Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика занятости в РФ и определение ее эффективности




 

Государственная политика занятости населения — это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, раз­вития системы социального партнерства, стимулирования мобиль­ности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.

Государственная политика занятости исходит из положений Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой госу­дарственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения.

Современная политика государства в области занятости населения строится на принципах, изложенных в принятом в 1991 г. Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Государственная политика в области занятости населения направлена:

1) на обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на труд и свободный выбор занятости;

2) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;

3) соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;

4) обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

5) сочетание самостоятельности республик, входящих в состав Российской Федерации, местных Советов народных депутатов в обеспечении занятости населения с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении важнейших проблем в этой области;

6) координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

7) поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

8) координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов Российской Федерации, их организаций, ассоциаций (союзов) предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;

9) обеспечение занятости в местах проживания малочисленных народов и народностей Российской Федерации с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности, а также исторически сложившихся видов занятости;

10) международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Различают государственную активную и пассивную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) - совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости); организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Активные меры на рынке труда могут быть подразделены на две группы:

1) меры, определяющие содержание основных программ. Они финансируются из средств, направленных на содержание службы занятости, и предоставляются всем гражданам независимо от их социально-экономического положения, места проживания и отно­шения к занятости. К таким мерам относятся посредничество в тру­доустройстве — подбор подходящей работы и профессиональное консультирование — профориентация, профинформация, психоло­гическая поддержка и др.;

2) меры, составляющие содержание специальных программ. Они финансируются за счет дополнительных средств, предусматриваемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах. Среди таких мер находится профессиональное обучение безработных граждан и работников, находящихся под рис­ком увольнения, общественные работы, субсидирование временной занятости граждан, содействие гражданам в переезде с целью трудо­устройства в другую местность и др. Масштаб проведения подобных мер зависит от объема выделенных на эти цели средств.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Пассивная политика, как правило, включает выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие мероприятия.

Функциональным органом в стране по управлению занятостью населения является Министерства труда и социальной защиты РФ и находящаяся в его ведении Федеральная служба занятости населения России. На это министерство возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому ре­гулированию в сфере труда и социального развития, включая во­просы занятости населения и безработицы. Оно формирует, опреде­ляет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.

Федеральная государственная служба занятости населения состоит:

- из Государственного комитета Российской Федерации по занятости населения;

- государственных комитетов республик в составе Российской Федерации по занятости населения;

- центров занятости населения в краях, областях, автономной области, автономных округах, г. Москве и Санкт-Петербурге;

- центров занятости населения в районах и городах.

В республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах и районах органы службы занятости подчиняются в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти в пределах их компетенций. Финансирование службы занятости осуществляется за счет средств фонда занятости.

Государственная служба занятости обязана анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда; вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, в том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе необходимых работников; организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказывать помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения; оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; обеспечивать регистрацию безработных и оказывать им в пределах своей компетенции помощь; разрабатывать республиканские и региональные программы занятости, включая финансовое обеспечение, и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения; подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в Российскую Федерацию на основе межправительственных соглашений и лицензий; оплачивать стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных Законом «О занятости населения в Российской Федерации»; выдавать в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливать выплату этих пособий; устанавливать надбавки к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.

Органы службы занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной ориентации и социально-трудовой реабилитации.

Услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются государственной службой занятости бесплатно.

В связи с ограниченностью финансовых ресурсов на осуществление программ занятости, важной проблемой становится определение их эффективности. Оценка эффективности политики занятости осуществляется по формуле:

 

,

где - эффективность политики занятости в течение календарного периода; - численность безработных, снятых с учета по всем основаниям (трудоустроены, оформлены на досрочную пенсию и т.д.) в течение календарного периода; - численность безработных на конец календарного периода.

Данная формула хотя и не может оценить деятельность службы занятости, поскольку многие безработные трудоустраиваются без ее помощи, но дает более или менее объективную картину результатов деятельности всех субъектов рынка труда.

В соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом Рос­сийской Федерации и Законом о занятости населения Российской Федерации государство в области занятости гарантирует своим гражданам:

■ свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с раз­ными режимами труда;

■ охрану труда, правовую защиту от необоснованного уволь­нения или необоснованного отказа в приеме на работу;

■ бесплатное содействие в подборе подходящей работы и тру­доустройстве при посредничестве органов службы занятости.

В системе рыночной экономики предприятия и учреждения подвержены воздействию сил конкуренции, которые могут приве­сти к необходимости реструктуризации производства, его сокраще­нию или даже ликвидации. Если подобные действия происходят, то трудовым законодательством предусмотрены определенные гаран­тии, льготы и компенсации увольняемым работникам.

Большое значение в правовом регулировании вопросов заня­тости населения играет система социального партнерства, так назы­ваемый трипартизм, характеризующий взаимодействие трех парт­неров (отсюда и название), или трех сторон, заинтересованных в урегулировании социально-трудовых отношений.

Эта система регламентируется Законом о коллективных дого­ворах и соглашениях» (с доп. и изм.)[1], а также ТК РФ (Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда»). В соответствии с ними установлены правила регулирования отношений между работника­ми и работодателями, что имеет большое значение в условиях, где действует стихия рынка. Работник должен быть защищен от произ­вола предпринимателя. Соглашения и коллективные договоры обес­печивают согласование интересов указанных сторон, что представ­ляется важным достижением социального государства.

На общегосударственном, региональном (в субъектах Россий­ской Федерации), территориальном (в муниципальных образовани­ях) и отраслевом (межотраслевом) уровнях, а также для работников определенной профессии в процессе согласования интересов уча­ствуют представители предпринимателей, работников и органов исполнительной власти. Документ, вырабатываемый в результате таких переговоров, называют соглашением. На уровне предприятий в процессе согласования взаимных интересов участвуют две сторо­ны: работодатель и работники или их представители. В результате этих переговоров заключается коллективный договор.

Законодательством Российской Федерации установлены сле­дующие виды соглашений: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, террито­риальное и иные (по договоренности сторон).

В целом соглашения включаются положения об общих условиях опла­ты труда, трудовых гарантиях и льготах работникам, о механизме регулирования оплаты труда при росте цен и уровня инфляции, о доплатах компенсационного характера за условия труда, совмеще­ние профессий и др., о содействии занятости и переобучения работ­ников, о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей, о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков). Для работников отдельных профессий могут заключаться профессиональные тарифные согла­шения.

В коллективных договорах, заключаемых на предприятиях между работниками в лице их представителей и работодателем, которого в необходимых случаях, например на казенном предприя­тии, представляет руководитель организации или другое полномоч­ное лицо, наряду с установлением форм, систем и размеров оплаты труда, денежных вознаграждений, пособий, компенсаций и доплат к тарифу включаются положения о механизме регулирования опла­ты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, а также о гаранти­ях занятости и переобучения работников, условиях их высвобожде­ния в случае сокращения объемов производства, другие обязательства.

 

 


[1] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст. 890; Собрание законодательства Рос­сийской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4558; 1999. № 18. Ст. 2219.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...