Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Движение к.., против и прочь от людей

БИОГРАФИЯ КАРЭН ХОРНИ

Карен Хорни (правильное произносится [Хорнай]), урожденная Дэниэлсен, родилась 16 сентября 1885 года в рыбацкой деревушке Бланкенезе в окрестностях Гамбурга в Германии. Ее отец, Берндт Вакелз Дэниэлсен (Berndt Wackels Danielsen), норвежец, принявший немецкое гражданство, был капитаном корабля, курсировавшего между Гамбургом и Северной Америкой. Отец был авторитарным и глубоко верующим человеком.

Карен Хорни была вторым ребенком, в семье рос старший брат Берндт, к которому у нее была глубокая привязанность. Среднее образование юная Карен получила в приходской школе, но вместо религиозности и покорности образование вызвало отторжение от религии и склонность к атеизму. К двенадцати годам Карен определилась в своем желании посвятить себя медицине. Решив для себя, что если она не может быть милой и красивой, ей стоит тратить свои силы на интеллектуальное развитие (хотя окружающие считали ее довольно симпатичной). В детские годы у нее развилось страстное увлечение братом, который, в свою очередь, отвергал ее порывы. Это был первый случай, когда юная Карен впала в депрессию – душевная болезнь, сопровождавшая ее всю дальнейшую жизнь.

В 1906 году Карен поступила в университет Фрейбурга на медицинский факультет, что по тем временам было необычным, так как женщинам медицинское образование в Германии стало доступно совсем недавно

Хорни начала заниматься анализом у Карла Абрахама, у которого и получила квалификацию обучающего аналитика. В 1911 году умерла ее мать. В 1915 году Карен Хорни получила медицинскую степень в Берлинском Университете.

С 1919 года она начинает вести собственную аналитическую практику. В 1920 году Хорни становится одним из основателей Берлинского психоаналитического института

В 1932 году Карен Хорни эмигрировала в США, где по приглашению Франца Александера работала заместителем директора Чикагского Института Психоанализа.

В 1934 году Хорни переехала в Нью-Йорк, где работала в Нью-Йоркском Институте Психоанализа. После публикации книги «Невротическая личность нашего времени» (1937), Карен Хорни была вынуждена покинуть институт из-за разногласий во взглядах – у коллег по институту, приверженцев классического психоанализа Фрейда, книга вызвала бурную негативную реакцию. В эти годы Хорни общается со знаменитыми деятелями психологии, такими как Эрих Фромм, Гарри Стэк Салливан, с первым из которых у нее были близкие отношения.

В 1941 году вместе с единомышленниками, покинувшими вслед за ней Нью-Йоркский институт психоанализа, Хорни основала Ассоциацию развития психоанализа.

Клиника имени Карен Хорни (The Karen Horney Clinic) была открыта 6 мая 1955 года в Нью-Йорке в память о ее достижениях. Клиника занимается исследованиями и обучением, в частности в области психиатрии, а также оказывает недорогое лечение.

 

 

КНИГИ КАРЭН ХОРНИ

Невроз и личностный рост (1950)

Наши внутренние конфликты (1945)

Самоанализ (1942)

Новые пути в психоанализе (1939)

Невротическая личность нашего времени (1937)\

Женская психология (1922)

 

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

КАРЕН ХОРНИ

 

Структура характера, согласно Хорни развивается на основе опыта детства. У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других - в юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого возраста. Хорни, однако, не усматривает связи между либидными проявлениями в детстве и чертами характера взрослых, что постулируется ортодоксальным психоанализом. По словам Хорни
"В случае жадности или собственнических наклонностей в соответствии с психоаналитической литературой принято думать об оральной или анальной структурах характера.

Таким образом, различие в точках зрения выражается в следующем: человек сжимает губы не из-за напряжения своего сфингтера, но в обоих актах проявляется единая направленность характера – удерживать что бы то ни было и не отдавать ничего: деньги, любовь, любые спонтанные чувства".

Хорни объясняет динамику формирования характера в контексте невроза, однако предполагается действие тех же факторов в менее патологическом русле у нормальных людей. Важнейшую роль играет стремление к безопасности, обусловленное "базисной тревогой". Последняя возникает в связи с вытесненной жестокостью, которая, в свою очередь, является результатом отвержения и неодобрения в детстве. В поисках путей бегства от чувства тревоги ребенок приобретает устойчивые характерные черты, становящиеся частью его личности, - так называемые "невротические тенденции". Одна из попыток разрешения конфликта заключается в создании "идеализированного образа": слабость и неуверенность в себе подменяются иллюзорным чувством силы и превосходства

Хорни описывает три типа характера или основные установки, анализируя указанные направленности.

 

 

Уступчивый тип.

Человек с направленностью "к людям" проявляет заметную потребность в любви и одобрении. Он жаждет близости и тоскует по партнеру. Любовь имеет настолько важное значение, что даже сексуальное сношение ценится, прежде всего, как доказательство востребованности. Уступчивый человек живет с чувством слабости и беспомощности, он склонен подчиняться другим и вообще ведет себя в очень зависимой манере. Самоуважение регулируется, главным образом, представлением о нем окружающих. Его положительной стороной является чувствительность к запросам других людей, и в пределах своего понимания, чтобы понравиться, он способен проявить симпатию и оказать помощь.

Агрессивный тип.

Человек с направленностью "против людей" предполагает, что все жестоки, и отказывается допускать противоположное. Жизнь является борьбой за выживание, поэтому его основная потребность - управлять другими. Иногда установка совершенно ясна, но более часто она прикрывается фасадом учтивой вежливости, беспристрастности и товарищества. Особая важность придается дискуссиям. Он сам провоцирует их, чтобы продемонстрировать бдительность и проницательность

Обособленный тип.

Человек с ориентацией на обособление, направленностью "от людей", предпочитает держать эмоциональную дистанцию с окружающими. Ввиду того, что сближение с другими людьми порождает у него тревогу, развивается самодостаточность. Соперничество, престиж, успех не заслуживают его внимания, так как препятствуют уединению. Он не любит делиться опытом и очень чувствителен ко всякого рода принуждениям. Тенденция к подавлению чувств и особая робость испытываются перед привязанностями, которые угрожают стать необходимыми. Стильная потребность чувствовать свое превосходство возникает, чтобы оправдать изоляцию

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К.Х.

Основные положения социо культурной теории личности Хорни: Хорни подчеркивала доминирующее влияние общества, социального окруженияна развитие личности человека. Она также доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, человек может изменяться и продолжать свое развитие в течение жизни, поэтому не существует фатальной обреченности на невроз, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей.

ТЕОРИЯ КАРЭН ХОРНИ

Теория Карен Хорни представляет собой уникальный синтез идей Фрейда и Адлера.

Причины невроза

У каждого человека есть способности и желание творчески развить свой потенциал и занять достойное место среди себе подобных. Психопатология возникает лишь в том случае, если это врожденное стремление к положительному росту и самореализацииблокируется внешними социальными воздействиями.

В то время как у здорового ребенка развивается чувство принадлежности к безопасной и обеспечивающей питание семье, ребенок, воспитанный невротичными родителями, испытывает глубокие сомнения, сильные страхи и воспринимает окружающий мир как враждебный и пугающий. Снижение этой интенсивной базисной тревоги становится теперь главной целью ребенка, доминирующей над его врожденными здоровыми желаниями и потребностями. В силу этого он отвергает теплые и спонтанные отношения с другими людьми и манипулирует ими в целях собственной выгоды. Так здоровый поиск самореализации замещается общим стремлением к защищенности и безопасности — признак невроза.

Движение к.., против и прочь от людей

Невротическое стремление к безопасности реализуется путем преувеличения одной из трех главных характеристик базисной тревоги: беспомощности, агрессивности и отстраненности.

При невротической беспомощности человек испытывает чрезмерно сильное желание оказаться под чьей-либо защитой и преувеличенно, лицемерно уступает желаниям других людей (движение к людям).

При невротической агрессивности человек уверен, что жизнь представляет собой дарвиновские джунгли, в которых выживают лишь самые приспособленные (движение против людей). Людям с невротической агрессивностью большинство окружающих кажутся враждебно настроенными и лицемерными; они полагают, что истинные чувства недостижимы или даже не существуют.

При невротической отстраненности человек избегает близких или даже случайных контактов с другими (движение прочь от людей).

В то время как здоровый человек свободен двигаться к, против или прочь от людей в зависимости от обстоятельств, три невротических решения непроизвольны и ригидны. Они, однако, не являются взаимоисключающими. В каждом случае две ориентации, значение которых сознательно преуменьшается, остаются действующими на бессознательном уровне и конфликтуют с доминирующей ориентацией.

Идеализированный образ

Те, кто страдает неврозом, вытесняют не только свои внутренние мучительные конфликты, но также недостатки и слабости, которые они видят в себе и презирают. Вместо этого они создают сознательный образ Я, преувеличенно положительный и подкрепляющий центральную невротическую ориентацию.

Этот грандиозный идеализированный образ кажется его создателю вполне нормальным и реалистичным. В результате возникает порочный круг. Идеализированный образ побуждает индивидуума к установлению недостижимых стандартов и целей, включая уверенность в конечной победе, что в свою очередь усиливает у страдальца презрение к себе, внутренний конфликт между сомнительным истинным Я и идеализированным образом, повышает зависимость от идеализированного образа и продлевает компульсивное и ненасыщаемое стремление к укреплению этого нереалистичного образа достижением громкого триумфа.

Тирания «долженствования»

Постоянные внутренние требования актуализации идеализированного образа напоминают политику тоталитарного полицейского государства — качество, которое Хорни характеризует как «тиранию долженствования». Это «долженствование» настолько овладевает сознательным мышлением и скрывает вытесненные врожденные здоровые побуждения, что страдающий не в состоянии уже больше распознать, что ему нужно и чего он в действительности желает. Чтобы освободить стремление к самореализации, которое так основательно блокировано, и помочь человеку заменить компульсивное и мучительное стремление к недостижимым целям приятной и вознаграждающей активностью, обычно требуется проведение формальной психотерапии.

 

Психология полов

Данная тема является одной из центральных в учении К. Хорни. Она считала крайне важным и актуальным исследование специфики мужской и женской психологии, противостояния полов, брачных отношений. Хорни предприняла попытку доказать психическое равноправие мужчин и женщин, в противоположность позиции Фрейда, который видел причины женской пассивности, подражательности, эмоциональности в ощущении женщиной своей физической недостаточности, чувстве зависти, стремлении стать мужчиной. Хорни признавала ситуацию “эдипова комплекса”, но лишь как частный, не исчерпывающий случай. Взаимоотношения полов сводились к комплексу проблем, но не к одной только. “Фактически, все проявления невротической потребности в любви можно обнаружить в том явлении, которое Фрейд описал как Эдипов комплекс: привязанность к одному из родителей…ревность, чувствительность к отвержению… Наблюдения позволяют усомниться, что Эдипов комплекс - биологически детерминированное явление. Сексуальность женщины больше страшит, чем привлекает мужчину, который опасается оказаться несостоятельным или как-то унизиться перед ней.
Он предпочел бы находить в женщине просто сексуальный объект. Мужчина хотел бы видеть женщину непорочной, лишенной сексуальных влечений, только в этом случае она для него вполне безопасна (культ Девы Марии).

Рассматривая гендерные (культурно-обусловленные) половые отношения, Хорни выделяет ряд моментов. Мужчина почитает женщину как Мать, которая заботится, жертвует собой. Но восхищение женщиной соседствует с завистью тому, что сам мужчина не может (например, деторождение). Эти комплексы компенсируются “рождением” государственных систем, религий, искусства. Это накладывает отпечаток на всю культуру, которая приобретает мужской оттенок. Другой компенсатор комплексов - ущемление женщин, что зачастую закрепляется юридически. Слабая защита законом материнства. Часто отношение мужчины к женщине ассоциируется со страхом смерти: кто способен дать жизнь, тот вправе её отобрать. Мужчина испытывает страх перед женщиной, как сексуальным существом, так как женщина отбирает у него силу во время контактов. Сексуальность женщины больше страшит, чем привлекает мужчину, который опасается оказаться несостоятельным или как-то унизиться перед ней.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. [http://www.roman.by/r-54340.html ]- Карэн Хорни

 

2. [http://karenhorney.ru/] - Карэн Хорни

 

 

3. [http://works.tarefer.ru/70/100676/index.html] – Философский аспект учения Карэн Хорни

 

4. [http://www.psychoanalyse.ru/biblio/horney.html] – Хорэн Карни

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...