Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История становления отечественной профессиональной юридической этики и эстетики.




Методы изучения профессиональной этики и эстетики юриста. 2.Система этики и эстетики. Виды профессиональной этики юриста

Система этики:

1) Этическая оксиология. Изучает проблемы добра и зла.

2) Деонтология, исследует проблемы долго и должного.

3) Историческая этика, изучает мораль того или иного общества в соц и исторических аспектов

4) Профессиональная этика

Виды проф. этики юриста:

1) Этика адвоката

2) Этика судьи

3) Этика прокурора

4) Этика юрист консультанта

5) Нотмариуса

6) Этика судебынх приставов и т.д.

История развития этики.

Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.). Крупнейшими этиками в истории чело- вечества были Платон (428-328 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), Марк Аврелий (121 – 180), Августин Бла- женный (354 – 430), Б. Спиноза (1632 – 1677.Уже с очень древних времен, а особенно со времени расцвета наук, начавшегося в Древней Греции более 2500 лет назад, возникали вопросы о происхождении и сущности нравственных чувств и понятий, которые удерживают людей от злых поступков. Были сделаны попытки научного объяснения того, что принято называть нравственным в че- ловеке. Именно в эту эпоху перехода к классовой цивилизации проис- ходит оформление этики в относительно самостоятельную область философского знания. В истории развития этики как науки можно выделить этапы, для каждого из которых характерно свое представление о сущности мора- ли: − предэтика, − античная этика, − средневековая этика, − этика Нового времени, − современная этика.

Предэтика. в поэмах Гомера обнаруживается очень важное противоречие. С одной стороны, герои Гомера принадлежа к своему племени, борятся за его благо и это является смыслом их жизнедеятельности. Отечество, честь племени, слава воина, дружба, благо семьи составляют основу их поведения. С другой стороны, ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» нет какого-либо четкого, определенного морального кодекса, соблюдение которого считалось бы критерием моральности. Поэмы Гомера лише- ны назидательного этического начала, а моральная терминология на- ходится в зачаточном состоянии: выражения, обозначающие положи- тельные и отрицательные качества личности и общие моральные по- нятия - немногочисленны. Иная картина у Гесиода, который принадлежит уже к эпохе клас- совой цивилизации. Его поэмы пронизаны моральным смыслом. В ка- честве основных ценностей Гесиод выдвигает труд и справедливость, понимая под ними бережливость, расчетливость, законность и вообще все, что ведет к укреплению собственности. Обособление моральных норм получает дальнейшее развитие в изречении Семи мудрецов. Заключенные в них моральные требова- ния имеют общезначимую, абсолютную форму: «Чти старших» (Хи- лон), «Неправды убегай» (Клеобул), «Богам - почет, родителям-честь» (Солон)

Античная этика. Наметившийся в 5 в. до н.э. поворот философии к проблемам человека имел решающее значение для становления этики. В антич- ной этике можно выделить два основных направления: − первое - софисты и аморалисты, отрицавшие обязательность нравственных требований; − второе - учения крупнейших мыслителей Древней Греции - Со- крата, Платона (5в. до н.э.), Аристотеля (4в. до н.э.), Эпикура (Зв. до н.э.), заложивших основы этики как науки о нравственности. По мнению одного из представителей школы софистов - Прота- гора (конец 5-4 вв. до н.э.), нравственность является конкретной для каждого человеческого общества в определенную эпоху, поэтому нравственные требования различны у всех народов, а добро и зло - понятия относительные. Против софистов выступил Сократ (469-399 гг. до н.э.), искавший более прочную основу для обоснования нравственности, сводивший все к верховному разуму человека и к выработке им внутренней гар- монии между разумом и различными чувствами и страстями. Добро- детель понималась Сократом как способность преуспевать в умствен- ном развитии, в искусствах и в творчестве, для чего необходимо зна- ние и понимание общественной жизни и взаимных отношений между людьми. Итогом античных достижений в этой области явилась этика Аристотеля (4 в. до н.э.), который первым сис- тематизировал ее как теоретическую науку о добродетелях и дал ей имя. Аристотель разделил добродетели человека на два больших класса: этические, т.е. относящиеся к характеру, темпераменту, и дианоэтические, т.е. относящиеся к разуму, которому он отводил ог- ромную роль в выработке нравственности, в сдерживании страстей. Все этическое учение Аристотеля делится на три части: учение о высшем благе; учение о добродетелях вообще; учение об отдельных добродетелях. Аристотель несомненно был прав, когда говорил, что по отдель- ному поступку нельзя.судить о нравственных достоинствах человека. И хороший человек иногда может совершать что-нибудь дурное. Да и несчастного человека мы не назовем счастливым, если он прожил счастливо всего один день. Аристотель создает этику добро- детельной личности. При этом он, как и его предшественники, рас- сматривает личность в живой взаимосвязи с другими людьми, с государством. Так, он считает, что для счастья нужно обладать опреде- ленными внешними благами (здоровьем, богатством и т.д.), пользо- ваться благосклонностью судьбы. Но наиболее важное значение име- ет мнение Аристотеля о неотделимости счастья личности от счастья общества, т.к., по его мнению, стремление к благу общества дает го- раздо высшее, гораздо более «прекрасное» «блаженство», чем стремление к удовлетворению своих личных порывов. Таким образом, античная этика утверждает образ уравновешен- ного, гармоничного человека, и внутри себя, и в общении с миром.

Средневековая этика. Суть средневековой этики состоит в том, что она стала религи- озной. Ее исторические судьбы на многие столетия оказались сопря- женными с христианством. Моральная концепция христианства замкнута на идею Бога, ко- торый создал мир, весь мир развивается из него, он его непосредст- венный управитель. Все остальные создания существуют благодаря и для бога. Высшая цель - служить богу. Человек подобен богу, но не более. Характерные особенности средневековой этики мы рассмотрим на примере двух ее наиболее характерных представителей: Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Августин Блаженный считал, что бог - это начало, средоточие и цель всего, он - отец блаженства и добра. Божественные заповеди нужно принимать не потому, что они ис- тинны и гуманны, а потому, что они божественны, божественность их происхождения является залогом их истинности и гуманности. По утверждению Августина, греховны все люди. Однако некото- рых из них бог отмечает своей милостью. Фома Аквинский пытается дать рацио- нальный ответ на вопросы, которые по существу противоразумны. Он рассуждает о том, что едят ангелы, могут ли быть воскрешены одно- временно тела людоеда, который питался человеческим мясом и его жертв и т.д., пытался дать однозначные ответы на все частные вопро- сы брачных отношений, воспитания детей и т.д. Если античная этика исходила из убеждения, что нравственное совершенство человека доступно ему самому, что нравственность это совокупность добродетелей человека, то нравственные требования средневековой этики выступают как заповеди бога.

История становления отечественной профессиональной юридической этики и эстетики.

Введение

Нравственное воспитание должно идти впереди профессионального [1]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...