Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Изучение нового материала.

Урок по дисциплине «Педагогика».

 

Тема урока: «Педагогические идеи и деятельность Сократа».

 

Цель урока: Формировать знания о педагогике Сократа.

 

Задачи урока:

Обучающие:

- дать представление о биографии Сократа;

- изучить основные идеи Сократа;

- раскрыть содержание педагогических идей Сократа.

Развивающие: развивать умения

- сравнивать и обобщать изучаемые объекты;

- анализировать полученную информацию;

- логически мыслить;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обоснованные выводы.

Воспитательные:

- обратить внимание на нравственные аспекты в основных идеях педагогической деятельности;

- воспитывать стремление к самосовершенствованию.

 

Тип урока: Комбинированный.

 

Вид урока: Теоретическое занятие с элементами игровой деятельности.

 

Методы проведения: поисковый, аналитический, индивидуальный и фронтальный контроль знаний.

 

План урока:

 

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

  • Биография Сократа
  • Педагогические идеи и деятельность Сократа

3. Закрепление изученного материала. Игра по станциям.

4. Подведение итогов. Домашнее задание.


 

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствия студентов.

II. Изучение нового материала.

1. Объявление темы урока «Педагогические идеи и деятельность Сократа»

2. Рассказ учителя о биографии и деятельности Сократа.

 

Краткая биография Сократа

 

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ (V—IV вв. до н.э.) — один из крупнейших философов своего времени. Он имел много учеников, которых обучал ведению диалога, полемике, логическому мышлению.

 

Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство. Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности — Анаксагора из Клазомен. В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении к богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал. Сократ предпочитает умереть, защищая свои идеи. Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ выпивает чашу цикуты в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: "Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью".

 

Сократ - крупнейший представителем философии софистов. Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику ("повивальное искусство") – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Диалог – это наилучшая форма обучения. Так лучше всего избавиться от предрассудков и научиться самокритике. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: "Я знаю только то, что я ничего не знаю". Беседы Сократа вызывали у слушателей особый эмоциональный и интеллектуальный подъем. "Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее... а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими" - так описывал свои впечатления ученик Сократа.

 

Сократический диалог, хотя и требует большего труда от преподавателя, точнее, иных его способностей, является более демократическим способом передачи знания.

 

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

 

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

 

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.

 

Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика.

 

3. Игра по станциям

a. Станция 1. Анаграммы

Сократ – СТРОКА

Философ – ЛФИОФСО

Майэвтика – ЭТИВАКЙАМ

Самосовершенствование – ВАТСЕШОССЕНВРИОНАМЕОВ

Образование – АРИОБЗАЕНОВ

Беседа – СБАДЕЕ

Деятельность – ТДНЛЬЕТЬСЯЕО

Способность – ОССООТБПНЬС

 

b. Станция 2. Ребусы

1. - философ

2. - природа

3. - беседа

4. - искусство

 

 

c. Станция 3. Синквейн

 

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

 

Пример синквейна:

Сократ

Мудрый, демократичный

Излагал, философствовал, связывал

Диалог – лучшая форма обучения

Философ

 

III. Подведение итогов

Основные ценности ненавязчиво предложенного Сократом подхода к педагогической деятельности - душа, личность, свобода, выбор, самостоятельность, самоопределение, также как и востребующие средства их пробуждения стали актуальны только к концу ХIХ столетия. В первую очередь они привлекли пристальное внимание философов, чтобы впоследствии проявиться в теоретических и прикладных разработках гуманистической педагогики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...