой мне ту песню, что прежде Напевала нам старая мат ь». - просит он ее.

Всю свою жизнь Есенин заботился о родителях и сестрах.

/Сестры поэта. Фото. Москва 1924 г. /

/Вещи, подаренные Есениным сестре Екатерине /

Когда Сергей Есенин вернулся из-за границы, то он поселился у Галииы Бениславской. Сюда же приезжают его сестры Екатерина и Шура.

/Г. Бениславская. Фото. 1924 г./

Биография Есенина будет неполной, если не коснуться его дружбы сГалиной Бениславской (1897-1926).

Она стала для Есенина близким другом. Обширная переписка Есенина и Бениславской позволяет довольно полно судить о характере их отношений.

Всегда Ваша и всегда люблю 'Вас», - обычно заканчивала Беииславская свои письма.

Галя милая! Я очень люблю Вас и очень дорожу Вами (...) Повторяю Вам. что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного...

Привет Вам и моя любовь! Правда, это гораздо лучше и больше, чем чувствую к женщинам. Вы мне в жизни настолько близки, что и выразить нельзя».- писал Есенин (т.6 стр. 166-167)

Есенин испытывал к ней глубокое дружеское чувство, высоко ценил ее как человека. Беииславская делала все возможное, чтобы спасти его от тлетворного влияния литературной богемы....Без устали, без ропота, забыв о себе, словно выполняя долг, несла она тяжелую заботу о Есенине, обо всей его жизни»,- писала в своих воспоминаниях С.Виноградская. Софья Виноградская. Как жил Есенин стр. 27.

ЖизньГалины Артуровны закончилась трагически. Спустя год после смерти Есенина, она застрелилась на его могиле. А в предсмертной записке написала: «...В этой могиле для меня самое дорогое...» С.А. Есенин. Материалы к биографии стр. 355. Похоронили Г.А. Ьепиелавская рядом с Есениным.

Галина Артуровна была не только преданным другом, но и личным секретарем поэта. Вепиславская ведала всеми литературными делами: публиковала его произведения в периодической печати, составляла сборники его стихов, вела деловые переговоры с

издательствами.

Есенин делился с ней своими творческими замыслами и всегда находил живой отклик.

По возвращении из-за границы Есенин узнает о внезапной кончине друга А.В. Ширяевца. Ему он посвящает стихотворение «Мы теперь уходим понемногу...» (в рукописи озаглавлено «Ровесникам», а в первой публикации - «Памяти Ширяевца»).

/С. Есенин «Памяти Ширяевца» Автограф 1924 г. /

1924 год. Шла 125 годовщина со дня рождения А.С. Пушкина. И Есенин, отвечая на Анкету журнала «Книга о книгах, писал: «Пушкин — самый любимый мной поэт. С каждым годом я воспринимаю его все больше и больше как гения страны, в которой я живу....

Постичь Пушкина – это нужно иметь талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки» (т. 5 стр. 225)

' С. Есенин «Пушкину». Автограф 1924 г /

Знаком внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину», которое поэт читает на юбилейном митинге. Сюжет стихотворения составляет разговор с памятником Пушкину как с живым человеком. Есенин верит,что достигнет пушкинской славы:

Но. обреченный на гоненье.

Еще я долго буду петь...

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

По возвращении из-за границы Есенин понял, что его надежды на имажинизм как эру во -.рождения национального искусства не оправдались.

Новое мироощущение поэта находит отражение в его творчестве. Вместе с признанием неизбежности расставания с былым в поэзии Есенина все настойчивее звучит мотив милосердия и приятия жизни:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов, идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю.

Но только лиры милой не отдам.

Поэт снимает маску скандалиста и хулигана. Именно в это время он обращается в стихах к образу женщины - женщины-матери, женщине-любимой:

Заметался пожар голубой.

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь

В первый раз отрекаюсь скандалить

Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось петь и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Это стихотворение из цикла «Любовь хулигана» посвящено Августе Леонидовне Миклашевской (1891), актрисе Московского камерного театра. Есенин знакомится с ней в 1923 году.

«Любовь хулигана» вошла в сборник Есенина «Москва кабацкая».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...