Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности японского искусства.

ЛЕКЦИЯ 10

Костюмы стран Востока.

Общая характеристика страны. Эстетический идеал красоты.

Мужской костюм Индии.

Женский костюм Индии.

Особенности японского искусства.

Характеристика мужского и женского костюмов.

Ткани и дополнения в костюме.

Общая характеристика страны. Эстетический идеал красоты.

Индия – одна из древнейших стран мира, расположена на полуострове Индостан, защищенном с севера Гималайскими горами. Природа Индии – тропическая с яркими красками солнца, неба, моря, с густой растительностью.

Основой общественного устройства Индии с древнейших времён была община с разделением труда. В общину входили и ремесленники: гончары, ткачи, портные. Специальность закреплялась за поколениями по наследству, и это было одной из причин высокого рассвета индийских художественных ремёсел, в частности производства тканей, ювелирных украшений, керамики.

Устойчивый традиционный характер индийского искусства, сказывается и в эстетических взглядах. И в национальном облике индусов. На ярких росписях древних пещерных храмов в Аджанте изображены индусы высокого роста, с крепкой фигурой и развитыми округлыми формами, с крупными чертами лица, удлинёнными большими глазами, смуглой кожей и черными волосами. У женщин тонкая талия и подчёркнуто широкие округлые бедра.

Индия – родина хлопка и тканей из него. О необычайной тонкости самой простой кисеи можно догадаться по поэтическим названиям, которые ей давались: “текущая вода”, “вечерний туман”, “сотканный из воздуха”. В Индии с древних времен существовал обычай – производить из хлопка ткани, затканные золотой или серебряной нитью. Наряду с ткацким искусством в Индии совершенным было крашение, отделка тканей набивным рисунком, а также роспись ткани в технике батик.

По положению, существовавшему в Древней Индии, женщина была бесправна и не имела никаких богатств, кроме тех вещей, которые она на себя надевала.

У индусов было самое обильное наличие украшений.

Мужской костюм.

Набедренная повязка – дхоти – основа индийского мужского национального костюма. Дхоти – это прямая полоса ткани длиной от 2 до 5 м., которой драпируют ноги и бедра. Существовало несколько способов драпировки дхоти. Другая принадлежность мужского костюма – плащ (накидка). Он представлял собой прямоугольную полосу ткани, которую располагали сзади (со спины) наперед, перекрещивали на груди, после чего оба конца перебрасывали за оба плеча на спине. Носили эту одежду индийские цари, царская свита и воины.

Находки, относящиеся к III тысячелетию до н.э., позволяют говорить о накидке, которая перекидывалась (у мужчин) через левое плечо, а справа проходила под мышкой. К такому же типу принадлежала и одежда “ ниви ” – кусок ткани, обертываемый вокруг талии так, что на животе он собирался в складки. Эти элементы входили в состав женского и мужского костюма и являлись основой современной несшитой одежды (женское платье – сари, мужское – дхоти), сохранились в многочисленных вариантах надевания и способов ношения.

Издавна в Индии известна и шитая одежда – адхиваса. Это мужская верхняя одежда в виде прилегающей, шитой золотом рубахи (в этом случае ее называли драпи). Появление и утверждение сшитой одежды в Индии имеет прямую связь с нашествием иноземных народов, главным образом с переселением мусульман и Центральной Азии. Со временем шитый костюм завоевывает господствующее положение в официальной жизни, традиционные элементы костюма по-прежнему сохраняются у простого народа.

К шитой мужской одежде принадлежит кафтан – распашная одежда, у которой левая пола глубоко заходит за правую со смещением застежки под правую руку, с овальной линией выреза горловины и борта в верхней части полочки. Вырез горловины обшит лентой или каймой. По желанию кафтан обматывается на талии поясом или шалью.

Одним из видов кроенной одежды, характерной для Индии, являются штаны (с различными названиями) из легкой ткани, которые носят и мужчины и женщины. Индусы могли выбирать себе по желанию любой цвет костюма, кроме желтого, который считался привилегированным цветом царей и их семейства. Завершение костюма была чалма, которая завязывалась по-разному. Обувью служили сандалии и закрытая обувь – туфли с заостренными носками, а также башмаки из лыка или тростника.

Женский костюм.

Занесенная в Индию туника как бы распадается (расчленяется) на юбку (гуджира) и маленькую кофточку (холи). Кофточка имеет короткие рукава и плотно облегает грудь. Сзади, между лопатками, кофточка зашнуровывается, при этом края ее не сходятся. Часто она обильно орнаментируется. Между короткой кофточкой и юбкой – обнаженное тело даже при надетом сари.

Сари – традиционная форма драпированной женской одежды. Индийское сари отличается многообразием способов драпировки, завязывания свободного конца платья, форм заложенных складок и т.п. Эти качества сари являются своего рада определителем, знаком того, кто носит платье. Сари – самая замечательная и наиболее красивая часть индийского костюма. Все способы драпирования имеют сходство – во всех случаях сари обматывается снизу вверх. Наиболее простой способ надевания сари заключается в обматывании тканью один или два раза вокруг бедер таким образом, что образуется род закрытой юбки длиной до половины икр или даже до пят, и скреплении ее узлом или поясом. Оставшиеся тканью драпируют верхнюю часть тела. Иногда конец сари, приходящийся на грудь, подтыкают сбоку.

Обычно для сари используется некрашеная хлопчатобумажная или шелковая белая ткань, иногда с узором (каймой) по краям и низу; есть также сари с разноцветными полосами и самых ярких цветов из шелка или тончайшего батиста с длинной золотой бахромой. Ничто не может быть великолепнее блеска подобной роскошной ткани, особенно оттеняющей оливковый цвет кожи индийской женщины и развевающейся во время ее ходьбы, отливая золотом вокруг ее стройных ног.

Женщины из бедных семей имели в основном украшения из меди, бронзы, стекла, фаянса, зажиточные – украшения из драгоценных металлов. Существовали украшения для волос и лба, серьги, кольца, продеваемые в нос, ожерелья различных видов, браслеты, надеваемые у предплечья, запястья, кольца для пальцев, рук и ног, браслеты для ног, пояса с пряжками. Украшения изготовляли также из раковин, слоновой кости, кораллов, жемчуга, из зерен разных злаков, косточек плодов и ягод, бисера, фаянса, лака с цветным стеклом. Основой имущественного положения и кастового различия было качество и количество материала, используемого для костюма, его декор и украшения.

Яркая декоративная косметика дополняла костюм индусов: женщины красили лицо, руки, ноги, грудь, брови и ногти

Сближение с западной культурой не могло не сказаться на развитии индийского костюма. В наибольшей степени это явление сказалось на мужском костюме: женщины до последнего времени хранили верность своей традиционной одежде. Англичане привезли в XIX в. в Индию сюртуки, брюки, даже пилотки. Приобщение к европейским вкусам сказалось на изменении силуэта женского платья (например, в Пнеджабе): свободная рубаха становится все более прилегающей, приближаясь к формам европейского платья.

Особенности японского искусства.

Искусство Японии – целый мир предметов и образов, многоликий, яркий, необычный.

В Древней Японии природа понималась как живое существо, одухотворенное и чувствующее. Каждый причудливый камень, изогнутое дерево, журчащий ручей казались воплощением духа, божества – ками. С этим связаны и особое отношение к материалу, постоянная забота художника о том, чтобы выявить природные качества глины, дерева, бронзы, шелка, открыть присущую каждому материалу собственную красоту.

Для японского искусства характерна миниатюрность: в малом видеть большое. Сложная, многогранная связь рисунка, формы и материала характерна и для орнаментации тканей, используемых в японском национальном костюме, и для японского костюма в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...