Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия и наука. Их взаимосвязь и взаимодействие.




В истории сложились два крайних подхода в понимании взаимосвязи философии и науки. Первый подход получил название натурфилософии. В соответствии с этим подходок философия представляет собой особый способ познания мира, качественно отличающийся от того способа познания, который представлен наукой. Философия вырабатывает свои, философские истины. Такие истина глубже, чем истины науки. Наука должна приспосабливать свои истины (выводы) к истинам (выводам) философии. Философия как способ познания первична, наука как способ познания вторична.
Второй подход получил название позитивистского. В соответствии с этим подходом философия не имеет какого-то своего предмета познания и своего собственного способа познания, отличного от науки, философия в лучшем случае есть одна из наук, самая общая наука ("наука наук"). Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. А своеобразие философии состоит в предельно широком уровне обобщения, а не в ее способе или предмете познания. Философский способ познания – это научный способ познания. Никакого другого способа познания, кроме научного, не существует.
И с тем, и с другим подходом согласиться трудно. Взаимосвязь философии и науки боле тонкая, ее нельзя втиснуть в рамки таких простых конструкций как натурфилософская и позитивистская. Прежде всего, философия есть особая форма общественного сознания, самостоятельный компонент духовной культуры. Наука – это наука, а философия – это философия. Философия тесно связана с наукой, но не сводится к ней целиком. Хотя философия во многом опирается на научное познание, оно не является единственным источником философии. Не только наука, а все формы общественного сознания дают свой материал для философских обобщений. Очень многое философии дают мораль, искусство, политическое сознание, правосознание и даже религия как вечный оппонент философии.

Вместе с тем было бы неправильно, подчеркивая специфичность философии как формы общественного сознания, отрывать философию и науку, противопоставлять философское познание науке, научному познанию мира. Сущность познания (именно как познания, а не оценки мира) реализовывается, прежде всего, в науке. Но и для философии характерна значительная познавательная функция. Философию роднит с наукой общая установка на рациональное обоснование знания, на доказательность формулируемых ими положений. На этой основе философия и наука теснейшим образом взаимодействуют. Рационально обосновывая достижения различных форм общественного сознания, философия обогащается таким содержанием, которое отсутствует в науке, но оказывается ей полезным, помогает вырабатывать методологические и мировоззренческие ориентиры научного познания.

Качественное отличие философии и науки заключено, прежде всего, в отношении к ценностным сторонам духовного освоения мира. Наука стремится вынести ценностное отношение за рамки своих логических структур (теорий, понятий, концепций и др.). Философия же, наоборот, опираясь на достижения науки, творчески обобщает их и синтезирует с ценностными аспектами, с эстетическим, нравственным отношением к миру. Философия придает достижениям науки ценностный, личностный смысл, трактует их с позиций идеалов и интересов человека. Философия как бы "достраивает" науку до человека.

 

 

4. Материализм и идеализм –основные направления в философии.
Решение данных теоретических вопросов в философии происходит в рамках размышлений об отношении материального и духовного. Акцентирование той или другой стороны проблемы явилось предпосылкой противостоящих философских концепций материализма и идеализма. Материалисты за первичное принимают нечто материальное (это могут быть натурально-вещественные предметы – дерево, металл, земля и т.д. или абстракция атома, или абстрактная материя); для идеалистов наоборот, материальное есть продукт духовного (идеи, знания, воли, абсолютного духа, бога и т.д.).
Особая роль в системе категорий принадлежит универсальной и всеобщей категории – материальное / идеальное: любая реалия может быть представлена как материальная или идеальная. Универсальность категории дало повод определить соотношение, которое оно представляет как основной вопрос философии. Важнейшее содержание этого вопроса заключается в том, что является первичным: дух или природа. Материалисты исходили из первичности материи, природы и вторичности сознания. Идеалисты, напротив, утверждали первичность сознания. Именно так он был сформулирован в период окончательного формирования философского взгляда на мир в XVII-XIX вв. Большой вклад в разработку этой теоретической концепции внесли И.Кант, В.Ф.Гегель, Л.Фейербах, К.Маркс, Ф.Энгельс. Они глубоко подметили, что от различного решения этого вопроса во многом зависят форма и направленность философских концепций

Среди разновидностей материализма выделяют:
метафизический материализм – характеризуется отсутствием логико-теоретической проработанности, обоснованности основных посылок и принципов. Материальная природа рассматривается как непосредственно данная, всегда равная себе, неразвивающееся целое, вращающаяся в одних и тех же вечных и ограниченных кругах. Постулируется принцип психофизического тождества;
вульгарный материализм – игнорирует социально-историческую природу сознания, трактуя последнее как непосредственное свойство мозга. Психические явления объявляются эпифеноменами физико-химических процессов;
диалектический материализм – логическое выведение явлений психики и сознания из специфических материальных оснований (практики, состояний ЦНС).
Среди разновидностей идеализма выделяют:
объективный идеализм, представители которого считают, что духовное существует вне и независимо от сознания человека и природы,
субъективный идеализм, представители которого полагают, что предметы, действительность – творение человеческой психики, духовности.
Как было видно, каждая из этих концепций принимает за основу всего сущего (субстанцию) одно начало (либо идеальное, либо материальное) и поэтому называется монистическим учением, монизмом.
Философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами, называется дуализмом.
Философское учение, сопряженное с сомнением в возможности человека истинно познавать мир, называется агностицизмом.

Плюрализм – необходимое условие целостного отражения противоречивой действительности. Плюрализм не отрицает наличие определенных мировоззренческих позиций, он не является проповедью «всеядства». Речь идет о признании права каждого на собственное миропонимание, если оно не связано с проповедью насилия и человеконенавистничества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...