Иконография Феодоровской-Костромской иконы Божией Матери
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 «Одна из самых древних русских чудотворных икон Богоматери, сохранившаяся до наших дней. Была создана, вероятно, в 1239 по заказу великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича (в крещении — Феодора) к свадьбе его сына Александра Невского.Является списком-репликой чудотворной Владимирской иконы.Отличительная особенность Феодоровской иконы — обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери; на обороте — поясное изображение Известен ряд чтимых списков 17-19 веков. Древняя Феодоровская икона многократно поновлялась и реставрировалась; первоначальная живопись на ликах Богоматери и Христа сильно потерта.»[17]. Иконография Донской иконы Божией матери «Говоря об иконографических особенностях образа, следует отметить, что икона «Донская Богоматерь» относится к принятому у искусствоведов типу богородичных икон «Умиление», характерной особенностью которого является соединение ликов Богородицы и Её Предвечного Младенца. Но богословский смысл, заложенный в иконах этого типа, выходит далеко за рамки бытовой сцены, изображающей ласки матери и её ребенка. В данном случае представлено зрительное выражение религиозной догмы, определяющей взаимоотношение Творца к Его творению.»[18]. «Особенную торжественность фигурам придавал утраченный ныне золотой фон, на котором были изображены Богородица с Младенцем. Не сохранилась также и позолота, покрывавшая нимбы, но, к счастью, лики и одежда дошли до наших дней в хорошем состоянии. Пресвятая Дева обнимает Сына, сидящего у Неё на коленях и прильнувшего к Её щеке. Предвечный Младенец изображён воздевшим правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держащим свиток. Складки, покрывающие Его хитон цвета охры – верхнюю одежду, подчёркнуты сетью тонко проработанных золотых линий, создающих в сочетании с цветом ткани и синими вставками торжественный и праздничный вид. Общее впечатление дополняет золотой шнурок, стягивающий свиток. Столь же нарядно и в то же время с оттенком благородства представлено облачение Богородицы. Её верхняя накидка – мафорий – выполнена в тёмно-вишнёвых тонах и оторочена золотой каймой, отделанной бахромой. Три золотые звезды, традиционно служащие украшением Её убранства, имеют сугубо догматический смысл. Они символизируют вечное девство Богоматери – до, во время и после рождения Иисуса.»[19].
«Чтобы придать чертам лица Богородицы большую жизненность и экспрессию, художник допускает некоторую асимметрию в расположении рта и глаз. Они не параллельны, как на иконах византийских мастеров, а расположены по нисходящим осям. Кроме того, рот несколько смещён вправо. Эти, казалось бы, незначительные детали, используемые автором в сугубо технических целях, являлись, тем не менее, нарушением канонов, установленных константинопольской церковью, и в Византии считались недопустимыми. И таких примеров много в иконах и фресках, которые написал Феофан Грек. "Богоматерь Донская" – один из них. Оборотная сторона иконы Большой интерес представляет и оборотная сторона доски, на которой изображено Успение Богородицы – икона, как было сказано выше, двусторонняя. Живопись здесь сохранилась гораздо лучше, чем на лицевой поверхности. Отчётливо читается даже тонкая надпись, нанесённая киноварью. Возможно, сыграл свою роль некогда бывший на иконе оклад, похищенный французами в 1812 году, напоминанием о котором служит лишь сохранившаяся до наших дней золотая рамка для иконы. При взгляде на образ бросается в глаза отсутствие элементов, традиционных для данного сюжета. Мастер не включил в композицию привычного в таких случаях изображения ангелов, возносящих апостолов, скорбящих женщин и многие иные подобные атрибуты. Центральной является фигура Иисуса Христа, держащего в руках крошечную запеленованную фигурку, символизирующую бессмертную душу Богоматери. Перед фигурой Христа на ложе покоится тело усопшей Богородицы, окружённое фигурами двенадцати апостолов и двух епископов – присутствовавших, согласно Священному Писанию, при кончине Девы Марии. Характерны две детали, являющиеся выражением условности, принятой в иконописи: это здания, помещённые по краям иконы и означающие, что данная сцена происходит внутри помещения, и свеча, поставленная перед ложем Богородицы – символ угасающей жизни.
Характерно, что и сцена, изображённая на оборотной стороне иконы, несёт в себе явные отступления от традиций византийской живописи. Об этом в первую очередь свидетельствуют лики апостолов, лишённые характерных для традиций Константинополя черт аристократизма. Как подчёркивают в своих работах многие исследователи творчества Феофана Грека, им в большей степени присущи сугубо крестьянские черты, распространённые среди простонародья.»[20]. Иконография иконы Божией матери «Неупиваемая Чаша» «По иконографии «Неупиваемая Чаша» схожа с иконой «Знамение». Относится к древнему виду иконографии «Оранта», в переводе значит Молящаяся. Младенец написан как бы вырастающим из Чаши, что символизирует Чашу причастия. Он благословляет всех верующих. Матерь Божия изображена в молитвенной позе с одухотворенным ликом, с поднятыми вверх руками, молящейся за всех людей. Она как бы говорит, что любому человеку, обратившемуся к ней с молитвой, приготовлена «Неупиваемая Чаша» небесной помощи и благосердия.»[21].
Заключение Трудно, да и невозможно изобразить все чудотворные иконы Божией Матери, которые сохраняются в разных уголках православного мира. Количество Богородичных икон огромно, их одновременное сходство и различия поразительны. Мы изучили историю и особенности иконографии Богородичных икон на примере семи особо чтимых икон Богородицы в России. Их величие и красота ни с чем несравнимы. Еще более несравнима духовная сила, исходящая от икон.
Удивительная череда событий предвещала обретение множества икон. Каждая икона хранит в той или иной степени завораживающую историю. Явление икон часто происходило в самые тяжелые времена нашей страны. Россия получила много чудотворных икон Божией Матери, которыми укрепляется наша вера. И во все времена лик Пресвятой Девы увлекал сердца иконописцев, которые пытались предать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие. За десять веков христианской культуры в России было создано великое множество икон Богоматери. Матерь Божия в русской иконописи всегда изображается в печали. Эта печаль бывает разной (светлой, нежной или скорбной), но она всегда исполнена большой духовной силы, мудрости, любви и благоговения. Она на русских иконах всегда поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. На Руси почитание Богоматери всегда носило высокий и поэтичный характер. Во второй главе данной курсовой работы рассмотрели особенности иконографии выбранных икон, которым воздается особая честь. Иконография очень интересное занятие, она хранит ещё много тайн, которые хочется разгадать. Некоторые из которых нам удалось раскрыть во второй главе, рассматривая подробную иконографию икон. Богородичная икона дает нам истинный образ христианской любви. Один западный богослов так выразил смысл почитания Богоматери: "Самым лучшим почитанием Марии является подражание Ей в Ее любви к Своему Сыну и Господу нашему Иисусу Христу". Этой любви и учат нас Богородичные иконы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Источники 1. pravsarov.su «Православные иконы Божией Матери» URL:http://pravsarov.su/content/846/1882/5049.html 2. 7 особо чтимых в России икон Богородицы © Русская Семерка russian7.ru URL: http://russian7.ru/post/7-osobo-chtimyx-v-rossii-ikon-bogorodicy/ 3. Икона Богородицы «Неупиваемая Чаша» stopalcolife.ru URL:http://stopalcolife.ru/lechenie-alkogolizma/narodnye-sposoby/neupivaemaya-chasha.html#ixzz4RyqCCCpE 4. www.pravmir.ru «Православие и Мир» © 2003-2016 АНО URL:http://www.pravmir.ru/vladimirskaya-ikona-bozhiej-materi-2/
5. Православные иконы © Академик, 2000-2016 URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/949802 Литература 1. Толковая Библия под ред. Лопухина А.П. – М, 2011. – 330 с. 2. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон / Сост. С.Снессорова. – Ярославль: Норд, 2008. – 460 с. 3. Календарь «Православный» на 2012год / Сост. Н. Малахова. – Москва: ИнформБюро, 2011. 56 с. 4. Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. 247 с. 5. Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. 345 с. 6. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2.167 с. [1] Календарь «Православный» на 2012год / Сост. Н. Малахова. – Москва: ИнформБюро, 2011. С.34 [2] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С.47 [3]7 особо чтимых в России икон Богородицы © Русская Семерка russian7.ru URL: http://russian7.ru/post/7-osobo-chtimyx-v-rossii-ikon-bogorodicy/ [4] Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С.45 [5] 7 особо чтимых в России икон Богородицы © Русская Семерка russian7.ru URL: http://russian7.ru/post/7-osobo-chtimyx-v-rossii-ikon-bogorodicy/ [6] Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон / Сост. С.Снессорова. – Ярославль: Норд, 2008. – С.126 [7] Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2.С.89 [8] 7 особо чтимых в России икон Богородицы © Русская Семерка russian7.ru URL: http://russian7.ru/post/7-osobo-chtimyx-v-rossii-ikon-bogorodicy/ [9] pravsarov.su «Православные иконы Божией Матери» URL:http://pravsarov.su/content/846/1882/5049.html [10] pravsarov.su «Православные иконы Божией Матери» URL:http://pravsarov.su/content/846/1882/5049.html [11] www.pravmir.ru «Православие и Мир» © 2003-2016 АНО URL:http://www.pravmir.ru/vladimirskaya-ikona-bozhiej-materi-2/ [12] pravsarov.su «Православные иконы Божией Матери» URL:http://pravsarov.su/content/846/1882/5049.html [13] Православные иконы © Академик, 2000-2016 URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/949802 [14] 7 особо чтимых в России икон Богородицы © Русская Семерка russian7.ru URL: http://russian7.ru/post/7-osobo-chtimyx-v-rossii-ikon-bogorodicy/ [15] Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2.С.78 [16] Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С.212 [17] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С 58 [18]7 особо чтимых в России икон Богородицы © Русская Семерка russian7.ru URL: http://russian7.ru/post/7-osobo-chtimyx-v-rossii-ikon-bogorodicy/ [19] Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С. 89-90 [20] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. 247 с. [21] «Неупиваемая Чаша» stopalcolife.ruURL:http://stopalcolife.ru/lechenie-alkogolizma/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|