Вопрос 5: «Основные научные школы и современные направления развития экономической теории»
Первой школой экономической теории был меркантилизм. Основными объектами у меркантилистов были сфера обращения, торговля (особенно внешняя), а экономика рассматривалась, как объект государственного управления. Физиократизм – исследует с/х производство, считая его основным, затем появилась классическая политэкономия (Адам Смит, Давид Рикардо). Классическая школа перенесла исследования из сферы обращения в сферу производства, это положило начало трудовой теории стоимости. Во 2ой половине 19 века – начало 20 века из классической школы выделилось несколько направлений: · Неоклассическое, которое включает монетаризм, институционализм, маржинализм. В 30-е годы 20 века появилось кейнсианство (Кейнс обосновал методы государственного регулирования экономики в «Общей теории занятости времени и года»). В первой половине 1950-х появилось неокейнсианство. К основному направлению развития экономической науки запада: ü Неоклассическое и неолиберальное; ü Кейнсианство и неокейнсианство; ü Неоинституциональное или социально-институциональное; ü Неоклассический синтез. Критерием разграничения выступают отношения той или иной школы к роли государства, доминирования отдельных сфер экономической жизни при построении модели экономического роста, также избранные теоретические принципы проведения экономического исследования. Вопрос 6: «Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы» Потребности являются исходным пунктом экономической деятельности людей, а удовлетворение потребностей – её заключительным этапом.
Потребности – это требующая удовлетворения нужда в жизненных благах, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в тот или иной исторический период. Классификация потребностей: ü Из общей совокупности выделяют: o Экономические (их удовлетворение связано с экономической деятельностью, трудовыми усилиями людей); ü По функциональному назначению: o Физические (потребность в пище, отдыхе, защите тела от неблагоприятных внешних воздействий); o Духовные (дают развитие человека как личности); o Социальные (связаны с осознание человека своего места в обществе); ü Потребности общества в целом: o Производственные (потребности в ресурсах – сырье, оборудование, работников определенном квалификации и т.д.); o Непроизводственные ((личные) направлены на продовольственные товары, промышленные изделия – все то, что необходимо для жизни и труда человека); ü По значимости для жизнедеятельности: o Первичные (материальные потребности без удовлетворения, которых жизнь человека практически невозможна (например, потребность в еде, одежде)); o Вторичные (предметы не первой необходимости, их удовлетворение можно отложить (чтение литературы)). Закон возвышения потребностей – обосновывает объективную необходимость роста и совершенствования системы потребностей по мере развития общественного прогресса. Потребности, являясь импульсом активной деятельности человека, прежде чем материализоваться в ней проходят путь превращения в интерес, который можно определить как осмысленную и осознанную потребность, внутренний побудительный мотив к деятельности. Это, по сути, пружина, приводящая в действие экономический механизм. Поскольку экономический интерес является формой проявления экономических потребностей, можно заключить, что система интересов характеризуется таким же многообразием и многогранностью, как и система потребностей человека.
Вопрос 7: «Ресурсы (факторы) производства. Классификация и основные характеристики ресурсов. Ограниченность ресурсов» Ресурсы производства – это совокупность природных, социальных и духовных сил (возможностей), которые могут быть использованы в процессе создания благ (товаров, услуг). Классификация: ü Природные (часть естественной природы, которая используется или может быть использована обществом в целях удовлетворения его потребностей; существуют потенциальные природные ресурсы (непригодные для использования на конкретном от резке времени) и располагаемые (возможные для использования)); ü Материальные (все созданные человеком блага, сами являющиеся результатом производства – это предприятия, жилые дома, все, что необходимо для производства и потребления); ü Трудовые (человеческие) ресурсы (население в трудоспособном возрасте); ü Финансовые ресурсы (денежные средства, которые используются для функционирования общественного производства; их источники – временно свободный денежный капитал предприятий и фирм, налоги, сбережения населения). Факторы производства (реально вовлеченные в процесс производства ресурсы): ² Земля (составляет естественный и постоянный фактор, не являющийся результатом человеческой деятельности); ² Труд (интеллектуальная и физическая деятельность человека, направленная на изготовление благ и оказания услуг; характеристики труда – продолжительность, интенсивность, производительность); ² Капитал (все средства, созданные человеком и используемые им для производства благ и оказания услуг; инвестирование (процесс производства и накопления этих средств)); ² Предпринимательский фактор (деятельность по координации и комбинированию других факторов производства в целях производства материальных благ и услуг; предприниматель соединяет, комбинирует остальные факторы производства – труд, землю и капитал – в единый процесс производства, принимая основные, зачастую неординарные новаторские решения в процессе ведения бизнеса). В зависимости от возможности восполнения запалов ресурсы делятся на возобновляемые (которые могут быть пополнены частично или полностью в результате действия естественных сил природы) и невозобновляемые (это любые ресурсы, количество которых ограничено, т.е. ограничено и не может быть пополнено).
Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов (абсолютная -недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества, но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны; абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная — для материальных, финансовых, информационных ресурсов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|