Он сказал: «Что вы понимаете под разавтоматизированием?»
Это то, чем является медитация, — разавтоматизация. Я сказал: «Сделай вот что: забудь о том, что надо бросать. Да и нужды в этом никакой нет. В течение тридцати лет ты курил и жил, разумеется, это было страданием, но ты, должно быть, привык к нему тоже. И какое имеет значение, если ты умрешь на несколько часов раньше, чем ты умер бы, если бы не курил? Что ты собираешься тут делать? Что ты уже сделал? И какая разница, умрешь ли ты в понедельник, во вторник, иди в воскресенье в этом году, в том году, какое это имеет значение?» Он ответил: «Да, это правда, это не имеет значения». Тогда я сказал: «Забудь об этом, мы вообще не будем пытаться его прекратить. Лучше мы попытаемся его понять. Поэтому в следующий раз, когда будешь курить, преврати курение в медитацию». Он сказал: «Медитацию из курения?» Я сказал: «Да. Если последователи дзэна могут превратить в медитацию чаепитие, и могут сделать его церемонией, то почему нет? Курение может быть такой же прекрасной медитацией». Он обрадовался. Он сказал: «Что вы говорите?» Он ожил! Он сказал: «Медитация? Расскажите мне побыстрее, я не могу дождаться!» Я дал ему медитацию. Я сказал: «Делай вот что. Когда ты вынимаешь пачку сигарет из кармана, двигайся очень медленно, получай от этого удовольствие, нет никакой спешки. Будь сознающим, алертным, осознанным, вынимай ее медленно с полным осознанием. Затем, с полным осознанием, вынь сигарету из пачки, медленно, не так, как ты это делал раньше — быстро, бессознательно, механически. Затем начни постукивать сигаретой по пачке — но очень внимательно. Вслушивайся в этот звук, так же поступают последователи дзэна, когда самовар начинает петь и чай кипеть... и аромат. Затем понюхай сигарету и ощути красоту этого запаха...»
Он сказал: «Что вы говорите? Красоту?» «Да, он прекрасен. Табак так же божествен, как и все остальное... Нюхай его, это запах бога». Он посмотрел на меня немного удивленный. Он сказал: «Что? Вы шутите?» «Нет, я не шучу». — Даже когда я шучу, я не шучу. Я очень серьезный. — «Затем вложи ее себе в рот, с полным осознанием, закури ее с осознанием. Наслаждайся каждым действием, каждым маленьким действием, дели действия на максимальное количество маленьких действий, чтобы ты становился все более и более сознающим. Затем выпусти первый клуб дыма: Бог в виде дыма. Индусы говорят: «Аннам Брахма» — «Еда это Бог». Почему же не дым? Бог — все. Наполни свои легкие до глубины — это пранаяма. Я дарю тебе новую йогу для новой эры! Затем выпусти дым, расслабься, другой клуб дыма, и продолжай все делать очень медленно. Если ты сможешь это делать, то будешь удивлен, вскоре ты поймешь всю глупость этого, не потому что другие сказали тебе, что это глупо, не потому что другие сказали тебе, что это вредно. Ты поймешь, и это понимание не будет только умозрительным, оно будет проистекать от твоего полного существа, это будет понимание твоей целостности. И затем, когда-нибудь, если оно прекратится, то прекратите». Если будет продолжаться, то будет продолжаться. Тебе не нужно об этом беспокоиться». Через три месяца он пришел и сказал: «Но оно прекратилось». «Теперь, — сказал я, — испробуй ее и на других вещах». Вот в чем секрет: в разавтоматизации. Когда вы идете, идите медленно, наблюдайте. Когда смотрите, смотрите внимательно, и вы увидите, что деревья зеленее, чем они когда-либо были раньше, розы более розовые, чем они были прежде. Слушайте! Кто-то говорит, сплетничает: слушайте. Слушайте внимательно. Когда вы говорите, говорите внимательно. Пусть все, что вы делаете во время бодрствования, будет разавтоматизировано.
Я бы хотел, чтобы вы прокомментировали проблему наркотиков. В ней нет ничего нового, она так же стара, как человек. Не бывало таких времен, когда бы человек не пытался уйти от действительности. Самой древней книгой в мире является Ригведа, и в ней много описаний употребления наркотика. Наркотик называется «сома». С тех древних времен все религии пытались заставить людей не использовать наркотики. Все правительства были против наркотиков. И все же наркотики оказались сильнее, чем правительства и религии, потому что никто не изучал психологию наркомана. Человек несчастен. Он живет в тревоге, в страданиях и с разочарованием. По-видимому, нет никакого выхода, кроме наркотиков. Единственный способ предотвратить употребление наркотиков — сделать человека радостным, счастливым, блаженным. Я тоже против наркотиков, по той простой причине, что употребление наркотиков помогает вам забыть о своих несчастьях только на время. Оно не готовит вас к борьбе с несчастьями и страданиями, скорее, делает вас более слабым. Но причины, по которым правительства и религии выступают против наркотиков, и причины, по которым я выступаю против наркотиков, совершенно разные. Они хотят, чтобы человек продолжал оставаться несчастным и разочарованным, потому что страдающий человек не настроен революционно, он мучится в своем существе, он распадается на части. Он не может представить себе лучшее общество, лучшую культуру, лучшего человека. Из-за своих несчастий он становится легкой добычей для священников, потому что они утешают его, потому что они говорят ему: «Благословенны бедные, благословенны кроткие, благословенны те, кто страдают, потому что они унаследуют царство Божие». Страдающее человечество находится также в руках политиканов, потому что страдающее человечество нуждается в какой-то мечте — мечте о бесклассовом обществе когда-нибудь в будущем и мечте об обществе, в котором не будет нищеты, голода, страданий. Вкратце, они справляются со своими страданиями и остаются терпеливыми, если видят утопию у горизонта. И отметьте себе значение слова утопия. Оно означает то, что никогда не происходит. Это как горизонт, он так близок, что вы думаете, что можете побежать и найти место, где небо встречается с землей. Но вы можете бежать всю свою жизнь и никогда не найдете это место, потому что такого места не существует. Это иллюзия.
Политикан кормится тем, что обещает, священник кормятся тем, что обещает. Но за последние десять тысяч лет никто не доставил товары. Причина, по которой они выступают против наркотиков, заключается в том, что наркотики полностью подрывают их промысел. Если люди начинают принимать опиум, гашиш, ЛСД, то они не интересуются коммунизмом, не интересуются тем, что произойдет завтра, не интересуются загробной жизнью, не интересуются Богом, раем. Они удовлетворены в данный момент. У меня другие причины. Я тоже против наркотиков, но не потому, что они обрубят корни политиканам и религиям, а потому, что они уничтожат ваш внутренний рост к духовности. Они не позволят вам достичь земли обетованной. Вы будете и дальше оставаться среди галлюцинаций, в то время как вы способны достичь настоящего. Они дают вам Игрушку. Но поскольку наркотики не исчезнут, я бы хотел, чтобы каждое правительство, каждая научная лаборатория очищали наркотики, делали их здоровее, без побочных действий, которые возможны сегодня. Мы можем создать наркотик, как тот, который Олдос Хаксли в память о Ригведе назвал сома, у которого не будет побочных действий, к которому нельзя будет пристраститься, который будет радостью, счастьем, танцем, песней. Если мы не можем дать возможность каждому человеку стать Гаутамой Буддой, то мы не вправе не позволять людям хотя бы мельком увидеть то эстетическое состояние, которое, должно быть, переживал Гаутама Будда. Может быть, эти маленькие переживания подтолкнут человека к дальнейшим исследованиям. Рано или поздно ему наскучат наркотики, потому что всякий раз они будут повторять одну и ту же картину. И какой бы красивой эта картина ни была, повторение сделает ее скучной. Итак, сначала очистите наркотики от всех побочных действий. Во-вторых, позвольте людям, которые этого хотят, получать удовольствие. Им это наскучит. И затем у них останется одна-единственная дорога — искать какой-нибудь метод медитации, для того чтобы обрести высшее блаженство.
Ваш вопрос в основном касается людей Нового Века. Разрыв между поколениями — это самое новое явление, прежде оно не существовало. В прошлом дети уже в возрасте шести-семи лет начинали использовать свои руки, свои умы, работая вместе с отцами по традиционным специальностям. К четырнадцати годам они были уже ремесленниками, рабочими, вступали в брак, у них были обязанности. К тому времени, когда им исполнялось двадцать лет или двадцать четыре года, у них уже были собственные дети, так что разрыв между поколениями никогда не существовал. Каждое поколение жило одновременно со следующим поколением. Впервые в истории человечества возник разрыв между поколениями. Он имеет огромное значение. Теперь, впервые до возраста в двадцать пять или двадцать шесть лет, до того, как вы не возвратитесь из университета, у вас нет никаких обязанностей, нет детей, нет волнений, перед вами находится целый мир, и вы можете мечтать, как сделать его лучше, как сделать его богаче, как создать расу суперменов. И это период времени между четырнадцатью и двадцатью четырьмя годами, когда человек является мечтателем, потому что созревает его сексуальность, и вместе с сексуальностью созревают его мечты. Его сексуальность подавляется в школах и колледжах, и поэтому вся его энергия может быть использована для мечтаний. Он становится коммунистом, он становится социалистом, он становится фабианцем, чем угодно. И это время, когда он начинает чувствовать разочарование, потому что при том, как устроен мир: бюрократия, правительства, политики, общество, религия, — ему вряд ли удастся воплотить свои мечты в реальность. Он приезжает домой из университета, полный идей, и каждая его идея будет уничтожена обществом. Вскоре он забывает о новом человеке и новой эре. Он не может даже найти работу, он не может найти себя. Как он может думать о бесклассовом обществе, в котором не будет ни богатых, ни бедных? Это период, когда он рвется к наркотикам, они дают ему временное облегчение. Но все наркотики, такие, какими они являются сейчас, вызывают привыкание, и поэтому вам нужно увеличивать дозу. И они оказывают разрушительное влияние на тело, на мозг, вскоре вы уже совершенно беспомощны. Вы не можете жить без наркотиков, а с наркотиками у жизни для вас нет места. Но я не говорю, что ответственность за это несут молодые люди; наказывать их и сажать в тюрьму — это чистейшая глупость. Они не преступники, они жертвы... Люди, которые у власти, продолжают делать идиотские вещи — запреты, наказания. Они знают, что на протяжении десяти тысяч лет мы запрещали и не достигли успеха. Если вы запрещаете алкоголь, то больше людей становятся алкоголиками, и становятся доступными опасные виды алкоголя. Тысячи людей умирают от отравления — и кто виноват? Теперь они наказывают молодых людей годами тюремного заключения, не понимая, что если человек принимал наркотики или у него возникло привыкание к наркотикам, то ему нужно лечение, а не наказание. Его нужно отправить в психиатрическую больницу, где о нем позаботятся, где его могут научить медитации и постепенно могут отвлечь от наркотиков к чему-нибудь лучшему.
Вместо этого они запирают их в тюрьмах — десять лет тюрьмы. Они совсем не ценят человеческую жизнь. Если вы дадите десять лет тюрьмы молодому двадцатилетнему человеку, то вы напрасно потратите его самые лучшие годы, и без каких-либо результатов, потому что в тюрьмах наркотики достать еще легче, чем где-либо еще. Заключенные являются опытными потребителями наркотиков, и они становятся учителями тех, кто пока еще дилетант. Через десять лет человек выйдет из тюрьмы прекрасно обученный. Тюрьмы учат только одному: ничто из того, что вы делаете, не является неправильным, пока вас не поймали, — просто не попадайтесь. И существуют наставники, которые учат вас, как не попасться опять.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|