Характеристика организации и стратегия ее развития
БИЗНЕС-ПЛАН
нового вида деятельности действующей организации ОАО «Универсам «Витебск»
Выполнили студентки ФЭУТ, К.А. Брежнева 4 курса, гр. ДГС-1 Е.В. Бородич
Руководитель канд.экон. наук, доцент А.В. Владыко
Минск 2008г. РЕЗЮМЕ Основной целью проекта является открытие кулинарии на базе действующего предприятия ОАО «Универсам «Витебск». В настоящий момент универсам успешно реализует продукцию собственного изготовления в небольшом отделе, находящемся в торговом зале. Однако ассортимент постоянно расширяется, спрос на продукцию растет и руководством универсама было принято решение об открытии отдельного подразделения – кулинарии. Для этого имеются все предпосылки: в универсаме есть цех кулинарной продукции и цех мясных полуфабрикатов, недавно было закуплено новое оборудование для выпечки, также с недавних пор имеется незадействованное помещение с отдельным входом, полностью оборудованное для торговой деятельности, в том числе и холодильным оборудованием. В данном помещении раньше находился ночной отдел, который к настоящему времени закрыт. Открытие кулинарии позволит компенсировать снижение товарооборота из-за закрытия ночного отдела, во-первых, за счет увеличения товарооборота собственной продукции (стоит отметить, что реализация собственной продукции является выгодным и прибыльным видом деятельности для предприятий торговли), а во-вторых, за счет привлечения новых покупателей в сам универсам. Для достижения поставленных целей необходимо будет: þ изучить рынок þ оценить конкурентов þ выявить наши преимущества перед ними и недостатки þ выявить и проанализировать нужды и потребности покупателей
þ оценить финансовое состояние организации В условиях жесткой конкуренции между торговыми организациями наличие кулинарии с разнообразным ассортиментом и качественной продукцией будет выделять универсам «Витебск» на фоне других и привлекать все новых и новых покупателей. За счет этого в планируем году предполагается увеличить товарооборот на 26,6%. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И СТРАТЕГИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ
ОАО «Универсам «Витебск» расположен в Советском районе города Минска по адресу: ул. Гамарника, 16. Он был открыт 18 августа 1986 года. В то время это был типовой магазин №22 Советского райпищеторга, который обосновался в заново отстроенном здании торгового центра. В 1994 году получил статус открытого акционерного общества «Универсам «Витебск». Торговля в универсаме осуществляется по методу самообслуживания продовольственными, овощными и непродовольственными сопутствующими товарами. Предприятие постоянно работает над расширением ассортимента товаров. Напрямую заключены договора с основными поставщиками и фирмами, что позволяет своевременно пополнять ассортимент товаров отечественного производства. Всего заключено 320 договоров (из них 250 – с коммерческими фирмами, 70 – с государственными поставщиками). В настоящее время в торговом зале покупателю предлагается 6000 наименований продовольственных и непродовольственных товаров, причем около 80% из них составляют отечественные товары. ОАО «Универсам «Витебск» (р/с 3012200005445 в АСБ «Беларусбанк» код 253, адрес банка: г. Минск, ул. Сурганова,66, УНП 100220134) выдана лицензия № 50000/0299801 на право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания. Лицензия выдана на основании решения от 30.03.2004 г. № 646 сроком на пять лет и действительна до 30.03.2009 г. Зарегистрирована в реестре лицензий Мингорисполкома за номером № 4555.
Общая площадь универсама составляет 2185 кв. метров, среднесписочная численность работников 138 человек. В универсаме функционируют следующие подразделения: § торговый зал самообслуживания § ночной отдел § цех мясных полуфабрикатов § цех кулинарной продукции § отдел сопутствующих товаров § кафетерий § бар по продаже пива § отдел по продаже овощей и фруктов Универсам расположен в Советском районе, недалеко от МКАД. Здание по типу представляется как отдельно стоящее, рядом находится просторная бесплатная парковка. Время работы с 9.00 до 22.00 без обеда и без выходных. С учетом товарной специализации магазин является универсамом, реализует универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Общество осуществляет следующие виды деятельности: -розничная торговля широкого ассортимента товаров, в котором пищевые продукты, напитки и табачные изделия должны преобладать; -розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями с правом продажи (за исключением в розлив) водки, ликероводочных изделий, вин, коньяка, шампанского и других напитков с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов в течение режима работы магазина; -розничная торговля через палатки и рынки; -оптовая и комиссионная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; -производство хлеба и хлебобулочных изделий; -производство изделий из мяса, включая мясные консервы; -бары; -эксплуатация и сдача внаем собственного имущества; -грузовой сухопутный транспорт.
Общество самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. На основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнёров, информации о движении цен организует материально-техническое обеспечение собственной деятельности путём приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг. Отношения общества с юридическими и физическими лицами во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров.
Таблица 1. Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ОАО «Универсам «Витебск» за 2006-2007 гг, млн. рублей
Примечание. Источник: собственная разработка на основе статистической отчетности предприятия. Проанализировав и изучив хозяйственную деятельность ОАО «Универсам «Витебск» можно сделать вывод, что Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с порядком, определенным законодательством Республики Беларусь. Самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производственную продукцию, работы, услуги. Организация постоянно расширяет связи с поставщиками.
На увеличение товарооборота организации влияет состояние и развитие материально-технической базы и эффективность использования труда работников. Руководством магазина предпринимается ряд мер, направленных на увеличение товарооборота и оборачиваемости товаров, а также снижение расходов на реализацию для улучшения финансового состояния предприятия через ряд мероприятий: - ускорение оборачиваемости запасов и затрат за счет преобладания в ассортиментном перечне товаров отечественного производства; -модернизация системы обеспечения торгового процесса необходимым оборудованием: торговым, холодильным и т.д. -создание необходимых условий для хранения товарных запасов; -освоение новых видов деятельности; -ускорение оборачиваемости за счет применение современных подходов к организации торговли и маркетинговых приемов. АНАЛИЗ РЫНКА СБЫТА И ПЛАН МАРКЕТИНГА
В кулинарии будет реализовываться продукция собственного производства, а также некоторые сопутствующие товары. Продукция собственного производства будет включать: - салаты в ассортименте - холодные закуски в ассортименте - готовые изделия и полуфабрикаты из мяса, птицы и рыбы в ассортименте - свежая выпечка в ассортименте - суши Салаты, холодные закуски и изделия из мяса производятся ОАО «Универсам «Витебск» с 2004г., когда часть складских помещений была переоборудована в производственные цеха. Производство собственной выпечки было налажено в 2007 году. Связи с поставщиками уже налажены, продукция имеет стабильный спрос. Производство суши будет налаживаться с нуля. Оно не требует особого оборудования, а поставщиком ингредиентов будет ООО «Еврофуд-импорт» (г. Минск, ул. Притыцкого, 56/2, к.1, тел. (017)2902420). Основным сегментом рынка, на привлечение которого будет ориентироваться предприятие ближайший год, будут молодые люди в возрасте 20-35 лет. Как раз с этим и связано включение в ассортимент такого блюда как суши. В результате опроса покупателей ОАО «Универсам «Витебск» было выявлено, что 64% из них купили бы суши хотя бы один раз, чтобы попробовать, а 15 % утверждают, что покупали бы их регулярно. Универсам занимает примерно 23% рынка. Это является хорошим показателем. Основной конкурент БИГЗ занимает около 50% рынка. А остальные 50% приходятся на универсам «Северный», «Витебск» и несколько очень маленьких магазинов. Основным препятствием выхода на рынок является гипермаркет БИГЗ, который имеет большой кулинарный отдел с широчайшим ассортиментом кулинарной продукции. Также к его преимуществам можно отнести огромные торговые площади и большой выбор как продовольственных, так и непродовольственных товаров, которые привлекают покупателей не только из близлежащих, но и из дальних районов.
Время выхода на рынок займет не более 2 мес., т.к. помещение с необходимым оборудованием уже имеется, производство также хорошо отлажено. Результаты опроса жителей, проживающих в районе универсама, показали, что 69% жителей согласны и будут рады открытию кулинарии, 4% хотели бы, чтобы все осталось как есть, и 27% опрошенных всё равно. Очевидно, что продукция, на которую и сейчас имеется неплохой спрос, с открытием кулинарии привлечет ещё больше покупателей. Таблица 2. Конкурентный анализ.
Примечание. Собственная разработка. По 3- бальной шкале.
Как видно из таблицы БИГЗ занимает ведущее положение на рынке. Но надо также отметить, что БИГЗ не является основным конкурентом для универсама «Витебск», т.к. гиппермаркет и универсам изначально имеют разную направленность: в гиппермаркетах люди как правило покупают большие объемы не скоропортящейся продукции на всю неделю, в универсамы же заходят почти каждый день и покупают понемногу, но часто. Таким образом, стоит отметить разные форматы данных организаций. А вот универсам «Северный» является, пожалуй, главным конкурентом. Как следует из таблицы, он превосходит универсам «Витебск» по таким показателям как доля на рынке и объем продаж, однако уступает по уровню цен, форме организации и стимулированию продаж. В универсаме «Северный» нет отдельной кулинарии, но есть отдел с кулинарной продукцией в торговом зале. Задачей универсама «Витебск» на следующий год будет превзойти конкурента по объему продаж, расширить и углубить позиции на рынке. Для этого универсам «Витебск» располагает достаточным количество денежных средств. Для реализации поставленных целей универсам «Витебск» выбрал для себя такую стратегию маркетинга как концентрация на сегменте реализации товаров. Маркетинговая политика по привлечению покупателей в кулинарию будет состоять из следующих шагов: ü всем покупателям универсама в момент расчета за покупки в кассовом узле будет выдаваться цветная брошюра, с приглашением посетить кулинарию. На брошюре будет размещена информация о некоторых товарах по особо привлекательным ценам (товары-приманки); ü раз в неделю будут проводиться презентации новых блюд, в программу которых будет включена и их дегустация; об этом будет сообщаться заранее с помощью рекламных буклетов и плакатов в основном зале универсама и в близлежащих районах; ü будет проводиться конкурс на лучший предложенный рецепт среди покупателей кулинарии (для этого в отделе кулинарии будет установлен специальный ящик), в конце каждого месяца будет объявлен победитель, который в качестве приза получает подарочный сертификат на определенную сумму, который он может отоварить в кулинарии универсама «Витебск».
Затраты на маркетинг составят примерно 3 млн. рублей. В них включается изготовление брошюр и плакатов, затраты на их распространение, на проведение презентаций и дегустаций. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН В целях укрепления трудовой дисциплины, совершенствования организации труда, рационального использования рабочего времени, высокого качества работ и повышения производительности труда в ОАО «Универсам «Витебск» действуют Правила внутреннего трудового распорядка, утверждённые директором Литвинюком С.С. Производственные и трудовые отношения на предприятии, вопросы социального развития коллектива и здоровья его членов регулируются коллективным договором. Для нормального осуществления хозяйственной деятельности предприятие самостоятельно принимает на работу по трудовым договорам, контрактам лиц, обладающих необходимой профессиональной подготовкой. Всего на предприятии согласно отчёту о фактических показателях финансово-хозяйственной деятельности в 2007 году числилось 138 человек. Во главе ОАО «Универсам «Витебск» стоит Наблюдательный совет общества, однако повседневное руководство и контроль за работой осуществляет директор универсама. Он также несёт ответственность за выполнение планов работы, сохранность товарно-материальных ценностей. Основными функциональными обязанностями директора являются управление торговой организацией, налаживание хозяйственных связей с поставщиками, заключение договоров, издание приказов и распоряжений, утверждение на должность. Схема управления ОАО «Универсам «Витебск» показывает, что рассматриваемая организация имеет чёткую структуру подчинения и управления (см. рис. 1). В универсаме «Витебск» имеется штатное расписание, в котором отражено количество всех работников универсама, их должность и тарифно-квалификационные разряды и категории, тарифные коэффициенты ЕТС, а также количество штатных единиц каждой должности.
Рисунок 1. Структура управления ОАО «Универсам «Витебск» Примечание. Источник: собственная разработка по материалам ОАО «Универсам «Витебск»
Важным условием эффективной организации труда в магазине является рациональная организация материальной ответственности - правильный выбор её форм, организация контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей. При приёме на работу в универсам «Витебск» с каждым торговым работником одновременно с трудовым договором заключается договор о полной материальной ответственности. В магазине применяются две формы материальной ответственности: индивидуальная и коллективная. Материально ответственные лица имеют право участвовать в приёмке, хранении, отпуске товаров и денег; осуществлять взаимный контроль за движением товарно-материальных ценностей; принимать участие и требовать при необходимости проведения инвентаризаций; знакомиться с товарными отчётами; проводить самопроверки; требовать от администрации выполнения условий договоров о материальной ответственности. Обязанности материально ответственных лиц: бережное отношение к сохранности товарно-материальных ценностей; ведение учёта и отчётности; извещать администрацию о нарушениях в обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей. В результате анализа половозрастного и качественного состава работников ОАО «Универсам «Витебск» можно составить следующие таблицы: Таблица 3. Половозрастной состав работников ОАО «Универсам «Витебск» по состоянию на 3 квартал 2007 года.
Примечание. Источник: собственная разработка по материалам ОАО «Универсам «Витебск» Таблица 4. Качественный состав работников ОАО «Универсам «Витебск» по состоянию на 3 квартал 2007 года.
Примечание. Источник: собственная разработка по материалам ОАО «Универсам «Витебск»
Средний возраст работников универсама в целом в 3 квартале 2007 года составил 42,9 лет, руководителей – 45,8 лет, специалистов – 43,9, а рабочих -39 лет. На такой показатель среднего возраста по предприятию оказало влияние то, что на нём работают 17 пенсионеров, немало людей предпенсионного возраста и вообще не числится молодых специалистов. Текучесть кадров в 3 квартале 2007 года составила 13/10 человек (принято/уволено). Основные показатели эффективности трудовых ресурсов проанализируем на основе таблицы 5.
Таблица 5. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов за 2006 – 2007 год
Примечание. Источник: собственная разработка по материалам ОАО «Универсам «Витебск» Анализируя таблицу можно отметить, что за 2007 год среднемесячная заработная плата составила 752,4 тыс. руб. и выросла по сравнению с 2006 годом на 169,7 тыс. руб. – это составляет 29,1 %. Среднемесячная нагрузка на одного работника за 2007 год составила 8,6 млн. руб. и возросла по сравнению с 2006 годом на 21,4%. Фонд оплаты труда увеличился на 31% в 2007 году по сравнению с предыдущим годом и составил 1246 млн. рублей. В том числе возросли выплаты стимулирующего характера. В 2006 году их сумма была равна 209 млн., а в 2007 году она увеличилась на 115 млн. (55%) и составила 324 млн. рублей. Увеличилась и доля стимулирующих выплат в составе среднемесячной заработной платы: если в 2006 году она была равна 22%, то в 2007 достигла 26%, т.о. темп прироста составил 18,2%. ОАО «Универсам «Витебск» обеспечивает оплату труда работников не ниже уровня, предусмотренного Единой тарифной сеткой работников Республики Беларусь. В универсаме используется повременно-премиальная форма оплаты труда.В качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда используются тарифные разряды, предусмотренные единой тарифной сеткой работников Республики Беларусь. Выплачивают заработную плату три раза в месяц: аванс 17 и 27 числа текущего месяца в размере 30% должностного оклада, а окончательный расчет до 8 числа следующего за отчетным месяца. Работникам универсама производится надбавка за выслугу лет в размере: при непрерывной работе от 1 до 5 лет - 10% от 5 до 8 лет - 15% Также ежемесячно производится премирование работников торговой организации за основные результаты хозяйственной деятельности в пределах 30 % месячной тарифной сетки и должностного оклада, при наличии средств на эти цели. В организации развиты как материальные методы стимулирования, так и морально- психологические. К материальным относятся премии, надбавки к должностному окладу, дополнительные отпуска, различные материальные выплаты. Ко второй группе методов относятся: делегирование полномочий, празднование значимых дат в жизни работника, проведение совместных мероприятий, помощь и поддержка в тяжелые периоды жизни, создание благоприятных условий труда. Для торгово-оперативного персонала большое значение в работе играет состояние и оснащенность новыми видами оборудования рабочих мест. В ОАО «Универсам «Витебск» регулярно проводится обновление торговой техники как в связи с ее физическим, так и моральным износом. Оснащенность рабочих мест персонала позволяет повысить скорость и качество выполнения операций, снизить затраты труда и соответственно повысить его эффективность. Это влияет непосредственно и на удовлетворенность трудом работников. Очевидно, что каждому сотруднику наиболее приятно работать с новым оборудованием, которое позволяет минимизировать прилагаемые усилия, снизить напряженность работы. Произведем расчеты ФЗП на предстоящий год с целью обеспечения более высоких темпов производительности труда и оптимизации численности работников. Предположим, что планируемый товарооборот будет равен 18 120 млн. руб. Из данных таблицы 5 видно, что темп роста среднемесячной нагрузки в 2007 году на 1 работника на 1,9% ниже темпа роста товарооборота. Это свидетельствует о низшей производительности труда по сравнению с эффективностью работы организации в целом. На следующий календарный год спланируем рост производительности труда аналогичный росту товарооборота, т.е. 126,6%. Рассчитаем среднемесячную нагрузку: 8,6*126,6/100 = 10,9 (млн. руб.) Оптимально необходимая численность трудовых ресурсов на планируемый год будет равна: 18120/ 10,9/ 12 = 138,5 т.е. 139 (чел.)
Для повышения эффективности работы трудовых ресурсов ОАО «Универсам «Витебск» нет необходимости изменять численность работников, т.к. она является практически оптимальной. Необходимо увеличить объем товарооборота и повысить производительность труда. Для этого рассчитаем оптимально необходимую среднемесячную заработную плату и фонд оплаты труда на планируемый год. При планируемом темпе прироста заработной платы 25% к 2007 году ее размер составит: 752,4*125/100 = 940,5 (тыс. руб.) Планируемый фонд заработной платы на 2008 год будет равен: 139*940,5 *12 = 1568,8 (млн. руб.)
На основе расчетов составим таблицу, где отразим основные показателей по труду на планируемый год и их изменения по сравнению с отчетным годом.
Таблица 6. Основные показатели по труду на планируемый год
Источник: Собственная разработка
Для повышения эффективности использования трудовых ресурсов планируется обеспечить прирост товарооборота на 26,6%, увеличить заработную плату на 25% и повысить нагрузку на работников до уровня в 10,9 млн. руб. в месяц.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
Основной целью деятельности ОАО «Универсам «Витебск» является обеспечение устойчивой реализации продовольственных товаров и как следствие увеличение розничного товарооборота. Это позволит улучшить финансовое состояние предприятия.
Таблица 6. Показатели производственной программы, млн.р.
Примечание. Источник: собственная разработка
Таблица 7. Данные о стоимости основных фондов
Примечание. Источник: собственная разработка по материалам ОАО «Универсам «Витебск»
Данное предприятие располагает необходимым оборудованием для организации производственного процесса.
Таблица 8.Расчет амортизационных отчислений
Примечание. Источник: собственная разработка
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН Таблица 9. Проектно-балансовая ведомость, в миллионах рублей
Таблица 10. Расчет прибыли на 2008 год, в миллионах рублей
Примечание. Источник: собственная разработка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|