Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что, по вашему мнению, означает быть по-настоящему здоровым?




Настоящее здоровье должно состояться внутри вас, в вашей субъективности, в вашем сознании, потому что сознание не подвержено ни рождению, ни смерти. Оно вечно. И обладать здоровым сознанием означает: во-первых — пробудиться, во-вторых — быть гармоничным, в третьих — быть экстатичным, в четвертых — быть сострадательным. Если эти четыре условия выполнены, то тогда человек является внутренне здоровым. И санньясин может выполнить эти четыре условия. Это сделает вас более осознающим, потому что все техники медитаций являются способами сделать вас более осознающими, являются приспособлениями, предназначенными для того, чтобы прогнать ваш метафизический сон. А танцы, пение, ликование могут сделать вас более гармоничными. Это мгновение, когда танцор исчезает — и только танец остается. В этом разреженном пространстве человек ощущает гармонию. Когда певец полностью забыт и остается только песня, когда никакой центр не функционирует как «Я», потому что «Я» полностью исчезло, и вы находитесь в потоке, — этот поток сознания гармоничен.

Пробужденность и гармоничность создают возможность экстаза. Экстаз означает высшую радость, невыразимое; нет подходящих слов, чтобы хоть что-то сказать о нем. И когда человек достиг экстаза, когда человек познал высший пик радости, как следствие приходит сострадание. Когда вы обладаете этой радостью, вам нравится делиться ей, вы не можете этого избежать, вы неизбежно будете делиться. Это логическое следствие обладания. Она начинает течь через край, вам ничего не нужно делать. Это происходит само по себе.

Это четыре основы внутреннего здоровья. Добивайтесь их. Они наши по праву первородства, мы только должны востребовать их.

Что понимается под здоровьем? Мы должны попытаться это понять. Обычно если мы попросим врача дать определение здоровья, то он скажет лишь то, что здоровье — это отсутствие болезни. Но это определение является отрицательным. К несчастью, мы должны давать определение здоровью по отношению к болезни. Здоровье является позитивным фактором, позитивным состоянием, а болезнь — негативным. Здоровье является нашей природой, болезнь — вторжением против природы. И поэтому очень странно, что мы должны давать определение здоровью, соотнося его с болезнью.

То, что мы должны давать определение гостю, соотнося его с хозяином, — это очень странно. Здоровье сосуществует с нами, болезнь приходит временами. Здоровье сопутствует нам при рождении, болезнь является поверхностным феноменом. Но, если мы спросим врача, что означает здоровье, он может только сказать, что здоровье присутствует, когда болезнь отсутствует. Парацельс имел обыкновение говорить, что такая интерпретация ошибочна, что концепцию здоровья нужно определить положительно. Но как мы можем прийти к положительному определению при творческой интерпретации концепции здоровья?

Парацельс имел обыкновение говорить: «Пока мы не познаем состояние нашей внутренней гармонии, мы, в лучшем случае, можем освободить вас от вашей болезни, потому что ваша внутренняя гармония является источником вашего здоровья. Но, когда мы освободим вас от болезни, вы сразу заболеете другой болезнью, потому что по отношению к вашей внутренней гармонии ничего сделано не было. Суть вопроса в том, что следует поддерживать вашу внутреннюю гармонию».

Существует только один вид здоровья, и для него не требуются никакие определения. Если кто-то спрашивает: «Как ваше здоровье?», вы говорите: «Я совершенно здоров». Он не спрашивает: «Какой у вас вид здоровья?» Если он спросит: «Какой у вас вид здоровья?», вы будете удивлены. Вы ответите: «Просто здоровье! Здоровье — это просто здоровье, чувство благополучия, ощущение, что все в порядке, что все идет так, как надо, я счастлив, я не думаю, что положение дел могло бы быть лучше, чем то, которое имеется сейчас».

Разве есть много видов здоровья? Нет, есть только один вид здоровья: быть здоровым. А вот болезней существуют миллионы.

Так же обстоит дело и с правдой: правда одна. А вот ложь бывает бесчисленного количества видов, потому что ложь зависит от вас, вы можете продолжать выдумывать столько лжи, сколько вам будет угодно. Болезни зависят от вас. Вы можете продолжать жить неправильно, поступать неправильно, есть неправильно, и вы можете продолжать создавать новые болезни.

Здоровье одно и то же — всегда новое, но при этом всегда то же самое. Вы можете называть его самым древним и в то же время самым новейшим, самым новым.

Пять тысяч лет назад кто-то был здоров, а теперь вы здоровы. Вы думаете, есть хоть какая-нибудь разница? Он был не такого цвета, как вы, он не знал вашего языка, и прошло пять тысяч лет, но если кто-то был здоров, кем бы он ни был, на каком бы языке он ни говорил, каким бы ни был цвет его кожи, был ли он мужчиной или женщиной, старым или молодым, но если он был здоров, то, по крайней мере, вам известно о нем то, что он был здоров. Вы испытываете это ощущение здоровья. Вам ничего не нужно знать о том человеке — был ли он красивый, уродливый, коротышка или высокий, не имеет значения, совпадает один только факт — он был здоров и вы здоровы. Это совершенно идентичный опыт.

Но болезни... каждый день появляются все новые болезни. Существуют миллионы болезней, и их будет еще больше, потому что человек становится все более изобретательным.

Вы никогда не идете к врачу, потому что чувствуете себя здоровым, не так ли? И не говорите: «В течение двух недель я был здоров — что-то тут не так».

На самом деле, в Древнем Китае существовало одно правило, которое стоит запомнить, возможно, когда-нибудь в будущем оно снова будет применяться. Конфуций оказал на Китай самое большое влияние. И одна из его идей заключалась в том... она была применена на практике и действовала на протяжении многих столетий. Идея эта заключалась вот в чем: доктору должны были платить за то, что он поддерживал здоровье пациента, а не за то, что он его лечил. Если доктору платят за то, что он вас лечит, то его личный интерес будет в том, чтобы вы продолжали болеть. Чем сильнее вы заболеете, тем лучше, чем больше людей больны, тем лучше. Вы создаете дихотомию в уме врача.

Сначала врача учат, что его работа заключается в том, чтобы сохранять здоровье людей: «Ваша функция в продлении их жизни, жизнеспособности, молодости». Но если врач будет лично заинтересован в том, чтобы все оставались здоровыми, молодыми, чтобы никто не болел, то тогда он умрет от голода. Если все будут здоровы, тогда заболеют врачи, сильно заболеют, заболеют до смерти. Что же им делать?

Но жизненный интерес врача противоречит той философии, которой его учили. Его интерес в том, чтобы люди оставались больными, и чем больше будет болезней, тем лучше. И поэтому вы наблюдаете одно странное явление: когда болеет бедняк, то он выздоравливает быстрее, чем богач. Странно... почему же бедняк быстро выздоравливает? Потому что врач хочет избавиться от него, он напрасно теряет время...

Идея Конфуция имеет огромное значение. Конфуций говорит, что каждый человек должен выплачивать месячное вознаграждение врачу за то, что тот поддерживает его здоровье. Если он продолжает быть здоровым на протяжении месяца, то он выплачивает врачу определенное вознаграждение. Если он заболеет, тогда, соответственно, вознаграждение не выплачивается.

Сначала это кажется странным, потому что во всем мире мы поступаем как раз наоборот, но это очень логичная, очень здравая идея. А Конфуций во многом был весьма здравомыслящим человеком. У каждого должен быть врач, и каждый должен платить врачу за то, что он поддерживает здоровье пациента, а не за то, что он его лечит. Если пациент заболевает, то расходы несет доктор, он платит за лекарства и покрывает другие расходы, а вот вознаграждение ему не выплачивается, потому что он не заботился о пациенте.

Так было на протяжении столетий. И система работала отлично, просто великолепно для обеих сторон — для врачей и для пациентов, для обеих сторон она работала отлично. Врачи не были так сильно загружены. И пациенты были довольны, потому что личный интерес врача не был направлен против них, он был на их стороне.

Итак, врач был заинтересован, чтобы они ни в коем случае не болели и не зависели от лекарств. И он приписывал больше упражнений — ходьбу, плавание, спорт, чтобы они оставались здоровыми. И на протяжении столетий, пока продолжалось влияние Конфуция, Китай, должно быть, был самой здоровой страной в мире.

Западные общества создали самую дорогостоящую систему здравоохранения, которая когда-либо существовала. Люди тратят на нее миллиарды долларов в год, и она действительно эффективна в некоторых областях хирургии, в предотвращении болезней. Но создается впечатление, что люди болеют еще больше, чем прежде. Что же такое здоровье?

 

Западная медицинская наука рассматривает человека как отдельный объект, отдельный от природы. Это одна из самых больших ошибок, которые когда-либо совершались. Человек является частью природы, его здоровье ничего не стоит, если не находится в гармонии с природой.

Западная медицинская наука придерживается механистического взгляда на человека, и поэтому там, где механика может быть успешной, она успешна. Но человек не машина, человек является органичным единством, и человек не нуждается в том, чтобы лечили только одну его часть, которая больна. Больная часть является только симптомом того, что весь организм сталкивается с трудностями. Больная часть только показывает это, потому что она является самой слабой.

Вы лечите больную часть, вы добиваетесь успеха... но затем болезнь появляется где-то еще. Вы не позволили болезни выразить себя через больную часть, вы сделали ее сильнее. Но вы не понимаете, что человек является единым целым: или он болен, или здоров, третьего не дано. Его нужно рассматривать как целостный организм. Я приведу вам несколько примеров, которые пояснят вам эту мысль.

Акупунктура возникла в Китае около семи тысяч лет назад совершенно случайно. Охотник пытался убить оленя, но, когда его стрела уже летела в оленя, человек, не знавший об этом, появился между ними, и стрела попала в его ногу. Этот человек всю свою жизнь страдал от мигрени, и в тот момент, когда стрела попала ему в ногу, мигрень прошла. Это было очень странно. Никто раньше не думал, что нечто подобное возможно.

Из этого несчастного случая возникла акупунктура, превратившаяся в полностью сформировавшуюся науку. И если вы придете к иглоукалывателю и скажете: «Что-то не в порядке с моими глазами», или: «что-то не в порядке с моей головой», или «что-то не в порядке с моей печенью», — он не будет заниматься вашей печенью, вашей головой, вашими глазами. Он будет думать об организме в целом, он постарается вылечить вас, а не только ту часть, которая больна.

Акупунктура разработала семьсот точек, которые были обнаружены в теле человека. Человеческое тело является живым биоэлектрическим феноменом. В нем есть определенное электричество, поэтому мы называем его биоэлектрическим. У биоэлектричества в теле имеется семьсот точек, и каждая точка соответствует какой-то части тела, которая может находиться от нее очень далеко. Это то, что произошло при том несчастном случае: стрела попала в биоэлектрическую точку, которая относилась к голове, и мигрень прошла.

Акупунктура более холистична. Это различие нужно понять. Когда вы рассматриваете человека как машину, то вы изучаете только его часть. Если болит рука, вы лечите руку, вас не интересует все тело, частью которого является рука. Механистический подход — подход частичный. Он добивается успеха, но этот успех — не настоящий успех, потому что эта же самая болезнь, которая была подавлена в руке при помощи лекарства, хирургии или других вещей, начнет проявляться в еще худшем виде в другом месте. Так что медицина достигла невероятного развития, хирургия стала замечательной наукой, а человек страдает от большего числа болезней и заболеваний, чем когда-либо прежде.

Дилемму нужно понять. Человека нужно рассматривать как единое целое, относиться к нему как к органичному единству. Но проблему создает современная медицина, западная медицина, которая не считает, что у человека есть какая-либо душа и что вы обладаете чем-то еще, кроме конструкции ум-тело. Вы также являетесь машиной: ваши глаза можно заменить, ваши руки можно заменить, ваши ноги можно заменить, и рано или поздно мозги можно будет заменить.

Но вы думаете, если мы возьмем мозг Альберта Эйнштейна, когда он будет умирать, вынем его, когда смерть станет неизбежной, и трансплантируем, например, в череп поляка, ставшего Папой Римским, то вы думаете, он станет Альбертом Эйнштейном? Мозг является только деталью. Он станет странным феноменом, помесью поляка с Эйнштейном. По крайней мере, сейчас он типичный поляк, а в том случае он оказался бы в адски затруднительном положении, не зная, кто он — Папа или физик.

Мы это делаем: переливаем кровь и заменяем части людей, у нас есть механические сердца. Человек с механическим сердцем не может быть точно таким же, как человек с подлинным, настоящим сердцем. Человек с механическим сердцем не сможет испытать ничего, что походило бы на любовь. Даже когда он любит, он любит при помощи ума. Его любовь будет такой: «Я думаю, что я люблю», она не будет происходить из сердца, потому что у него нет сердца.

В Индии медицинская наука была развита уже почти пять тысяч лет назад. И вы будете удивлены, когда узнаете, что все, что имеется в хирургии сегодня, было описано Сушрутом, одним из величайших хирургов Востока, в древних писаниях, которым от пяти до семи тысяч лет. Но наука была заброшена, и я хочу, чтобы вы обратили на это внимание. Почему была заброшена сформировавшаяся наука? Потому что было обнаружено, что хирургия обращается с человеком как с механизмом, а человек не является механизмом, и поэтому они предпочли не уничтожать человека, а отказаться от хирургии.

И в текстах Сушрута описаны самые изощренные инструменты, которые используются в хирургии. Все операции, даже операции на мозге, описаны в мельчайших деталях, как будто это современный учебник по хирургии. Но писаниям этим семь или, по крайней мере, пять тысяч лет. Они подошли к тому же рубежу, перед которым находимся мы, и они, должно быть, столкнулись с теми же проблемами, с которыми сталкиваемся мы. Они, должно быть, обнаружили, что что-то в корне неверно.

Мы продолжаем много работать, а количество болезней и недомоганий продолжает увеличиваться. Даже если мы освободим человека от заболевания, это не означает, что он стал полностью здоровым. Отсутствие болезни не является здоровьем, это весьма отрицательное определение. Здоровье должно быть чем-то более позитивным, потому что здоровье — это положительный фактор, а болезнь — отрицательный. А у нас отрицательное определяет положительное.

Здоровье — это ощущение благополучия, все ваше тело функционирует без помех при максимальных нагрузках. Вы ощущаете определенное благополучие при определенном объединении с жизнью. Этого нельзя достичь при помощи хирургии.

Индия вообще отказалась от хирургии и разработала совершенно новый подход, Аюрведу, что означает «наука жизни». И это важно. На Западе мы называем ее медициной, а медицина просто указывает на наличие болезни. Здоровье не имеет ничего общего с медициной. Медицина означает, что она, как наука, занимается тем, что лечит вас от болезни.

У Аюрведы другой подход. Это наука жизни, она помогает вам не тем, что лечит болезнь, но тем, что предотвращает возникновение болезни, помогает вам быть таким здоровым, что заболевание становится невозможным. У Запада и Востока разные мнения относительно того, является ли человек машиной или духовным, целостным существом...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...