Совокупный спрос и совокупное предложение
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объемнационального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях). Совокупный спрос () — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой , которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные составляющие : потребительский спрос , инвестиционный спрос , спрос со стороны государства и чистый экспорт , и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие. Совокупный спрос § — Спрос населения страны на потребительские товары § — Спрос предприятий на инвестиции § — Государственные закупки (госзаказы) § — Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт)
Совокупное предложение () — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.
Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.
Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров. График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей: § Горизонтальный. § Промежуточный (восходящий). § Вертикальный.
Сущность и причины Инфляции, ее основные виды. Инфляция — это долговременный процесс снижения покупательной способности денег (повышение общего уровня цен). Инфляция — это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода. Дефляция — это снижение общего уровня цен. Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Чем выше ее уровень тем, она опаснее. Виды инфляции В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции: § Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах. § Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису. § Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растетбезработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.
В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции: § Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен. § Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами. В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют: § Инфляцию спроса § Инфляцию издержек § Структурную и институциональную инфляцию Прочие виды инфляции: § Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно. § Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций. § Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики. § Неожидаемая § Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов. Причины инфляции Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами: § монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; § структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой; § внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса. Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:
1. Монетарные факторы: § неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства; § финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке). 2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин. 3. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция. Типы инфляции В зависимости от причин возникновения рассматривают два основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение. Инфляция спроса Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен. Причины инфляции § милитаризация экономики или чрезмерный рост военных расходов; § дефицит государственного бюджета и рост внутреннего государственного долга (покрытие дефицита бюджета, происходящее путем займов на денежном рынке); § кредитная экспансия банка правительству России (предоставление кредитов); § импортируемая инфляция; § инфляционные ожидания населения и производителей (выражается в том, что приобретение товаров происходит сверх нужной потребности из-за боязни повышения цен);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|