Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 5: «Основные научные школы и современные направления развития экономической теории»




Первой школой экономической теории был меркантилизм. Основными объектами у меркантилистов были сфера обращения, торговля (особенно внешняя), а экономика рассматривалась, как объект государственного управления.

Физиократизм – исследует с/х производство, считая его основным, затем появилась классическая политэкономия (Адам Смит, Давид Рикардо).

Классическая школа перенесла исследования из сферы обращения в сферу производства, это положило начало трудовой теории стоимости.

Во 2ой половине 19 века – начало 20 века из классической школы выделилось несколько направлений:

· Неоклассическое, которое включает монетаризм, институционализм, маржинализм.

В 30-е годы 20 века появилось кейнсианство (Кейнс обосновал методы государственного регулирования экономики в «Общей теории занятости времени и года»).

В первой половине 1950-х появилось неокейнсианство. К основному направлению развития экономической науки запада:

ü Неоклассическое и неолиберальное;

ü Кейнсианство и неокейнсианство;

ü Неоинституциональное или социально-институциональное;

ü Неоклассический синтез.

Критерием разграничения выступают отношения той или иной школы к роли государства, доминирования отдельных сфер экономической жизни при построении модели экономического роста, также избранные теоретические принципы проведения экономического исследования.

Вопрос 6: «Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы»

Потребности являются исходным пунктом экономической деятельности людей, а удовлетворение потребностей – её заключительным этапом.

Потребности – это требующая удовлетворения нужда в жизненных благах, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в тот или иной исторический период.

Классификация потребностей:

ü Из общей совокупности выделяют:

o Экономические (их удовлетворение связано с экономической деятельностью, трудовыми усилиями людей);

ü По функциональному назначению:

o Физические (потребность в пище, отдыхе, защите тела от неблагоприятных внешних воздействий);

o Духовные (дают развитие человека как личности);

o Социальные (связаны с осознание человека своего места в обществе);

ü Потребности общества в целом:

o Производственные (потребности в ресурсах – сырье, оборудование, работников определенном квалификации и т.д.);

o Непроизводственные ((личные) направлены на продовольственные товары, промышленные изделия – все то, что необходимо для жизни и труда человека);

ü По значимости для жизнедеятельности:

o Первичные (материальные потребности без удовлетворения, которых жизнь человека практически невозможна (например, потребность в еде, одежде));

o Вторичные (предметы не первой необходимости, их удовлетворение можно отложить (чтение литературы)).

Закон возвышения потребностей – обосновывает объективную необходимость роста и совершенствования системы потребностей по мере развития общественного прогресса.

Потребности, являясь импульсом активной деятельности человека, прежде чем материализоваться в ней проходят путь превращения в интерес, который можно определить как осмысленную и осознанную потребность, внутренний побудительный мотив к деятельности. Это, по сути, пружина, приводящая в действие экономический механизм. Поскольку экономический интерес является формой проявления экономических потребностей, можно заключить, что система интересов характеризуется таким же многообразием и многогранностью, как и система потребностей человека.

 

Вопрос 7: «Ресурсы (факторы) производства. Классификация и основные характеристики ресурсов. Ограниченность ресурсов»

Ресурсы производства – это совокупность природных, социальных и духовных сил (возможностей), которые могут быть использованы в процессе создания благ (товаров, услуг).

Классификация:

ü Природные (часть естественной природы, которая используется или может быть использована обществом в целях удовлетворения его потребностей; существуют потенциальные природные ресурсы (непригодные для использования на конкретном от резке времени) и располагаемые (возможные для использования));

ü Материальные (все созданные человеком блага, сами являющиеся результатом производства – это предприятия, жилые дома, все, что необходимо для производства и потребления);

ü Трудовые (человеческие) ресурсы (население в трудоспособном возрасте);

ü Финансовые ресурсы (денежные средства, которые используются для функционирования общественного производства; их источники – временно свободный денежный капитал предприятий и фирм, налоги, сбережения населения).

Факторы производства (реально вовлеченные в процесс производства ресурсы):

² Земля (составляет естественный и постоянный фактор, не являющийся результатом человеческой деятельности);

² Труд (интеллектуальная и физическая деятельность человека, направленная на изготовление благ и оказания услуг; характеристики труда – продолжительность, интенсивность, производительность);

² Капитал (все средства, созданные человеком и используемые им для производства благ и оказания услуг; инвестирование (процесс производства и накопления этих средств));

² Предпринимательский фактор (деятельность по координации и комбинированию других факторов производства в целях производства материальных благ и услуг; предприниматель соединяет, комбинирует остальные факторы производства – труд, землю и капитал – в единый процесс производства, принимая основные, зачастую неординарные новаторские решения в процессе ведения бизнеса).

В зависимости от возможности восполнения запалов ресурсы делятся на возобновляемые (которые могут быть пополнены частично или полностью в результате действия естественных сил природы) и невозобновляемые (это любые ресурсы, количество которых ограничено, т.е. ограничено и не может быть пополнено).

Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов (абсолютная -недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества, но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны; абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная — для материальных, финансовых, информационных ресурсов).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...