Мировое правовое отношение к экологическим беженцам
Несмотря на большое количество работ, появившихся в последнее десятилетие и посвященных проблемам вынужденной миграции, тема правового положения экологических беженцев и вынужденных переселенцев практически не исследована. Таким образом, научное осмысление проблем экологических беженцев и вынужденных переселенцев, обусловленных "пробелами" в российском законодательстве, заметно отстает от потребностей политической практики. Данная ситуация объясняется, главным образом, тем, что законодательство в сфере миграции является достаточно "молодым" и неустоявшимся законодательством, что не дает возможности проследить за динамикой его развития и трансформации. С одной стороны, за ним не стоит длительной истории "притирки" законов к тому социальному контексту, в которых они живут и действуют (в то время как закон — это устойчивые связи; он должен действовать десятки лет). С другой стороны, трудно ожидать этой "притирки", поскольку многие характеристики миграционных потоков очень подвижны, динамичны, и законодательство, естественно, за ними "не успевает". Мы являемся современниками формирования правового фундамента в сфере беженцев и вынужденных переселенцев. До окончательной его кристаллизации еще, по-видимому, далеко. Вследствие этого в распоряжении исследователей имеется недостаточный объем материала для того, чтобы проследить все аспекты, связанные со становлением единого правового поля в области регулирования прав беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ. Российской Федерации как субъекту международного права, необходимо обеспечивать соответствие внутреннего законодательства международным актам, касающимся правового статуса беженцев, проводить анализ международной практики принятия договоров в отношении этой категории лиц с целью совершенствования своего внутригосударственного законодательства, т.к. возможность соблюдения и защиты прав социально не защищенных категорий людей, в том числе беженцев, бесспорно, является одной из характеристик общего уровня политического, правового развития государства, в значительной степени определяет авторитет государства в мировом сообществе. Поэтому для России, как и для всего мирового сообщества в целом, необходимо не только законодательно урегулировать правовой статус беженцев, но и выработать четко действующие механизмы реализации и защиты их прав и свобод.
Кроме того, большинство известных нам трудов по проблемам экологических беженцев и вынужденных переселенцев преимущественно ориентируется на изучение общих экономических, социальных, культурных, психологических и других аспектов, нежели конкретизируется на изучении и рассмотрении законодательного и политического механизма регулирования проблем беженцев и вынужденных переселенцев. Вместе с тем одна из острых проблем, связанных с экологическими беженцами состоит в том, что, помимо международных документов, определяющих их статус, во многих государствах существуют и свои законодательные акты, которые вносят дополнительные критерии определения тех или иных категорий вынужденной миграции. Но, что четко зафиксировано в большинстве из них и с чем согласны большинство специалистов в области международной миграции, так это то, что "люди, которые хотят покинуть свою страну, чтобы повысить жизненный уровень или найти лучшую работу, не могут претендовать на статус беженца". Несколько сложнее стоит вопрос о выделении такой категории вынужденной миграции, как "экологические беженцы", которые с юридической точки зрения не признаются беженцами, поскольку не являются жертвами преследования. И, тем не менее, сам термин с начала 1990-х гг. получает все большее признание и по ряду оценок, высказанных, например, на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), численность экологических беженцев в 90-е гг. превысила численность "классических" беженцев, определяемых Конвенцией 1951 г. и Протоколом 1967 г.
Процесс определения статуса беженца происходит в два этапа. Во-первых, необходимо выяснить факты, относящиеся к данному случаю. Во-вторых, применить к этим фактам определения Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года. Положения Конвенции 1951 года, определяющие, кто является беженцем, состоят из трех частей, которые были названы положениями: о "включении", "прекращении" и "исключении". В положениях о включении определяются критерии, которым должно отвечать лицо, чтобы быть беженцем. Они образуют позитивную основу, на которой строится определение статуса беженца. Среди причин, способствующих сохранению огромного числа экологических беженцев и перемещенных лиц, необходимо выделить причины, обусловленные ухудшением окружающей среды, экологическим кризисом, увеличением стихийных бедствий и природных катастроф. Как отмечал бывший Генеральный секретарь ООН в 1993г. Бутрос Гали, "невозможно провести четкую и ясную границу между конфликтами, войнами и стихийными бедствиями по тому влиянию, которое они оказывают на гражданское население. Засуха, наводнение, землетрясение и циклоны также разрушительны для людей и благосостояния общества, как войны и гражданские конфликты". Эти стихийные бедствия происходят не в вакууме и зачастую обусловлены неразумной промышленной и сельскохозяйственной деятельностью во многих, в первую очередь в развивающихся, странах. Интенсивная вырубка леса, например, ведет к обезлесению, что в свою очередь повышает опасность засухи и наводнений, развитие которых уменьшает плодородные земли и тем самым вынуждает часто огромные массы голодных людей мигрировать из родных мест. Так, голод в районе Африканского Рога в 1980-е годы вынудил миллионы африканцев к миграции как внутри самих стран этого района, так и через государственные границы.
Ухудшение экологии и стихийные бедствия к 2010 году могут вынудить свыше 50 миллионов человек покинуть свои дома и стать "экологическими беженцами". К такому выводу пришел боннский Университет ООН по экологии и безопасности человека. Превращение плодородных почв в пустыню, повышение уровня моря, наводнения и ураганы, вызванные изменениями климата, могут привести к миграции сотен миллионов человек, говорится в последнем исследовании Университета ООН. По словам Яноша Богарди, директора Института окружающей среды: "Наши выводы - это научный и политический набат. Нужно принимать меры". Авторы доклада настаивают на необходимости признать, что "экологические беженцы", вынужденные мигрировать из-за экологических бедствий, - это такие же беженцы, как и те, что вынуждены покидать дома по причинам политического характера. Они имеют такое же право на еду, кров, медицинскую помощь и пособия, как и политические беженцы, спасающиеся от войны или политических преследований. По словам Богарди, их слишком часто приравнивают к экономическим мигрантам, которым, как правило, отказывают в статусе беженца ("Аль-Джазира", англ. яз.). Ученые предполагают, что уже через пять лет около 50 млн. человек во всем мире будут вынуждены покинуть свои дома из-за истощения почвы, засух и разрушительных стихийных бедствий. Эксперты Университета ООН, которые сделали этот прогноз, говорят, что международное сообщество должно срочно ввести в обиход новое понятие - "экологический беженец". Как сообщает Русская служба BBC, по мнению ученых, ухудшение природных условий в тех или иных регионах уже привело к появлению примерно такого же количества беженцев, как войны и прочие социальные конфликты. "В бедных регионах одна из основных причин появления беженцев - это эрозия и опустынивание почвы. Причиной этого может быть нерациональное использование земли в сочетании с климатическими изменениями, и эти факторы усиливаются ростом населения", - говорит экологического подразделения Университета ООН Янош Богарди.
"Вторая проблема - это наводнения, которые, я бы сказал, вызваны, накоплением углекислого газа в атмосфере. На это в свою очередь накладываются определенные природные колебания", - продолжает эксперт. Прогнозная цифра 50 млн. беженцев получена, исходя из соответствующих данных за прошлые годы. Скажем, в докладе о мировых катастрофах, который Международный Красный Крест подготовил еще в 1999 году, отмечено, что засухи, наводнения и эрозия почвы вынудили покинуть свои дома 25 млн. человек. По мнению экспертов Университета ООН, "экологические" беженцы должны пользоваться такими же правами, как люди, которые пытаются спастись от вооруженных конфликтов. Но для этого необходимо определить соответствующее понятие в международных документах. Конвенция о статусе беженцев 1951 года фиксирует, что беженец - это человек, который "в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой". "Необходимо обозначить, что понимается под понятием политического, экономического и экологического беженца, - сказал в интервью Би-би-си ректор Университета ООН Ганс Ван Гинкель. - Если мы лучше определим эту проблему, то сможем подготовиться к тому, что нас ждет". Другая проблема заключается в том, что беженцами традиционно считаются те, кто находится вне своей страны. В то же время, как недавно продемонстрировал ураган "Катрина", люди, покидающие дома из-за экологических проблем, зачастую не пересекают границ своих государств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|