Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема с двумя системами сборных шин

ЛЕКЦИЯ 10

ТЕМА: Электрические соединения главных схем

10.1 Схемы электрических соединений на стороне 6-10кВ

 

Схемы электрических соединений должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к главным схемам по надежности, возможности проведения ремонта, оперативной гибкости, экономической целесообразности, возможности опробования и вывода в ремонт выключателей без нарушения работы присоединения. Различают два основных типа схем электрических соединений с Umin = 6…10кВ.

- схемы с одной системой сборных шин,

- схемы с двойной системой сборных шин.

 

Схема с одной системой сборных шин.

 

 


Рисунок 10.1. Cхема с одной несекционированной системой сборных шин.

 

Наиболее простой схемой электроустановок на 6-10кВ является схема с одной несекционированной системой сборных шин (рисунок 10.1). Источники питания в схеме присоединяются к сборным шинам с помощью выключателей и разъединителей. Для отключения присоединения используется один выключатель.

Если же выключатель выводится в ремонт, то алгоритм отключения следующий:

- отключается выключатель Q5,

- отключается шинный разъединитель QS5,

- отключается линейный разъединитель QS6.

Операции с разъединителями необходимы только для обеспечения безопасности при ремонтных работах.

Основные достоинства схемы.

1. Однотипность и простота операций с разъединителями, благодаря чему снижается аварийность из-за неправильных действий персонала.

2. Возможность использования комплектных РУ, что позволяет снизить стоимость монтажа, широко использовать механизацию.

     Недостатки схемы.

1. При ремонте сборных шин или шинных разъединителей необходимо снять напряжение с шин, что приводит к перерыву электроснабжения всех потребителей.

2. КЗ на сборных шинах вызовет отключение всех источников питания, следовательно, потерю электроснабжения всех потребителей.

Указанные недостатки частично устраняются разделением сборных шин на секции. Рассмотрим одну секционированную систему сборных шин на примере рисунка 10.2.

 

 

Рисунок 10.2. Схема с одной секционированной системой шин.

 

Схема имеет те же достоинства и недостатки, что и схема с одной несекционированной системой шин. Вместе с тем, авария на сборных шинах приводит к отключению лишь части шин и половины потребителей, а вторая половина присоединений остается под питанием. В этой схеме секционный выключатель QB в нормальном режиме может быть включен, если надо обеспечить параллельную работу источников. Выключатель QB может быть в нормальном режиме и отключен. Тогда секции сборных шин получают питание каждая от своего источника. При выходе из строя одного источника или коротком замыкании на линии соответствующий выключатель Q и разъединитель QS отключаются, а секционный выключатель QВ включается.

Недостатки схемы.

1. При ремонте одной из секций ответственные потребители, нормально питающиеся от двух секций, остаются без резерва.

2. Потребители, нерезервированные по питанию, отключаются на всё время ремонта секции.

 
Схема с одинарной секционированной системой шин получила широкое распространение в системе питания собственных нужд АЭС.

 

 

 

 


Рисунок 10.3. Две секции шин нормальной эксплуатации.

    

1. Шины нормальной эксплуатации выполняются секционированными. Каждая секция получает питание от основного и резервного источников (рисунок 10.3). Резервный источник подключается при отключении основного источника. Число секций определяется требованиями к надежности и безопасности технологического процесса на АЭС. В качестве основного и резервного источников используются трансформаторы.

Взаимное резервирование между секциями одинарной системы сборных шин в рассматриваемом случае не предусматривается, то есть секционные выключатели QВ не предусматриваются.

2.  Шины надежного питания потребителей 2 группы выполняются одинарными секционированными. Между секциями, к которым подключены потребители систем аварийного расхолаживания (САОЗ), резервирование не предусматривается. Число секций шин надежного питания САОЗ определяется количеством систем САОЗ, которых для реакторов ВВЭР и РБМК устанавливается по три на блок.

 

 


Рисунок 10.4. Одна секция надежного питания потребителей второй группы системы безопасности.


Каждая секция имеет два источника питания:

- источник основной – шины нормальной эксплуатации;

- источник резервный – дизель генератор.

На АЭС секции шин надежного питания потребителей машинного зала ВJ (паротурбинной установки и вспомогательного оборудования генератора) и реакторного отделения ВК связываются (рисунок 10.5) между собой секционными выключателями (QВ1, QВ2). В нормальных режимах питание на эти шины подается от шин нормальной эксплуатации через выключатели Q1 и Q3. При отключении одного из выключателей (Q1 или Q3) включаются секционные выключатели QВ1 и QВ2, обеспечивая резервирование питания потребителей шин ВJ и ВК. Если включение секционных выключателей не произойдет, то в качестве резервного источника питания секций ВJ и ВК будут использоваться дизель генераторы.

 

 

 


                                                                                               

 

 

Рисунок 10.5. Секции надежного питания общеблочных

потребителей второй группы.

 

Схема с двумя системами сборных шин

С учетом особенностей электроприемников и схем их электроснабже-

ния на некоторых типах ЭС может предусматриваться схема с двумя системами сборных шин (рисунок 10.6).

На рисунке 10.6. схема представлена в рабочем состоянии. Генераторы G1 и G2 подключены на первую систему сборных шин А1, от которой получают питание групповые реакторы и трансформаторы связи Т1, Т2. Рабочая система шин секционирована выключателем QB и реактором LRB, назначение которого – ограничить токи коротких замыканий при коротком замыкании на одной из секций рабочей системы шин. Вторая система шин А2 является резервной. Напряжение на ней в нормальном режиме отсутствует. В схеме каждый элемент присоединяется через развилку двух шинных разъединителей, что позволяет осуществлять работу как от одной, так и от другой системы шин. Обе системы шин могут быть соединены между собой шиносоединительными выключателями QA1 и QA2, которые в нормальном режиме отключены. Возможен и другой режим работы, когда обе системы шин находятся под напряжением и все присоединения распределяются между ними равномерно. Такой режим называется с фиксированным присоединением цепей.

 

 

 


Рисунок 10.6. Схема с двумя системами сборных шин.

 

Достоинства схемы:

- гибкость схемы, возможность отключения для ремонта любого элемента без отключения других присоединений,

- достаточно высокая надежность схемы.

Недостатки схемы:

- большое количество разъединителей, изоляторов, токоведущих материалов;

- более сложная конструкция РУ по сравнению с предыдущей схемой;

- большие капитальные затраты;

- использование разъединителей в качестве оперативных аппаратов;

- большое количество операций с разъединителями и сложная блокировка между выключателями и разъединителями допускает возможность ошибочного отключения тока нагрузки разъединителями;

- вероятность аварий из-за ошибок обслуживающего персонала больше, чем в схемах с одной системой шин.

Иногда используется на расширяемых ТЭЦ.

 

 

Контрольные вопросы.

1. Схема РУ с одной несекционированной системой шин. Достоинства и недостатки, пример применения.

2. Схема РУ с одной секционированной системой шин. Достоинства и недостатки, пример применения.

3. Схема РУ с двумя системами сборных шин. Достоинства и недостатки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...