Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление рисками в антикризисном управлении

Введение

Основной идеей антикризисного управления на предприятии служит целенаправленное применение управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений в деятельности хозяйствующего субъекта. Антикризисное управление, безусловно, связано с принятием рисковых решений, поэтому риск всегда будет существенной частью работы антикризисного менеджера. В сегодняшних условиях, с учетом суровой конкуренции, продвинутых технологий и сложных экономических ситуаций принятие рисковых решений в рамках антикризисного управления возрастает в значительных пропорциях.

Риск в процессе антикризисного управления предприятием представляет собой возможность получения непредвиденных и нежелательных последствий в рамках реализации антикризисной политики, т. е. он, как правило, несет негативное значение, связанное с неопределенностью и опасностью при принятии управленческих решений.

Однако не стоит забывать, что риск включает в себя не только угрозы целям антикризисного управления, но и шансы для удачного выполнения этих целей.

Неопределенность, возможность и риск тесно взаимосвязаны. Неизвестность или неопределенность будущего для предприятия может оказаться либо желательной, либо нежелательной, причем вероятность тех результатов, которые желательны, может рассматриваться как возможность, в то время как вероятность тех результатов, которые нежелательны, представляет собой риск.

Таким образом, риск и возможность в рамках антикризисного управления предприятием связаны друг с другом, и один может рассматриваться как родственный компонент другого.

 

 

Управление рисками в антикризисном управлении

При осуществлении антикризисного управления предприятием многие риски, возникающие в ходе некоторых событий, при наличии предусмотрительности и изобретательности могут быть превращены в возможности. На это должны быть направлены усилия руководителя предприятия, антикризисного менеджера, его команды.

Задача управления рисками в антикризисном управлении не является «изолированной», обособленной от большинства других функций антикризисного управления.

Основными компонентами процесса управления рисками в антикризисном управлении являются:

- планирование управления рисками – решение о подходе и плане по управлению рисками в кризиснойситуации;[1]

Основной идеей антикризисного управления на предприятии служит целенаправленное применение управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений в деятельности хозяйствующего субъекта. Антикризисное управление, безусловно, связано с принятием рисковых решений, поэтому риск всегда будет существенной частью работы антикризисного менеджера. В сегодняшних условиях, с учетом суровой конкуренции, продвинутых технологий и сложных экономических ситуаций принятие рисковых решений в рамках антикризисного управления возрастает в значительных пропорциях.[2]

Риск в процессе антикризисного управления предприятием представляет собой возможность получения непредвиденных и нежелательных последствий в рамках реализации антикризисной политики, т. е. он, как правило, несет негативное значение, связанное с неопределенностью и опасностью при принятии управленческих решений.

Однако не стоит забывать, что риск включает в себя не только угрозы целям антикризисного управления, но и шансы для удачного выполнения этих целей.

Неопределенность, возможность и риск тесно взаимосвязаны. Неизвестность или неопределенность будущего для предприятия может оказаться либо желательной, либо нежелательной, причем вероятность тех результатов, которые желательны, может рассматриваться как возможность, в то время как вероятность тех результатов, которые нежелательны, представляет собой риск.

Таким образом, риск и возможность в рамках антикризисного управления предприятием связаны друг с другом, и один может рассматриваться как родственный компонент другого.

При осуществлении антикризисного управления предприятием многие риски, возникающие в ходе некоторых событий, при наличии предусмотрительности и изобретательности могут быть превращены в возможности. На это должны быть направлены усилия руководителя предприятия, антикризисного менеджера, его команды.

Задача управления рисками в антикризисном управлении не является «изолированной», обособленной от большинства других функций антикризисного управления.

Основными компонентами процесса управления рисками в антикризисном управлении являются:

- планирование управления рисками – решение о подходе и плане по управлению рисками в кризиснойситуации;

- идентификация рисков – определение того, какие риски могут повлиять на деятельность предприятия и на эффективность антикризисного управления, и документирование характеристик каждого изних;

- оценка риска – проведение качественного анализа рисков и приоритизации рисков по оказываемому эффекту на цели антикризисногоуправления;

- количественное определение риска – определение вероятности наступления рисков и оценка их влияния на цели антикризисногоуправления;

- планирование ответных действий на риск – развитие процедур и техники увеличения возможностей и уменьшения угроз целям антикризисного управления со стороныриска;

- мониторинг и контроль риска – отслеживание риска, идентификация остаточных рисков, исполнение плана уменьшения рисков и оценка эффективности и основательности антикризисногоуправления.[3]

На всех этапах антикризисного управления предприятием есть опасность (риск) нарушения разработанных планов, принятых режимов деятельности, появления различных отрицательных эффектов, угроза безопасности объектов и людей.

В результате само антикризисное управление и его исполнители, как правило, подвергаются риску различных потерь, и возникает необходимость в определенном механизме, который позволял бы наилучшим возможным способом с точки зрения целей антикризисного управления учитывать риски, бороться с ними на всех этапах этой деятельности. Этим механизмом становится управление риском, определяемое как искусство и наука анализа риска с последующей организацией мер, позволяющих наилучшим образом с точки зрения целей антикризисного управления устранить или минимизировать риск.

Управление рисками в антикризисном управлении предприятием – это процесс, связанный с определением, анализом и соответствующими мерами реагирования на риски, возникающие в ходе осуществления вывода предприятия из кризиса.[4]

Риски, выявляемые в рамках антикризисного управления предприятием, подвержены значительным изменениям в течение всего срока реализации программы антикризисного управления. Можно сделать следующие выводы:

1. Процесс управления рисками осуществляется на протяжении всего срока реализации программы антикризисногоуправления.

2. Целью управления рисками должно быть определенное влияние на формирование программы антикризисного управления, таким образом, что как риск, так и количество расходов на риск уменьшились до приемлемых уровней в течение всего срока реализации такойпрограммы.

3. На стадии создания антикризисной программы предприятие подвергается наибольшему риску, поэтому именно на этой стадии необходимо осуществлять планирование управления рисками, идентификацию, оценку, планирование мер реагирования нариски.

4. Возможность и риск остаются относительно высокими в течение всего срока реализации программы антикризисного управленияпредприятием.

5. К концу реализации программы антикризисного управления предприятием количество рисков, которым она может подвергнуться, снижается, однако возрастает тяжесть последствий от ихнаступления.

Идентификация рисков в антикризисном управлении состоит в определении того, какие риски наиболее вероятно повлияют на реализацию программы антикризисного управления, и в документировании характеристик каждого из рисков. Идентификация рисков осуществляется на стадии создания антикризисной программы.[5]

Для успешного осуществления идентификации рисков требуется план управления рисками в рамках данной антикризисной программы. Необходимо также тщательно проанализировать категории возможных рисков, с которыми могут столкнуться участники программы антикризисного управления предприятием и само предприятие. Можно также воспользоваться информацией об опыте идентификации рисков в аналогичных антикризисных программах, если таковые осуществлялись.

Наиболее подходящими инструментами для эффективной идентификации рисков в антикризисном управлении являются:

- обзор документации по будущим антикризисныммероприятиям;

- информация о техниках идентификациирисков;

- предварительный список рисков, с которыми может столкнуться предприятия и лица, осуществляющие планирование и реализацию программы антикризисного управленияпредприятием.[6]

Необходимо также тщательным образом проанализировать распределение ответственности за осуществление мероприятий в рамках реализации программы антикризисного управления предприятием, провести анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз предприятию – объекту антикризисного управления.

Как результат процесса идентификации рисков должны быть представлены полный перечень рисков, с которыми могут столкнуться участники программы антикризисного управления предприятием, а также индикаторы появления таких рисков.

Идентификация рисков в рамках антикризисного управления конкретным предприятием начинается с изучения самого объекта антикризисного управления и предварительной программы антикризисного управления, т. е. её характеристик и специфических особенностей (масштаба, целей, требований к качеству, стоимости запланированных мероприятий, ограниченности времени реализации и т. д.). Учет таких специфических особенностей повлияет на выбор возможных рисков, значительно влияющих на антикризисное управление.

В рамках успешного управления рисками информация о рисках программы антикризисного управления поступает от одних участников реализациитаковой программы к другим в форме наиболее вероятных оценок программных параметров.Постепенно вокруг этих оценок строится всеобщий подход к управлению рисками в рамках конкретной антикризисной программы.

С помощью идентификации рисков можно дать более подробное описание:

- рисков, располагающихся в определенном порядке в реализации антикризиснойпрограммы;

- влияния таких соответствии с планом рисков на мероприятия в рамках реализации антикризисной программы;

- возможных причин, которые могут повлиять на возникновение рисков в рамках антикризисногоуправления;

- упреждающих мероприятий, подходящих для того, чтобы избежать влияния идентифицируемых (описанных)рисков;

- коррекционных мероприятий, необходимых в случае воздействия описанных рисков на программу антикризисного управленияпредприятием.[7]

Для программ антикризисного управления предприятиями и организациями можно предложить определенные принципы идентификации рисков,которые представлены в таблице.

В начале идентификации необходимо распознать потенциальные мешающие реализации программы антикризисного управления предприятием факторы.

Таблица 1.

Принципы идентификации рисков в антикризисном управлении предприятием

Принципы идентификации рисков Особенность идентификации рисков
1. По способу получения информации о рисках в антикризисном управлении - Информация о рисках имеется, исходя из собственного опыта, на основное уже осуществленных антикризисныхпрограмм; - информацию о рисках получают в ходе создания концепции, планирования, реализации антикризиснойпрограммы; - информацию о рисках получают от сторонних организаций, ранее осуществлявших аналогичныепрограммы
2. По способу осуществления идентификации - Идентификация рисков осуществляется в соответствии с групповым принципом (антикризисная команда либо антикризисная команда и анти- кризисныйуправляющий); - идентификация рисков осуществляется в соответствии с индивидуальным принципом (член антикризисной команды, специализирующийся только на идентификации рисков, либо привлеченный внешний консультант)
3. По виду источников информации о рисках - Источником информации является документация антикризисной про- граммы; - в качестве источников информации могут использоваться заключения экспертов по данной антикризиснойпрограмме; - источником информации может быть список рисков, определенный в аналогичных антикризисныхпрограммах
4. Повидам объектов идентификации - В качестве объектов идентификации выступают этапы (фазы) выполнения антикризисной программы управленияпредприятием; - объектами идентификации могут выступать элементы (мероприятия) антикризиснойпрограммы
5. По виду документирования идентифицированных рисков - Может быть составлен отчет об идентификации рисков по какой-либо стадии антикризисной программы, элементу (мероприятию) антикризиснойпрограммы; - отчет составляется в целом по всей антикризиснойпрограмме

Факторы рисков могут различаться:

- по степени влияния на программу антикризисногоуправления;

- в зависимости от вида деятельности предприятия (организации), в отношении которой осуществляется антикризисное управление (коммерческая, инновационная, научно-техническая, производственная и т. д.), и соответствующих ейрисков;

- по характеру воздействия на риск (слабое, умеренное,сильное);

- по источнику возникновения рисковых факторов (внешняя среда, качество управленческой деятельности и т.д.).

Невозможно учесть все рисковые факторы, но вполне реально выделить главные из них по результатам воздействия на реализуемую антикризисную программу и объект, в отношении которого осуществляется антикризисное управление. Необходимо отметить, что наряду с отрицательным влиянием риск может оказывать и положительное воздействие на процесс антикризисного управления.

Основополагающей частью идентификации рисков любой деятельности, в том числе и антикризисного управления, является классификация рисков, на основе которой в дальнейшем может осуществляться оценка наиболее важных для антикризисной программы рисков, продумывание политики реагирования на риски.

Задача классификации рисков в антикризисном управлении состоит в том, чтобы произвести их сортировку в соответствии с полученной информацией о рисках.

В основу классификации рисков в антикризисном управлении должны быть положены два важных принципа:

- особое внимание следует уделить тем рисковым событиям, которые могут наступить вследствие нехватки ресурсов (времени, денег,персонала);

- при классифицировании следует обратить внимание на соотношение между величиной ущерба от риска и расходами на устранение или уменьшение последствий от наступленияриска.[8]

Благодаря сортировке рисков существенно облегчается формирование перечня рисков, подпадающих под непосредственное рассмотрение. Разберем основные факторы классификации рисков в рамках антикризисного управления.

Факторы классификации рисков в антикризисном управлении:

1. Классификация по возможности идентифицирования рисков:

- риски, которые очевидны и быстро могут быть идентифицированы и классифицированы;

- риски, о существовании которых команде и антикризисному управляющему известно, но не они знают, как могут повлиять на реализацию антикризисной программы;

- риски антикризисного управления, о которых на данный момент ничего не известно, но в дальнейшем они могут быть идентифицированы иклассифицированы;

- риски, о существовании которых ничего не известно, но которые, появившись внезапно, могут нанести большой вред выполнению программы антикризисногоуправления.

2. Классификация рисков по источникам сигнализации о выявлениирисков:

- риски, выявленные из технической документации антикризиснойпрограммы;

- риски, выявленные на основе анализа отчетов о ходе выполнения программы антикризисногоуправления;

- риски, выявленные на основе мнений экспертов (как внутренних, так и внешних);

- риски, выявленные на основе официальных данных о деятельности в этой сфере производства или бизнеса (печать, радио,телевидение).

3. Классификация рисков по причинамвозникновения:

- внешне не предсказуемые риски в рамках антикризисного управления (неожиданные государственные меры регулирования в сфере антикризисного управления; природные катастрофы; преступления; неожиданные внешние экологические и социальные эффекты и т.д.);

- внешне предсказуемые (но неопределенные) риски в рамках антикризисного управления (воздействие рынка, операции в антикризисной программе, недопустимые экологические воздействия, отрицательные социальные последствия, изменение налогообложения и т.д.);

- внутренние нетехнические риски в рамках антикризисного управления (срыв планов работ по реализации антикризисной программы, перерасход средств в антикризисной программе и т.д.);

технические и инновационные риски в рамках антикризисного управления (изменение технологий, ухудшение качества работ, ошибки в документации антикризисной программы и т.д.);

- правовые риски в рамках антикризисного управления (наличие и срок действия лицензии на осуществление бизнеса, невыполнение контрактов по реализации программыантикризисного управления,судебныепроцессысвнешнимипартнерамиит.д.);

- страхуемые риски в рамках антикризисной программы (прямой ущерб имуществу, задействованному в рамках выполнения антикризисной программы; косвенные потери; риски, страхуемые в соответствии с нормативными документами анти- кризисной программы; риски, связанные с членами антикризисной команды и т.д.).

4. Классификация рисков по этапам (фазам) антикризиснойпрограммы:

- риски, выявляемые на этапе исследования причин кризисного состояния предприятия;

- риски, выявляемые на этапе разработки мер по стабилизации и поиску путей выхода предприятия изкризиса;

- риски, выявляемые на этапе мониторинга и диагностики состояния предприятия;

- риски, выявляемые на этапе оценки возможностей финансового оздоровленияпредприятия;

- риски, выявляемые на этапе разработки инвестиционнойпрограммы;

- риски, выявляемые на этапе реструктуризации деятельности кризисного предприятия.

5. Классификация рисков по стадиям процесса управления антикризисной программой:

- рискистадииинициациипрограммы;

- рискистадиипланированияпрограммы;

- риски стадии организации и контроля выполненияпрограммы;

- риски стадии анализа и регулированияпрограммы;

- риски стадии завершения и подведения итоговпрограммы.

6. Классификация рисков по длительности воздействия на антикризисную про- грамму:

- риски, оказывающие кратковременное воздействие напрограмму;

- риски, оказывающие долговременное воздействие напрограмму.

7. Классификация рисков в антикризисном управлении по возможности их регулирования:

- риски, подвергающиесярегулированию;

- риски, действия которых невозможнорегулировать.

8. Классификация рисков по допустимости по отношению к антикризисному управлению:

- минимальныйриск;

- повышенныйриск;

- критическийриск;

- риск, недопустимый для антикризисногоуправления.

9. Классификация рисков по объективному и субъективномупризнакам:

- по объективным признакам (риски, связанные с размером кризисного предприятия; риски, обусловленные принадлежностью кризисного предприятия к определенной сфере; финансовые риски кризисногопредприятия);

по субъективным признакам (финансовые риски антикризисной программы;

инвестиционные риски; риски неэффективности учета; риски неэффективности контроля выполнения антикризисной программы; технологические риски и т.д.)

10. Классификация рисков по влиянию на антикризисноеуправление:

- рискимасштаба;

- рискикачества;

- риски расписания (графика работ антикризиснойпрограммы);

- риски стоимости реализации антикризисной программы и т.д.

11. Классификация в соответствии с природойрисков:

- единовременныерисковыесобытия;

- рисковыесобытия, неоднократнонаступающие.

Таким образом, под совокупным риском антикризисного управления следует понимать риск, снижающий эффективность антикризисного управления, а в некоторых случаях и сводящий на нет все усилия по осуществлению программы антикризисного управления предприятием. Основной же задачей для антикризисного управляющего и его команды становится правильный подбор таких инструментов управления рисками, как идентификация и классификация рисковых событий в рамках антикризисного управления. Недостаточное внимание к этой проблеме может в сильной степени повлиять на успешность выполнения антикризисной программы или некоторых её мероприятий или даже свести на нет все усилия по выводу предприятия из кризиса.[9]

12. Классификация рисков по влиянию на антикризисноеуправление:

- рискимасштаба;

- рискикачества;

- риски расписания (графика работ антикризиснойпрограммы);

- риски стоимости реализации антикризисной программы и т.д.

13. Классификация в соответствии с природойрисков:

- Единовременные рисковые события;

- Рисковые события, неоднократно наступающие.[10]

Таким образом, под совокупным риском антикризисного управления следует понимать риск, снижающий эффективность антикризисного управления, а в некоторых случаях и сводящий на нет все усилия по осуществлению программы антикризисного управления предприятием. Основной же задачей для антикризисного управляющего и его команды становится правильный подбор таких инструментов управления рисками, как идентификация и классификация рисковых событий в рамках антикризисного управления. Недостаточное внимание к этой проблеме может в сильной степени повлиять на успешность выполнения антикризисной программы или некоторых её мероприятий или даже свести на нет все усилия по выводу предприятия из кризиса.

 


 

Заключение

В кризисных ситуациях рождается огромное количество рисков. Эти риски очень разнообразны по содержанию, величине возможных потерь и источнику проявления. В связи с этим возникает потребность в создании системы управления рисками с привлечением опытных «риск менеджеров», которые являются специалистами по управлению рисковых ситуаций. Самым наглядным примером управления риском принято считать процесс выработки и реализации рисковых управленческих решений. Рисковыми считаются решения, которые принимаются в условиях неопределенности, но при известной вероятности достижения результата. Целенаправленный процесс управления предполагает выполнение в логической последовательности управленческих функций. Управленческий риск исследуется целенаправленным процессом управления, у которого имеются организационные, экономические, информационные, временные, правовые и социальные параметры. Также существует такое понятие, как диагностика ситуации. Она зависит от специфики задачи, которую предстоит решить, основной объем работы заключается в изучении причин, которые вызывают отклонения риска. Разработка вариантов решений как стадия процесса управления основывается на том, что для каждого варианта решений изучаются пределы вероятного отрицательного проявления риска. Стадия принятия решения содержит обоснования параметров допустимого риска и разработку системы ответственности. И заключительной стадией, конечно, является организация и реализация. Ее основная задача — реализация риск решения. Своевременный контроль отклонений параметров риска и корректировка часто имеют существенное значение. Также существуют основные средства воздействия, используемые при управлении риском.

Стратегия управления — это действия, направленные на обеспечение и изучение задач, функций и целей риск менеджера предприятия. Критерии выбора риск решения определяют границы правомерности в зависимости от объема продаж, размера затрат, инфляции и изменения цен. Выявление путей и средств минимизации риск потерь. Сюда входит страхование и другие различные защиты от риска, которые в условиях антикризисного управления являются обязательными.

И в конце осуществляется оценка эффективности достигнутого уровня потерь к затратам на управление риском.

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод, что оценка риска является частью оценки эффективности. При управлении организациями возникают организационно-управленческие звенья. К ним относятся такие, как прогнозирование и экспертиза рисков, консультационные службы. Самым простым решением принято считать введение на предприятие должности рискового менеджера и создание органа, который координирует действия по управлению основными видами риска. Невероятно большое значение в антикризисном менеджменте приобретает профессионализм в управлении риск ситуциями. Часто уровень риска в большей степени зависит от восприятия ситуации менеджером, от его знаний, интуиции и опыта, нежели от развития рынка и экономики в целом.

Для успешного управления риском необходимо:

1) система информационного обеспечения, соответствующая мировым тенденция развития информационных технологий;

2) управленческое образование персонала;

3) профессиональные навыки;


 

Библиографический список

1. Алфёров В. Н. Рейтинговая оценка саморегулируемых организаций арбитражных управляющих как механизм повышения эффективности их деятельности // Эффективное антикризисное управление. - 2013. - № 6 (81).- С. 64–72.

2. Дорноступ И.П., Бережко В.Д Механизм управлении рисками экономической деятельности предприятия // Вестник ОГУ. – 2012. - № 13(149). – С. 108- 114

3. Дорофеев А.В Менеджмент информационной безопасности: управление рисками // Вопросы кибербезопасности. – 2014. - №2. – С. 66-74

4. Ивасенко А.Г., Я.И. Никонова, М.В. Каркавин Антикризисное управление. –М: КНОРУС. – 2016. 101с.

5. Каримова М.Н Подходы к определению критериев классификации рисков // Science Time. -2015. - № 1. – С. 178-183

6. КашиноваН. Э. Управление рисками как одно из направлений антикризисного управления на совре- менном предприятии // Региональная научно-практическая конференция «VIПосниковские чтения». ТворческоенаследиеА.С.Посниковаисовременность.–Смоленск:Изд-воСмолГУ,2012.

7. Климова, Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - Ростов н/Д.: Феникс. - 2016. - 68 с.

8. Кошинова Н.Э Идентификация и классификация рисков как инструменты управления рисками в антикризисном управлении современным предприятием // Концепт. – 2014. - № 5. – С. 1-7

9. Кукина Е.Е. Хозяйственные риски на предприятиях реального сектора экономики: классификация, оценка, система управления // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. - №7-8. – с.98-101

10. Обрядин В.В., Семина И.С Оценка и идентификация опасностей, рисков и процедура управления ими в условиях предприятий // Вестник СГИУ. – 2015. - № 2. – С. 96-99

11. Одинцова М.А Методика управления рисками для малого и среднего бизнеса // Экономический журнал. – 2014. - № 3(35). – С. 38-48

12. Парушина Н.В Экономический анализ. — М.: КНОРУС, 2013. – 104 с.

13. Ступаков В.С., Токаренко Г.С. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2013. – 48с

14. Хмыров В.В Управления рисками: современные международные стандарты // Социально-политические науки. – 2013.- № 2. – С. 82-87

15. Юрлова Н.С., Скачок И.В Управление рисками // Вестник НГИЭИ. – 2014. - № 3(34). – С 95- 100

 


[1]Юрлова Н.С., Скачок И.В Управление рисками // Вестник НГИЭИ. – 2014. - № 3(34). – С 95- 100

[2] КашиноваН. Э. Управление рисками как одно из направлений антикризисного управления на совре- менном предприятии // Региональная научно-практическая конференция «VIПосниковские чтения». ТворческоенаследиеА.С.Посниковаисовременность.–Смоленск:Изд-воСмолГУ,2012.

[3]Одинцова М.А Методика управления рисками для малого и среднего бизнеса // Экономический журнал. – 2014. - № 3(35). – С. 38-48

[4]Дорофеев А.В Менеджмент информационной безопасности: управление рисками // Вопросы кибербезопасности. – 2014. - №2. – С. 66-74

[5]Обрядин В.В., Семина И.С Оценка и идентификация опасностей, рисков и процедура управления ими в условиях предприятий // Вестник СГИУ. – 2015. - № 2. – С. 96-99

[6]Кошинова Н.Э Идентификация и классификация рисков как инструменты управления рисками в антикризисном управлении современным предприятием // Концепт. – 2014. - № 5. – С. 1-7

[7] Хмыров В.В Управления рисками: современные международные стандарты // Социально-политические науки. – 2013.- № 2. – С. 82-87

[8]Каримова М.Н Подходы к определению критериев классификации рисков // Science Time. -2015. - № 1. – С. 178-183

[9] Дорноступ И.П., Бережко В.Д Механизм управлении рисками экономической деятельности предприятия // Вестник ОГУ. – 2012. - № 13(149). – С. 108- 114

[10]Кукина Е.Е. Хозяйственные риски на предприятиях реального сектора экономики: классификация, оценка, система управления // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. - №7-8. – с.98-101

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...