Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Этапы и русло протекания художественного процесса




Художественное развитие.

1. Художественное развитие. Литература и искусство — развива­ющаяся система. Развитие художественного процесса социально обуслов­лено и имеет внутренние закономерности. Взаимодействие внешних (соци­альных) и внутренних (художественные традиции, художественный мыс­лительный материал) факторов и формирует художественный процесс. Все течет и меняется в мире. Меняется и сам мир и его явления. Мир

— процесс, искусство — художественный процесс, в котором преломля­ются изменения реальности. Жизнь предъявляет к искусству определен­ные требования. Однако сами по себе ни новая историческая реальность, ни ее требования ничего не могут создать в художественной культуре, ибо здесь новые явления творятся только на собственно художественной ос­нове (традиции, предшествующий художественный материал).

Важнейшая категория эстетики, помогающая понять художественный процесс, его исторические этапы и звенья, обобщенно описывающая его

художественное направление. Эта коренная категория имеет инстру­ментально-методологическое значение и «работает» при анализе литера­турного развития и выявлении его исторических, национальных и регио­нальных особенностей.

Возникновение новых направлений искусства происходит на основе художественно-мыслительных предпосылок (художественных тради­ций), изменяющихся под воздействием новых исторических реалий и под влиянием науки, философии, религии и других материальных и духовных факторов.

2. Художественное направление как инвариант художественной концепции.

2. Художественное направление как инвариант художественной концепции. Направление — коренная категория теории и истории худо­жественного процесса. Между тем эта категория не разработана и часто отождествляется с течением, школой, методом, стилем. Направление не имеет точного определения, порой отрицается само его существование (см. работы Б. Реизова, например), и целые школы («новая критика», на­пример) провозглашают произведение единственной реальностью искус-

ства. Несомненно, произведение — наиболее достоверная и ощутимая ре­альность искусства. Однако столь же несомненна реальность типологиче­ской общности произведений разных писателей. Изучение художествен­ного произведения может быть всесторонним только при раскрытии свя­зи между ним и близкой ему типологической группой произведений.

Направление проявляет себя через совокупность произведений, в ко­торых осуществлены определенные принципы творчества, и через про­граммные теоретические манифесты, провозглашающие эти принципы. Существование такого рода совокупностей отмечал П. Вяземский, утвер­ждавший, что самые разные гении «в некоторых отношениях подвластны общему духу времени и движимы в силу каких-то местных и срочных за­конов. Во все времена люди возвышенные, хотя, впрочем, и разногласные в некоторых отношениях, были одной веры по некоторым основным мне­ниям; несмотря на слова их, противоречащие одно другому, выдавалась у них невольная соответственность». (Вяземский. 1878. С. 329).

Направление — одна из центральных проблем эстетики, точка схож­дения теории и истории художественного процесса. Направление — важ­нейшая и особо ёмкая категория художественного процесса, позволяю­щая делать сравнительно-исторические обобщения в масштабах всемир­ной истории художественной культуры и выявлять в культуре разных на­родов единую последовательность этапов развития, смену и борьбу кон­цептуальных и стилистических парадигм искусства. Направление вопло­щает в себе типологические общности, объединяющие многообразные художественные произведения.

Направление межнационально типологично, но имеет свои нацио­нальные вариации. Оно вбирает в себя общее для всех национальных мо­дификаций классицизма, романтизма или реализма. Эталонный образец направления, его классическая национальная форма (итальянское Воз­рождение, французский классицизм, немецкий романтизм, русский реа­лизм). Направление может касаться лишь одного вида искусства (литера­тура «потока сознания» или музыкальный пуантилизм, или абстракцио­низм в живописи), может выявлять общность ряда видов искусств (неоре­ализм — в кино и в литературе), может очерчивать историческую об­щность всех или большинства искусств (романтизм или сюрреализм, на­пример). Направление — реальный исторический результат взаимодейст­вия традиции и новаторства.

В направлении выказывают себя мировоззренческо-эстетические особенности художественного процесса. Направлениеконцепция ми­ра и личности, устойчивая для группы художников, деятельность кото­рых протекает в рамках целого исторического периода.

Художественная концепция определяется элементами, составляющи­ми структуру художественной реальности, отражающей мир в его взаимо­действии с личностью, что создает ряд пластов в структуре художествен­ного произведения (см. об этом более подробно на с. 134 — 135):

1) внутренние коммуникации личности («ЯЯ»);

2) общение человека с другим человеком («ЯТы»);

3) взаимодействие человека с обществом («ЯМы»);

4) отношение личности к человечеству («Явсе мы»);

5) отношение к природной среде («Я - все»);

6) отношение личности ко «второй природе» («Явсе, созданное нами в сфере материальных ценностей»);

7) отношение личности к духовной культуре («Явсе, созданное на­ми в сфере духа»);

8) человек и космос («Явсеобщее»).

Выражаемая в произведениях данного направления художественная концепция мира реализуется через типологическую художественную мо­дель мира, суть которой зависит от иерархического расположения пла­стов: от того, какой из них доминирующий; как, в какой последовательно­сти от доминирующего пласта располагаются другие пласты; какие из пластов отсутствуют в структуре произведения, как трактуется каждый из наличествующих пластов.

Помимо пластических идей в художественную концепцию мира вхо­дят и прямо формулируемые (в литературном тексте, в названии картины) непластические идеи (философские, религиозные, политические, нравст­венные).

Всякий раз образуется неповторимая типологическая художествен­но-образная конструкция, которая так или иначе варьируется в разных те­чениях и школах и в разных произведениях, принадлежащих к данному на­правлению. Вместе с тем основной каркас этой конструкции сохраняется.

Художественное направлениеинвариант (неизменное, постоян­ное, устойчивое начало, варьируемое в произведениях этого направления) художественной концепции мира и личности. Поскольку эта концепция раскрывается главным образом через создаваемую художником художест­венную реальность, художественное направление — тип художественной реальности. А поскольку художественная реальность и художественная концепция определяют характер восприятия произведения реципиентом, художественное направление — тип рецептивного диалога по цепочке: «автор — произведение — реципиент».

Направлениесистема художественных произведений, построен­ных по одной типологической модели с инвариантной (единой и устойчи­вой) концепцией мира. Смена художественных направлений — процесс

изменения художественной концепции мира, проявляющийся через изме­нение типа структуры художественного произведения.

Средневековое искусство, выдвигая Бога в качестве доминирующей проблематики, осмысляло вселенную в ее отношении к человеку. Эта тен­денция нашла свое продолжение у Данте, ставившего мироздание в центр своей художественной концепции. «Божественная комедия» создает веро­ятностную модель структуры космоса и отводит в ней место для человека и общества.

Возрождение ставит в центр мироздания сознающую себя личность. Классицизм фокусирует внимание на государстве и подчиненном ему че­ловеке. Романтизм помещает в центр художественной концепции внут­ренний мир личности в его отношениях с природой. Реализм ставит в центр произведения человека и народ, личность и общество.

Школа — художественное направление, теоретически осознавшее се­бя, очертившее свои границы и выделившееся из художественного про­цесса в самостоятельное организационно оформленное образование, оп­ределившее свой состав (членство), имеющее свою теоретическую плат­форму (манифест, программу, принципы).

Течения — варианты устойчивой художественной концепции мира, присущей направлению.

Категория «художественное направление» позволяет охватить разви­тие искусства в его сложности. В одну художественную эпоху обычно входят несколько значительных художественных направлений. Художест­венный процесс не совпадает полностью с основными направлениями эпохи, он богаче своих ведущих тенденций. В нем много не устоявшегося, а направления схватывают только то, что уже устоялось.

3. Историческое членение (периодизация) художественного про­цесса. Художественный процесс, как всякое движение, протекающее во времени и пространстве, следует понимать как диалектику прерывного и непрерывного. Эту диалектику раскрыл еще Зенон в своих апориях «Летящая стрела» и «Ахиллес и черепаха» (пока Ахиллес пробежит поло­вину пути, отделяющего его от черепахи, та пройдет небольшое расстоя­ние; пока Ахиллес пробежит новую половину оставшегося между ним и черепахой расстояния, черепаха опять немного уползет вперед и так до бесконечности). Эта апория утверждает идею единства прерывного и не­прерывного в процессе движения.

Процесс развития искусства также основан на диалектике прерывно­го и непрерывного, что в частности, предполагает периодизацию художе­ственного процесса, его научное членение. Периодизация развития худо­жественной культуры — важнейшая проблема эстетики, теории и исто­рии литературы и искусства. Необходима иерархия исторического члене­ния художественного процесса на мелкие и крупные этапы. Обычно исто-

рия литературы и искусства учитывает два этапа развития художествен­ной культуры.

1. Поколение — минимальный этап художественного развития, опре­деляемый творческой деятельностью группы авторов — ровесников и со­временников. Эти авторы определяют исторически завершенный отрезок художественного развития, равный среднему времени активной творче­ской жизни художника.

2. Более крупный этап художественного развития — век. Так, в движе­нии русской литературы выделяют XVIII, XIX, ХХ вв. — крупные отрез­ки исторического времени, достаточные для существенных изменений в социальной жизни и для проявления их влияния на художественное мыш­ление.

3. Иногда эти этапы художественного процесса дополняются поняти­ем художественной эпохи (античность, Возрождение), которую, впрочем, нередко отождествляют с направлением (Просвещение).

Другой принцип исторического разделения искусств на этапы разви­тия предложил В. Мириманов: «В истории европейского искусства, в эво­люции европейского представления вычленяются периоды, каждый из ко­торых может быть узнан по соответствующему ему символу — мифоло­гическому образу, организующему на каждом этапе картину мира. Искус­ство раннего Возрождения (в частности — Мазаччо) отмечает конец пер­вого периода, совпадающего с эпохой Средневековья, и посвященная ему глава могла бы быть названа — Бог. Наиболее адекватным второму перио­ду (барокко и рококо) является образ Кесаря. «Менины» Веласкеса пред­варяют конец этого и одновременно указывают на начало следующего — который представляют грандиозные полотна Ж. Л. Давида и Э. Делакруа и такие образы, как «Бонапарт на мосту Арколь, 17 ноября 1796 г.» А. Ж. Гро. Центральная тема его — Герой. Следующий за ним (который еще не изжит до конца), мог бы быть назван «Ни Бог, ни Кесарь, ни Герой» (Ми­риманов. 1993. С. 101).

Предлагаю другое историческое членение:

Художественный период

Художественный период (например, предмодернизм, или модер­низм, неомодернизм, постмодернизм) — объединение группы историче­ски, эстетически и концептуально близких друг другу направлений, несу­щее инвариантную художественную идею, значимую для всех этих худо­жественных направлений.

Художественный период очерчивает историческое время господства в литературном развитии определенного типа героя (варьируемого в на­правлениях данного периода), определенного типа автора, и определен­ного типа участия автора в создании художественного текста.

Художественная эпоха

Художественная эпоха — понятие, возникшее в раннеромантиче­ской эстетике, осознавшей искусство как процесс исторического разви­тия. Этот процесс осмысляется Шиллером в терминах «наивной» и «сен­тиментальной» литературы, Жерменой де Сталь — «южной» и «север­ной», Ф. Шлегелем — «классической» и «романтической».

В предлагаемой классификации этому термину придается следующее значение: художественная эпохавремя существования группы худо­жественных направлений или периодов, объединенных общей инвариант­ной художественной парадигмой, интегрирующей в себе ряд художест­венных концепций и идей.

Художественная стадия

Художественная стадиякрупнейшая единица членения художе­ственного процесса. В основе стадиального членения — глобальные про­блемы эстетического отношения к Богу, Природе, Человеку, Обществу. Мировой художественный процесс включает в себя четыре стадии: 1) стадия единения человека с природой; 2) стадия единения человека с Бо­гом; 3) стадия надежд и иллюзий: уповая на Бога, действуй сам сообразно Природе; 4) стадия утраченных иллюзий: А может быть не удалось Тво­ренье? Всемирный замысел истории не сбылся? Что изменить: Природу? Человека? Бога? Или все дело в Общества пороках?

Эра.

Эра. Гегель выдвинул идею разделения художественного развития че­ловечества на три этапа. Основание такого всемирно-исторического чле­нения истории художественной культуры, по Гегелю, как уже об этом го­ворилось подробно выше — взаимодействие абсолютного духа (содержа­ния) и его материально-чувственного воплощения (формы). История ху­дожественной культуры проходит три эры: символическую, классиче­скую, романтическую. Искусство в его богатстве полно не укладывается в гегелевскую периодизацию, а ее логическое завершение — идея о гибели искусства — исторически не подтверждается, но историзм видения ис­кусства и глобальность подхода — заслуга Гегеля.

Предлагаю другой тип глобального членения и характеристики худо­жественного процесса на основании параметра пространство и время. На разных стадиях своего развития искусство сосредоточивало внимание на тех или иных аспектах художественного мира — на пространстве, на времени или на времени-пространстве. С этой точки зрения можно выде­лить три эры художественного развития.

Древнее искусство мыслило преимущественно пространством. Глав­ная его тема и проблема — миропорядок. Вопросы космогонии, проис­хождения Вселенной, богов, покровительствующих разным сферам жиз­ни и деятельности человека. Именно эти проблемы были в центре внима­ния древнего художника.

Начиная с эпохи Возрождения искусство (для которого характерны: рост личности и общества, процесс социальных преобразований, измен­чивость всего) мыслит преимущественно временем. Историзм проникает во все поры художественного творчества.

Новое искусство, сформировавшееся в XIX и ХХ вв., начинает мыс­лить пространством и временем в их единстве. Не случайно именно в на­шу эпоху была сформулирована М. Бахтиным категория «хронотоп» (вре­мя-пространство), которая характеризует новейший типа художествен­ного мышления.

Если вышеизложенные теоретические соображения применить к стрежневому процессу художественного развития, если проследить полет стрелы времени в сфере художественной культуры, то общая картина тео­ретической истории литературы и искусства будет выглядеть следующим образом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...