Тема: «Технология регулировки газовых редукторов и карбюраторов»
Урок № 42 Газовыми называются двигатели, работающие на газообразном топливе – сжатых и сжиженных газах. Особенностью таких двигателей является их способность работать также и на жидких топливах, например, бензине. Система питания газовых двигателей имеет специальное газовое оборудование. Предусмотрена также дополнительная резервная система, обеспечивающая при необходимости работу двигателя на бензине. По сравнению с бензиновыми двигателями газовые модели обычно более экономичны, менее токсичны, работают без детонации в цилиндрах, имеют меньший износ деталей ЦПГ, КШМ и др., срок их службы больше в 1,5–2 раза. Однако полная мощность при =const и прочих одинаковых условиях, снижается на 10–20 %, т.к. теплотворность горючей смеси снижается на 10–20 %. Система питания газовым топливом более пожароопасна, для ее технического обслуживания требуется специальное оборудование. Применяются две разновидности газовых топлив. Сжатые газы – газы, которые при обычной температуре окружающего воздуха и высоком давлении (до 20 МПа) сохраняют газообразное состояние. В качестве топлива для газовых двигателей обычно используется природный газ на основе метана. Сжиженные газы – газы, которые переходят из газообразного состояния в жидкое при нормальной температуре воздуха и относительно небольшом давлении (до 1,6 МПа). Это преимущественно нефтяные газы. Для газовых двигателей используются сжиженные газы следующих марок: СПБТЗ – смесь пропана и бутана техническая зимняя; СПБТЛ – смесь пропана и бутана техническая летняя; БТ – бутан технический. Газообразное топливо менее токсично, имеет более высокое октановое число (около 100 и более единиц), дает меньшее нагарообразование в цилиндрах и не разжижает масло в картере двигателя.
В систему питания двигателя, работающего на сжатом газе (рис. 9), входят баллоны 1 для сжатого газа, наполнительный 5, расходный 6 и магистральный 18 вентили, подогреватель 17 газа, манометры высокого 8 и низкого 9 давления, редуктор 11 с фильтром 10 и дозирующим устройством 12, газопроводы высокого 3 и низкого 13 давления, карбюратор-смеситель 14 и трубка 19, соединяющая разгрузочное устройство с впускным трубопроводом двигателя. Рис. 1. Схема системы питания двигателя, работающего на сжатом газе: 1 – баллон; 2 – тройник; 3, 13 – газопроводы; 4 – крестовина; 5, 6, 18 – вентили; 7 – топливный бак; 8, 9 – манометры; 10 – газовый фильтр; 11 – газовый редуктор; 12 – дозирующее устройство; 14 – карбюратор-смеситель; 15 – топливопровод; 16 – топливный насос; 17 – подогреватель; 19 – трубка; 20 – двигатель При работе двигателя вентили 6 и 18 открыты. Сжатый газ из баллонов поступает в подогреватель 17, обогреваемый горячими ОГ или охлаждающей жидкостью двигателя – для исключения замерзания (закупорки) дросселирующих проходных сечений данной газовой системы питания. Из подогревателя газ через фильтр 10 проходит в двухступенчатый газовый редуктор 11, где давление газа снижается до 0,9–1,15 МПа. Из редуктора через дозирующее устройство 12 газ проходит в карбюратор-смеситель 14, где образуется горючая (газовоздушная) смесь. Она под действием вакуума поступает в цилиндры двигателя. Процесс сгорания данной смеси и отвода ОГ происходит аналогично процессам в бензиновом двигателе. Редуктор 11, кроме уменьшения давления газа, изменяет его количество в зависимости от режима работы двигателя. Указанный редуктор быстро выключает подачу газа при остановке двигателя. Кроме основной, имеется резервная система питания топливом, обеспечивающая работу двигателя на бензине в необходимых случаях (при неисправности газовой системы, израсходовании газа в баллонах и других случаях). При этом длительная работа двигателя на бензине не рекомендуется, т.к. в резервной системе питания отсутствует воздушный фильтр, что может привести к повышенному износу двигателя. Оптимальные углы Θ опережения зажигания, установленные при использовании газового топлива, чаще всего не соответствуют оптимальным Θ бензинового двигателя.
В резервную систему питания входят топливный бак 7, топливный фильтр, топливный насос 16 и топливопровод 15. Схема системы питания двигателя, работающего на сжиженном газе, показана на рис. 2. Рис. 2. Схема системы питания двигателя, работающего на сжиженном газе: 1 – топливный фильтр; 2 – топливный насос; 3 – карбюратор; 4 – смеситель; 5 – испаритель; 6 – газовый фильтр; 7 – дозирующее устройство; 8 – газовый редуктор; 9, 10 – манометры; 11, 13 – вентили; 12 – баллон; 14 – двигатель; 15 – топливный бак Сжиженный газ под давлением из баллона 12 поступает через расходный 13 и магистральный 11 вентили в испаритель 5, где он подогревается горячей жидкостью системы охлаждения двигателя. Затем газ очищается в фильтре 6, поступает в двухступенчатый редуктор 8, где давление газа снижается до атмосферного. Из редуктора газ через дозирующее устройство 7 проходит в смеситель 4, в котором готовится горючая смесь в соответствии с режимом работы двигателя. Газовый баллон имеет предохранительный клапан, открывающийся при давлении 1,68 МПа, наполнительный вентиль и датчик уровня сжиженного газа. Баллон заполняется сжиженным газом только на 90 % объема. Это необходимо для возможности расширения газа при нагреве. Кроме основной системы питания, двигатель, работающий на сжиженном газе, имеет резервную систему питания, аналогичную резервной системе двигателя, работающего на сжатом газе, для кратковременной работы на бензине. В резервную систему входят топливный бак 15, топливный фильтр 1, топливный насос 2 и карбюратор Регулировка ГБО не является чем-то очень сложным, поэтому произвести её сможет любой, кто хоть немного знаком с устройством автомобиля и знает принцип работы газового редуктора и двигателя. Проводить регулировку газового оборудования стоит только после настройки карбюратора.
Настроить карбюратор можно следующим образом. Для начала очистите его от внешних засорений (песка, пыли, масла), а также промойте его изнутри. Привести в порядок или даже заменить стоит фильтры, воздушные и топливные жиклёры, промыть поплавковую камеру и сам карбюратор. Проводить эту процедуру, конечно, необязательно, если вы спешите или не можете этого выполнить по каким-либо причинам, но все же ухоженный карбюратор работает намного стабильнее и производительнее. Вообще, проводить ТО этой запчасти стоит несколько раз в год, желательно с наступлением нового сезона. После этого можно перейти непосредственно к регулировке холостого хода. Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры (несколько минут работы на холостом ходу). Здесь есть 2 винта: качества (обычно медный) и количества (пластиковый). Первый отвечает за качество смеси. Откручивая — содержание кислорода в смеси падает, закручивая — смесь стает более богата топливом. Второй винт отвечает за качество выхлопных газов. Винтом качества начинайте регулировку холостых оборотов. Попытайтесь выставить их практически на максимум. Как только вы почувствуете слаженный ритм в работе двигателя — остановитесь. Чем сильнее вы продолжите откручивать винт, тем быстрее обороты начнут падать. Когда холостой ход двигателя на карбюраторе отрегулирован, можно приступать к регулировке редуктора ГБО. Настройка ГБО производится также на прогретом двигателе. Существует несколько способов отрегулировать оборудование, все они похожи и выбирать конкретный способ стоит от типа двигателя, его технического состояния, возраста и подобных показателей. Настройка проводится при помощи всего 3 винтов: Винт холостого хода; Винт чувствительности; Винт жадности. Первые 2 винта находятся вблизи друг от друга на редукторе. Регулировка газового редуктора Двигатель нужно завести на бензине и прогреть до рабочей температуры, обороты холостого хода установить 950-1000 об/мин. Выключить подачу и выработать бензин. Исходное положение регулировок:
-Дозатор первой камеры вывернут на максимум, а второй завернут на минимум Установка холостого хода. Используя подсос установить обороты 1700-2000 об/мин. Теперь в несколько шагов понемногу убирайте подсос и, вращая винт холостого хода, найдите максимум оборотов. Повторяйте эти шаги до тех пор, пока подсос не будет полностью убран, а двигатель устойчиво работать на холостом ходу. Выставьте винтом холостого хода максимальные обороты. Понемногу заворачивайте винт чувствительности, если обороты меняются, то скорректируйте винтом холостого хода на максимум. Если не получается, то заверните винт чувствительности на 2 оборота и повторите сначала. В итоге винт чувствительности завернут почти до конца, двигатель работает на холостом ходу на максимуме — 1100-1200 об/мин. Винтом холостого хода, заворачивая, убавляем обороты чуть меньше номинальных и затем, отворачивая, устанавливаем 950-1000 об/мин. Понемногу отворачиваем винт чувствительности до тех пор, пока это не станет влиять на обороты двигателя на холостом ходу, затем заворачиваем на 0.75-1.25 оборота назад. Пробуем резко "газануть" — двигатель должен хорошо откликаться на педаль "газа". Настройка дозатора. На работающем двигателе установите 3000-3500 об/мин (можно использовать помощника, но не подсосом), и заворачивайте винт дозатора до тех пор пока не найдете порог изменения в оборотах. Подвигайте винт дозатора больше — меньше, чтобы убедиться в этом. Отверните винт дозатора на 0,5-0,75 оборота от найденного порога, вторую поставьте на 25-30% от первой. Проводиться так же, в несколько шагов. Пробуем резко нажать на привод "газа", затем заворачиваем винт чувствительности по 0,25 оборота до тех пор, пока не почувствуется провал в наборе оборотов. После этого отвернуть винт чувствительности на 0,5 оборота. Последнюю операцию лучше проводить не на слух, а на "трогание" автомобиля с места на малом "газу". После этого повторить процедуру настройки дозатора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|