Цель изучения предмета - дать технику-строителю необходимые знания по общей электротехнике и рационально использовать электрооборудование на строительной площадке.
Развитие технического прогресса и электрофикация строительных площадок требует от специалиста техника-строителя знания предмета «Основы электротехники и электроснабжение».
Программа предмета состоит из трех разделов: «Общая электротехника», «Электрооборудование строительных площадок», «Электроснабжение строительных площадок».
Базой изучения предмета является знание законов физики.
В результате изучения предмета у студентов должны быть сформированы знания и умения, соответствующие содержанию программы.
Материал, изучаемый по учебнику, необходимо четко и аккуратно конспектировать в тетради. Основные определения следует подчеркивать, а формулы обводить. Электрические схемы вычерчивают в условных обозначениях, отвечающих ГОСТу. Конспект составляется так, чтобы по нему можно было готовиться к экзамену, не перечитывая материал по учебнику.
При изучении раздела «Электрооборудование строительных площадок» следует обратить внимание на сравнительные экономико-энергетические показатели механизмов, оборудования и технологий, а также на электробезопасность при эксплуатации каждого вида оборудования.
Следует иметь в виду, что эксплуатацию и ремонт электрооборудования строительных машин и механизмов ведет электротехнический персонал, имеющий соответствующую техническую подготовку и право (допуск) на работу с электрооборудованием в соответствии с ПТЭ и ТБ. Однако знание техником-строителем этого оборудования позволит правильно и рационально эксплуатировать его на строительной площадке.
Терминология, условные обозначения на схемах, также буквенные обозначения должны соответствовать ГОСТам.
Студенты должны уметь: читать электрические схемы несложных электроустановок; принимать оптимальные решения по рациональному использованию электрооборудования на строительных площадках; соблюдать правила безопасности.
Студенты должны знать: основные законы электротехники, назначение, конструкции и способы применения электрооборудования на строительных площадках, требования электробезопасности в строительстве.
№№ заняткаў
| №№ груп
| Назва раздзелаў, тэм па праграме, тэм асобных заняткаў
| Колькасць гадзін
| Тып заняткаў
| Вучэбна-метадычнае забеспячэнне
| Заданне для навучэнцаў на дом
| Заўвагі
|
| | | | |
1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 5.
| 6.
| 7.
| 8.
| 9.
| 10.
| 11.
| 12.
|
| 169-С
|
|
|
|
| Введение
|
| Вводное
| Плакаты «призводство эл.энергии»
Плакаты «Сх.соединения
конденсаторов»
Конденсаторы.
| {1}
стр.
4-12.
{1}
§ 1.1-1.8
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.1
Электрическое поле.
|
| Изучение новых знаний
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.2
Эл.цепи постоянного тока
1.2.1 Электрический ток, эл.цепь. Работа, мощность тока. З-н Ома. ЭДС источника.
|
|
Изучение новых знаний
| Плакаты.
Набор сопротивлений..
| {1}
§ 2.1-2.6
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
|
1.2.2 Преобразование эл.энергии в теплоту. Нагрев проводов, выбор сечения. 1-й и 2-й з-н Кирхгофа
|
|
Изучение новых знаний
| Плакаты
«з-н Киргофа», «Послед. и парал. соед.резисторов»
| {1}
§ 2.11-2.14
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
|
1.2.3 Смешанное соединение резисторов. Расчет цепей со сложным соединением резисторов.
|
|
Изучение новых знаний
| Карточки-задания задач
| {1}
§ 2.1-2.15
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.3
Электромагнетизм
1.3.1 Магнитное поле, его хар-ки. Электромагнитная сила.
Электромагнитная индукция. Электродвижущая сила, самоиндукция.
|
|
Изучение новых знаний.
|
Плакат «Проводник в магнитном поле»
Плакат «Электромагнитная индукция»
|
{1}
§ 3.1-3.6
{1}
§ 3.9-3.10
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.4
Однофазные электрические цепи переменного тока
1.4.1 Переменный ток, его параметры. Период и частота, фаза и сдвиг фаз. Изображение синусоидальных величин.
|
|
Изучение новых знаний
| Макет витка в магнитном поле.
| {1}
§ 5.1-5.5
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| 1.4.2 Особенности цепей переменного тока. Цепь с активным сопротивлением, с индуктивностью и емкостью. Векторные диаграммы.
|
|
Изучение новых знаний
| Плакаты «Цепи переменного тока с
R, L, C.»
| {1}
§ 6.3-6.4
|
|
|
|
|
|
|
| 1.4.3 Физические процессы в цепях переменного тока с последовательным и параллельным соединением R, L, C сопротивлений.
Векторная диаграмма, резонанс напряжений цепей переменного тока
|
|
Изучение новых знаний
| Плакат «Резонанс напряжений»
Плакат «Резонанс токов»
| {1}
§ 6.5-6.8
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
| | Тема 1.5
Трехфазные электрические цепи переменного тока
1.5.1 Сравнение однофазной и трехфазной системы переменного тока. Соединение обмоток генератора «звездой» и «треугольником». Фазные и линейные токи и напряжения. Нулевой провод и его назначение. Мощность.
|
|
Изучение новых знаний
| Плакаты «Трехфазные системы переменного тока»
Плакаты «Соединение эл.приемников»
| {1}
§ 7.1-7.5
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.6
Электрические измерения и приборы
1.6.1 Классификация измерительных приборов. Погрешности измерений. Устройство и принцип действия приборов.
|
|
Изучение новых знаний
| Измерительные приборы
| {1}
§ 8.1 -8.8
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Лабораторная работа №1
Изучение особенностей и закономерностей изменения тока и напряжения при последовательном и параллельном соединении резисторов.
|
| Формиро
вание новых умений
| ИТК № 1
Лабораторный стенд №1
| {1}
§ 2.1 -2.15
|
|
|
|
|
|
|
| Лабораторная работа №2
Исследование работы линии электропередачи, расчет потерь напряжения и мощности в проводах.
|
| Формиро
вание новых умений
| ИТК № 2
Лабораторный стенд №2
| {1}
§ 2.1 -2.15
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Лабораторная работа №3
Измерение сопротивления с применением омметра. Проверка омметра на соответствие своему классу точности.
|
| Формиро
вание новых умений
| ИТК № 3
Омметр, набор сопротивлений
| {1}
§ 8.1 -8.8
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Лабораторная работа №4
Исследование электрической цепи переменного тока с активным, индуктивным и емкостным сопротивлениями.
|
|
Формиро
вание новых умений
| ИТК № 4
Индивидуальные задания
| {1}
§ 6.3-6.8
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Лабораторная работа №5
Исследование трехфазной цепи при соединении приемников энергии в «звезду».
|
| Формиро
вание новых умений
| ИТК № 5
Лабораторный стенд №3
| {1}
§ 7.1-7.5
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.7
Трансформаторы.
1.7.1 Назначение трансформаторов, их применение. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Параметры. Режимы работы. Трехфазные трансформаторы.
|
|
Изучение новых знаний
| Трансформаторы
| {1}
§ 9.1 -9.10
{4}
с.148-153
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.8
Электрические машины переменного тока.
1.8.1 Назначение машин переменного тока. Асинхронные электродвигатели. Устройство и принцип работы. Пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым и фазным ротором. Регулирование частоты вращения асинхронного трехфазного двигателя.
|
|
Изучение новых знаний
|
Макет двигателя.
д/ф «Машины перемен. тока».
|
{1}
§ 10.1-10.8
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.9
Электрические машины постоянного тока.
1.9.1 Назначение машин постоянного тока. Устройство и принцип работы машин постоянного тока.
Пуск двигателя постоянного тока, роль пускового реостата. Реверсирование двигателей постоянного тока. Генераторы постоянного тока.
|
|
Изучение новых знаний
|
Макет электродвигателя. Пусковой реостат
|
{1}
§ 4.1- -4.5
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.10
Полупроводниковые приборы и устройства.
|
| Изучение новых знаний
| Плакаты «Схемы выпрямления». Набор диодов.
| {1}
§ 17.1 -17.5
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Лабораторная работа №6
Исследование работы и режимов однофазного силового трансформатора.
|
| Формиро
вание новых умений
| ИТК № 6
Стенд лабор. Однофазный трансформатор
| {1}
§ 9.1-9.10
{4}
с.148-153
|
|
|
|
|
|
|
| Лабораторная работа № 7
Исследование устройства и режимов работы трехфазного асинхронного двигателя.
|
| Формиро
вание новых умений
| ИТК №7
Стенд лабор. Асинхронный электродвигатель
| {1}
§ 10.1-10.8
|
|
|
|
|
|
|
| Лабораторная работа №8
Исследование устройства и работы электродвигателя постоянного тока с параллельным возбуждением.
|
| Формиро
вание новых умений
| ИТК № 8
Стенд лабор. Двигатель постоянного тока
| {1}
§ 4.1- -4.5
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.1
Аппаратура управления и защиты
|
|
Изучение новых знаний
| Выключатели, реле, эл.маг.
пускатели, предохранители
| {2}
с.282-286
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.2
Основы электропривода
|
| Изучение новых знаний
| Плакат «Режимы работы эл.двигателей»
| {2}
с.278-281
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.3
Электрооборудование сварочных установок, строительных кранов и подъемников
|
|
Изучение новых знаний
| Плакаты «Сварочные трансформаторы»
| {5}
с.237-250, 251-260
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.4
Электрифицированные ручные машины и электроинструмент
|
|
Изучение новых знаний
| Плакаты «Источники питания руч. машин», «Дв., прим. в руч. машинах»
| {7}
с.11-21, 30-37
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.5
Электропрогрев бетона и электрооттаивание грунта.
2.5.1 Электротермообработка бетона, назначение и методы. Правила электробезопасности.
2.5.2 Методы электрооттаивания грунта. Установки для поверхностного оттаивания грунта. Правила безопасности.
|
|
Изучение новых знаний
| Плакаты
| {6}
с.120-130
{5}
с.281-285
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.6
Оборудование для уплотнения бетонной смеси
|
| Изучение новых знаний
| Плакаты
| {6}
с.120-132
{5}
с.281-287
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.1
Источники электроснабжения строительных площадок
3.3.1 Схема электроснабжения. Виды источников электроснабжения. Электростанции. Трансформаторные подстанции. Схемы электроснабжения строительных площадок.
|
|
Изучение новых знаний.
Контроль и коррекция знаний.
|
Плакат «Общая схема эл. снабжения.
Мини-плакаты «Дизельные эл. станции»
|
{8}
с.5-15
{8}
с.50-65
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.2
Электрические сети строительных площадок
|
|
Изучение новых знаний
| Плакаты
д/ф «Воздушные и кабельные линии»
| {8}
с.115-130
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.3
Электрическое освещение на строительных площадках
|
| Изучение новых знаний
| Плакаты «Источники света».
| {9}
с.90-110; 320-330
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.4
Защитное заземление и зануление на строительных площадках
|
|
Изучение новых знаний
| Плакаты «Заземление и зануление»
| {9}
с.83-87
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.5
Учет и экономия электроэнергии
|
| Изучение новых знаний
| Счетчики активной и реактивной энергии.
| {9}
с.116-120
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.6
Проектирование электроснабжения строительных площадок
|
| Изучение новых знаний
| Плакаты «Генплан стр.пл.», «Схемы эл.снаб.»
| {8}
с.10-29,
{9}
с.46-59.
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа №3
Расчет элекронагрузок и выбор мощности трансформатора.
|
| Формиро
вание новых умений
| ИТК№3
Индивид.
задание
| {1} стр.442-463
{2} стр. 173-178.
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа №4
Выбор места расположения ТП и принципиальной схемы эл. снабжения.
|
| Формиро
вание новых умений
| ИТК№4
Индивид.
задание
| {1} стр. 463-468
{2} стр.
285-291
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа №5
Расчет сечения кабеля для электроснабжения подъемника и башенного крана и ВРУ.
|
| Формиро
вание новых умений
| ИТК№5
Индивид.
задание
| {1} стр.
463-466
{2} стр.
285-291
| Самостоятельно
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3.7
Электробезопасность на строительных площадках
|
|
Изучение новых знаний
| Плакаты.
Защитные средства.
Д/ф «Техника безопасности»
|
| Самостоятельно
|
ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
|
Подпись преподавателя ______________________________ «_____»____________________20____ г.
______________________________ «____»_____________________20____г.
______________________________ «____»_____________________20____г.
______________________________ «____»_____________________20____г.
______________________________ «____»_____________________20____г.
Тематический план дисциплины «Основы электротехники и электроснабжения» по специальности: