Онтологическая структура звукового кино
Наука о киноискусстве в наше время уже шагнула далеко вперед как в области истории кино, так и его теории. Примечательно, однако, что первые гносеологи- 64 ческие выводы и анализы в области кино сделаны польскими эстетиками. Концепция многослойности произведений искусства, развитая в тридцатых годах Р. Ингарденом [68] в приложении к литературе и живописи, а позднее, в другой его работе, перенесенная и на кино [496], была подхвачена Б. Левицким [139] и — как основа для развития положений о функциях музыки в кино —мною в моей первой книге о киномузыке [158]. Невозможно постичь важную роль музыки в кинофильме, не имея общих эстетических и теоретико-познавательных исходных позиций, которые образовали бы единую основу для рассмотрения различных форм проявления музыки в кино. Несмотря на то что после издания моей работы о музыке в фильме прошло более тридцати лет, несмотря на то что накопилось гораздо больше проанализированного материала, а формы функционирования музыки в фильме стали значительно многограннее, оказалось, что использованный в той работе принцип распределения материала еще сегодня пригоден для классификации и описания всевозможных форм сочетания музыки со зрительной сферой. Поэтому нам следует начать наши рассуждения с анализа онтологической структуры звукового фильма, которая в принципе не изменилась. а) Структура зрительной сферы в звуковом кино Если бы мы могли проникнуть в чувства человека, никогда не бывавшего в кино и впервые соприкоснувшегося с фильмом, если бы мы могли взглянуть на фильм с полным простодушием, без всякой подготовки предшествующего опыта, если бы мы могли в ту минуту осознать наши впечатления, то возможно бы установили: мы воспринимаем ряд черно-белых, то есть расположенных на шкале между черным и белым цветом движущихся пятен (в цветном фильме — движущихся цветных пятен) и ряд шумов и звуков, также непрерывно меняющихся1.
1 Это утверждение вытекает из многих бесед со взрослыми людьми, впервые увидевшими кинофильм и — в известной мере — сумевшими провести самонаблюдение в отношении характера восприятия фильма при первом соприкосновении с кино.
Для того чтобы зритель мог привести эти движущиеся тени на экране в некоторый порядок, он должен просто-напросто приобрести определенный навык — умение увидеть в этих плывущих тенях, изображенных на экране, движущиеся предметы. Таким образом, зритель начинает различать, что определенные группы пятен, света и теней имеют отношение друг к другу, что вместе они составляют фотографическую репродукцию «вещей», причем он одновременно начинает отличать их от других групп, принадлежащих к другим изображаемым предметам. Он воспринимает их как внешний вид (Ansicht) отдельных человеческих фигур, деревьев и других предметов и соединяет или разъединяет их на основе принадлежности к определенному предмету, то есть схватывает их структуру, суммирует свои зрительные впечатления на основе каждодневного жизненного опыта. Кроме того, действие света и тени на экране раскрывает перед нами меняющийся вид определенных предметов в движении, что возникает в результате смены бегущих кадров. Причем для существа кинофильма совсем неважно, что эти отдельные изображения на киноленте не что иное, как множество не связанных одно с другим «окон». Не кинолента создает кинопроизведение, а возникающие при демонстрации ленты зрительно-звуковые явления. Кинолента — это, так сказать, «система записи» изображения и звука в фильме. Это — комплекс закрепленных фотографических снимков, которые существуют все одновременно и лишь потенциально обладают возможностью протекать во времени. Кинопроизведение лишь тогда становится таковым, когда зрительно-звуковое развитие фильма в определенной последовательности фаз воспринимается зрителем, следовательно, только при соприкосновении объекта восприятия с воспринимающим субъектом 1.
Таким образом, в нашем представлении на основе слоя непосредственных зрительных впечатлений возни-
1 Теоретико-познавательная проблема, можно ли назвать кинопроизведением демонстрируемый в совершенно пустом кинозале фильм, который никем не воспринимается, просто прокручивается кинолента, выходит далеко за пределы обсуждаемых нами вопросов.
кает надстроенный над ним другой слой — предметов, изображенных в движении. Изображаемые предметы фотографически воссоздают реальные предметы и движения. Меняется лицо взволнованного человека, меняется внешний вид, облик человека в отдельных фазах движения. Сущность воспринимаемых впечатлений в фильме в его обеих сферах, зрительной и, как мы увидим дальше, звуковой, заключается, следовательно, в наличии движения, то есть изменения качеств элементов. Но эти изменения не должны заходить слишком далеко, иначе будет утрачено чувство цельности изображаемого предмета. Ведь меняющее свое выражение лицо остается тем же лицом того же изображаемого человека, и меняющиеся слуховые качества должны оставаться однородными, дабы у нас могло возникнуть представление именно о данном слуховом явлении. Осмысление изображаемых предметов в их взаимных отношениях, понимание того, что с ними происходит, создает основу для третьего фактора целого—для осознания действия фильма, его драматургической фабулы. Но этот слои выдвигает другие требования, нежели оба предыдущих; он требует от публики духовной активности более высокого типа. Он создается между публикой и данными самого фильма. Чтобы воспринять зрительные или звуковые впечатления, достаточно пассивного поведения; чтобы осознать их известную предметность, уже требуется некоторая активность. Понимание связи отдельных кадров с развитием действия в целом предусматривает осмысление их взаимоотношений между собой [82]. Бела Балаш безусловно прав [24], говоря, что в каждом кинокадре существует нечто «закадровое», и оно не всегда в фильме превращается в изображение; оно является результатом причинных связей между отдельными кадрами. Этих связей нельзя «увидеть», их можно только «познать», то есть кинозритель может их присовокупить на основании актов своего мышления, выводов, возникающих из понятого смысла развертывающихся кадров. Но эти акты никогда не могли бы иметь места, если бы не существовала определенная структура фильма, то есть определенное чередование фаз, киномонтаж Задача монтажа и заключается в такой композиции
развертывающихся кадров, сцен или эпизодов, которая максимально облегчила бы процесс возникновения у зрителя намеченных режиссером комментирующих актов. К этим актам относится осознание не только воспринимаемого в данную минуту отрывка, но и предыдущих. Сумма этого «знания», вытекающего из восприятия развития предыдущих кадров, всегда дополняет показываемый в данную минуту кадр, придает ему определенное значение, напряженность, объясняемые не только его собственным содержанием. Эта направленность содержания — результат определенной направленности зрителя, подготовленного к данному кадру благодаря пониманию предыдущих, благодаря возникающим у него ассоциациям!, его собственному жизненному опыту. Язык кино — это движение кадров в их взаимосвязи. Эту связь реализует зритель в своем восприятии, но режиссер создает надлежащие предпосылки, а именно: он упорядочивает смену кадров и сцен таким образом, чтобы эта связь могла легко осуществиться в уме зрителя. Принципы этой связи, то есть монтажа, бывают очень разными; они являются одним из элементов творческого мастерства режиссера, они осуществляются при помощи различных методов и подчиняются своим законам, они исторически меняются [561]. Режиссер, применяющий определенный метод монтажа, рассчитывает на определенную реакцию интеллекта у зрителя. В принципе фильм дает только то, что можно увидеть, остальное зависит от того, насколько это «зримое» понятно зрителю и как он его понял. Здесь можно говорить как об объективном, так и о «субъективном» монтаже, ибо оба они представляют основу эстетического переживания фильма.
Но этот закадровый остаток — не только правильно понятая фабула развития фильма. Сюда включается еще один слой (прежде всего в художественных фильмах): подразумеваемое психологическое содержание, которое, в силу зрительно постижимого и знакомого нам выражения этого содержания, связано с каждой данной ситуацией в фильме. Это содержание мы приписываем изображаемым персонажам фабулы фильма; оно охватывает не только эмоциональные, но также интеллектуальные и волевые явления: мы, например, понимаем, что герой фильма в данной ситуации осознал свое положение и реагирует на это соответствующими чувствами, решениями и т. д. Предполагаемые интеллектуальные явления мы сами вводим в данную сцену. Более отчетливо «читаются» в этих случаях эмоциональные переживания героя, если они подчеркнуты поведением актера. Следовательно, и этот слой, неотъемлемый в целостности кинопроизведения, надстраивается над предыдущим. Следует подчеркнуть, что мы все четыре слоя всегда воспринимаем как неразрывное целое и только теоретически эти слои можно выделить как отдельные, образующие эту целостность. Но иногда один из них бывает особенно подчеркнут: застывшее на лице выражение боли подчеркивает душевные переживания; в других сценах быстрое движение может подчеркнуть острый момент фабулы. Посмотрим теперь, из каких элементов состоит зрительная сфера. Каждый отдельный кадр в известном смысле всегда «полиритмичен». Человеческие фигуры большей частью подвижны, задний план — неподвижен, хотя он своим содержанием и выразительностью участвует во всей сцене в целом. Связь движущихся и неподвижных предметов между собой бывает относительной (например, фигура человека на фоне неподвижного дерева или тот же человек, едущий в поезде, на фоне мчащихся мимо пейзажей). В изображении имеются различные «голоса» зрительного движения, они взаимодействуют друг с другом и придают кадру динамику движения. Разделение на две группы: действующий человек и функционирующие в качестве фона статические предметы— отнюдь не является исчерпывающим. Оно заимствовано у театра, где актеры — с одной стороны, а реквизит и декорации—с другой — действительно выполняют совершенно разные функции, но в кино такое разделение необязательно В фильме и человек тоже может фигурировать как фон, как реквизит, особенно в массовых сценах, и наоборот, благодаря многим возможностям установки камеры так называемые неодушевленные предметы могут быть показаны в движении.
Кроме того, такой реквизит заднего плана, как пей-. заж, то есть природа, тоже получает в кино новую, самостоятельную функцию. Природа в живописи — только один из многих показываемых предметов, следователь- но, она — десигнат художественного произведения. Само произведение при этом представляет собственно объект эстетического переживания, хотя сам оригинал не всегда им бывает. В музыке природа не может быть показана наглядно, а может являться только программой («больше выражение чувств, чем живопись», —говоря словами Бетховена). В архитектуре природа — элемент заднего плана, с которым более или менее необходимо считаться. В кино она участвует реалистически, самостоятельно, как красота природы сама по себе (разумеется, фотографически реконструированная, как и весь изображаемый в кино мир). То обстоятельство, что пейзаж так часто функционирует в качестве кинометафоры, что он своей «красноречивостью» дополняет актерское высказывание, что он подчеркивает настроения, иногда обобщает или подготовляет их, доказывает нам, что природа в фильме «играет» иначе, чем в живописи1. Уже это наблюдение помогает нам понять, что мы должны менять свои навыки восприятия, подходя к фильму с опытом восприятия театра, где элемент природы вообще не функционирует, а если даже и функционирует, то только опосредствованно, отраженным в декорациях, то есть относится к эстетическому фактору, который только изображает природу, следовательно, является носителем не красоты природы, а только эстетических качеств художественного произведения. То, что мы порою, независимо от содержания спектакля, аплодируем театральным декорациям, восхищаемся ими, доказывает, что мы оцениваем их эстетические достоинства именно в этом смысле. Итак, мы видим, что зрительная сфера в кино многослойна и состоит из нескольких элементов, которые функционируют здесь не так, как в других искусствах, и в этом состоит специфика кинопроизведения. Но особенно отчетливо проявляется эта специфика во в з а-
1 Современная эстетика не очень интересуется так называемой красотой природы. По сравнению с красотой произведения искуса-ва, красота природы представляет собой нечто разнородное она — не творение человека, не отражает отношения человека к действительности, как это делает искусство Ее можно назвать прекрасной лишь постольку, поскольку человек вносит в нее категорию красоты, которую он осознал сам для своих творений, то есть для произведе-ний искусства.
имодсйствии зрительной сферы с другой, звуковой, которая, в свою очередь, состоит из многих элементов и функционирует также специфически.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|