Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 49: «Эволюция денег. Сущность денег и их функции»




Только при обмене товара на товар появляется потребность в таком инструменте, который мог бы выражать стоимость всех других товаров и к которому их можно было бы приравнять. Таким инструментом является особый товар, имя которому — деньги. ДЕНЬГИ — это товар особого рода, стихийно выделившийся из массы других товаров на роль всеобщего эквивалента стоимости.

Сущность денег заключается: во-первых, в том, что они являются всеобщим эквивалентом, средством для выражения стоимости любого товара; во-вторых, в том, что посредством денег происходит учет общественного труда частных товаропроизводителей; в-третьих, деньги являются инструментом регулирования экономических, а через них и общественных отношений. Следовательно, деньги с экономической точки зрения следует рассматривать не как вещь, а как экономические отношения.

В современных условиях наибольшее распространение получили электронные деньги. ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ — это кредитные карточки, используемые для безналичных расчетов, осуществляемых посредством компьютерной сети, систем связи с применением средств кодирования информации и ее автоматической обработки.

В развитом товарном хозяйстве деньги выполняют пять функций: меры стоимости, средства обращения, средства накопления и образования сокровищ, средства платежа, мировых денег.

Функцию МЕРЫ СТОИМОСТИ деньги выполняют через установление цен на товары.

В функции СРЕДСТВА ОБРАЩЕНИЯ деньги выполняют роль посредника в обмене товаров: Т-Д—Т. Для того, чтобы обслуживать товарное обращение, необходимо определенное количество денег. Оно определяется законом денежного обращения, согласно которому количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленной на число оборотов одноименных денежных единиц (рубля, доллара, евро и др.):

Выходя из обращения, деньги превращаются в сокровища и выполняют функцию НАКОПЛЕНИЯ и ОБРАЗОВАНИЯ СОКРОВИЩ. Накопление сокровищ происходит в форме золотых монет, слитков, ювелирных изделий из золота и серебра и др.

Функцию СРЕДСТВА ПЛАТЕЖА деньги выполняют там, где возникает разрыв во времени и в пространстве между продажей товара и уплатой денег за него.

Деньги, обслуживая международные экономические отношения, выполняют функцию МИРОВЫХ ДЕНЕГ.

Вопрос 50: «Денежный рынок. Номинальный и реальный спрос на деньги. Мотивы спроса на деньги. Предложение денег. Денежные агрегаты. Равновесие денежного рынка»

Денежный рынок — это рынок, на котором продается и покупается особый товар — деньги. Основными его элемен­тами являются предложение и спрос на деньги, а также цена денег (ставка ссудного процента).

Общее количество имеющихся в стране денег называют предложением денег. Современное денежное обращение раз­витых стран отличается тем, что основная часть денежных операций производится в безналичной форме. Роль денег выполняют не только наличные деньги, но и вклады до вос­требования, срочные вклады и т.д. Поэтому для расчета количества денег экономисты ввели понятие денежных агре­гатов (Ml, M2,...), количество которых в разных странах различно (есть и некоторая специфика в их определении).

Ml — наличные деньги (монеты и бумажные деньги), нахо­дящиеся в обращении, плюс вклады до востребования (чековые вклады); М2 — агрегат Ml плюс сумма сберегательных вкладов и мелких срочных вкладов (до 100 000 долларов); МЗ — агрегат М2 плюс крупные срочные вклады; М4 — агрегат МЗ плюс некоторые виды ценных бумаг, ко­торые считаются довольно ликвидными. В экономической теории под деньгами понимают в основном агрегат Ml, т.е. деньги, обслуживающие текущий оборот.

Предложение денег контролируется государством в лице Нац. банка, как путем эмиссии денег, так и пос­редством управления денежно-кредитной системой страны. Нац. банк определяет необходимое количество денег исходя из состояния экономики.

Равновесие ден. рынка - равенство спроса и предложения. (с. 224 плотницкий рис)

При изменении предложения денег равновесие восстанавливается путем продажи облигаций, что обуславливает снижение рыночной цены облигаций и рост процентной ставки. По мере ее роста будет увеличиваться спрос на ценные бумаги и уменьшаться спрос на деньги.

Аналогично реагирует ден рынок на изменение спроса на деньги. Рост спроса на деньги приводит к повышению равновесной ставки %, уменьшение –к снижению ставки.Т..о изменение % ставки восстанавливают равновесие на ден рынке.

Вопрос 51: «Денежно-кредитная система и ее структура. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их функции. Кредит и его формы. Специализированные кредитно-финансовые организации. Денежно-кредитная система Республики Беларусь»

Совокупность экон отношений по поводу мобилизации и использования свободных ден ресурсов на условиях возвратности, платности и срочности и институты, которые реализуют эти отношения наз Ден.кредитной системой.

Институтами которые осуществляют Денкредит политику, является банковская система. В Беларуси сложилась двухуровневая банковская система, состоящая из многочисленных коммерческих банков и Нацбанка.

Основными функциями Нацбанка: эмиссия денег, формирование золото-валютных резервов, осуществление денкредит политики, контроль за деятельностью коммер. Банков осуществляет операции по пополнению денежной наличностью коммерческим банкам, предоставляя им кредиты.

Функциями коммерческого банка общепринято считать следующие:

- аккумуляция и мобилизация денежного капитала;

- посредничество в кредите;

- создание кредитных денег;

- проведение расчетов и платежей;

- организация выпуска и размещения ценных бумаг;

- оказание консультационных услуг.

Основные инструментами денкредит политики явл.1)операции на открытом рынке. 2)ставка рефинансирования,3) установление норм обязат резервов коммерческим банкам. Используя эти инструменты банк осущ политику дорогих и дешевых денег. В период инфляции (политика дорогих денег) Нацбанк увеличивает ставку рефинансирования и нормы обязательных резервов, продает ценные бумаги населению и др. субъектам. Политика дешевых денег используется в период спада.1. Нацбанк снижает ставку рефинансирования и нормы обяз резервов и покупает ценные бумаги у населения и др. субъектов.

Вопрос 52: «Понятие финансов и их функции. Финансовая система и ее структура. Государственные и частные финансы. Финансовая система Республики Беларусь»

В повседневном обиходе финансы отождествляют с деньгами. Однако финансы — это не деньги и не вещи. В эко­номической науке под ФИНАНСАМИ понимают систему экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Термин "финансы" означает платеж, доход.

Совокупность финансовых учреждений, законов, пра­вил и норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства, называют ФИНАН­СОВОЙ СИСТЕМОЙ.

Основными принципами построения финансовой сис­темы являются:

принцип демократического централизма. Суть его состоит в праве высшей государственной вла­сти мобилизовывать и использовать значительную часть финансовых средств национальной экономики;

принцип функционального назначения звеньев финансов. Он предполагает распределение функций по управле­нию финансами между отдельными звеньями финансовой системы;

принцип единства финансовой системы. Управление всеми звеньями финансов базируется на единых законодательных и нормативных актах.

Финансовые отношения складываются между: государст­вом, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны; физическими и юридическими лицами; юридическими лицами; отдельными государствами.

Звеньями финансовой системы являются: бюджеты раз­личных уровней, начиная с Госбюджета и кончая бюдже­том сельского (поселкового) совета; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резер­вы государства; денежные фонды фирм, организаций и других коммерческих и некоммерческих структур; прочие специальные денежные фонды.

В общем виде выделяют финансы: хозяйственных субъ­ектов (фирм, организаций и т.д.); населения; государства.

Финансы выполняют ряд функций, основными из ко­торых являются: а) создание материальной основы существования самого государства. Привлечение средств осуществляется при по­мощи налогов, займов и денежной эмиссии. При особых обстоятельствах для преодоления кризисных явлений го­сударство может воспользоваться национальным богатст­вом (например, продать часть золотого запаса, предметов искусства и др.); б) распределительная. С помощью финансов осуществ­ляется распределение и перераспределение валового внут­реннего продукта и национального дохода между классами и социальными группами, между различными сферами об­щественного производства, отраслями материальной и не­материальной сферы; в) регулирующая. Эта функция проявляется в том, что финансы становятся важнейшим инструментом регулиро­вания микро- и макроэкономических пропорций в обще­ственном хозяйстве. Финансовая политика становится ча­стью экономической политики государства; г) контрольная. Порядок образования, распределения и использования денежных фондов регламентируется соот­ветствующими правилами и нормами, что дает возмож­ность контролировать их движение.

С точки зрения субъектов финансовых отношений в современных условиях исследуемое понятие охватывает финансы государственные, негосударственных предприятий и корпораций, а также домашних хозяйств.

Государственные финансы – это сфера эк. отношений, связанная с распределением, перераспределением и потреблением части национального продукта в целях образовании денежных фондов, необходимых гос-ву для осуществления его ф-ций, и включающая гос. бюджет, местные бюджеты, финансы гос. предприятий, специальные правительственные фонды.

Финансы негосударственных предприятий и корпораций выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают просцессы производства и получения прибыли.

Финансы домашних хозяйст в – денежные фонды одного человека или группы людей, объединивших свои доходы.

Вопрос 53: «Налогообложение: сущность и принципы. Виды и функции налогов»

Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. Они возникли вместе с товарным производством и появлением государства и выражают обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Сущность налогов состоит в изъятии государством определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса в пользу общества.

Налоги выполняют три важнейшие функции: фискальную (распределительную), регулирующую и социальную. Фискальная функция обеспечивает поступление средств в государственную казну, которые сосредоточиваются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и обеспечивают финансирование государственных расходов. Регулирующая функция осуществляется через систему дифференцированных налоговых льгот. Социальная функция налогов направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения и реализуется посредством дифференцированного налогообложения.

Финансисты выделяют еще и контрольную функцию налогов, которая позволяет количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых средствах.

Совокупность налогов, принципов, форм и методов построения, а также способов их взимания образует налоговую систему государства. В большинстве стран используется двухзвенная налоговая система, в соответствии с которой налоги делятся на общегосударственные и местные.

В систему налогообложения должны быть заложены определенные принципы.

Современная система налогообложения включает следующие принципы:

· принцип справедливости, нейтральности по отношению ко всем плательщикам (всеобщность обложения и в зависимости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется через дифференцированные налоговые ставки);

· принцип определенности, простоты и доступности, требующий, чтобы сумма, способ и время взимания налогов были заранее известны плательщикам;

· принцип однократности налогообложения, предполагающий взимание различных видов налогов с одного источника доходов как на национальном, так и на международном уровнях;

· принцип гибкости налогообложения, заключающийся в создании через систему льгот предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической политикой государства;

· принцип стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет;

· принцип обязательности оплаты налогов.

Проблемы: громозкость налоговой системы, слабая прозрачность налоговых изъятий, фискальный характер изъятий.

Для оптимизации налоговых изъятий А. Лаффер предложил свою теорию зависимости налоговых ставок с объемом налоговых поступлений, которая сводится к след: высокие налоги не стимулируют более высокие поступления в бюджет. Существует оптимальная норма изъятий, которая способствует максимальному поступлению налогов в бюджет (до 50%), за пределами которой нет смысла увеличивать налоговые ставки.

 

Вопрос 54: «Госбюджет и его функции. Расходы и доходы государственного бюджета. Понятие бюджетного дефицита и бюджетного профицита»

ГОСБЮДЖЕТ представляет собой централизован­ный денежный фонд государства, образуемый для мате­риального обеспечения государственных функций. Бюджет как сводный финансовый план государства рас­сматривается законодательным органом страны и после его утверждения принимает силу юридического закона. Бюджетное устройство, под которым понимаются ор­ганизация и принципы построения бюджетной системы, определяется государственным устройством. В унитарном (едином) государстве бюджетная система состоит из двух звеньев: госбюджета и бюджетов местных органов власти. В федеративном государстве бюджетная система включает еще одно промежуточное звено - бюджеты членов федерации.

Госбюджет как сводный финансовый план государства состоит из двух взаимосвязанных частей - доходной и рас­ходной. В доходной части показываются источники посту­пления средств в бюджет, в расходной - направление их использования.

Основными доходными статьями госбюджета являются: акцизы, налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на недвижимость, на топливо; доходы от внешнеэконо­мической деятельности; плата за землю; доходы от разме­щения Государственного займа и другие поступления. Расходы бюджета группируются в несколько крупных расход­ных статей: расходы на финансирование общественного хозяйства; финансирование социально-культурных учре­ждений и мероприятий; содержание органов государственной власти и управления; расходы на оборону; прочие расходы.

Расходы бюджета носят целевой и безвозвратный ха­рактер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое использование называется бюджетным финансированием.

Совокупность государственного бюджета и соответст­вующих ему организаций и учреждений составляет бюд­жетную систему страны. Структура бюджетной системы страны зависит, прежде всего, от ее государственного уст­ройства. Государства с унитарным устройством имеют двух­уровневую структуру — государственный и местные бюд­жеты. В федеративных государствах она трехуровневая: го­сударственный, региональные (субъектов федерации или штатов) и местные бюджеты.

Следует заметить, что в странах с развитыми рыноч­ными отношениями размеры бюджета стараются удержи­вать в минимально-необходимых границах, позволяющих государству решать те задачи, которые не способен ре­шить рынок, и не больше.

Под ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА понимают превы­шение его расходной части над доходной. При превыше­нии доходов бюджета над его расходами, образуется ПРО­ФИЦИТ БЮДЖЕТА.

Различают активный и пассивный бюджетные дефици­ты. Активный бюджетный дефицит происходит в результа­те сознательных действий правительства по увеличению расходов бюджета. Если же дефицит бюджета вызван со­кращением государственных доходов в результате падения экономической эффективности национальной экономи­ки, его называют пассивным.

Причинами образования дефицита бюджета могут быть:

— рост государственных расходов в связи со структур­ной перестройкой экономики и увеличением государст­венных инвестиций;

— чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и др.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обыч­ных резервов и приходится прибегать к источникам осо­бого рода;

— кризисные явления в экономике, се развал, неспо­собность правительства держать пол контролем финансо­вую ситуацию в стране.

Для покрытия дефицита бюджета государство может использовать как внутренние, так и внешние источники. Это:

а) продажа государственных долговых обязательств (займов);

б) займы правительства в Центральном (Националь­ном) банке;

в) внешние займы;

г) эмиссия, т.е. дополнительный выпуск бумажных де­нег в обращение.

Для того, чтобы дефицит бюджета не был разруши­тельным для национального хозяйства, он не должен пре­вышать определенный уровень. Этот предел определяют:

а) по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП);

б) по отношению к национальному доходу (НД);

в) по отношению к расходам на текущий год.

Как показывает мировая практика, для поддержания стабильной рыночной экономики бюджетный дефицит сле­дует ограничивать 2-3 % к ВВП, 5 % к НД, 8-10 % к расход­ной части бюджета.

Заимствуя денежные средства у юридических и физи­ческих лиц (в том числе иностранных) для покрытия де­фицита госбюджета, государство формирует государствен­ный долг. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - это сумма за­долженности внешним и внутренним кредиторам. Его под­разделяют на внешний и внутренний.

Внешний государственный долг — это суммарные де­нежные обязательства страны, выраженные денежной сум­мой, подлежащей возврату внешним кредиторам на опре­делённую дату.

Внутренний долг — это внутренняя задолженность госу­дарства предприятиям и населению, образовавшаяся в свя­зи с привлечением их средств для выполнения государст­венных программ и заказов, выпуском в обращение бу­мажных денег, государственных облигаций и других госу­дарственных ценных бумаг.

 

 

Вопрос 55: «Совокупный спрос. Кривая совокупного спро­са. Неценовые факторы совокупного спроса»

Под СОВОКУПНЫМ СПРОСОМ следует понимать общий объем спроса на товары и услуги в стране. Он фор­мируется четырьмя секторами экономики и включает:

1. совокупный спрос домохозяйств на товары и услуги (С)

2.спрос на инвестиционные товары со стороны пред­принимателей (Ig);

3.спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

4.спрос на отечественные товары со стороны иностран­ных государств (чистый экспорт - Хп).

Иными словами, совокупный спрос равен общей сум­ме спросов на конечную продукцию:

C + Ig + G + Xn

Кривая совокупного спроса внешне напоминает кри­вую спроса на отдельном товарном рынке, однако построе­на в иной системе координат и выглядит так, как показа­но на рис.9.1.

На величину совокупного спроса, как и на величину спро­са вообще; влияют ценовые и неценовые факторы. К. цено­вым факторам совокупного спроса относят; эффект про­центной ставки, эффект богатства, эффект импортных за­купок.

Эффект процентной ставки состоит в том, что при росте общего уровня цен повышаются и процентные ставки. Рост общего уровня цен приводит к увеличению спроса на кре­дитные ресурсы, повышению процентных ставок (спрос на кредитные ресурсы превышает предложение), а соот­ветственно и к сокращению спроса на товары и услуги со стороны потребителей и наоборот. Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, проявляется в том, что при более высоком уровне ц ен (инфляции), реальная покупательная способность на­копленных финансовых активов, находящихся у юриди­ческих и физических лиц, уменьшится. Они станут беднее и будут предъявлять меньший спрос на товары и услуги. Эффект импортных закупок проявляется там, где име­ет место изменение соотношения цен на отечественные и иностранные товары. При прочих равных условиях повы­шение уровня цен в данной стране вызовет увеличение ее импорта и сокращение экспорта.

К неценовым факторам, влияющим на величину сово­купного спроса, относят:

1. изменение потребительских расходов: благосостояние потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, налоги.

2. изменения в инвестиционных расходах: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технология, избыточные мощности (наличие неиспользуемого капитала);

3. изменения в государственных расходах;

4. изменения в расходах на чистый объем экспорта: национальный доход в зарубежных странах, валютные курсы.

Вопрос 56: «Совокупное предложение. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения»

Под СОВОКУПНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ следует понимать общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено покупателям при разных уровнях цен.

На совокупное предложение, как и на совокупный спрос, оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Более высокие уровни цен стимулируют производство дополнительного количества товаров и их предложения на рынке. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом валового внутреннего продукта, который предлагается к продаже, является прямой, или положительной. Кривая совокупного предложения будет иметь вид, представленный на рис. 9.2.

Рассматривая зависимость между уровнем цен и сово­купным предложением, следует заметить, что эта зависи­мость может быть различной при различных состояниях экономики. Так, если экономика находится в состоянии глубокого спада (депрессии), если имеется значительное количество неиспользуемых ресурсов, то привести последние в движение и увеличить объем ВВП можно, не оказав давления на уровень цен.

На рис. 9.2 кривая совокупного предложения будет выглядеть в виде горизонтального (кейнсианского) отрезка.

Если же в некоторых отраслях избыточные ресурсы уже вовлечены и ощущается их ограниченность, если при увеличении объема производства приходится использовать менее эффективное оборудование и принимать на работу менее квалифицированных работников, то возрастают издержки производства и для их компенсации необходимы более высокие цены. На рис. 9.2 кривая совокупного предложения имеет вид восходящей линии (промежуточный отрезок).

И, наконец, если экономика находится в такой точке своего развития, когда полностью загружены производственные мощности, достигнута полная занятость, дальнейшее наращивание производства и предложения в краткосрочном периоде невозможно. В такой ситуации любое изменение уровня цен не приведет к наращиванию объема производства и предложения национального продукта.

Если же какая-либо фирма попытается расширить производство, предложив более высокую цену за ресурсы, чем другие фирмы, то в условиях отсутствия свободных ресурсов, приобретения для одних окажутся потерями для других. Объем производства останется прежним, а более высокие цены на ресурсы приведут к росту цен на товары. Кривая совокупного предложения на рис. 9.2 примет вид вертикальной прямой (классический отрезок).

К неценовым факторам, влияющим на совокупное предложение, относятся: 1. изменения цен на ресурсы: наличие внутренних ресурсов, цены на импортные ресурсы, господство (монопольное положение) на рынке; 2. изменения в производительности; 3. изменения правовых норм: налоги с предприятий и субсидии, государственное регулирование.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...