Основные принципы взаимосвязи методов
Задание к КСР по теме «Методы обучения литературе» 1. Общая характеристика системы методов Н.И.Кудряшева (учебник): – генезис (система общедидактических методов Скаткина и Леренера); – содержание понятий «метод», «прием»; – условия, влияющие на выбор методов и приемов; 2. 4 метода Кудряшева: суть, приемы, виды деятельности учителя и учащихся (учебник+ таблица 1). 3. Ранние системы методов (ХIХ век): Буслаев, Стоюнин, Водовозов, Острогорский, Балталон (таблица 2). 4. Классификации методов ХХ века (основание для классификации, название методов): Голубков, Никольский, Качурин, Ионин, Маранцман (таблица 2). Н.И. Кудряшев. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ// Методика преподавания литературы. Учеб.пособие под ред. З.Я.Рез.—М., 1977.
ПРИНЦИПЫ ОБОСНОВАНИЯ МЕТОДОВ Процесс обучения осуществляется посредством применения системы методов обучения. Методы обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. В этом определении находят четкое выражение принцип воспитывающего обучения советской школы, элементы структуры содержания обучения, включающего знания, умения и навыки, деятельность учителя и учащихся, причем указывается руководящая роль учителя. Метод обучения реализуется в значительной мере через частные методические приемы, которыми руководствуется учитель. Прием обучения — это детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода. Так, например, проблемный вопрос, поставленный преподавателем при изложении им нового учебного материала, является приемом, способствующим активизации внимания учащихся при усвоении ими сообщаемого материала. Но проблемный вопрос, ответ на который требует более или менее длительной самостоятельной поисковой работы школьников, уже не частный прием излагающего метода, а способ проявления другого–эвристического метода.
Среди многообразия дидактических решений проблемы методов обучения наиболее убедительной представляется система обоснования, предложенная М.Н.Скаткиным и И.Я.Лернером. Исследователи справедливо отмечают, что широко известная традиционная классификация методов по источникам знаний не определяет главного – характера познавательной деятельности учащихся. И.Я.Лернер обосновывает следующие общедидактические,т.е.охватывающие всю систему школьного обучения, методы обучения: 1) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, 2) репродуктивный, 3) метод проблемного изложения, 4) эвристический, или частично-поисковый, 5)исследовательский. Каждый из этих методов определяет характер обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся. «Речь должна идти не о противопоставлении одного метода другому, а об их гармоническом сочетании, о разумном применении каждого метода на своем месте для решения специфических учебно-воспитательных задач». Эти общедидактические методы обучения находят конкретное выражение в каждом учебном предмете в соответствии с его спецификой. Поэтому для обоснования конкретных методов обучения по каждому учебному предмету необходимо выяснить сущность учебного предмета и характер учебной познавательной деятельности учащихся. Многообразие содержания литературы как учебного предмета в школе требует и многообразия методов и приемов обучения, которые в своей совокупности обеспечивали бы сознательное, глубокое и прочное усвоение школьниками знаний, овладение ими умениями и навыками, способствовали бы их эстетическому, нравственному и умственному развитию. Методы обучения должны стимулировать максимальную активность учащихся в их учебной работе.
Каждый метод обучения, применяемый учителем, связан непосредственно с соответствующими этому методу видами деятельности учащихся. Рассмотрим эти методы и приемы обучения в соответствии с логикой познавательной деятельности учащихся в области литературы. Метод творческого чтения Метод творческого чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Именно в активизации художественного восприятия, в формировании средствами искусства художественных переживаний, художественных склонностей и способностей школьников заключается цель и специфика этого метода обучения. В то же время художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы. В процессе восприятия произведения происходит усвоение его художественных особенностей. Чтение художественного произведения качественно отличается от процесса чтения научного, публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму: вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Надо учить школьников слушать и слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им, учиться самим говорить и писать выразительно. Метод творческого чтения художественного текста не сводится лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приемах учителя и видах деятельности учащихся. Все это способствует углублению непосредственного художественного восприятия школьниками произведений искусства. Этот метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа, когда произведение воспринимается учащимися уже значительно глубже. Для метода творческого чтения характерны следующие методические приемы: выразительное (в идеале — художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен из пьес в исполнении актеров (в грамзаписи, по радио, телевидению); обучение выразительному чтению учащихся; чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение) и его краткое слово, имеющее целью облегчить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения; беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения; постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного произведения, углубляющей художественное восприятие школьников; творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.
Виды учебной деятельности учащихся: чтение художественных произведений дома и в классе; выразительное (в идеале — художественное) чтение с обоснованием особенностей чтения; заучивание наизусть; активное слушание художественного чтения; составление плана, заголовки которого стимулируют живое, образное воспроизведение эпизодов (образец — название глав в «Каштанке» Чехова), близкие к тексту пересказы, художественное рассказывание, составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками, устные и письменные самостоятельные непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле, радио- или телепостановке, рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их, сочинения разных жанров по картинкам, по живым впечатлениям. Таким образом, каждый прием должен вызывать соответствующий вид учебной деятельности учащихся. Учитель систематически руководит деятельностью школьников.
Эвристический метод Следующая ступень в логике познавательной деятельности учащихся обусловлена некоторым изменением (расширением) содержания изучаемого материала и в связи с этим изменением видов учебной деятельности. И на этой ступени основным изучаемым материалом остается художественное произведение, но более углубленный анализ его неизбежно связывается с изучением элементов науки о литературе — теории или истории литературы (в большем или меньшем объеме) в зависимости от программы данного класса, возраста, развития учащихся.
На этой ступени познания углубляется первоначальное эмоциональное художественное восприятие школьников, стимулируются их интеллектуальные усилия. Освоение произведения, его анализ обычно связаны с разрешением художественных, нравственных, общественных или философских проблем, поставленных писателем. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте, учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии компонентов, учить рассуждать, оформлять свои размышления в связной, последовательной, доказательной речи — устной или письменной. Этому способствует эвристический (частично-поисковый) метод. Такой метод осуществляется большей частью в эвристической беседе. Однако, когда учащиеся уже приобрели необходимые умения, беседа может быть заменена их самостоятельной работой по вопросам или заданиям учителя, которые могут быть различной степени сложности в зависимости от подготовки школьников. Для эвристического (частично-поискового) метода характерны следующие приемы: 1)построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье, по теоретическим или историко-литературным вопросам), которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим; система вопросов, составляющая эвристическую беседу, должна не только привести учащихся к самостоятельно добытым знаниям, но и раскрыть пути, методы приобретения этих знаний; 2) построение системы заданий по тексту художественного произведения или по критическим статьям, по иллюстративным материалам для работы всего класса, или по группам (разные задания), или индивидуальные задания (задания выполняются устно, или письменно); 3) постановка проблемы учителем или по его - предложению учащимися, проведение диспута. Эвристический метод способствует усвоению школьниками методов анализа литературного произведения (в доступном им объеме) с усвоением понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса. Этот метод развивает критическую мысль учащихся, учит самостоятельному приобретению знаний, совершенствует умения анализа художественного произведения, критической статьи. Виды деятельности учащихся при эвристическом методе: подбор материала (цитаты, заметки и пр.) из художественного произведения, из критической статьи, учебника и других пособий к данному учителем вопросу, теме, проблеме; пересказ с элементами анализа текста, анализ эпизода, сцены, всего (небольшого) произведения по вопросам, заданиям преподавателя, составление плана как прием анализа композиции части или целого (небольшого) произведения, анализ образа героя, сравнительный анализ героев произведения, эпизодов, пейзажей, стилевых особенностей произведения; составление' плана к развернутому ответу, докладу, сочинению; конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных жанров, постановка проблемы и ее анализ с привлечением не только литературных источников, но и материалов из смежных искусств; выступление на диспуте, сочинение на частные и обобщающие темы.
Исследовательский метод Цель исследовательского метода — раскрыть некоторые новые аспекты изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях, развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, выработка критериев оценки, совершенствование художественного вкуса. Это достигается путем постановки проблемных вопросов, исследовательских заданий. Исследовательский метод близок к эвристическому по наименованию и по функциям. Отличие этих методов заключается в следующем: при эвристическом (частично-поисковом) методе учитель ставит частные задачи и в значительной мере направляет поиск учащихся, учит приемам; при исследовательском методе школьники, уже овладевшие приемами работы, самостоятельно решают более сложные задачи, требующие умения применить имеющиеся знания к конкретному новому материалу и высказывания своих обоснованных, доказательных суждений. Исследовательский метод применяется на уроках обычного типа, а особенно в системе семинарских занятий, литературных конференций, подводящих итоги предварительной самостоятельной работы учащихся. Приемы проявления исследовательского метода: выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или индивидуально; преподаватель предлагает темы для семинарских занятий, школьники берут интересные и доступные для них темы для доклада, содоклада или выступления в качестве оппонента; педагог предлагает учащимся для самостоятельного анализа произведения, не изученные по программе, или произведения, самостоятельно ими выбранные, а также ряд заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам. Выдвигая темы, проблемы, учитель консультирует учащихся, направляет их поиск, обеспечивает правильное идейное направление их работы. Виды деятельности учащихся при исследовательском методе: самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, анализ целого, не изучаемого в школе произведения; сопоставление в тематическом, проблемно-идейном, теоретико-литературном, историко-литературном плане двух или нескольких произведений; сопоставление, анализ двух или нескольких точек зрения на произведение, образ героя с обоснованием своего мнения, сопоставление литературного произведения с его экранизацией; самостоятельная оценка спектакля, разной интерпретации актерами героя драмы; оценка просмотренной кинокартины, выставки живописи, теле- и радиопостановок; краеведческие изыскания и другие работы. Результаты их могут быть оформлены в виде докладов (на семинарских или обычных классных занятиях), в докладах для учащихся других классов, в сочинениях, в выступлениях на диспутах, в статье школьной газеты или школьного литературного журнала, в районной или городской газете или журнале. В процессе выполнения этих работ школьники, естественно, в большей степени овладевают методами литературоведческой науки в доступном им объеме при условии соответствующего руководства учителя. При исследовательском методе надо быть особенно требовательным к обстоятельности анализа и доказательности суждений школьников. Этот метод должен развивать у школьников умения пользоваться каталогом, находить нужные для выполнения задания книги, уметь их просматривать, находить интересующий материал, конспектировать, цитировать, составлять планы и конспекты и полные тексты своих устных и письменных выступлений и сочинений. Эвристический и исследовательский методы в наибольшей степени способствуют развитию мышления учащихся, овладению ими умениями, связанными с работой по данному учебному предмету. Однако длительный опыт работы советской школы показывает, что применение только этих методов (под разными названиями они широко применялись в разные периоды, особенно широко в 20-е годы и в наши дни) не обеспечивает достаточной широты и –главное – систематичности знаний. Во-первых, самостоятельное усвоение всей необходимой суммы знаний потребовало бы значительно большего времени, чем допустимо в условиях общеобразовательной средней школы; во-вторых, есть такие знания (например, историко-литературные факты), которые не могут быть приобретены путем размышлений, а отсылать учащихся к сложным для них научным трудам, энциклопедиям нецелесообразно. В этих случаях лучше самому учителю рассказать необходимый материал или рекомендовать прочесть его в доступных изданиях, прежде всего – в учебниках. Таким образом, в процессе преподавания литературы в школе репродуктивный метод становится необходимостью.
Репродуктивный метод Сущность метода заключается в том, что учащиеся получают знания как бы в готовом виде — в слове или лекции учителя, в учебнике, учебном пособии, научно-популярных книгах, критических статьях и пр. Репродуктивный метод — не значит догматический: самый характер сообщаемых учащимся знаний требует не механического запоминания, а сознательного усвоения. Кроме того, и прочность знаний зависит не только от установки на запоминание, но и от интенсивности мыслительной деятельности школьников: «Только сочетание направленности на запоминание и высоких форм интеллектуальной активности действительно создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание наиболее продуктивным». Развитию мысли учащихся при репродуктивном методе особенно способствует проблемное изложение материала, в процессе которого учитель выдвигает проблему, раскрывает различные точки зрения на ее сущность, предлагает пути к правильной ее постановке и разрешению. Пользуясь репродуктивным методом, учитель может не только изложить те или иные знания, но и конкретно показать, как можно овладеть определенными умениями. Педагог может, например, провести анализ небольшого произведения (стихотворения), или отдельного эпизода, или образа героя, специально обратив внимание школьников на метод анализа, а затем поручить им выполнить аналогичную работу самостоятельно на другом материале. Значение репродуктивного метода заключается не только в сообщении учащимся новых знаний, но и в обобщении суммы знаний, полученных ими, в раскрытии перед школьниками перспектив развития искусства и науки. Приемы репродуктивного метода: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя; лекции о творческом пути писателя, обзорная лекция (с записью плана или конспекта на доске, в тетрадях учащихся) с демонстрацией учебных пособий, использованием технических средств; задания по учебнику, по учебным пособиям,— здесь требуется не механическое запоминание и изложение прочитанного, а ответы на вопросы с привлечением материала, подобранного учеником, подготовка иллюстративного материала и пр. Виды деятельности учащихся: запись плана или конспекта лекции учителя, составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей, составление синхронистических таблиц; подготовка устных ответов по материалу лекции учителя, учебника, учебных пособий; подготовка докладов, сочинений обобщающего характера с использованием имеющегося материала по данной теме или проблеме. Репродуктивные метод обеспечивает сознательность и прочность приобретенных знаний в том случае, если ученик умеет на сравнительно небольшом материале самостоятельно творчески работать. Развивая мысль, умение критически проверить (при желании) любой материал, репродуктивный метод исключает опасность догматического его усвоения.
Основные принципы взаимосвязи методов Указанные методы применимы в IV–X классах школы, естественно, в соответствии с содержанием курса каждого класса и степенью развития учащихся. Каждый метод, занимая особое место в стимулировании познавательной деятельности учеников, в развитии их умений и навыков, по-своему необходим. Однако данный в этой главе порядок рассмотрения методов не означает последовательности их в процессе обучения. В живом педагогическом процессе все методы теснейшим образом связываются, переплетаются не только в пределах программной темы, но — нередко — и на одном уроке. Учитель, в зависимости от содержания материала и педагогической целесообразности, может начать изучение темы с любого из описанных методов. Успешность применения отдельных методов и приемов и их рационального сочетания зависит от содержания и целей данного занятия. В содержание занятий входит не только тот или иной литературный материал, но и задача развития учащихся (их воображения, мышления, речи, культуры чувств, эстетических и нравственных), их умений и навыков. Кроме того, одна и та же тема может быть раскрыта с акцентированием тех или иных ее аспектов. В зависимости от особенностей содержания и конкретной цели занятий словесник применяет соответствующие методы и приемы обучения. Например, при изучении лирических стихотворений Пушкина и Лермонтова в VIII классе учитель может применить разные методы в зависимости от непосредственного содержания и цели отдельных уроков или части урока. Если преподаватель стремится к тому, чтобы данное стихотворение было непосредственно, глубоко эмоционально воспринято учащимися и воздействовало на их эстетические и нравственные чувства, если он ставит перед собой задачу научить их слушать художественное слово, он изберет метод творческого чтения в различных его приемах. Если основная цель учителя заключается в том, чтобы научить школьников работать над текстом этого стихотворения и от отдельных наблюдений идти к общему выводу об идейном и художественном смысле его, он изберет эвристический метод. Если цель педагога — показать учащимся, как следует анализировать это стихотворение, он изберет репродуктивный метод. Во всех трех вариантах школьники знакомятся с текстом стихотворения достаточно основательно; однако характер восприятия и усвоения его несколько различен, различны и умения, которые развиваются в этих вариантах: умение слушать стихи, культура чувств, непосредственного восприятия— в первом; умение самостоятельно анализировать текст стихотворения — во втором; усвоение элементов теории анализа стихотворения — в третьем. Выбор одного из этих методов зависит и от степени сложности художественного произведения, и от уровня развития учащихся, и от педагогической целесообразности — потребности использования разных методов. При изучении лирики Пушкина и Лермонтова в VIII классе, лирики Некрасова – в IX, лирики Маяковского – в X целесообразно применить все эти методы, чтобы в совокупности всех занятий учащиеся смогли рассмотреть стихи поэтов в разных аспектах и в результате анализа приобрести определенные умения и навыки. В школьной практике часто встречается использование не одного какого-либо метода на уроке, а сочетания методов. Каждое небольшое произведение (особенно стихотворение) может быть раскрыто учащимися при сочетании нескольких методов на одном уроке. Учитель сообщает школьникам краткие сведения о поэте, или о творческой истории стихотворения, или о том, какое впечатление произвело оно на современников (репродуктивный метод); стихотворение читается вслух, причем главное внимание обращается на эмоциональность восприятия (метод творческого чтения); школьники отвечают на вопросы учителя, последовательно анализируют текст (эвристический метод); в конце урока стихотворение читается снова, и его восприятие теперь, после анализа, обеспечивает уже более глубокое переживание и эмоциональную активность (метод творческого чтения). Различные приемы репродуктивного метода органично вплетаются в ход занятий, поскольку сообщение школьникам необходимых для восприятия и понимания произведения знаний, а также чтение статей в учебной хрестоматии, в учебнике расширяют их литературный кругозор, приводят в систему их знания. На выбор методов и особенно на их сочетание в процессе урока большое влияние оказывает возраст учащихся. Чем младше школьники, тем менее устойчиво их произвольное внимание, тем быстрее они устают от однообразия вида работы. М. А. Рыбникова правильно указывала на то, что в V классе необходимо в течение часа и поговорить, и почитать, и пописать, что для пятиклассников нужна «живость и здоровая сменяемость впечатлений». В известной мере это верно и в отношении к более старшим школьникам: разумная смена вида работы, как правило, повышает их работоспособность в течение всего урока. Важный, фактор, который также оказывает влияние на выбор и смену методов обучения,— количество учебного времени, которым располагает учитель на изучение данного материала. Сообщение знаний с помощью репродуктивного метода экономнее по времени, чем с помощью эвристического или исследовательского метода. Нередко недостаток часов, перегрузка курса вынуждает преподавателя прибегать к лекции или рассказу больше чем следует. В результате приобретенные знания учащихся носят односторонний и менее прочный характер, не усваиваются ими необходимые умения и навыки в самостоятельной работе. Для глубокого и полного усвоения учащимися курса необходимо, чтобы они включались на уроке в самые разнообразные виды работы, связанные со всеми методами обучения.
Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|