Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я-концепция в психологических теориях.

Тема 2. Социологические и психологические концепции идентичности

 

1. Определения идентичности и идентификации.

2. Я-концепция в психологических теориях.

3. Идентичность как комплекс установок.

4. Самоидентичность в социологической теории

 

1. «Идентичность» - это тождество с «другим». Идентичность изменчива и непостоянна как в самоощущении, так и в сопоставлении с постоянно меняющимися другими индивидами.

Познание человеком собственной идентичности осуществляется в три этапа:

1. Социальная категоризация (стереотипизация) – упорядочивание социального окружения, группировка личностей согласно замыслу индивида. Человек учится классифицировать познаваемых людей путем отнесения их к разным категориям на основе сходства и различия в процессе социализации.

2. Социальная идентификация – процесс, посредством которого индивид «помещает» себя (позиционирует) в ту или иную категорию.

3. Социальная идентичность – полное социальное отождествление индивида.

По данной схеме индивиды объединяются в группы. Аналогичным образом происходит самоопределение и позиционирование себя в группе «своих». Основными психологическими механизмами, действующими во взаимоотношениях между членами социальных групп, выступают процессы дифференциации (сравнение, выделение схожих и отличных характеристик) и интеграции (примерка и освоение групповых характеристик, стиля жизни).

Неофрейдистский теоретик Эрик Эриксон предположил, что в юности наблюдается кризис идентичности. Именно на этой стадии молодой человек ищет идентичность, опробуя на опыте различные группы друзей, стили жизни, планы в карьере. В идеале к концу юности процесс стабилизируется и человек воспринимает себя, чувствует непринужденно с этой идентичностью. В представлении Эриксона, идентичность формируется в результате социальной интеракции, а проблемы происходят, если юноша ощущает отчужденность от общества, например, из-за этнических различий или безработицы».

В психологии и в социологии идентичности имеются сходства и различия по поводу структуры идентичности и процесса ее формирования. Психология делает акцент на изучении субъективного мира человека. Социология – на взаимодействии человека с социумом, рассматривая больше социальную идентичность, ипостась психологической Я-концепции человека.

С концепцией идентичности тесно связано понятие идентификации.

Идентификация (процесс приобретения идентичности) – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека. Идентификация – это также способ познания другого человека. Познавая другого, формируется и познающий. Представление о другом тесно связано с уровнем собственного самопознания.

Г.М. Андреева выделяет 5 ступеней познания человека: восприятие, эмоциональная оценка, понимание поступков, формирование стратегии изменения его поведения, формирование стратегии построения своего поведения. Осознание себя через другого включает идентификацию и рефлексию. Поставить себя на место другого – это определение подходит для двух феноменов: идентификации и эмпатии. В чем их разница?

Идентификация – это рациональное осмысление проблем другого и осознанное свое действие с позиции другого: «я строю свое поведение так, как строит его этот другой».

Эмпатия – эмоциональный отклик, чувства, аффективное понимание: «я сочувствую ему, но я строю свое поведение по-своему».

Рефлексия – это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Эти механизмы ведут к познанию другого и себя, а также к построению и поддержанию крепкой Я-концепции.

 

Я-концепция в психологических теориях.

Согласно гуманистической психологии, люди стремятся к постижению себя, самопознанию как для своего блага, так и для блага других людей и последующих поколений. Представитель данного направления английский психолог и педагог Р. Бернс считает, что общее самочувствие личности определяется ее Я-концепцией.

Я-концепция – это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Согласно Бернсу, положительная Я-концепция определяется тремя факторами: убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к определенному виду деятельности, в своей компетентности и чувством собственной значимости, которое проистекает из первых двух категорий.

Я-концепция содержит три компонента:

a. Когнитивная составляющая – образ Я – представление о себе – самоидентичность, которая содержит два компонента: реальное Я и идеальное Я.

Образ Я представляет собой статичную ментальную фигуру, наполненную характеристиками и описаниями себя как реального Я. Описывая свой образ, мы формулируем основные характеристики нашего привычного самовосприятия, являя свою неповторимость, которая выражается уникальной комбинацией черт. Понятие «реальная» не означает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальное Я – это представление личности о себе в соответствии с желаниями – «каким я хотел бы быть».

b. Самооценка, которая у Бернса выражается через позитивное отношение ко всему, что входит в сферу собственного Я. Состоит из публичной идентичности (реальные отклики на наше поведение) и социальной идентичности (воображаемые нами мнения о нас).

Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление реального и идеального образов. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить как к позитивным (источник самосовершенствования и развития личности), так и негативным последствиям (различные внутриличностные конфликты и девиантное поведение).

Имидж и работа по его созданию – это одно из позитивных последствий такого расхождения, это одно из средств приближения реального Я к идеальному. Желание приблизиться к идеальному образу порождает мотивацию к действию, в том числе и по созданию имиджа. Если по каким-то причинам идеальный образ не может актуализироваться, то самооценка человека становится низкой. Совпадение реального Я с идеальным или минимальное расхождение между ними – основа психического здоровья человека.

На самооценку и последующее поведение индивида влияют:

· ­социум через субъективные интерпретации реакций других людей (социальная идентичность),

· ­воспринимаемые объективные общественные нормы, стандарты,

· ­ценности, усвоенные человеком в течение жизни.

c. Поведенческая составляющая – все возможные действия и реакции, вызванные первыми двумя составляющими.

Индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Человек испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и делает его хорошо. Таким образом, проявилась его индивидуализация, его собственный выбор.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...