Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модернизм: ускорение истории и усиление ее давления на человека




Особенности модернизма.

Найти прямой аналог направлениям модернизма в школах эстетики часто трудно. Многие художественные на­правления модернизма опираются сразу на два и более оснований. И все же каждое направление в той или иной степени тяготеет к определенной

эстетической концепции. Именно в этом смысле идет речь о философ­ско-эстетическом фундаменте художественных направлений. В совре­менном строительстве сооружение здания не всегда идет в традиционной последовательности (фундамент — стены — крыша), так и модернист­ские художественные направления иногда начинали строиться «с крыши» (с художественных достижений), а не с теоретического фундамента, не с эстетических идей.

Теоретические основания модернизма — совокупность философ­ско-эстетических идей начала ХХ в. (интуитивизм, фрейдизм, прагматизм, неопозитивизм). Модернистские направления опираются не столько на фи­лософские и эстетические концепции, сколько на другие явления культуры, в «снятом» виде несущие в себе те или иные концепции. Помимо художест­венных направлений к авангардному искусству в период модернизма отно­сятся и ряд литературных групп, школ и течений Серебряного века (поня­тие ведено в статье: Оцуп. 1933. С. 174—183)—литературный век в России начала ХХ в. («век», длившийся не более четверти века).

Модернизм — художественная эпоха, объединяющая художествен­ные направления, художественная концепция которых отражает ускоре­ние истории и усиление ее давления на человека (символизм, лучизм, фо­визм, примитивизм, кубизм, акмеизм, футуризм); период наиболее полно­го воплощения авангардизма. В период модернизма развитие и смена ху­дожественных направлений происходили стремительно.

Мэтр «бунтующего модернизма» Элиот (1888—1965) писал: «... раз­витие художника заключается в постоянном самопожертвовании, в посто­янном умерщвлении своей собственной личности». Начиная с модерниз­ма в авангардистских направлениях проявляют себя две совершенно про­тивоположные тенденции«смерть автора» и гипертрофия, абсолю­тизация роли автора.

В ХХ веке усилилось, ускорилось, углубилось взаимовлияние куль­тур, в период модернизма происходит впитывание европейским и амери­канским искусством эстетического опыта внеевропейского искусства. В общемировой художественный процесс втягиваются африканская, аф­ро-американская, бразильская, японская, китайская, океаническая культу­ры. Их присутствие в мировом искусстве стало очевидным. Так в ХХ веке «l'art negre» открыли для себя Франция, Германия, Россия. Скульптор Жак Липшиц писал: «Несомненно, искусство негров явилось для нас ве­ликим примером. Его верное понимание пропорций, чувство рисунка, ос­трое восприятие реальности дало нам возможность подметить и даже по­пробовать многое. Но было бы ошибочно думать, что из-за этого наше ис­кусство стало мулатом. Оно остается вполне белым». «Остается белым... Так ли это? — переспрашивает В. Мириманов и отвечает на собственный

вопрос: — Традиционное африканское искусство повлияло на европей­ское. Это влияние можно назвать африканским присутствием». Именно феномен отказа от привычных традиций и опора на традиции чужедаль­ние характерны для модернизма.

Модернистские художественные направления строятся путем де­конструкции типологической структуры классического произведенияте или иные его элементы становятся объектами художественных экс­периментов. В классическом искусстве эти элементы сбалансированы. Модернизм нарушил это равновесие, усилив одни элементы и ослабив другие.

До второй половины XIX века такие «вибрации» касались только сти­ля, происходила его эволюция. В модернизме появляется гиперкомпонент (термин В. Б. Мириманова) — это элемент, нарушающий классическую гармонию и подавляющий или вытесняющий другие элементы художест­венной системы.

Впервые нестилистические изменения в художественную культуру внес натурализм, нарушивший сами принципы эстетического отношения искусства к действительности: был нарушен баланс соотношения субъек­тивного и объективного в художественном образе, утвердился приоритет адекватности, похожести. Импрессионизм резко нарушил равновесие жи­вописи и рисунка — в пользу живописи. И все же импрессионисты в ос­новном еще оставались в пределах классического художественного про­странства. Они использовали цвет для создания световоздушной среды, отодвигая на второй план рисунок и конструкцию.

В период модернизма деструкция охватывает все аспекты культуры.

В модернизме идет бурное формирование новых и новых художествен­ных направлений. Некоторые из них являются надуманными и ложными. Это «художественные направления», которые не несут с собой новой кон­цепции личности и мира, а отличаются лишь каким-либо формальным изы­ском, поиском новых художественных средств, экспериментаторством.

2. Символизм: «в закате утонула (так пышно!) кровать»; мечты о рыцарстве и прекрасной даме.

Символизм (фр. symbolisme — от греч. symbolon = отметка, эмблема, знак, символ) — широко представленное во французской и русской поэзии (конец XIX — начало ХХ в.) художествен­ное направление эпохи модернизма, утверждающее художественную кон­цепцию: мечта поэтарыцарство и прекрасная дама. Мечты о рыцар­стве («узнаю тебя жизнь, принимаю и приветствую звоном щита»), по­клонение прекрасной даме («и веют древними поверьями ее упругие шел­ка, и шляпа с траурными перьями и в кольцах узкая рука») наполняют поэ­зию символизма.

Символизм остро ощущал закат Европы, закат существующей циви­лизации, бесцеремонное вхождение грядущего хама в историю. Именно в этом закате «утонула (так пышно!) кровать» (Блок). Личность как пе­ред концом света спешит упиться чувственными радостями бытия («О, закрой свои бледные ноги!..» — Брюсов; «и всей души моей излучины за­лило терпкое вино» — Блок), насладиться чувственностью даже «ценой потери» («так вонзай же, мой ангел вчерашний, в сердце острый француз­ский каблук» — Блок).

Символизм возник во Франции. Его мэтрами стали Бодлер, Маллар­ме, Верлен и Рембо. Первый манифест, провозглашавший, что романтизм, натурализм и парнасцы исчерпали себя и наступило время символистской поэзии, опубликовал Жан Мореас («Фигаро», сентябрь 1886). Это новое художественное направление было плодом исторически неопределенной, не созревшей социальной ситуации. Символизм видел личность в таинст­венном мире, коммуникации с которым могут состояться лишь через на­меки и недосказанности. В символизме отражалось колеблющееся, как пламя свечи на ветру, мироощущение человека, не уверенного ни в пол­ной реальности мира, ни в его будущем.

В английских терминологических словарях (Дж. Шипли и А. Хунби) символизм характеризуется как выражение референции реальности од­ного уровня с помощью соответствующей реальности другого уровня и как выражение идей с помощью символов; направление в литературе и живописи, которое использовало средства художественной выразитель­ности для чувственного выражения идей, эмоций, абстракций.

В Бельгии символизм как художественное направление развивали М. Метерлинк и Э. Верхарн. Принципы французского символизм восприня­ли русские писатели в конце XIX — начале ХХ в.: А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус.

В символизме активизация читателя по отношению к художественно­му тексту (важнейшая общая черта авангардизма) достигается путем со­здания стихов с не жесткой формой (склонность к свободному стиху, вер­либру, стиху в прозе). Рембо и Малларме экспериментировали в области формы художественного текста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...