Демографические характеристики рынка и рыночные потребности, выгоды для покупателей, потребности потребителей
Анализ текущей ситуации Основные характеристики и тенденции рынка Хлебопекарной отрасли является производство продуктов питания, в том числе продуктов первой необходимости – хлеба. На данные продукты независимо от экономической и политической ситуации в стране всегда будет существовать спрос. Это обстоятельство привлекает в хлебопечение все новых и новых производителей, что обостряет конкуренцию в отрасли. Хлебопекарная отрасль относится к материалоемким. Хлеб – рыночный товар, цена которого зависит от стоимости зерна и, соответственно, муки, на которую приходится от 30 до 60% себестоимости по отдельным рецептурам. Цены на зерно не стабильны,, а цены на муку имеют высокую степень корреляции с ценами на зерно. Рост цен на электроэнергию и воду, сырье и материалы, комплектующие и запчасти для оборудования, автомашин и др., вызванный общей инфляцией в России, подогретой в конце 2008 г. всемирным финансово-экономическим кризисом, также приведет к увеличению себестоимости продукции, подталкивая тем самым производителей к повышению цен на свою продукцию. Хотя цены на хлеб согласно действующему законодательству не подлежат государственному регулированию, но статус хлеба как базового социального продукта заставляет производителей держать минимально возможную цену. Что приводит к падению рентабельности выпуска этого продукта и бесперспективности отрасли с точки зрения бизнеса. Основным решением проблемы рентабельности является уменьшение производственных затрат, добиться которого можно только при внедрении прогрессивных технологий на основе технического перевооружения, модернизации производства, при замене ручного труда механизированным (по возможности).
Поскольку большими возможностями для расширения производства за счет реконструкции и технического перевооружения, совершенствования структуры управления предприятиями, внедрения информационных технологий обладают крупные предприятия, на хлебном рынке будет происходить процесс концентрации производства (слияние предприятий и поглощение крупными компаниями более мелких производителей). Отраслевые риски могут быть связаны и с усугублением макроэкономической ситуации в России, что отразится на уровне доходов населения и, соответственно, на уровне платежеспособного спроса, который является двигателем и для хлебопекарной отрасли.
Таблица 1.1 Pest-анализ
Демографические характеристики рынка и рыночные потребности, выгоды для покупателей, потребности потребителей На совершаемые покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (см. рис. 2). В большинстве своем это факторы не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует принимать в расчет.
Рис.1.1 Факторы влияющие на совершение покупки Факторы культурного уровня. Культура - основная первопричина, определяющая потребности человека.Человеческое поведение - вещь в основном благоприобретенная. Человек с детских лет усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерных для его семьи и основных институтов общества. Субкультура. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и обобщения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, религиозные группы. Свои отличные от прочих субкультуры со своим специфическим образом жизни в каждом отдельномслучае имеют и географические районы. Социальное положение. Почти в каждом обществе существуют различныеобщественные классы, которые можно определить, как сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения. Факторы социального порядка. Референтные группы - группы людей, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека. Это могут быть друзья, семья, соседи, коллеги по работе и т.д. Роли и статусы. Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса.Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Факторы личного порядка. Возраст и этап жизненного цикла семьи. С возрастом происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг, так в первые годы человеку нужны продукты для детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте – специальными диетическими. С годами меняются и его вкусы в отношении одежды, мебели, отдыха и развлечений. Род занятий. Определенное влияние на характер приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Деятель рынка стремится выделить такие группы по роду занятий, члены которых проявляют повышенный интерес к его товарам и услугам. Фирма может даже специализироваться на производстве товаров, нужных какой-то конкретной группе. Экономическое положение индивида во многом сказывается на его товарном выборе. Оно определяется размерами сбережений и активов, кредитоспособностью и взглядами на расходование средств в противовес их накоплению. Образ жизни человека рисует “всесторонний портрет” человека во взаимосвязи его с окружающей средой. При разработке маркетинговой стратегии товара деятель рынка будет стремиться вскрыть взаимосвязи между товаром и определенным образом жизни. Тип личности и представление о самом себе. Каждый человек имеет сугубо специфический тип личности, оказывающий влияние на его покупательское поведение. Тип личности - совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответственных реакций на окружающую среду. Знание типа личности может оказаться полезным при анализе потребительского поведения, когда существует определенная связь между типами личностей и выбором товаров и марок. Факторы психологического порядка. Мотивация. В любой данный момент времени человек испытывает множество разнообразных нужд. Некоторые из них имеют биогенную природу, то есть являются следствиями таких состояний, внутренней физиологической напряженности как голод, жажда, дискомфорт. Другие психогенны, т.е. являются результатом таких состояний внутренней физиологической напряженности, как нужда в признании, уважении, духовной близости. Большинство этих нужд оказываются недостаточноинтенсивными, чтобы мотивировать человека на совершение действия в любой данный момент времени. Нужда, достигшая достаточно интенсивного уровня интенсивности, называется мотивом. Мотив (или побуждение)- нужда, ставшая столь влиятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Восприятие. Восприятие можно определить, как процесс, посредствомкоторого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира. Усвоение. Человек усваивает знания в процессе деятельности. Усвоение -это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта. Убеждения и отношения. Посредством действий и усвоения человекприобретает убеждения и отношения. а они в свою очередь влияют на егопокупательское поведение. Убеждение - мысленная характеристика индивидом чего-либо. Производителей, естественно интересуют убеждения вокруг товаров и услуг. Из этих убеждений складываются образы товаров и марок. На основании этих убеждений люди совершают действия. Если какие-то убеждения не верны и будут препятствовать совершению покупки, производителю необходимо будет провести соответствующую программу по их исправлению.Почти ко всему на свете - к религии, политике, одежде, музыке, еде и т.п. человек имеет собственное отношение. Отношение - сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом какого либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий. Отношения позволяют индивиду сравнительно стабильно вести себя по отношению к схожим друг с другом объектам. Человеку не приходится что-то заново интерпретировать и каждый раз реагировать по -новому. Отношения позволяют экономить физическую и умственную энергию. Именно поэтому они с трудом поддаются изменению. Различные отношения индивида образуют логически связную структуру, в которой изменение одного фактора может потребовать изменения ряда других, так что фирме выгоднее будет вносить свои товары в рамки уже существующих отношений, чем пытаться изменить их. 1.3 SWOT- анализ ОАО «Хлебозавод»ОАО «Хлебозавод» является одним из крупнейших предприятий хлебопекарной отрасли Республики Мордовия по объему производства и численности занятых на нем работников. Его продукция составляет основу ассортимента хлебного рынка г. Саранска. Она также узнаваема и представлена на рынках почти всех районов Мордовии.
Для полноценной характеристики мы должны дать анализ рыночной ситуации, в которой действует предприятие. Для этого воспользуемся одним из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении и маркетинге - «SWOT-анализ». Аббревиатура SWOT произошла от названий четырех факторов, рассматриваемых в процессе исследования: Strengths – сильные стороны Weaknesses – слабые стороны Opportunities – возможности Threats – угрозы При этом важно понимать следующее: · сильные и слабые стороны – это те составные части деятельности компании, которые она может контролировать; · возможности и угрозы – это те факторы, которые находятся вне контроля компании и могут повлиять на процесс её развития. Проведем SWOT - анализ факторов внутренней и внешней среды, который отображен в таблице 1.
Таблица 1.2 SWOT – анализ факторов внутренней и внешней среды
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|