Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие требования к содержанию и оформлению контрольной работы




Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

 

Кафедра «Информатики»

 

Пестриков В.М., Петров Г.А.,Тихов С.В., С удаков С.Е.

Информатика

задания и методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения

 

Санкт-Петербург


 

Одобрены на заседании кафедры ИТСС, протокол № от _______.2006г.

 

Утверждены Методическим Советом ИЭУПС, протокол № от ____________.

 

Информатика. Методические материалы по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения. – СПб.: Изд-во ИИГ «АКТиБ», 2006.- ХХ с.

 

 

Методические материалы разработаны на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения к содержанию и уровню подготовки по курсу «Информатика» для всех специальностей университета сервиса и экономики заочной формы обучения.

 

Составители: д.т.н., проф. Пестриков В.М., к.т.н., доц. Петров Г.А.,

к.т.н., доц. Тихов С.В., ст.пр. Судаков С.Е.

 

 

Рецензент: к.ф.-м.н.,проф. Никитин С.И.

 

ÓИнформационно-издательская группа «АКТиБ»

Ó Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
2007 г.


Введение

Считается, что целями информатизации во всем мире и, в том числе, в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах его деятельности [8], а дисциплина "Информатика" включена федеральным компонентом цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин почти всех специальностей государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Она имеет целью ознакомить учащихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучить студентов принципам применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности. Кроме того, она является базовой для всех курсов, рассматривающих информационные системы, автоматизированные методы анализа и, так или иначе, использующих компьютерную технику.

Дисциплина «Информатика» прежде всего, связана с математическими и естественнонаучными дисциплинами, а также с дисциплинами, преподавание которых базируется на использовании современных информационных образовательных технологий.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

· иметь представления об информации, информационных процессах и основах современных компьютерных информационных технологий обработки информации, их влиянии на успех в профессиональной деятельности;

· знать современное состояние уровня и направлений развития архитектуры аппаратных и программных средств электронно-вычислительной техники;

· уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ, владеть приемами антивирусной защиты;

· уметь работать как с программными средствами общего назначения, так и с отдельными профессионально ориентированными программными средствами;

· иметь навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией;

· владеть основами автоматизации решения экономических задач;

· владеть приемами антивирусной защиты.

На изучение данной дисциплины отводится 200 часов, из них для заочной формы обучения:

лекций - 12 часов;

лабораторных работ - 10 часов;

самостоятельной работы - 178 часов.

По завершению курса обучения для заочного отделения предусмотрены следующие формы отчетности:

1. зачет по результатам выполнения контрольной работы – в первом семестре;

2. экзамен – во втором.

Зачет ставится при выполнении трех заданий, варианты и методические рекомендации к которым приведены в разделе II.

Допуском к экзамену является защита заданий 2 и 3 приведенных в разделе II. Защита осуществляется во время двух лабораторных занятий непосредственно перед экзаменом. В качестве теоретических вопросов выносимых на экзамен служат вопросы задания I, которые приведены в разделе 2.2.

 


I. Цели и задачи выполнения контрольной работы

В ходе изучения данной дисциплины и освоения готовых прикладных программ специалисту с высшим образованием, прежде всего, необходимо не только понять методологию, но и овладеть простейшими приемами разработки программного обеспечения вычислительных систем вообще и прикладных задач в частности.

Дело в том, что, во-первых, методология разработки любого программного обеспечения предполагает, в общем случае, выполнение следующих этапов данного процесса:

- постановку задачи;

- ее формализацию;

- алгоритмизацию (разработку алгоритма решения задачи);

- программирование (разработку машинной программы задачи на языке программирования);

- составление описания задачи.

Следовательно, независимо от статуса специалиста, в случае необходимости разработки оригинальной прикладной задачи для своей предметной области, любой из них должен будет принимать участие в постановке задачи, отвечая на вопрос, какие цели преследует ее решение и что должно быть на выходе. Затем, на этапе формализации, он должен показать, какими методами задача может быть решена и какие функциональные зависимости при этом предполагается использовать, а на этапе алгоритмизации – указать предполагаемую последовательность ее решения и заказать желательную порядок выдачи результатов.

А, во-вторых, даже при использовании готовых наиболее распространенных офисных программ пользователям ЭВМ, в случае реализации своих оригинальных фрагментов или процедур, приходится, так или иначе, применять элементы программирования – т.е. выступать в роли программиста.

Таким образом, контрольная работа по дисциплине «Информатика», как одна из форм проверки уровня знаний студента, направлена на закрепление теоретического материала и практических навыков по работе в среде современных операционных систем ПК, с одной стороны, и освоение методики разработки простейших машинных программ с помощью языка программирования высокого уровня - с другой.

II. Указания по выполнению контрольной работы

Общие требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине «Информатика» является самостоятельной творческой работой студента и предполагает выполнение трех заданий.

1. Письменного ответа на один из теоретических вопросов, выносимых в завершении курса на экзамен.

2. Инструктивного описания порядка выполнения одного из практических заданий (также выносимых в дальнейшем на экзамен) с последующим его выполнением на ПК при защите контрольной работы.

3. Разработки алгоритма и программы на языке программирования высокого уровня (например: Паскаль, Бейсик, Си) индивидуальной задачи с последующей демонстрацией ее работы на ПК.

При этом может быть рекомендована следующая структура контрольной работы:

· титульный лист;

§ содержание;

§ теоретическая часть (первое задание);

§ практическая часть (второе и третье задание);

§ литература;

§ приложения.

Работа выполняется по индивидуальным вариантам. Номер варианта для всех заданий определяется по порядковому номеру студента в списке группы. Если этот номер превышает число предлагаемых вариантов вопросов, то отсчет начинается опять с первого номера (например, номер по списку студента 42, а последний вопрос – 35, тогда номер варианта контрольной работы определяется так: 42-35=7) и т.д.

Каждое задание, а также введение и заключение (если таковые имеются в работе) начинать с новой страницы.

Нумерация страниц в работе сквозная. Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных страницах, список литературы и приложения включаются в сквозную нумерацию страниц. Первой страницей является титульный лист, второй – оглавление. На страницах 1-2 номера страниц не проставляются.

Введение и заключение не нумеруются, а все остальные разделы основной части контрольной работы должны иметь порядковую нумерацию. Часть обозначается одной арабской цифрой с точкой на конце. Параграфы нумеруются в пределах каждой части. Номер параграфа состоит из двух цифр, первая из которых является номером части, а вторая – номером параграфа, разделенных точкой. После номера параграфа также ставят точку: например, 3.1. – первый параграф третьей части.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого параграфа. Номер пункта состоит из трех цифр, соответствующих номеру части, параграфа и пункта, разделенных точками. Например, 3.1.4. – четвертый пункт первого параграфа третьей части.

Части и параграфы должны иметь краткие, соответствующие содержанию заголовки, которые выносятся в содержание. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивание и перенос слов в заголовках не допускается. Выделение заголовка производят увеличением жирности.

Необходимые иллюстрации, таблицы и другие наглядные материалы (схемами, графиками, диаграммами и др.) располагаются в тексте или выносятся на отдельную страницу. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовок и быть пронумерованы.

Нумерация таблиц и наглядных материалов осуществляется раздельно, но сквозной для данной части (раздела).

Все иллюстрации в контрольной работе размещаются сразу после ссылки на нее в тексте, называются рисунками и обозначаются словом «Рис.». Каждый рисунок должен сопровождаться кратким названием. Название рисунка и его номер располагают под рисунком. После номера рисунка ставится точка. После пробела с заглавной буквы приводят его наименование, в конце которого точка не ставится.

Таблицы и иллюстративные материалы располагают таким образом, чтобы их можно было читать без поворота рукописи или, в крайнем случае, с поворотом по часовой стрелке.

Формулы, помещенные в текст работы, нумеруются. Порядковый номер формулы приводится в круглых скобках справа от нее и записывается арабскими цифрами. Под формулой пишут слово «где», а затем расшифровывают ее составляющие в той последовательности, в которой они приведены в формуле. В конце формулы и в поясняющем ее тексте знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации.

Сведения о книгах в списке литературы должны включать: фамилию и инициалы автора, наименование книги, место издания (город), издательство, год издания, количество страниц. Сведения о статьях из журналов, сборников, научных трудов или газет указывают: автора (фамилию, инициалы), название статьи, наименование сборника, журнала (название, год, номер, страницы), по газетам (название, год, число, месяц или номер и страницу, если объем газеты более 6 страниц).

Нумерация источников в списке литературы должна быть сквозной.

После списка литературы представляют Приложения (таблицы, графики, схемы, исходные и другие материалы, которые были использованы при выполнении курсовой работы как вспомогательные). Приложения должны иметь последовательную нумерацию и заголовки, отражающие их содержание.

Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Каждое приложение начинают с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение» с соответствующим порядковым номером (например, «Приложение 1» и т.д.).

Варианты заданий по теоретической части работы

Для написания теоретической части работы студент выбирает один из следующих теоретических вопросов в соответствии с правилами, указанными выше:

1. Состав и назначение основных компоненты ПК.

2. Структура программного обеспечения ПК.

3. Функции операционной системы. Интерфейс пользователя в MS Windows.

4. Управление файловой системой в MS Windows.

5. Процедура загрузки MS Windows в оперативную память ПК с диска.

6. Компьютерные вирусы, методы и программные средства защиты. Программы – архиваторы.

7. Кодирование чисел, символов и графической информации, единицы измерения данных.

8. Понятие алгоритма, линейные и разветвляющиеся алгоритмы.

9. Циклические алгоритмы.

10. Языки программирования, трансляторы, основные этапы разработки и отладки программ.

11. Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке программирования, например Бейсик. Условный оператор.

12. Программирование циклических алгоритмов на языке Бейсик. Циклический оператор.

13. Системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую.

14. Видеосистема ПК, основные характеристики.

15. Накопители на жестких и гибких магнитных дисках.

16. Принтеры, подключение к ПК, основные характеристики.

17. Интерфейс и объекты табличного процессора Excel.

18. Данные, хранимые в ячейках табличного процессора Excel.

19. Режимы работы табличного процессора Excel.

20. Копирование и перемещение информации в табличном процессоре Excel. Понятие абсолютной и относительной ссылок.

21. Способы копирования и перемещения информации в табличном процессоре Excel. Объединение электронных таблиц.

22. Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах.

23. Сводные таблицы в табличном процессоре Excel.

24. Базы данных (БД), их классификация, основные объекты БД.

25. Модели данных в БД.

26. Создание структуры таблиц в СУБД Access.

27. Назначение и основные характеристики, и топологические структуры компьютерных сетей.

28. Основы построения сети Интернет и ее базовые протоколы.

29. Основные службы сети Интернет.

30. Навигация в Интернет. Программы-обозреватели документов Internet Explorer, их основные функции.

Материалы, отражающие сущность и основные положения выбранной темы, представляются в виде краткого реферата, в заключение которого делаются соответствующие выводы. Объем данной части работы должен быть в пределах 3-5 стр. текста полуторного интервала формата А4 (шрифт Times New Roman, размер 14) или аналогичный объем аккуратно оформленного рукописного текста.

Варианты заданий №2 по практической части работы и рекомендации по ее выполнению

Практическая часть контрольной работы призвана способствовать развитию практических навыков по работе в среде современных операционных систем ПК (задание 2) и разработке элементов программного обеспечения расчетно-аналитических задач (задание 3).

Для выполнения второго задания - описания инструкции выполнения практического задания и подготовки его выполнения на ПК при защите контрольной работы студент выбирает один из следующих практических вопросов:

1. В табличном процессоре Excel создать таблицу успеваемости из зачетной книжки (достаточно 5 любых дисциплин выбранных студентом самостоя­тельно). Найти средний бал успеваемости и отсортировать записи по столбцам «Наименование предмета» и «Оценка».

2. В табличном процессоре Excel создать таблицу «Зарплата» для пяти сотрудников, имеющую следующий вид:

Фамилия Зарплата Премия Доход
       
….  
Итого      

 

Строку «Итого» для всех сотрудников определить с помощью формулы суммирования. Премия составляет 12% от зарплаты, столбец «Доход» определяется как сумма «Зарплаты» и «Премии».

3. В табличном процессоре Excel создать таблицу «Товары» следующего вида:

 

Наименование товара Цена Цена с НДС
     
     
Итого    

 

Количество наименований товара и их вид в количестве 6 штук выбрать самостоятельно. В строке «Итого» подсчитать значения для всех столбцов по формуле, графу «Цена с НДС» определить по формуле: (Цена)*18%.

4. В табличном процессоре Excel создать таблицу «Продукты»:

 

Наименование продукта Стоимость (у.е.) Дата выпуска
Чай   01.05
Кофе   03.05
Чай   01.05

 

Затем с помощью Мастера сводных таблиц создать сводную таблицу вида:

 

 

Дата выпуска Чай Кофе Итого
01.05      
03.05      

 

5.Составить БД в «Access», состоящую из одной таблицы «Сотрудники» и затем составить Запрос, сортирующий записи по полю «Фамилия»:

 

Код сотрудника Фамилия Оклад Телефон
       
       

Количество сотрудников выбрать самостоятельно.

 

6.Создать БД в «Access», состоящую из одной таблицы “Ведомость по Информатике» и форму для этой таблицы, Вид таблицы, включающей 4 поля (столбца) и не менее 5 записей (строк), следующий:

 

Код студента Фамилия Номер зачетной книжки Оценка
       
       

 

7. Создать папку «Информатика», в которой создать папку «Word», затем в текстовом процессоре «Word” создать файл с произвольным текстом, включающем 2 абзаца, имеющий имя Текст.doc, сохранить данный файл в папке «Информатика».

 

8. Выполнить настройку ниже перечисленных компонентов ПК, используя «Панель управления»: клавиатура, экран, дата и время. Опишите процедуру копирования и перемещения документов, используя программы Проводник и Мой компьютер.

 

9. Создайте ярлык для любого каталога, папки, стандартной программы, например Блокнот (см. Стандартные Программы). Изложите основные возможности программы “Paint” и используемые инструменты в ней для создания графических объектов.

 

10. Создайте в редакторе Word файл по теме «Внедрение и связывание объектов» в соответствии с технологией «OLE”. Выполните вставку рисунка в созданный текст.

 

11.Создайте на диске свою папку, в которой создайте архивный файл, используя программу Win.RAR. В архив включите несколько файлов из папки Мои документы. Назовите созданный архив именем ARHIV и посмотрите оглавление созданного архива. Создайте самораспаковывающийся архив.

 

12. Создайте Фигурный текст, используя технологию программы MS Word Art. Воспользуйтесь справочной системой программы. Нарисуйте блок-схему алгоритма для одной из задач Задания 3 по программированию на языке Basic.

 

13. Выполните форматирование гибкого диска, опишите, зачем это выполняется. Скопируйте на отформатированный диск несколько файлов из папки Мои документы. Проверьте поверхность дискеты и информацию на ней программой Scan Disk и выполните дефрагментацию дискеты. Объясните необходимость выполнения дефрагментации диска.

 

14. Создайте в Word нижеприведенную таблицу деятельности фирмы для 5 позиций товара:

 

Продали 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Товар 1        
Товар        

 

Создайте диаграммы нескольких видов, отредактируйте диаграмму, разместив произвольно легенду, названия, поля с помощью контекстного меню и панелей инструментов MS Graph. Сохраните полученные результаты в папке «Графики».

 

15. Вычислить в Excel функцию У=Х ^2 и построить ее график для Х=(-5,-4,…+4, +5). Символ «^» означает возведение в степень. Вид таблицы для вычисления функции следующий:

 

  A B
  X Y=X^2
  -5  
  -4  
   
  +5  

 

Используйте копирование формулы, набранной в ячейке B2: =A2^2. Объясните суть относительной адресации.

16. Аналогично, заданию № 15 вычислить в Excel функцию У=3Х ^2 и построить ее график для значений Х от -3 до +3 с шагом 0,5.

17. Аналогично, заданию № 15 вычислить в Excel функцию У=4Х ^ 2и построить ее график для значений Х от -4 до +4 с шагом 1.

 

 

18. Вычислить в Excel функцию и построить её график для Х=(-5;

-4,5;…+4,5; +5):

 

2X + 5 при X<0 шаг для X выбрать равным 0,5

Y=

5 – 2X при X≥ 0

 

 

Вид таблицы для вычисления функции следующий:

 

  A B
  X Y=ЕСЛИ(A1 (X1) <0; (то) 2X +5; (иначе) 5 – 2X)
  -5  
  -4,5  
   
  +5  

 

Столбец А(X1= -5; X2= -4,5…) заполните с помощью команды ПРАВКА-ЗАПОЛНИТЬ-арифметическая прогрессия - по столбцам - шаг 0,5. Столбец В заполните с помощью функции ЕСЛИ. Она вызывается с помощью команды ВСТАВКА – ФУНКЦИЯ – категория – логические – ЕСЛИ. Функция ЕСЛИ содержит три аргумента (аргументы указываются через точку с запятой): лог_выражение – в нашем случае это значение X от -5 до +5;

значение_если_истина – в нашем случае X<0, то Y=2X + 5;

значение_если_ложь – в нашем случае X≥0 (иначе) Y=5 – 2X.
Таким образом в строке логическое выражение указывается какое значение принимает X (ячейки А1, А2 и т.д.), а в строках значение чему будет равно Y(ячейки B1, B2, и т.д.) в зависимости от значений X.

19. Аналогично заданию № 18 вычислить в Excel функцию и построить её график для Х=(-5; -4;…+4, +5):

 

 

4X - 3 при X≥0 шаг для X выбрать равным 1

Y=

2 – 1,5X при X< 0

 

 

20. Аналогично заданию № 18 вычислить в Excel функцию и построить её график для Х=(-5; -4;…+4, +5):

8 – 3X при X≥0 шаг для X выбрать равным 0,5

Y=

2,3 – 1,5X при X< 0

 

 

21. В редакторе Word создайте список из пяти наименований (например компоненты компьютера) и оформите его тремя различными видами, по ниже приведенной технологии:

 

A. Системный блок I. Системный блок √. Системный блок

:::

E. V. Ö.

Списки номеруются и маркируются с помощью команды меню ФОРМАТ, которая задает настройки и вид маркеров.

 

22. В текстовом редакторе Word создайте стандартную визитку размером 9х5см. Визитка должна содержать: учреждение, фамилию, имя, отчество, должность, адрес, телефон, факс, E-mail. Значки конверта * и телефона (- в гарнитуре Wingdings.

 

23. В текстовом редакторе Word с помощью редактора формул Microsoft Equation запишите следующие формулы:

; ;

Редактор формул Microsoft Equation вызывается с помощью команды ВСТАВКА | Объект.

24. Дан прямоугольный параллелепипед со сторонами a,b,c. Вычислить в Excel объем (V=a*b*c) и площадь поверхности параллелепипеда (S=2*(ab+bc+ac)). Величины a, b, с выбрать самостоятельно.

25. В текстовом редакторе Word цветную поздравительную открытку, содержащую рисунок цветка и текст: «Поздравляю с днем рождения», заключенные в рамки. Открытка должна позволять копировать все её содержимое, изменять её масштаб и перемещать в другое место в документе.

26. Из [ 1 ] наберите текст (не менее двух абзацев), касающийся панелей управления текстового редактора Word. Вставьте в текст рисунок с изображением 2-х панелей Word: стандартной и форматирования. Создайте на рисунке выноски с названием панелей. Объедините рисунок панели и выноски в одну группу (сгруппируйте).

27. В Excel создайте таблицу по результатам сдачи сессии вашей группы. Она должна содержать Ф.И.О. студента, перечень дисциплин выносимых на экзамены и оценки за них, средний балл каждого студента за сессию и сообщение об отчислении. В последней графе указать в случае не сдачи экзамена (хотя бы одного) – Отчислен, окрасив ячейку с помощью условного форматирования в красный цвет. Графу (сообщение об отчислении) заполнить, использовав функцию ЕСЛИ.

 

28. В текстовом редакторе Paint, используя инструменты Карандаш, Кисть, Заливка, Ластик, изобразите рисунок:

 

29. В текстовом редакторе Paint, используя инструменты Карандаш, Кисть, Заливка, Ластик, изобразите рисунок:

 

 

Цвет деталей рисунка выберете на своё усмотрение.

30. В текстовом редакторе Paint, используя инструменты Карандаш, Кисть, Заливка, Ластик, изобразите рисунок:

 

Цвет деталей рисунка выберете на своё усмотрение.

 

 

Инструктивное описание порядка выполнения второго задания должно быть кратким (в пределах 1-2–х страниц) и помогать самому студента при его демонстрации на ПК.

Варианты заданий №3 по практической части работы и рекомендации по ее выполнению

2.4.1Рекомендации по выполнению задания №3.

В качестве предметной области для разработки программного обеспечения задачи на Бейсике в рамках третьего задания данной контрольной работы выступают математические формулы.

Выбор среды программирования, основанной на языке Бейсик, призван обеспечить подготовку студента к написанию оригинальных модулей в составе готовых программных средств пакета MS OFFICE.

В соответствии с методологией разработки любого программного обеспечения, практическая часть контрольной работы должна содержать следующие обязательные элементы, соответствующие одноименным этапам этого процесса:

· формализация задачи;

· разработка структуры вход - выходных данных;

· разработка машинно-ориентированного алгоритма;

· запись текста программы на языке программирования;

· отладка подготовленной машинной программы и проверка ее работоспособности.

Отладка подготовленной машинной программы и проверка ее работоспособности производится в ходе выполнения лабораторных работ, предусмотренных учебной программы.

1. Формализация задачи.

Под этим обычно понимается ее описание на языке математики. Например, дана словесная постановка задачи: вычислить площадь треугольника. Тогда формализованная математическая постановка задачи будет иметь следующий вид: S= , где p – полупериметр (p= ) a,b,c – стороны треугольника. В случае работы с графикой формализацией задачи будет привязка рисуемого изображения к координатной сетке экрана.

2. Разработка структуры вход - выходных данных.

Данные могут быть представлены отдельными переменными и константами, массивами и файлами сложной структуры. Для графики под входными данными имеется в виду ввод координат опорных точек изображения, а под выходными – само изображение.

Следует заметить, что поскольку в качестве предлагаемых задач выбраны математические примеры, то, как правило, первые два этапа уже реализованы.

3. Разработка машинно-ориентированного алгоритма.

Под машинно-ориентированным понимается алгоритм, удобный для решения данной задачи на ЭВМ. Это очень важный этап, так как алгоритм определяет логическую структуру программы. Алгоритм может быть описан словесно или графом (называемым блок-схемой), что строже и нагляднее. Словесное описание применяется обычно для разрешения затруднений при построении графа. Граф состоит из вершин (блоков), объединенных ребрами. Типы блоков представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Типы блоков алгоритма
  1.Начало или конец Начало или конец алгоритма.
    2.Ввод или вывод данных Преобразование данных в форму, пригодную для обработки (ввод) или для отображения результатов обработки (вывод).
  3.Процесс Означает какое-то вычислительное действие или последовательность вычислительных действий.
  4.Решение     Да Условие Нет Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторых переменных условий
5. Организация циклического процесса     Да Нет Организует цикл путем наращивания переменной до определенного значения

 

К вершинам типа 2 и 3 подходят два ребра (одно входящее и одно выходящее). К вершине типа 1 - лишь одно ребро (либо входящее, либо выходящее). В таблице для типа 1 представлен вариант блока "Начало". К вершинам типа 4 подходят три ребра (одно входящее и два выходящих – для "да" и "нет"), причем одно из выходящих может начинаться из нижнего угла ромба. К вершинам типа 5 три ребра (два входящих и одно выходящее). Вершины типа 2 – 5 в блок-схеме обычно нумеруются. Движение по графу подразумевается сверху – вниз. При соблюдении этого правила стрелки не используются, а иное направление указывается ребром со стрелкой.

Логическая структура любого алгоритма может быть представлена комбинацией трех структур алгоритмов:

- последовательная структура (линейные алгоритмы);

- условная структура (разветвляющиеся алгоритмы)

- циклическая структура (циклические алгоритмы).

Линейные алгоритмы - описывают последовательные действия, одно за другим.

Пример:

Начало Действие 1 Действие 2 Действие… конец

 

Разветвляющиеся алгоритмы – описывают вычислительные процессы, в которых имеется два или более направлений хода вычислений. Выбор направления производится проверкой некоторого условия.

 

 

Пример 1:

нет

условие

 

да

 

Действие

 

 

Пример 2:

 

 

да условие нет

 

Действие1 Действие2

 

 

Циклические алгоритмы - обычно описывают действия, которые необходимо выполнять несколько раз до тех пор, пока не выполнится определенное условие.

Различают два вида алгоритмов цикла:

• С известным числом повторений (цикл «До»).

• С неизвестным числом повторений. Выход из цикла наступит тогда, когда выполнится определенное условие (цикл «Пока»).

Пример: цикл «До»

 

Начальные

присваивания

 

 

Тело цикла тело цикла - это последовательность действий,

которые выполняется многократно (в цикле).

 

да Условие

 

нет

 

Пример: цикл «пока»

Начальные присваивания

 

 

нет

Условие

 

да

 

Тело цикла

 

 

4. Запись текста программы на языке программирования.

 

Используя разработанный алгоритм, можно переходить к написанию текста программы на языке программирования. Приведем краткое описание ЯВУ(языка высокого уровня) Бейсик.

Наименование BASIC является сокращением английских слов или абривиатура «Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code», что в переводе означает «многоцелевой язык символических команд для начинающих».

Алфавит БЕЙСИКа содержит 26 прописных латинских букв, цифры от «0» до «9», точку,

запятую, кавычки, знаки арифметических операций +, -, /, *, ^, знаки отношения: <, >, =, >=, <=. Русский алфавит используется только для написания комментариев.

 

Представление данных.

 

 

Константы

Константы – данные, имеющие в процессе выполнения программы единственное значение, определенное в исходном тексте программы.

Переменные – данные, которые могут изменять свои значения в процессе выполнения программы.

Типы данных:

- арифметические (числовые) константы и переменные;

- строковые (текстовые) константы и переменные.

КОНСТАНТЫ.

Арифметические константы.

1. целочисленные константы – целые числа от -32768 до +32767 (2 байта).

2. константы с фиксированной точкой. Имеют в своем составе десятичную точку, т.е. имеют целую и дробную часть числа

3. константы с плавающей точкой. Состоят из мантиссы (mx) – целое или с фиксированной точкой, порядка числа (р) и q – система счисления.

X=mx*qp

Знак числа определяет мантисса.

Они могут быть представлены с простой точностью (Е) и двойной (D).

Пример1: Целочисленная константа.

235 235 или +235

Пример2: Константа с фиксированной точкой.

27,45 27. 45

+0,258 +0. 258 или. 258

Пример3: Константа с плавающей точкой.

2,349 0.2349 Е1 или 2.349Е0

-0,00025 -2.5Е-4

5,4*10-8 5.4Е-8

 

Строковая константа представляет собой заключенную в кавычки последовательность любых символов.

 

ПЕРЕМЕННЫЕ также делятся на:

- числовые переменные;

- строковые переменные.

Имена переменных могут быть до 40 символов (латинские буквы, цифры).

Существует 2 способа определения типа переменной.

Первый способ. Тип простой переменной определяется последним символом в имени.

$ - строковая

% - целочисленная (2 байта памяти).

! – числовая переменная с простой точностью (4 байта памяти, 6 цифр после запятой).

# - числовая переменная с двойной точностью (8 байт памяти, 14 цифр после запятой).

& - длинное целое

 

Пример:

BAX! – переменная с простой точностью

BAX% - целочисленная переменная

RUBL% - целочисленная переменная

Второй способ. Использование специальных операторов (операторы описания).

DEFINT A – целое %

DEFLNG A – длинное целое &

DEFSNG A – обычная точность!

DEFDBL A – двойная точность #

DEFSTR A – строковая $

 

Переменная с индексом позволяет обращаться к элементам массива.

Массив – упорядоченная совокупность однотипных величин.

Чтобы обратится к массиву, нужно указать имя массива.

Пример:

Имя массива – ГР0605у(24),

где 24 – количество элементов массива.

Элемент массива:

ГР0605у(2)  Иванов

ГР0605у(11)  Петров

 

Задание в программе имени массива, тип элементов и их количество называется объявлением массива и обязательно производится до первого использования переменных массива. Оператор DIM выполняет эту задачу.

Пример:

DIM GR%(24) – одномерный массив;

DIM GR!(5,10) – двумерный массив.

 

Основные операторы BASIC.

 

Мы рассмотрим несколько основных операторов языка.

CLS – очищает эк

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...