Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пространство и время в культуре народов мира

Межкультурная коммуникации

Понятие и виды межкультурной коммуникации

В 1954 г. вышла в свет книга Э. Холла и Б. Трагера Culture as Communication Culture as Communication: A Model and Analysis («Культура как коммуникация: Модель анализа»), в которой авторы впервые предложили для широкого употребления сам термин «межкультурная коммуникация». В 1959 г. основные положения и идеи межкультурной коммуникации были более обстоятельно развиты в широко известной работе Холла The Silent Language («Немой язык»), где автор показал тесную связь между культурой и коммуникацией.

Ученые считают, что коммуникативное взаимодействие людей на три четверти состоит из речевого (вербального) общения. В процессе коммуникации осуществляется влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д. Для осуществления такого взаимодействия каждая культура создает свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться и обмениваться информацией. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации. Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями

Вербальное общение осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

Однако, самой древней формой общения людей является невербальная коммуникация. Сформировавшись до возникновения языка, средства невербальной коммуникации оказались устойчивыми и эффективными. Кроме того, постепенно проявились их определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки чувств, эмоций, отношений, с их помощью можно донести информацию, которую трудно или по каким-то причинам невозможно выразить словами.

В основе невербальной коммуникации лежат два источника – биологический и социальный, то есть врожденный и приобретенный в ходе социального опыта человека. Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожденными.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника,

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

- вокальные качества голоса,

- его диапазон,

- тональность,

- тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

- темп речи,

- паузы,

- смех и т.д.

Совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных средств общения, обозначают термином «кинесика». «Кин» – это мельчайшая единица движения тела человека, считывая которую можно интерпретировать информацию, передаваемую через жесты и другие движения. Поведение человека складывается из «кин», так же, как речь из слов. В кинесике выделяют жесты-иллюстраторы, конвенциональные жесты (эмблемы), модельные жесты (выражающие эмоции человека) и ритуальные жесты. Следует учитывать, что одни и те же жесты в разных странах могут иметь разное значение. Так, покачивание головой из стороны в сторону означает «да» в Болгарии, Греции, Индии, Турции и «нет» в России и Европе; поднятый большой палец означает одобрение в Европе и Америке и является неприличным жестом в мусульманских странах; высунутый язык является дразнящим жестом в Европе, означает обвинение во лжи в Индии и демонстрирует мирные намерения в Тибете.

Такесика основывается на тактильной системе восприятия партнера, включающей разнообразные прикосновения: рукопожатия, поцелуи, объятия, поглаживания и т.д. Прикосновения быть профессиональными; ритуальными; дружескими, любовными. В зависимости от распространенности прикосновений культуры делятся на контактные и дистантные. Самым распространенным такесическим средством является рукопожатие - непременный атрибут любой встречи и прощания. Рукопожатия делятся на 3 вида – доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

Сенсорика основывается на чувственном восприятии представителей других культур. Включает ощущения запаха, вкуса, цветовых и звуковых сочетаний.

Проксемика включает анализ закономерностей пространственной организации коммуникаций, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения.

Большое значение для осуществления межкультурной коммуникации играют зональные пространства между находящимися в контакте персонами, их называют еще «пространственный пузырь» (термин, предложенный Э. Холлом).

В Латинской Америке, средиземноморских странах и некоторых арабских странах пространственный пузырь, как правило, меньше, нежели чем в Западной Европе, Северной Америке и Австралии.

Так, в странах Латинской Америки разговоры зачастую происходят на таком близком расстоянии, что западноевропеец или американец начинает испытывать значительный дискомфорт, что вынуждает его автоматически отступить назад или попытаться спрятаться за стулом или столом, в то время как латиноамериканец будет все время пытаться сокращать это расстояние и устранять со своей дороги мешающие предметы. Таким образом, социальная дистанция в Латинской Америке как минимум частично соответствует интимной зоне западноевропейца.

Социальная дистанция для русских также меньше, чем у бизнесменов из США, хотя не такая близкая, как это принято в Латинской Америке. Для американцев близкое расстояние, т.е. интимная и личная зоны, составляет от 15 см до 1,2 метра.

Хронемика характеризует использование времени в невербальном коммуникационном процессе

Выделяют также паравербальные средства общения – просодику и экстралигвистику. Просодика характеризует темп речи, тембр, высота и громкость голоса. Экстралингвистика – паузы, кашель, вздохи, смех и плач.

Теории межкультурной коммуникации

Теория Э. Холла

Э. Холл обратился к сравнительному методу исследования культур, сравнивая их по их отношению к контексту, т.е. информации, окружающей и сопровождающей какое-либо событие. В связи с этим он ввел в научный оборот понятия «высококонтекстуальные культуры» и «низкоконтекстуальные культуры».

Согласно исследованиям Холла, характер и результаты процесса коммуникации во многом зависят от степени информированности его участников. Степень информированности в свою определяется плотностью социальных связей и скоростью обмена информацией между членами этой сети.

Исходя из этого, все культуры можно классифицировать по признаку «слабой» и «сильной» зависимости от контекста. Люди, которые используют плотную информационную сеть, являются представителями культуры с «высоким контекстом» (Франция, Испания, Италия, Страны Ближнего Востока, Япония и Россия). В таких культурах люди нуждаются лишь в незначительном количестве дополнительной информации, чтобы иметь полную картину происходящего, поскольку в силу высокой плотности неформальных информационных сетей они всегда хорошо информированы.

Представители же таких стран как Германия, Швейцария, США, скандинавские и другие североевропейские страны, с менее плотной сетью связей в своем социальном окружении и с меньшим объемом обмена информацией относятся к странам с «низким контекстом».

Представители низкоконтекстуальных культур как правило считают, что для успешного ведения дел в их стране иностранцу достаточно выучить все законы. Оплату труда производят в соответствии с результатами деятельности работника. В странах с высококонтекстуальной культурой размер заработной платы зависит от решения начальника. Например, в японских компаниях за одинаковый труд больше может получать тот, у кого больше детей. Также многодетным семьям помогают искать жилье, предоставляют скидки на продукты. В процессе руководства начальник обращает внимание на обстоятельства, знает контекст, поэтому, с точки зрения своих подчиненных, принимает максимально правильные и обоснованные решения. Бизнесмены из других стран зачастую испытывают трудности в деловом общении с представителями высококонтекстуальной культуры, потому что долгое время не могут приспособиться к их культуре, понять нюансы общения.

Также, согласно теории Э. Холла культуры делятся на полихронные (страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Средиземноморья и Россия), в которых в один и тот же отрезок времени производится несколько видов деятельности и монохронные (к которым относятся Германия, США, ряд североевропейских стран), в которых время распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен только один вид деятельности.

Монохронное время разделяется на отрезки, т.е. тщательно планируется для того, чтобы человек мог в любой отрезок времени сконцентрироваться на чем-либо. Здесь люди приписывают времени вещественную стоимость: его можно потратить, сэкономить, потерять, наверстывать, ускорять. Тем самым оно становится системой, с помощью которой поддерживается порядок в организации человеческой жизни. Полихронное время воспринимается не как путь, а как некий узел переплетения многих проблем.

Для представителей «монохронной» культуры характерно выполнение дел по очереди, серьезное отношение к срокам выполнения работы, четкое соблюдение планов, преданность работе; представители «полихронной» культуры выполняют несколько дел одновременно, преданы в первую очередь людям, отношениям, достижение цели для них важнее, чем временные рамки выполнения работы.

 

Теория Г. Хофстеде

Согласно теории культурных измерений голландского ученого Г. Хофстеде, результатом процесса формирования ощущений, мыслей и поведения являются так называемые ментальные программы, которые могут быть исследованы с помощью измерений культуры по четырем показателям:

1) дистанция власти (от низкой до высокой);

2) коллективизм ‑ индивидуализм;

3) маскулинность ‑ феминность;

4) избегание неопределенности (от сильной до слабой).

Дистанция власти представляет собой величину неравномерного распределения власти в обществе и степень готовности общества принять эту неравномерность.

Представители культур с высокой дистанцией власти полагают, что власть и неравенство в доступе к власти – это одна из фундаментальных основ жизни общества; характерно, что носители власти рассматривают своих подчиненных как людей, сильно отличающихся от них самих. В культурах такого типа акцент делается в основном на принудительную форму власти, здесь высоко ценятся обязательность, исполнительность, конформное поведение, авторитарные установки и жесткий стиль руководства. Вопрос о легитимности власти не столь важен в таких культурах.

В культурах с низкой дистанцией власти господствует убеждение, согласно которому неравенство в обществе должно быть сведено к минимуму. Представители этого типа культур считают, что социальная иерархия - это лишь условное закрепление неравенства людей в обществе, поэтому наибольшее значение там придается таким ценностям, как равенство в отношениях, индивидуальная свобода и уважение к личности. Подчиненные здесь чувствуют себя такими же людьми, как и их руководители, поэтому коммуникация в данных культурах менее формальна, стиль общения руководителей и подчиненных носит не авторитарный, а в большей мере консультативный характер.

Индивидуалистской может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов более важны, чем цели групповые. В такой культуре слабо выражена зависимость индивида от группы. Каждый человек входит в состав нескольких групп, переходя из одной в другую по мере надобности, демонстрируя высокую степень социальной мобильности. Это не означает, что люди в таких обществах не испытывают влияния со стороны окружающих, но степень этого влияния несравненно меньше, чем в коллективистских обществах.

Коллективистская культура, напротив, характеризуется доминированием групповых целей над индивидуальными. Коллективизм присущ обществам с жесткой (строгой) социальной структурой, четким разделением на социальные группы, внутри которых каждому индивиду гарантированы забота и внимание остальных в обмен на безоговорочную лояльность группе.

К данному типу следует отнести большинство традиционных азиатских и африканских культур, а также католических стран Южной Европы и Латинской Америки, которые отличает повышенное внимание к семейным и общинным отношениям и ценностям. В таких культурах между индивидом и группой развиваются отношения зависимости.

Измерение по признаку «маскулинность ‑ феминность» призвано характеризовать те общества и культуры, в которых роли полов четко очерчены. Выдвигая этот параметр классификации культур, Хофстеде подчеркивает, что он не имеет прямого отношения к мужчинам и женщинам, а лишь фиксирует преобладание определенных черт в национальном характере. Мужскими, по его мнению, следует называть культуры, в которых ценятся тщеславие, карьеризм, стремление к успеху, признание достижений и забота о высоком достатке. Женскими следует признать те культуры, в которых превалирует значимость межличностных отношений, сотрудничества, стремление к пониманию и проявляется забота об окружающих.

Первичные ценностные ориентации маскулинных культур отличаются высокой оценкой личных достижений; высокий социальный статус считается доказательством личной успешности; ценится все большое, крупномасштабное; детей учат восхищаться сильными; неудачников избегают; демонстрация успеха считается хорошим тоном; мышление тяготеет к рациональности; дифференциация ролей в семье сильная; люди много заботятся о самоуважении.

Первичные ценностные ориентации фемининных культур, напротив, выдвигают на первый план необходимость консенсуса; здесь ценится забота о других; щадят чувства других людей; четко выражена ориентация на обслуживание; красивым считается маленькое; присутствует симпатия к угнетенным; высоко ценится скромность; мышление является более интуитивным; ценится принадлежность к какой-то общности, группе.

В культурах с низким уровнем избегания неопределенности люди в большей степени склонны к риску в незнакомых обстоятельствах, поэтому для них характерен более низкий уровень стрессов и страхов. Закономерно, что при низком уровне боязни неопределенности люди недовольны чрезмерной регламентацией и организованностью жизни, избытком правил и инструкций, поэтому устанавливают их только в случае крайней необходимости. При этом они лучше чувствуют себя в неординарных ситуациях, которые открывают больше возможностей для творческого решения различных проблем.

В этих культурах господствует убеждение, что правил должно быть как можно меньше, во всем следует надеяться только на себя. Представители таких культур легче воспринимают непредсказуемость жизни, их не пугают непонятные человеческие поступки и новизна идей, они терпимо относятся ко всему необычному, высоко ценят инициативу, готовность идти на риск. К этой категории Хофстеде отнес культуры Дании, Индии, Ирландии, Нидерландов, Норвегии, Сингапура, США, Финляндии, Швеции.

В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности в ситуации неизвестности люди постоянно испытывают стресс и чувство страха. Высокий уровень неопределенности, согласно Хофстеде, ведет не только к повышенному стрессу индивидов, но и к высвобождению у них большого количества энергии, поэтому в таких культурах наблюдается высокий уровень агрессивности, для выхода которой в таких обществах создаются особые каналы.

Представители культур с высокой степенью боязни неопределенности пытаются избегать неясных ситуаций, обезопасив себя множеством формальных правил, неприятием отклонений от нормы в поведении, верой в абсолютную истину. Они нетерпимо относятся к людям с другим типом поведения, больше сопротивляются любым изменениям, болезненно относятся к двусмысленности, беспокоятся о будущем, мало склонны к риску. В их поведении ярко выражена тенденция к внутригрупповому согласию. К данному типу Хофстеде относит культуры Бельгии, Германии, Гватемалы, Греции, Перу, Португалии, Уругвая, Франции, Японии.

Культурный шок.

Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специалисты определяют термином «культурный шок». Термин «культурный шок» был введен в научный оборот американским исследователем К. Обергом в 1960 г.

Существует несколько определений понятия «культурный шок» в процессе освоения чужой культуры:

- «конфликт старых и новых культурных норм и ориентации» (Л. Г. Ионин)

- «конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания» (Л. Сальмон)

- «испытываемые инофомом чувства отстраненности, гнева, враждебности, нерешительности, фрустрации (состояния апатии, вызванного стрессом), печали, тоски по родине и даже физическое недомогание»(Даглас Браун)

Обычно выделяют следующие формы проявления культурного шока:

1) напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации;

2) чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности;

3) чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое может трансформироваться в ее отрицание;

4) нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

Главной причиной культурного шока является различие культур.

Американский исследователь Р. Уивер уподобляет эту ситуацию встрече двух айсбергов: именно «под водой», на уровне неочевидного, происходит основное столкновение ценностей и менталитетов.

Следует учитывать и позитивную сторону переживаний, связанных с «культурным шоком», которая заключается в принятии индивидом новых ценностей и моделей поведения. Канадский психолог Дж. Берри предложил в связи с этим вместо термина «культурный шок» использовать понятие «стресс аккультурации », поскольку слово «шок» имеет негативный характер, а в результате межкультурного контакта возможен и положительный опыт, связанный с саморазвитием и обогащением личностного опыта.

Проблема культурного шока рассматривается в контексте так называемой кривой процесса адаптации. В соответствии с этой кривой Г. Триандис выделяет пять этапов процесса адаптации.

Первый этап называется «медовым месяцем» и характеризуется позитивными эмоциями в отношении новой культуры, человек испытывает энтузиазм и большие надежды на успех.

Однако, этот этап быстро проходит, а на втором этапе адаптации культура принимающего общества начинает оказывать травмирующее воздействие на индивида. В качестве фрустрирующих факторов могут выступать непривычные нормы поведения, бытовые условия, языковой барьер, ошибки коммуникации. Все это приводит к разочарованию, замешательству, фрустрации и де­прессии. В результате индивид замыкается в кругу соотечественников, сводя контакты с принимающим населением к минимуму.

На третьем этапе симптомы культурного шока стать критическими, что приводит к ощущению полной беспомощности и может стать причиной досрочного возвращения индивида на родину.

На четвертом этапе депрессия постепенно сменяется чувством оптимизма, ощущением уверенности. Это следствие интегрированности индивида в жизнь принимающего сообщества.

Пятый этап характеризуется полной - или долгосрочной, по терминологии Берри, - адаптацией индивида. Она подразумевает относительно стабильные изменения индивида в ответ на требования принимающего сообщества. В идеале процесс адаптации приводит к взаимному соответствию среды и индивида, и тогда можно говорить о его завершении.

Указанные пять этапов адаптации формируют U-образную кривую. Существует также понятие «реадаптация», или «шока возвращения». Его переживают индивиды, возвращающиеся на родину после длительного пребывания в инокультурной среде. В первое время они находятся в приподнятом настроении, рады встрече с родственниками и друзьями, возможности общения на родном языке и т.п., но затем замечают, что особенности родной культуры воспринимаются ими как непривычные или даже странные. По мнению некоторых исследователей, этапы реадаптации повторяют U-образную кривую, поэтому для всего цикла была предложена концепция W - образной кривой адаптации.

Продолжительность и выраженность симптомов культурного шока определяется несколькими факторами. Во-первых, это индивидуальные характеристики личности, в первую очередь возраст. Известно, что наиболее быстро и успешно адаптируются маленькие дети. Влияет на успех адаптации и уровень образования – чем он выше, тем успешнее адаптация. Что касается гендерного аспекта адаптации, то известно, что женщины из традиционных культур испытывают больше сложностей с адаптацией, чем мужчины, тогда как женщины – представительницы американской и европейской культур напротив, как правило, адаптируются успешней мужчин.

Среди групповых факторов, влияющих на адаптацию, следует выделить такой показатель, как степень сходства или различия между культурами, или величину культурной дистанции. Чем больше культура принимающего общества похожа на родную культуру индивида, тем менее травмирующим оказывается процесс адаптации. Для оценки величины культурной дистанции используется так называемая шкала Богардуса, введенная американским социологом Э. Богардусом в начале ХХ века. Она применяется для характеристики близости (отчужденности) социальных или этнических общностей, групп, отдельных людей.

С помощью шкалы социальной дистанции (или шкалы Богардуса) оценивается степень социально-психологического принятия представителями разных этических, расовых, конфессиональных групп друг друга, поэтому ее часто называют шкалой социальной приемлемости.

Методика исследования предполагает, что респонденты должны выбрать один из шести вариантов приемлемости для себя лично представителей других национальностей («я готов принять представителя данной национальности в том или ином качестве»):

1. Принятие как близких родственников или брачных партнеров;

2.Принятие в качестве друзей;

3.Принятие в качестве коллег по работе;

4.Принятие в качестве жителей своего населенного пункта;

5. Предпочел бы не видеть их в моей стране.

Максимальная социальная дистанция означает, что представители этнической группы держатся обособленно, автономно. Коммуникации в таких случаях носят символический и формальный характер.

Минимальная социальная дистанция способствует конкретизации представлений о других людях, поскольку подразумевает, что люди интересуются друг другом, национальной культурой, они вовлекаются во взаимодействие, где каждый принимает во внимание оригинальность и самобытность чужой культуры.

Влияние на успех адаптации оказывают также особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы. Так, известно, что менее успешно адаптируются представители культур, где сильна власть традиции, и большое значение придается ритуалам, регламентирующим поведение людей (Япония, Корея, Юго-восточная Азия), а также представители «великих держав», убежденные в превосходстве своей культуры.

Также на уровень адаптации оказывают влияние ситуативные факторы, связанные с политической и экономической обстановкой в стране пребывания.

.

Пространство и время в культуре народов мира

Время и пространство в культурах народов отличается своим многообразием и многоаспектностью. В первую очередь, пространство и время являются неотъемлемыми параметрами существования Вселенной, природы, человечества и созданной им культуры. Пространство в виде географического положения, климата и ландшафта влияет на материальную и духовную культуру общества, которое изменяется со временем в определенных рамках. В свою очередь, особенности человеческого восприятия влияют на осознание реального пространства и времени, его интерпретацию в человеческой культуре (например, в рамках жилища, поселения), создание новых вымышленных, «виртуальных» пространств прошлого и настоящего (мифология, религия, социальные сети и т.д.).

Культура отражает уровень бытия, образ мышления, чувствования, поведения человека. Она проявляется в понимании пространства и времени, формировании иерархии ценностей, отношении человека к устройству мироздания, вопросам жизни и смерти, самоопределения. Отношение к пространству и времени является одним из основополагающих в формировании мировоззрения человека, влияет на его отношение к природе и обществу как к территориям его реального существования. Представления о пространстве и времени являются основными составляющими менталитета и коллективного сознания, определяют формы существования человеческого бытия.

Представления человека об окружающем мире основаны на видении им окружающего пространства и времени. В отличие от животных, воспринимающих пространство лишь чувственно и не имеющих представлений о времени, человек наполняет пространство и время огромным количеством смыслов. Картина мира включает в себя большое количество компонентов (природно-климатические, ландшафтные, временные характеристики) и определяет видение человеком собственного места, места собственного народа и других этнических групп в мире.

Категория пространство включает: 1) визуальное пространство, воспринимаемое органами чувств; 2) воображаемое пространство, существующее в сознании человека. К основным свойствам пространства относят протяженность, однородность, неизменность и трехмерность, а основными характеристиками времени являются длительность, одномерность, необратимость и однородность. Пространство – это система координат сосуществующих предметов, процессов и явлений, а время ‑ система координат сменяющихся предметов, процессов и явлений. Под пространством можно понимать 1) географическое пространство, которое ограничивается природными и государственными границами и 2) социальное (социокультурное) пространство в широком смысле, куда входят экономические, политические, правовые, культурно-национальные пространства. Социокультурное пространство ‑ это освоенное обществом пространство распространения конкретного ареала культуры.

Выделяют термины «пространство культуры» и «культурное пространство». Пространство культуры ‑ это ландшафт, в котором находится и самообеспечивается культура. Это пространство определяет социальную структуру, хозяйственный уклад, традиции и обычаи, которые закрепляются в виде культурных ценностей. Культурное пространство ‑ это сфера взаимодействия культурных ценностей и систем в духовном мире социума и личности. Культурные ценности материализуются в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе и т.д., неравномерно группируясь в пространстве по принципу «центр-периферия» (например, в крупных столичных городах культура представлена интенсивнее, чем в сельской местности). Культурное пространство создает историческую преемственность, определяет настоящее народа, проявляется в стилях городской и сельской застроек, в быту, обычаях и ритуалах, общении, моделях поведения, ценностях и т.д.

Культурное пространство ‑ это поле, порождаемое взаимодействиями и воздействиями ценностей культуры и их систем. Ценности культуры воплощаются в различных носителях и создают особую духовную атмосферу, которая, в свою очередь, воздействует на людей (к примеру, архитектура города). Несмотря на то, что культура может распространяться повсеместно, она все же локализуется в так называемых центрах культуры. Существует множество примеров такой исторической локализации: Древний Египет, Древняя Греция и др. Места локализации культуры меняются в течении истории. Кроме того, в каждом регионе может быть свой центр культуры. К примеру, роль китайской цивилизации в истории Японии, Вьетнама и других стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

Культурное пространство отличается динамизмом. В нем возникают волны культурных контактов, исходящие из внешних или внутренних регионов. Например, византийская, татаро-монгольская, французская, германская, американская, турецкая, китайская, японская и иные волны влияний оставили заметный след в культурном пространстве России (одежда, техника, товары потребления, продукты и т.д.). Вторжение иных культур всегда сопровождается целым комплексом перемен, то более кратковременных, то более длительных. Со временем некоторые заимствования начинают восприниматься как часть традиционной культуры. Разновидностями культурного пространства являются: геопространство (абстрактное геометрическое пространство либо организованное на основе религиозных представлений о профанном (мирском, обыденном) и сакральном (священном) – например, пространство храма); социальное пространство (система общественных отношений, характеризующаяся групповой иерархией, формальными и неформальными связями); поведенческое пространство (модели и правила поведения индивидуального и группового характера); психологическое пространство; информационное пространство; воображаемое пространство.

Культурное пространство включает в себя четыре элемента: пространство, время, смысл, коммуникация. Все перечисленные элементы взаимодействуют между собой. Важным значением обладает категория «кластер пространства» ‑ культурно конструируемые пространственные смыслы и ситуации. Кластер пространства является не материальной константой, а пространственной организацией, существующей в историко-временном режиме, возникая и исчезая по мере смены поколений. К примеру, в рамках жилища может содержаться множество кластеров пространства. В свою очередь, архитектура жилища может изменяться, а смыслы пространства сохраняться, и наоборот. Пространственная и временная организации часто неразделимы и иногда могут замещать друг друга (так, обычай избегания в родственных либо межполовых отношениях может быть реализован либо через временные ограничения, либо через пространственное разделение – например, разделение дома на мужскую и женскую половины).

Пространство и время отражается в психологии отдельных индивидов и общества в целом. Психологическое время связано с переживанием человеком времени и пространства в социальном окружении. В ходе жизнедеятельности формируется социальное время, которое определяется характером доминирующих общественных отношений и представляет собой отрезок времени, на протяжении которого существует то или иное социальное образование. Выделяют перцептуальное время, которое отличается от физического тем, что способно ускоряться или замедляться в зависимости от ожиданий и ощущений человека в конкретных ситуациях. Время и пространство могут иметь различные субъективные оценки: «лучшие годы», «страшное время», «красивые места» и т.д.

Исторически сложившиеся традиции и особенности восприятия пространства играют важную роль в формировании народной культуры. Одновременно в процессе саморазвития культуры происходят постоянные столкновения с другими культурными структурами. Народы меняют место своего проживания, вступают в территориальные конфликты с соседями. Освоение территории предполагало установление границ, определение расстояний. До установления единых мер измерения пространства расстояние измерялось различными способами (в локтях, шагах, при помощи полета стрелы, копья, исходя из смены времени суток и т.д.). О точности, единообразии и абсолютизации пространственных критериев люди не задумывались, так как не было потребности. Интересно, что субъективное восприятие могло отражаться и в измерении расстояния. Так, деревня, в которой проживают родственники, всегда кажется ближе, чем деревня чужаков. Свое пространство, свое село или город воспринимаются как центр Вселенной. Другим было и восприятие времени, которое также не имело универсальных единиц измерения. В качестве меры времени использовались время суток, лунные фазы, сезоны, инициации и поколения. Поскольку средняя продолжительность жизни в древние времена была низкой (30-35 лет), то память о предках редко распространялась дальше третьего поколения, а более ранние события рассматривались как древние предания.

Восприятие пространства и времени всегда зависит от уровня развития человека и общества. На восприятие сильно влияет образ жизни, который, в свою очередь, формируется вследствие природно-климатических условий, но может изменяться по мере появления новых технологий. Например, отношение к природным ресурсам может определяться размерами и богатством территории. Для больших стран характерно небрежное, расточительное отношение, в то время народы, проживающие в небольших странах, склонны к бережному распоряжению природными ресурсами. В целом, на пространственно-временное восприятие человека влияют следующие факторы:

1) природные (ландшафтно-климатические, экологические, биологические, демографические и др.);

2) социальные (сословная, профессиональная, национальная, конфессиональная и др. принадлежность);

3) культурные (уровень развития культуры личности и общества, социальные нормы, ценности и др.).

Время в культуре представляет собой формирующуюся на основе психологического и социального времени характеристику длительности существования, ритма, темпа, последовательности, координации смены состояний культуры в целом и ее элементов, а также их смысловой наполненности для человека. Человек воспринимает все изменения в окружающем мире через время. При этом в субъективном восприятии человека время может растягиваться и сжиматься. Например, в детском возрасте время тянется медленно, а в пожилом возрасте время течет быстрее. Ощущение времени способно обостряться при сильной эмоциональной нагрузке (например, когда человек чем-либо увлечен, время проходит быстрее, а когда человек находится в опасности или ожидает чего-либо, оно замедляется).

По мере выделения человеческого общества из природы, социум приобретает собственное время развития ‑ социальное время. Это время синхронной деятельности больших групп людей, которое вначале приспособляется к естественному времени, но в дальнейшем все более обособляется от него. Деятельность человека имеет для социального времени главное значение. При этом социальное время следует отличать от календарного. Например, календарный XIX в. начался в 1801 г. и закончился в 1900 г., однако согласно социальному времени он начинается с Великой французской революции (1789 г.) и заканчивается лишь с началом Первой мировой войны в 1914 г.

Социальное время человека тесно связано с обрядами инициации. Инициация является характерным для первобытных культур институтом социализации, основной задачей которого было формирование новой социальной идентичности подростков (в качестве полноправных членов племени, рода или мужского союза). При этом мужская инициация более разнообразна, чем женская, так как женщины, в отличие от мужчин, в большинстве культур не допускались к управлению жизнью общности, к участию в религиозных церемониях, поэтому их «обучение» для вступления в новый этап жизни не было первоочередным. Мужские инициации могут проводиться в форме праздников, церемоний с преодолением опасностей, физическими лишениями, ритуальной хирургией (полирование зубов, шрамирование, нанесение татуировок, обрезание и др.). В процесс инициации входит три этапа: 1) ритуал отлучения от статуса ребенка, 2) переходный период подготовки подростка к новому статусу, 3) ритуал при<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...