Феодоровская-Костромская икона Божией Матери
Художественные особенности иконы Написана она на доске размером 86х68 см. Говоря об иконографических особенностях образа, следует отметить, что икона «Донская Богоматерь» относится к принятому у искусствоведов типу богородичных икон «Умиление», характерной особенностью которого является соединение ликов Богородицы и Её Предвечного Младенца. Но богословский смысл, заложенный в иконах этого типа, выходит далеко за рамки бытовой сцены, изображающей ласки матери и её ребенка. В данном случае представлено зрительное выражение религиозной догмы, определяющей взаимоотношение Творца к Его творению. Священное Писание говорит о столь безграничной любви Бога к людям, что для их спасения от вечной смерти Он пожертвовал Своим единородным Сыном. Особенную торжественность фигурам придавал утраченный ныне золотой фон, на котором были изображены Богородица с Младенцем. Не сохранилась также и позолота, покрывавшая нимбы, но, к счастью, лики и одежда дошли до наших дней в хорошем состоянии. Композиционное и цветовое решение иконы Композиционное решение образа достаточно характерно для икон данного извода (канонической разновидности). Пресвятая Дева обнимает Сына, сидящего у Неё на коленях и прильнувшего к Её щеке. Предвечный Младенец изображён воздевшим правую руку в благословляющем жесте, а в левой руке держащим свиток. Икона Феофана Грека отличается от иных образов данного извода изображением обнажённых до колена ножек Богомладенца, опирающихся на запястье левой руки Богородицы. Складки, покрывающие Его хитон цвета охры – верхнюю одежду, подчёркнуты сетью тонко проработанных золотых линий, создающих в сочетании с цветом ткани и синими вставками торжественный и праздничный вид. Общее впечатление дополняет золотой шнурок, стягивающий свиток. Столь же нарядно и в то же время с оттенком благородства представлено облачение Богородицы. Её верхняя накидка – мафорий – выполнена в тёмно-вишнёвых тонах и оторочена золотой каймой, отделанной бахромой. Три золотые звезды, традиционно служащие украшением Её убранства, имеют сугубо догматический смысл. Они символизируют вечное девство Богоматери – до, во время и после рождения Иисуса. Отступления от византийских канонов Следует заметить, что, по мнению большинства искусствоведов, иконописец Феофан Грек (византиец по происхождению) в своём творчестве вышел за рамки устоявшихся традиций константинопольской школы, мастера которой не позволяли себе в творческих экспериментах нарушать установленные каноны. Донская икона Божьей Матери является ярким тому примером. Чтобы придать чертам лица Богородицы большую жизненность и экспрессию, художник допускает некоторую асимметрию в расположении рта и глаз. Они не параллельны, как на иконах византийских мастеров, а расположены по нисходящим осям. Кроме того, рот несколько смещён вправо. Эти, казалось бы, незначительные детали, используемые автором в сугубо технических целях, являлись, тем не менее, нарушением канонов, установленных константинопольской церковью, и в Византии считались недопустимыми. И таких примеров много в иконах и фресках, которые написал Феофан Грек. "Богоматерь Донская" – один из них. Оборотная сторона иконы Большой интерес представляет и оборотная сторона доски, на которой изображено Успение Богородицы – икона, как было сказано выше, двусторонняя. Живопись здесь сохранилась гораздо лучше, чем на лицевой поверхности. Отчётливо читается даже тонкая надпись, нанесённая киноварью. Возможно, сыграл свою роль некогда бывший на иконе оклад, похищенный французами в 1812 году, напоминанием о котором служит лишь сохранившаяся до наших дней золотая рамка для иконы. При взгляде на образ бросается в глаза отсутствие элементов, традиционных для данного сюжета. Мастер не включил в композицию привычного в таких случаях изображения ангелов, возносящих апостолов, скорбящих женщин и многие иные подобные атрибуты. Центральной является фигура Иисуса Христа, держащего в руках крошечную запеленованную фигурку, символизирующую бессмертную душу Богоматери. Перед фигурой Христа на ложе покоится тело усопшей Богородицы, окружённое фигурами двенадцати апостолов и двух епископов – присутствовавших, согласно Священному Писанию, при кончине Девы Марии. Характерны две детали, являющиеся выражением условности, принятой в иконописи: это здания, помещённые по краям иконы и означающие, что данная сцена происходит внутри помещения, и свеча, поставленная перед ложем Богородицы – символ угасающей жизни. Дискуссии вокруг авторства иконы Характерно, что и сцена, изображённая на оборотной стороне иконы, несёт в себе явные отступления от традиций византийской живописи. Об этом в первую очередь свидетельствуют лики апостолов, лишённые характерных для традиций Константинополя черт аристократизма. Как подчёркивают в своих работах многие исследователи творчества Феофана Грека, им в большей степени присущи сугубо крестьянские черты, распространённые среди простонародья. Неудивительно, что множественные отличия произведений Феофана Грека от канонов и художественных традиций Византии породили у ряда искусствоведов сомнение в авторстве приписываемых ему работ. Их точка зрения вполне объяснима, ведь на берегах Босфора художник не только родился, но и сформировался как мастер иконописи – не следует забывать, что на Русь он пришёл уже в тридцатилетнем возрасте. Его манера письма ближе новгородской школе, чем его родной византийской. Многолетние дискуссии по этому поводу не прекращаются и поныне, однако в них доминирует мнение, что, оказавшись в новой для него стране и имея возможность видеть многие старые иконы, созданные русскими мастерами, художник использовал в своём творчестве их характерные черты. Наиболее известные копии иконы Известно, что на протяжении многовековой истории иконы с неё было сделано несколько списков. Наиболее ранний из них относится к концу XIV века. Он был изготовлен по заказу двоюродного брата Дмитрия Донского – князя Владимира Андреевича, и, украшенный серебряным с позолотой окладом, стал его даром Троице-Сергиевой Лавре. Во времена Ивана Грозного по его повелению были выполнены два списка, один из которых, отправленный в Коломну, был впоследствии утерян, а другой, помещённый в Успенском соборе, сохранился до наших дней. Когда же Заступница Небесная в 1591 году помогла москвичам отразить нашествие хана Гирея, и на месте, где стояла полковая церковь, был основан Донской монастырь, то специально для него сделали ещё один список чудотворного образа. Известны также несколько копий более позднего периода. Донской монастырь: адрес и проезд городским транспортом Советский период стал новым этапом в истории Донской иконы Божьей Матери. С 1919 года этот образ включён в собрание Третьяковской галереи. Здесь он является одним из самых замечательных экспонатов раздела Древнерусской живописи. Раз в год, в день его всецерковного празднования, образ доставляют в Донской монастырь (адрес: Москва, Донская пл. 1-3), где перед ним совершается торжественное богослужение, на которое собираются тысячи людей. Каждый, кто, оказавшись в это время в Москве, захочет принять в нём участие, может попасть в монастырь, выйдя из метро на станции Шаболовской. Неслучайно именно этот образ Пресвятой Богородицы пользуется особенной любовью у россиян. Как отмечалось выше, он в течение всей своей истории был связан с ратными подвигами защитников Отечества, и через него Царица Небесная многократно являла православному люду свою помощь и заступничество. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/247557/feofan-grek-ikona-bogomater-donskaya
Неупиваемая чаша найти иконографию! По иконографии «Неупиваемая Чаша» схожа с иконой «Знамение». Относится к древнему виду иконографии «Оранта», в переводе значит Молящаяся. Младенец написан как бы вырастающим из Чаши, что символизирует Чашу причастия. Он благословляет всех верующих. Матерь Божия изображена в молитвенной позе с одухотворенным ликом, с поднятыми вверх руками, молящейся за всех людей. Она как бы говорит, что любому человеку, обратившемуся к ней с молитвой, приготовлена «Неупиваемая Чаша» небесной помощи и благосердия. Источник: http://stopalcolife.ru/lechenie-alkogolizma/narodnye-sposoby/neupivaemaya-chasha.html#ixzz4RyqCCCpE
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|