Вселенная развивается согласно порядку, так как бог творец и любит порядок.
Эстетика. Вопросы к экзамену. Эстетика как философская наука. Предмет и задачи эстетики. Предметы: - естественная природа - преобразованная человеком действительность - сам человек - искусство - эстетические переживания человека Эстетические взгляды пифагорейцев, космологический характер их эстетики. Проявлением философии антропоморфизма ранней классики является пифагореизм, представители которого утверждали, что числа — это мир. При помощи металлических пластин и сосудов с разным количеством воды установили интервалы между звуками разной высоты. Пифагор объявил число сущностью мира, представленной в музыке (изложил в «Золотых стихах») Эстетические проблемы в творчестве Гераклита. Гераклит об относительном характере красоты. Гераклит развивал учение пифагорейцев. Он брал за основу всего живого «вечно живой огонь». конкртетизируя понятие красоты, говорит о гармонии как о единстве противоположностей. Она возникает в борьбе противоположностей. Гармония — основа красоты и имеет универсальный характер: мы видим ее в основе космоса, человеческих связей, присутствует в искусстве. Подробно говорит о мере, которая носит всеобщий и универсальный характер. Эстетические взгляды Демокрита. Понятие мимесиса. Ему приписывается взгляд на искусство как на деятельность, подражающую поведению живых природных существ. Это первая формулировка мимесиса, где природа рассматривается как подражание. Место человека в эстетической теории Сократа. Критерий красоты по Сократу. Прекрасным у греков было все, что ценно, что достойно признания и выбора. Прекрасное в их представлении приравнивалось к добру (Сократ).
Эстетические взгляды Платона. Искусство «как тень теней, копия копий». Один из первых, кто обратился к проблеме эстетических категорий, рассматривая их как парные категории. Основные идеи: - бытие делится на три категории: высшая — идеи; средняя — реальность физического и практического мира; низший — тени и отражения реальных предметов и фактов. Ремесленники и деловые люди имеют дело с предметами второго порядка. К третьему принадлежат поэты и художники, создающие только образы тех вещей, которые относятся к средней категории. Поэтам и художникам свойственно непостоянство («зеркальное отражение»). Все искусство слепо копирует чисто внешние формы истины, идеала или предмета. - Красота имеет три уровня: телесная, душевная и абсолютная. - Прекрасное — проявление в нас божественного начала. - Два вида творчества: божественное и человеческое. - Искусство — сфера применения человеческого мастерства, дар богов, мудрость и наука. - Искусство в руках мудрого правителя может стать средством воспитания народа. - Сущность музыки может быть отражена с помощью морального и умственного критерия, а не просто объемом доставляемого удовольствия. Эстетика Аристотеля как вершина развития античной эстетической мысли. Теория мимесиса и теория катарсиса. Основные труды - «поэтика» и «политика». В отличии от Платона прекрасное рассматривает в материалистическом духе, как объективное качество вещей. Характеристики прекрасного: - порядок в пространстве - соразмерность и определенность в явлениях и предметах реального мира. Противоположность прекрасного, безотказность — неоформленность предмета, отсутствие в нем таких форм, как целостность, единство, порядок, соразмерность. Он анализирует трагическое и комическое. Трагическое — важное, значительное действие человека, приносящий ему страдание.
Основные эстетические положения: - искусство — процесс созидания и формирования предметов. Природа и искусство — движущие силы мира. Произведение искусство создано на время, а в природе оно вечно. - Искусство — дело рук человека, подобное божественному созиданию. - Самое подражательное искусство — музыка, так как именно она наиболее точно отражает душевное состояние человека. Эстетика Византии. Специфика мироощущения средневековой византии обусловлена культурными предпосылками. Особенности: - синтез западных и восточных элементов при господстве греко-римских традиций - сохранение в значимой степени античной цивилизации - в отличии от раздробленной средневековой европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на разные сфера культуры: при возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество. - Проявила отличие православия от католичества Эстетика средневековья в Западной Европе. Усиление духовного начала в эстетическом отношении к окружающему миру. Характерные и общие черты: - двойственность и противоречивость мировоззренческих установок (ярко проявляется в стремлении к символике) - космос уже не рассматривается как абсолют, а становится предметом действия абсолютной личности бога — особой силы, управляющей миром - появляются два мира: мир бога и мир человека - только бог объединяет всю множественость земного мира предметов - каждый предмет представялется человеку из двух категорий: божественой части и земной - человек представляется как соотношение двух независимых начал: телесной — низменной и духовной — возвышенной. Второе преобладает в человеке. - Созерцание — любование, нахождение второго, иллюзорного плана. - Красота — воплощение божественного совершенства, а обладание красотой — присутствие бога в человеке. - Основные критерии красоты: единство, форма, гармония, порядок, число, ясность. Искусство материально, но корни его в духовности человека, в боге. Мирское искусство — вред и пагубность для человека. Все искусства делились, как и в античности, на «свободные» и «механические». В средние века добавились еще «теологические».
Свободных: грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия и астрономия. Поэзия — придаток логики или риторики, музыка — изящное искусство, относилась к философии. Механические: та деятельность, которая оставляла материальный продукт. Теологические — связывались со сверхъестественными способностями человека. Эти искусства почетались особо, так как содействовали единению души с богом. Основной образец средневекового изо искусства — памятники церковной архитектуры. Искусство — библия для неграмотных. С 11 по 12 век в западной европе сменились романский и готический стили. Эстетические взгляды Августина Блаженного и их религиозный характер. Выделяет из прекрасного момент пользы и целесообразности через понятие «соотвестсвенное». Центральное понятие — категория «единства». Высшим единством обладает бог, объединяющий в себе мир, поэтому он воплощает высшую красоту. Порядок и число — основные свойства красоты. Три принципа — мера, число и вес (вид, форма, порядок), лежащие в основе бытия и красоты, символизируют три лица святой троицы. Вселенная развивается согласно порядку, так как бог творец и любит порядок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|