Виды методов оценки персонала
Оценка персонала. Оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Цели оценки персонала: Административная цель достигается путем принятия обоснованного административного решения (повышение или понижение по службе, перевод на другую работу, направление на обучение, увольнение) на основе результатов оценки деятельности персонала. Информационная цель заключается в том, что и работники, и руководители имеют возможность получить достоверную информацию о деятельности (важна для работника в плане совершенствования своей деятельности, а руководителю дает возможность принять правильное решение). Мотивационная цель состоит в том, что оценка сама по себе является важнейшим средством мотивации поведения людей, так как адекватно оцененные затраты труда будут обеспечивать дальнейший рост производительности труда. Задачи оценки персонала: Ø оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников; Ø определить затраты на обучение; Ø поддерживать у сотрудников чувство справедливости и повышать трудовую мотивацию; Ø организовать обратную связь с сотрудниками о качестве их работы; Ø разрабатывать программы обучения и развития персонала. Все субъекты оценки подразделяются: К формальным субъектам оценки относят руководителей и работников служб управления персоналом. Именно они обладают правом принятия административного решения по результатам оценки. Неформальные субъекты оценки — коллеги, независимые эксперты — только дают свое заключение, которое учитывается формальными субъектами оценки при обобщении информации для принятия управленческих решений. На практике часто применяется комбинированная оценка.
Объект оценки - тот, кого оценивают. В качестве объекта оценки могут быть либо отдельные работники, либо группа работников, выделенная по определенному признаку (например, в зависимости от уровня в организационной структуре или по профессиональному признаку). Предметом оценки результатов труда персонала являются личные качества работников, процесс труда и результативность труда. Для получения достоверной информации необходимо точно и объективно выделить показатели, по которым производится оценка. В этом случае важно установить четкие и продуманные критерии оценки персонала (порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или не удовлетворять установленным требованиям). Выделяют четыре группы критериев: Ø профессиональные (содержат характеристики профессиональных знаний, умений, навыков, профессионального опыта человека, его квалификации, результатов труда); Ø деловые (включают такие критерии, как ответственность, организованность, инициативность, деловитость); Ø морально-психологические (относят способность к самооценке, честность, справедливость, психологическая устойчивость); Ø специфические (образуются на основе присущих человеку качеств и характеризуют его состояние здоровья, авторитет, особенности личности). Проект по оценке персонала включает следующие этапы: - Анализ функционирования компании (вид деятельности, стадия развития, основные бизнес-процессы, стратегические и тактические цели, прибыльность, система управления) - Анализ существующей системы оценки - Разработка корпоративных принципов по оценке персонала - Выбор методов оценки персонала данной компании - Разработка по каждой должности ключевых компетенций
- Разработка пакета документов по оценке персонала - Оценка персонала - Написание заключений по каждому оцениваемому сотруднику или группе - Выработка рекомендаций по управлению персоналом, прошедшим оценку Виды методов оценки персонала Методы индивидуальной оценки сотрудников – это методы, в основе которых лежит исследование индивидуальных качеств. Методы групповой оценки – основанные на сравнении эффективности сотрудников внутри коллектива. Качественные методы - методы описательного характера, определяющие качества работников без их количественного выражения Количественные методы наиболее объективные, поскольку все результаты зафиксированы в числах. Комбинированные методы – это совокупность качественных методов с применением количественных аспектов.
Метод анкетирования. Оценочная анкета представляет собой определенный набор вопросов и описаний.Оценивающий анализирует наличие или отсутствие указанных черт у аттестуемого и отмечает подходящий вариант. Описательный метод оценки. Производящий оценку должен выявить и описать положительные и отрицательные черты поведения аттестуемого. Метод не предусматривает четкой фиксации результатов и часто используется как дополнение к другим методам. Метод оценки на основе моделей компетентности. Модели компетентности описывают интеллектуальные и деловые качества работника, его навыки межличностной коммуникации, необходимые для успешной профессиональной деятельности в рамках существующей в организации корпоративной культуры. Метод центров оценки. С помощью этого метода решаются две задачи: Ø выясняются личные и деловые качества работника, (обычно этот метод используется для оценки руководящих сотрудников); Ø определяется программа индивидуальных тренировок руководителя, позволяющая развить его способности, поведенческие навыки. Метод классификации основан на ранжировании аттестуемых работников по определенному критерию от лучшего к худшему, с присвоением им определенного порядкового номера. Метод сравнения по парам. Сравниваются аттестуемые находящихся в однойдолжности в группе (каждый с каждым).Подсчитывается количество раз, когда аттестуемый оказывался лучшим в своей паре. На основе полученных результатов строится общий рейтинг по группе.
Рейтинговая оценка - метод сравнения. Ø Оценка соответствия работника занимаемой должности (шкала личных качеств работника) Ø Есть список задач, которые должен выполнять аттестуемый сотрудник. Метод заданного распределения. Необходимо дать работникам оценки в рамках заранее заданного распределения оценок. Например: 10% - неуд, 20% - уд, 40% - вполне уд, 20% - хор, 10% отл, всего — 100 %. Специалист должен: Ø записать на отдельную карточку фамилию работников Ø распределить их по группам в соответствии с заданной квотой (по разным критериям оценки). Метод оценки по решающей ситуации. 1-ый этап. – Подготовка списка описаний "правильного" и "неправильного" поведения работников в типичных ситуациях. 2-ой этап - Распределение описаний по рубрикам в соответствии с характером работы. 3-й этап:- Подготовка журнала для записей по каждому оцениваемому работнику. Ø Журнал используется для оценки деловых качеств сотрудника. Ø Данный метод используется в оценках, выносимых руководителем. Метод рейтинговых поведенческих установок. Основан на использовании "решающих ситуаций", из которых выводятся требуемые (деловые и личные качества), становящиеся критериями оценки. Оценщик изучает по анкете рейтинга описание какого-либо критерия оценки и оценивает степень присутствия качества по шкале в соответствии с квалификацией оцениваемого. Дорогостоящий и трудоемкий метод, но доступный и понятный работникам. Метод шкалы наблюдения за поведением. Аналогичен предыдущему, но вместо определения поведения работника в решающей ситуации текущего времени оценщик фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел специфическим образом ранее.Метод трудоемкий и требует существенных материальных затрат. Интервью. Компоненты и характеристики личности: - интеллектуальная сфера - мотивационная сфера
- темперамент, характер - профессиональный и жизненный опыт - здоровье - детский сад, школа - профессиональное обучение (начальное, среднее, высшее, профессиональное) - служба в армии; - отношение к работе на фирме - увлечения; - семейное положение, отношения в семье - формы проведения досуга и др. Метод "360 градусов оценки. Сотрудник оценивается: Ø руководителем Ø коллегами Ø подчиненными Конкретные формы оценки могут варьироваться, возможна компьютерная обработка информации. Метод независимых судий. Независимые члены комиссии - 6-7 человек - задают аттестуемому разнообразные вопросы. Процедура напоминает перекрестный допрос по разным сферам деятельности аттестуемого. Классификация тестов по содержанию. Квалификационные – позволяют определить степень квалификации работника. Психологические - дают возможностьоценить личностные качества работника. Физиологически е – выявляют физиологические особенности человека. Тестирование позволяет: - получить количественную характеристику по большинству критериев оценки - возможна компьютерная обработка результатов - не учитывает проявление потенциальных способностей на практике
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|