Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алтайская принцесса кадын-королева скифов

ЛЕГЕНДА О БИЕ и КАТУНИ

В далекие времена жил хан по имени Алтай и была у него дочь Кадын. Отец настолько её любил, что не хотел выдавать её замуж и чтобы она никогда его не покидала.

Для этого хан построил высоко в горах замок и заточил Кадын туда, чтобы никто не мог увидеть её красоту. Скучала девушка в замке, потому что никто не мог до него дойти, настолько неприступны были вокруг места.

Но долетавшие птицы пели Кадын песни о богатыре, которого звали Бий. В песнях птицы рассказывали о его доблести и храбрости. Также до замка дули ветра, и они тоже несли слова любви Бия к Кадын.

Стала мечтать красавица встретить богатыря и решила сбежать от отца. Дождавшись, когда хан уснет, девушка спрыгнула со скалы и убежала навстречу любви.

Проснувшись отец обнаружил пропажу и послал за беглянкой трех сильных воинов. Но так ловко Кадын прыгала по камням, пряталась в скалах и быстро бежала, что ни один богатырь её не поймал. Так встретились красавица Кадын и её возлюбленный Бия, слились вместе и образовали реку Обь.

Л егенда о Ч уди Б елоглазой.

В стародавние времена среди алтайских гор и лесов жил народ — Белоглазая Чудь. Жили они в ямах, которые выкапывали прямо в лесу, между деревьями. Там же прятали под землей несметные клады…

Много было среди чуди мастеров на все руки — и ремесла им давались, и серебро-золото они обрабатывали, и железо.

Но когда Белый царь решил править народом, чуди это не понравилось. И решил народ уйти глубоко под землю, а проходы закрыли камнями, чтобы никак не удалось добраться до них Белому царю.

Входы эти и теперь можно найти в разных местах по Алтаю. А чтобы в эти входы никто не смог пробраться и найти белую чудь, оставили древние люди там магов-сторожей. Над шахтами чуди сторожит ярко-красная змея-огневка, которая ядом брызжет во все стороны. Подойдешь к ней ближе — и не избежать страшной гибели.

В древних чудских рудниках может наткнуться незваный гость и на гигантского змея-полоза, который охраняет самые дальние проходы, дальше которых уже сердце земли. Увидеть змея трудно, а заметить его следы внимательный путник может: будто бревно по пыльному пути тащили. Говорят, что чудь ушла, но еще вернется со всеми подземными сокровищами.

 

 

Легенда об озере Ая

Жили в одном стойбище две сестры. Одна вышла замуж за богатого, другая — за бедного. В один год родились в этих семьях дети: у богатых — дочь, а у бедных — сын, Прошли годы, выросли дети. И вот однажды нанялся парень к богатому овец пасти.

Здесь встретился он с девушкой и полюбил ее, а она ответила ему взаимностью. Посватался бедняк к отцу своей возлюбленной, но богач даже не захотел говорить с пастухом. Велел отец дочери забыть про глупую любовь.

Решили влюбленные убежать из родного стойбища и пожениться в чужой стороне. Договорились они, что, как только сядет солнце, и загонит парень овец, встретятся они с девушкой на высокой скале. Но, оговорился парень, если не придет он после захода солнца, значит, не придет больше никогда, потому что узнал обо всем отец девушки и убил его.
Наступил долгожданный вечер, пришла девушка на условленную скалу и стала ждать. Вот уже солнце коснулось краешком своим гор, а любимого все нет. Испугалась девушка, что никогда его больше не увидит, и заплакала. И так она сильно плакала, что у ног ее целое озеро из слез натекло. Тут солнце совсем зашло, погас последний луч. С ним погасла и надежда на счастье. Любимого все нет и нет.

Решила девушка, что убил отец ее возлюбленного, а раз так, то и ей без любимого не жить. Бросилась красавица в то озеро, что появилось вокруг скалы, и утонула.

А парень опоздал всего на несколько минут. Не застал он девушки, увидел озеро чистое и прозрачное как слеза, понял он все и не захотел жить без любимой. Вскрикнул он: «Ах, я!» и бросился со скалы, на которой стоял, и разбился.

То озеро и поныне существует, а возле него скала с камнями красными, как кровь. И называется то озеро — Ая.

 

Легенда о реке Катунь

Эта легенда рассказывает о тех временах, когда на Алтае не было больших рек и гор. На огромной равнине жил богатый хан Алтай, у которого самым главным сокровищем была дочь — красавица Катунь. Многочисленные поклонники добивались ее руки, но все они были отвергнуты. Никто не знал, что девушка тайно влюблена в молодого пастуха Бия.

Очень любил свою дочь хан Алтай, но, видя, что она отвергает выгодных женихов, рассердился на нее. Стал выяснять, почему красавица-дочь гонит прочь всех богатых и знатных молодых людей. Донесли ему про любовь между ханской дочерью и бедным пастухом.

Еще больше разгневался хан и сказал: «Выдам тебя за того, кою пожелаю. Сам найду тебе жениха!».

Поняла Катунь, что отец не изменит своего решения, и отважилась сбежать к любимому. В глухую темную ночь она бесследно исчезла. А утром хан, обнаружив пропажу, собрал свое войско и сказал, что его дочь красавица Катунь будет принадлежать тому, кто ее догонит и вернет к отцу.
Бросились воины в погоню, но Катунь обратилась рекой и стремительно помчалась на север, пробивая себе дорогу среди камней.

Узнав про побег любимой, пастух Бий оставил байские отары, превратился в быстрый поток и устремился навстречу ненаглядной невесте.
Ханские воины, как ни старались, не смогли догнать беглянку. Встретилась она со своим избранником, кинулась к нему в объятия и так они, обнявшись навечно, потекли вместе, образовав могучую сибирскую реку — Обь.

Страшно разозлился хан. В гневе превратил всех своих незадачливых слуг в валуны и камни, а сам окаменел от горя, став высокой горой Белухой.

Самый быстрый из воинов — Бобырган, во время погони убежал дальше всех и теперь стоит окаменевший на равнине вдали от всех гор.

 

АЛТАЙСКАЯ ПРИНЦЕССА КАДЫН-КОРОЛЕВА СКИФОВ

Высокогорное плато давно привлекало к себе внимание археологов, но искали тут в первую очередь скифские стоянки, захоронения и уникальные каменные алтари древней кочевой цивилизации.

И вот летом 1993 года археологами Института археологии и этнографии СО РАН в скифском захоронении на высокогорном плато Укок начались раскопки, которые обнаружили Прародительницу алтайского народа – Принцессу Кадын.

Гробница Принцессы была сделана так, чтобы сама природа хранила ее покой. Погребальную камеру вырубили в вечной мерзлоте – чтобы лед, как холодильник, сохранял тело нетленным. Сверху, дабы защитить гробницу от грабителей, позже сделали еще одну могилу. И священный курган простоял нетронутым две с половиной тысячи лет.

В бревенчатом срубе, заполненном льдом, лежали шесть оседланных коней. И выдолбленный из цельного куска дерева гроб, заколоченный бронзовыми гвоздями.

Внутри была Принцесса. Не скелет, а нетленное тело! На коже мумии сохранились ритуальные татуировки – знак ее принадлежности к знатному роду. Принцесса лежала на правом боку, ноги были слегка подогнуты. На теле – шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Череп покрывал парик...

Тело мумии прекрасно сохранившейся женщины было испещрено татуировками в скифском (зверином) стиле. Главная татуировка – грифон, охранитель скифского золота.

Шаманы рассказывали, что её  зовут Очы-Бала, и гробница ее считалась священным местом. Для их предков Очы-Бала святая, как Иисус Христос для христиан! Ее деяния воспеты в древних эпосах. Принцесса Очы Бала, словно Жанна д’Арк, возглавила поход на врагов. Она победила, но вскоре после битвы ее душа ушла в вечность. И Принцессу с почестями похоронили на плато Укок – в месте, которое, по древним поверьям, связывает Землю с Космосом. Ведь рядом, совсем рядом, Гималаи и легендарная Шамбала.

По легенде алтайцев Принцеса должна находится в своём кургане. К тому же рядом есть какой-то мужчина, с которым ее разлучили. Легенда гласит, если ее тело будет лежать там, где оно лежало, то не нарушится гармония мира, и миру не грозят наводнения, землетрясения.

Легенда о Телецком озере

Давным-давно на месте Телецкого озера была расположена большая равнина, по которой протекала река Чулышман. В Чулышман вливались все речки, что впадают теперь в озеро.
Большая долина была очень плодородной. На богатых травами лугах паслись несметные отары овец, стада коров, табуны лошадей.

В те времена в тайге было много зверя, а в реках рыбы. И жили люди в то время безбедно и счастливо.

Во главе племени, населявшем долину, стоял хан Теле. Был он славным воином, справедливым правителем, честным и благородным человеком. Хан Теле имел огромные богатства, но самым главным его достоянием был волшебный золотой меч. Благодаря этому мечу, Хан Теле никогда не знал поражения. Много раз злые захватчики пытались захватить долину, отнять богатство у народа Хана Теле, но каждый раз они бывали разбиты и с позором изгнаны из благодатных земель.

В соседях у Хана Теле жил Хан Богдо. Давно он завидовал могуществу и богатству Теле, давно он лелеял тайную мысль завладеть волшебным мечом.

Но знал коварный Хан Богдо, что не победить золотой меч силой, тогда решил он захватить его хитростью. Разузнал Богдо, что жена Теле, красавица Чульча, обожает драгоценности, и что Хан Челе очень любит свою жену и балует ее дорогими подарками, ни в чем ей не отказывая. Стал сам присылать красавице Чульче прекрасные серьги, ожерелья и браслеты. И каждый раз восхвалял хитрый Богдо ум и благородство Хана Теле, красоту и доброту его жены.

Преуспел в своем злобном замысле лицемерный Богдо вскоре доверчивый Хан Теле считал его лучшим другом, И когда Богдо передал приглашение приехать в гости. Хан Теле, долго не раздумывая, собрался навестить своего друга.

Жена ею Чульча отличалась не только красотой, была она еще и умна. Хотя она и принимала подарки Богдо, но смутные предчувствия нет-нет, да и закрадывались ей в душу. Поэтому она, когда любимый супруг собрался в путь-дорогу, сняла чудесный меч и подала его мужу.
«Что ты, жена, — воскликнул благородный Теле. Ведь я еду к своему лучшему другу в гости, а не в стан врагов. Меч мне не нужен.» И как ни уговаривала Чульча мужа, он остался непреклонен. Повесила она волшебный меч на место, а в сердце ее укрепилось опасение за судьбу мужа.

Хан Теле с богатым караваном тронулся в дальний пун.. Через 10 дней его встретил передовой отряд Богдо. К исходу следующею дня караван достиг шатров Богдо. Навстречу выехало уже целое войско. Хан Теле ожидал полагающихся ему, как высокому гостю, почестей, но, к его удивлению, принят был как пленник. По приказу коварною Хана Богдо, Хан Теле и его спутники были убиты.
В тот момент, когда голова доверчивою хана Теле покатилась с могучих плеч, золотой волшебный меч сорвался со стены и упал. Падая, он рассек острием землю и ушел в глубь недр, образовав огромную, зияющую пропасть между гор.

Жена Хана Теле, Чульча, оказалась на скале у края этой пропасти. Сердце подсказало ей, что лишилась она мужа, и горе овладело ею. Из ее прекрасных, лучистых глаз брызнули и покатились огромным, нескончаемым потоком слезы. Они струились так долго и сильно, что переполнили пропасть и разлились озером.

А чтобы о коварстве хана Богдо люди не забыли. Чульча превратилась в говорливый поток. Озеро же люди стали называть по имени хана — Телецким.

Легенды Барнаула

Н евестам посвящается

На Оби, в сторону Бобровки, есть остров под названием Невестинский. Речники сказывают, будто много лет назад на этом месте утонула девушка по дороге на собственную свадьбу.

Жених не вынес горя и отправился за любимой на тот свет. С тех пор остров именуется Невестинским, а протока, где покончил с собой юноша, Жениховой. Однако старожилы поговаривают, что девушка, не успевшая испытать собственного счастья, помогает соединять сердца живым.

Сначала записки с просьбой о счастливой любви, запечатанные в бутылки, сбрасывали в Обь только жители близлежащих поселений. Теперь это и вовсе перешло в традицию: молодожены в день свадьбы пишут свои имена, закупоривают в бутылку из-под шампанского и сбрасывают с моста. А невеста бережет их счастье.

Д унькина роща

Красивейшая роща стала именоваться Дунькиной после того, как там попрощалась с жизнью некая Евдокия. Случилось это в 1904 году. Причем не известно, сделала она это сама или ей кто-то помог.

Но барнаульцы стали видеть после этого призрак девушки – вот и прозвали рощу Дунькиной. В 1990-е годы эссе на эту тему алтайского писателя Владислава Козодоева «Мы из легенды, или Жуткая тайна барнаульского топонима» получило широкое распространение на Западе, по нему даже был снят телесериал «Рука ЧК».

Так вот, Владислав Игнатьевич писал, что роща тянулась от Нагорного кладбища (бывшего) до Гоньбы. Сейчас от нее осталось лишь одно дерево напротив корпуса «В» Алтайского технического университета.

 

Легенда о голубой даме

 

Легенда о голубой даме считается самой романтической и одновременно трагической историей города. В легенде рассказывается о начальнике Колывано-Воскресенского горного округа и его жене. Дело было в начале XIX века. По преданию, на одном из балов генерал приревновал свою жену к одному офицеру. Как только закончились танцы, начальник округа отвел ее в подземелье их дома — сейчас в этом здании располагается администрация Барнаула, — а там по его приказу уже была разобрана часть стены, куда и замуровали молодую женщину. После большого пожара 2 мая 1917 года, когда дом перестраивали, в подвале обнаружили скелет женщины в полуистлевшем голубом платье. С тех пор призрак голубой дамы по ночам гуляет по центральной улице города — проспекту Ленина. А некоторые барнаульцы даже верят, что женщина в голубом платье иногда выходит на балкон здания администрации и поет.

 

П роклятый особняк

…Двухэтажный кирпичный особняк на улице Горького считался в Барнауле проклятым. Балконную дверь на втором этаже, выходящую на улицу, заложили кирпичом. Старинная легенда гласила, что в 1929 году, во время строительно-ремонтных работ в подвале дома обнаружили скелет мужчины. Череп его был проломлен в нескольких местах, передние зубы выбиты.

Старожилы сразу же вспомнили историю о двух братьях, живших в этом особняке в конце XIX века, и страстно влюбленных в свою француженку-горничную. Из-за нее они беспрестанно ссорились и ругались, дело доходило до драк, и вскорости один из братьев бесследно исчез.

Тогдашние местные газеты писали, что он якобы поехал на ярмарку в соседний крупный город – и по дороге пропал без вести. Грешили на банду Гришки Меченого, бесчинствовавшую в то время в окрестных горах и лесах. А на самом деле, в страшную дождливую ночь, после очередной крупной ссоры, старший брат жестоко убил младшего, и тайком замуровал обнаженный труп в стене в подвале.

Но история на этом не кончилась. Убиенный стал регулярно являться своему убийце темными дождливыми ночами: сверкнет молния – а покойник уже тут как тут, стоит на балконе, обнаженный, весь в трупных пятнах, разевает рот с выбитыми зубами, и манит к себе своего непутевого братца. В конце концов, балконную дверь заложили кирпичом. Брат-убивец запил, стал буйным, и француженка-горничная от него сбежала. Тогда он окончательно слетел с катушек, угодил в психушку, где и помер не прощенным в страшных муках и корчах…

Тимоха-мастер

 

В стародавние времена, когда в печах Барнаульского меде-сереброплавильного завода для нужд Российской империи выплавлялись сотни пудов меди и серебра, нехватка в работных людях была так велика, что солдаты рыскали по таежным урманам и вылавливали в старообрядческих станах молодых мужиков, а доставив их в Барнаул приписывали к заводу.

Вот так и попал один из старообрядцев, молодой парень Тимоха вместе со своим другом на эту работу – плавить металл. Премудростям тогдашней металлургии Тимоху учил старый мастер да кипящий металл в огненной печи.

Народ в те времена был не шибко боязливый да послушный – бежал с заводской каторги при первом удобном случае. Беглых ловили, наказывали, да что толку – охота пуще неволи. Сбежал и Тимоха со своим другом – кержаком, ушел при оказии в лес и как сгинул.

Тянуло Тимоху в родные места еще и потому, что осталась у него там невеста, о которой он тосковал, когда работал в Барнауле. Однако случилось тут с ним то, что ни он, ни невеста, ни родня в толк никак взять не могли.

Пожил Тимоха какое-то время в деревне, погулял со своей невестой и понял: не житье ему тут. Тянет его завод с дымящей печью и будто горящим в ней металлом, тянет и справиться с этим ему невмочь. Снилась ему и его печь и старый мастер и завод на берегу пруда. Помучившись, собрался Тимоха назад, в город, в заводскую ограду. Вернулся и будто бы прирос к своей печке, узнал многие секреты и тайности, как из руды получить чистый металл, а потом и мастером стал. Так и прозвали его – Тимоха-мастер.

Не зря, наверное, появились на свет уральские сказы Павла Бажова с его хозяйкой медной горы, а у Тимохи всего-то и была плавильная печь, вовсе даже и не гора, а ведь тоже не дала ему уйти, навсегда удержала при себе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...