Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды методов оценки персонала

Оценка персонала.

Оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Цели оценки персонала:

Административная цель достигается путем принятия обоснованного административного решения (повышение или понижение по службе, перевод на другую работу, направление на обучение, увольнение) на основе результатов оценки деятельности персонала.

Информационная цель заключается в том, что и работники, и руководители имеют возможность получить достоверную информацию о деятельности (важна для работника в плане совершенствования своей деятельности, а руководителю дает возможность принять правильное решение).

Мотивационная цель состоит в том, что оценка сама по себе является важнейшим средством мотивации поведения людей, так как адекватно оцененные затраты труда будут обеспечивать дальнейший рост производительности труда.

Задачи оценки персонала:

Ø оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников;

Ø определить затраты на обучение;

Ø поддерживать у сотрудников чувство справедливости и повышать трудовую мотивацию;

Ø организовать обратную связь с сотрудниками о качестве их работы;

Ø разрабатывать программы обучения и развития персонала.

Все субъекты оценки подразделяются:

К формальным субъектам оценки относят руководителей и работников служб управления персоналом. Именно они обладают правом принятия административного решения по результатам оценки.

Неформальные субъекты оценки — коллеги, независимые эксперты — только дают свое заключение, которое учитывается формальными субъектами оценки при обобщении информации для принятия управленческих решений. На практике часто применяется комбинированная оценка.

Объект оценки - тот, кого оценивают. В качестве объекта оценки могут быть либо отдельные работники, либо группа работников, выделенная по определенному признаку (например, в зависимости от уровня в организационной структуре или по профессиональному признаку). Предметом оценки результатов труда персонала являются личные качества работников, процесс труда и результативность труда.

Для получения достоверной информации необходимо точно и объективно выделить показатели, по которым производится оценка. В этом случае важно установить четкие и продуманные критерии оценки персонала (порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или не удовлетворять установленным требованиям).

Выделяют четыре группы критериев:

Ø профессиональные (содержат характеристики профессиональных знаний, умений, навыков, профессионального опыта человека, его квалификации, результатов труда);

Ø деловые (включают такие критерии, как ответственность, организованность, инициативность, деловитость);

Ø морально-психологические (относят способность к самооценке, честность, справедливость, психологическая устойчивость);

Ø специфические (образуются на основе присущих человеку качеств и характеризуют его состояние здоровья, авторитет, особенности личности).

Проект по оценке персонала включает следующие этапы:

- Анализ функционирования компании (вид деятельности, стадия развития, основные бизнес-процессы, стратегические и тактические цели, прибыльность, система управления)

- Анализ существующей системы оценки

- Разработка корпоративных принципов по оценке персонала

- Выбор методов оценки персонала данной компании

- Разработка по каждой должности ключевых компетенций

- Разработка пакета документов по оценке персонала

- Оценка персонала

- Написание заключений по каждому оцениваемому сотруднику или группе

- Выработка рекомендаций по управлению персоналом, прошедшим оценку

Виды методов оценки персонала

Методы индивидуальной оценки сотрудников – это методы, в основе которых лежит исследование индивидуальных качеств.

Методы групповой оценки – основанные на сравнении эффективности сотрудников внутри коллектива.

Качественные методы - методы описательного характера, определяющие качества работников без их количественного выражения

Количественные методы наиболее объективные, поскольку все результаты зафиксированы в числах.

Комбинированные методы – это совокупность качественных методов с применением количественных аспектов.

 

Метод анкетирования. Оценочная анкета представляет собой определенный набор вопросов и описаний.Оценивающий анализирует наличие или отсутствие указанных черт у аттестуемого и отмечает подходящий вариант.

Описательный метод оценки. Производящий оценку должен выявить и описать положительные и отрицательные черты поведения аттестуемого. Метод не предусматривает четкой фиксации результатов и часто используется как дополнение к другим методам.

Метод оценки на основе моделей компетентности.

Модели компетентности описывают интеллектуальные и деловые качества работника, его навыки межличностной коммуникации, необходимые для успешной профессиональной деятельности в рамках существующей в организации корпоративной культуры.

Метод центров оценки. С помощью этого метода решаются две задачи:

Ø выясняются личные и деловые качества работника, (обычно этот метод используется для оценки руководящих сотрудников);

Ø определяется программа индивидуальных тренировок руководителя, позволяющая развить его способности, поведенческие навыки.

Метод классификации основан на ранжировании аттестуемых работников по определенному критерию от лучшего к худшему, с присвоением им определенного порядкового номера.

Метод сравнения по парам. Сравниваются аттестуемые находящихся в однойдолжности в группе (каждый с каждым).Подсчитывается количество раз, когда аттестуемый оказывался лучшим в своей паре. На основе полученных результатов строится общий рейтинг по группе.

Рейтинговая оценка - метод сравнения.

Ø Оценка соответствия работника занимаемой должности (шкала личных качеств работника)

Ø Есть список задач, которые должен выполнять аттестуемый сотрудник.

Метод заданного распределения. Необходимо дать работникам оценки в рамках заранее заданного распределения оценок. Например: 10% - неуд, 20% - уд, 40% - вполне уд, 20% - хор, 10% отл, всего — 100 %.

Специалист должен:

Ø записать на отдельную карточку фамилию работников

Ø распределить их по группам в соответствии с заданной квотой (по разным критериям оценки).

Метод оценки по решающей ситуации.

1-ый этап. – Подготовка списка описаний "правильного" и "неправильного" поведения работников в типичных ситуациях.

2-ой этап - Распределение описаний по рубрикам в соответствии с характером работы.

3-й этап:- Подготовка журнала для записей по каждому оцениваемому работнику.

Ø Журнал используется для оценки деловых качеств сотрудника.

Ø Данный метод используется в оценках, выносимых руководителем.

Метод рейтинговых поведенческих установок.

Основан на использовании "решающих ситуаций", из которых выводятся требуемые (деловые и личные качества), становящиеся критериями оценки.

Оценщик изучает по анкете рейтинга описание какого-либо критерия оценки и оценивает степень присутствия качества по шкале в соответствии с квалификацией оцениваемого.

Дорогостоящий и трудоемкий метод, но доступный и понятный работникам.

Метод шкалы наблюдения за поведением. Аналогичен предыдущему, но вместо определения поведения работника в решающей ситуации текущего времени оценщик фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел специфическим образом ранее.Метод трудоемкий и требует существенных материальных затрат.

Интервью. Компоненты и характеристики личности:

- интеллектуальная сфера

- мотивационная сфера

- темперамент, характер

- профессиональный и жизненный опыт

- здоровье

- детский сад, школа

- профессиональное обучение (начальное, среднее, высшее, профессиональное)

- служба в армии;

- отношение к работе на фирме

- увлечения;

- семейное положение, отношения в семье

- формы проведения досуга и др.

Метод "360 градусов оценки.

Сотрудник оценивается:

Ø руководителем

Ø коллегами

Ø подчиненными

Конкретные формы оценки могут варьироваться, возможна компьютерная обработка информации.

Метод независимых судий. Независимые члены комиссии - 6-7 человек - задают аттестуемому разнообразные вопросы. Процедура напоминает перекрестный допрос по разным сферам деятельности аттестуемого.

Классификация тестов по содержанию.

Квалификационные – позволяют определить степень квалификации работника.

Психологические - дают возможностьоценить личностные качества работника.

Физиологически е – выявляют физиологические особенности человека.

Тестирование позволяет:

- получить количественную характеристику по большинству критериев оценки

- возможна компьютерная обработка результатов

- не учитывает проявление потенциальных способностей на практике

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...