Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Античная философия: этапы и проблематика. Линия Демокрита и линия Платона.




Основные способы философствования (натурализм, теоцентризм, социоцентризм, антропологизм). Назначение философии.

Лекция

В зависимости от понимания сущности человека выделяется ряд способов философствования: натурализм, социоцентризм, теоцентризм, антропологизм.

Натурализм (природоцентризм) Ф.Ницше, З.Фрейд, А.Бергсон

Человек - творение природы, все в нем от природы и для природы создано.
Способ: Единство знания и поведения.

Теоцентризм П. Флоренский, Маритен, Барт,

Человек - образ Бога, задача философии доказать, что все от Бога.
Предельная основа познания: знание есть вера.

Социоцентризм К. Маркс, Э.Дюркгейм, Кассирер

Человек - творение социальной среды, все в человеке от общества и для общества создано
Способ: совместная деятельность истина - то, что общезначимо, практика - критерий истины.

Антропологизм Ж-П Сартр, Камю, Бердяев

Человек продукт самостроительства. Все вокруг него индивидуальное самостроительство
Человек - проект самостроительства. Критерий истины - переживания
Знания не отделяются от переживания.

Интернет (если брать это, то представителей лучше взять из ЛЕКЦИИ!)

Натурализм рассматривает человека как природное суще- ство, как продукт природы (Коперник впервые доказал, что человек – житель рядовой планеты Солнечной системы, Дарвин высказал мнение о животном происхождении человека. Фрейд показал, что огромную роль в поведении человека имеет бессознательное начало). Социоцентризм рассматривает человека как продукт общества, как социальное существо. Маркс указывал, что сущность человека определяется общественными отношениями. Теоцентризм характеризует человека как творение Бога: все в человеке от Бога и живет он для своего творца. Так считают религиозные философы. Антропологизм рассматривает человека как продукт самостроительства: человек сам себя создает, сам выбирает свою сущность. Такой точки зрения придерживались экзистенциалисты Камю, Сартр, Ясперс.

Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества.

4.Основной вопрос философии и варианты его решения.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное рег шение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении О. в. ф. занимают дуализм, агностицизм. Прежней философии был присущ метафизический подход к решению О.-в. ф., проявляющийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познания к пассивному созерцанию (метафизический материализм), в отождествлении сознания и материи (Вульгарный материализм), либо в преувеличении активности мысли, в возведении ее в абсолют, оторванный от материи (Идеализм), либо в утверждении их принципиальной несовместимости (дуализм, агностицизм). Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение О. в. ф. Первичность материи она видит в том, что: 1) материя является источником сознания, а сознание - отражением материи; 2) сознание - результат длительного процесса развития материального мира; 3) сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга; 4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием. Отмечая абсолютную противоположность материи и сознания лишь в пределах О. в. ф., диалектический материализм одновременно указывает на их взаимосвязь и взаимодействие. Будучи производным от материального бытия, сознание обладает относительной самостоятельностью в своем развитии и оказывает обратное активное воздействие на материальный мир, содействуя его практическому освоению и преобразованию. Человеческое сознание, опираясь на практику, способно к достоверному познанию мира. Вопрос об отношении материи и сознания, будучи основным, определяет не только решение частных проблем, но и характер мировоззрения в целом, дает надежный критерий для различе-, ния осн. философских направлений. Поэтому научная формулировка О. в. ф. позволяет последовательно провести принцип партийности философии, четко разграничить и противопоставить материализм и идеализм, решительно отстаивать научное мировоззрение диалектического материализма.

Античная философия: этапы и проблематика. Линия Демокрита и линия Платона.

Термин «античная философия» состоит из двух элементов — слов «античная» и «философия», Слово «античный» от лат. antiquus означает «древний» и представляет собой условную совокупность теоретических, эстетических и этических представлений Древней Греции и Рима. Слово это восходит к греч. «любовное отношение к мудрости».

Своеобразие и уникальность античной философской традиции заключается в том, что в ней все вещи впервые были осмысленны в своей полноте, т. е. последовательно были представлены как проблема, как понятие и как ценность.

Особенности:

1. космоцентризм(«космос»-бытие)

2. рационализм(«рацио»-разум)

3 важных этапа:

1. досократический (натурфилософский) -VII – V в. до н. э.

Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора и его учеников, Демокрита и Левкипа. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и политической сферы Древней Греции.

2. классический период - V - IV ст. до н. э.

Является в появлении софистов. Они перенесли свое внимание на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию риторики как науки. Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протагора и Горгия.

3. эллинистический этап развития- с IV по II век до н. э.

В это время возникают первые философские системы, появляются новые философские школы. Представители периода переходят к решению этических проблем и морализаторству именно в то время, когда эллинская культура переживает упадок. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии.

Основные проблемы:

- космология (натурфилософы) - в ее контексте тотальность реального виделась как "физис" (природа) и как космос (порядок), основной вопрос, при этом: "Как возник космос? ";

- мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;

- метафизика (Платон) утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем, мир идей выше чувственного;

- методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания,

- эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе;

- формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

Демокрит и Платон известны как философы, положившие в истории развития философской мысли две ведущие мыслительные традиции, получившие название материализма и идеализма. Материализм исходит из признания первичности материи, предполагает наличие в материальных структурах мира некоторой изначальной напряженности, что является причиной развития, в том числе — длительной эволюции биологических форм, в конечном счете заканчивающейся возникновением человека и общества. Идеализм отрицает возможность наличия в материи внутренних стимулов для саморазвития. Он считает, что процесс развития поддерживается со стороны влияния каких-то нематериальных идеальных структур. Во многих идеалистических концепциях сама материя рассматривается как сотворенная некоторым высшим существом, обладающим всесильным разумом и неограниченными творческими возможностями.

Демокрит признавал два первоначала: атомы и пустоту. Он считал, что атомы различаются формой и величиной. Комбинации атомов приводят к возникновению различных вещей. Многообразные миры возникают в результате вихревого движения атомов по естественным причинам, в силу того, что все причинно обусловлено, случайность является, с точки зрения Демокрита, лишь иллюзией.

Платон основоположить объективного идеализма. Платон (427-347 гг. до н. э.) заимствует у Пифагора идею перевоплощения душ. Так же, как и Пифагор, Платон рассматривал земное бытие человека как пленение его души, от которого можно освободиться только в результате ряда перевоплощений. Но идея земного плена выглядит у Платона более трагично, чем это имеет место у Пифагора или в буддистских представлениях о карме. Согласно философии Платона, душа, по существу, не может выйти из бесконечного цикла бытия, т. к. души, освобожденные от земного плена, возвратившиеся в мир идей, снова пытаются заглянуть в занебесную сферу, ломают крылья и, отягощаясь, вновь попадают на землю.


8. Философия средних веков, ее черты, этапы и проблематика. Учения Августина.

Средневековая философия (1-3 тыч, в период разложения Рим. Империи)

Черты средневекового мышления:

1. универсализм (стремление охватить мир в целом)
знает способности только тот, кто проник в суть Божественного творения

2. символизм (все отмечено печатью Бога, основано на Новом Завете)
Слово - орудие творения

3. Иерархизм (все символы (высшие, низшие) и их расположение зависело о приближения к Богу)

4. Телеологизм (истолкование явлений действовали как сущ-х по просьбе Бога)

Основные этапы развития:

1. Патристика
Патристика (от слова «патер» — отец) — I этап в развитии средневековой философии (I-VI вв.). Основным содержанием данного этапа явились разработка и защита христианского учения «отцами церкви». «Отцами церкви» считаются мыслители, внёсшие определяющий вклад в доктринальное оформление христианского учения. Как правило, разработчики и апологеты догматов христианства одновременно являлись известными философами (Аврелий Августин, Григорий Нисский, Тертуллиан и др.).

 

Основные тенденции:
1) отвергает античную образованность и философию
2) Античная философия применяется, но используется как инструмент познания Бога
3) гармоничное сотрудничество между божественной и философской мудростью

Августин Блаженный - выдающийся мыслитель, заложив­ший своими многочисленными трудами мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья.

Учение Августина о божественной благодати в ее отношении к воле че­ловека и о божественном предопределении оказало большое влияние на последующую христианскую философию. Суть этого учения состоит в следующем. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей: могли не грешить. Но Адам и Ева дурно использовали эту свободу и после грехопадения потеряли ее. Теперь они уже не могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже не могут грешить. Божество от века предопределило одних людей к добру, спасе­нию и блаженству, а других — к злу, погибели и мучениям. Без предопределенной божественной благодати человек не может иметь доброй воли.

Августин говорил, что без знания истины невозможно и «вероятное» знание, так как вероятное есть нечто правдоподобное, то есть похожее на истину. А чтобы узнать, что похоже на ис­тину, надо знать саму истину. По мысли Августина, наиболее достоверное знание — это знание человека о своем собственном бытии и сознании: «Всякий, кто сознает, что он сомневается, со­знает это как некоторую истину...» «Кто сомневается в том, что он живет, помнит, сознает, желает, мыслит, знает, судит? И даже если он сомневается, то все же... он помнит, почему сомневает­ся, сознает, что сомневается, хочет уверенности, мыслит, знает, что не знает, думает, что не следует опрометчиво соглашаться». Познание, по Августину, основано на внутреннем чувстве, ощу­щении и разуме. Человек, говорит Августин, имеет о доступных пониманию и разуму предметах познание, хотя и малое, однако совершенно достоверное, и жалким образом обманывается тот, кто думает, что чувствам не надо верить. Нормой познания яв­ляется истина. Неизменная, вечная истина, согласно Августину, есть источник всех истин, есть Бог. Новым в теории познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах по­знания. Характеризуя роль волевого начала в чувствах, Августин изрек афоризм: «Человек испытывает страдания ровно настоль­ко, насколько поддается им».

2. Переходный (С. Боэций)
Возник реализм и номинализм

 

3. Схоластика — II этап в развитии средневековой философии (IX — XV в.в.), во время которого происходит дальнейшее уточнение, конкретизация христианского учения с привлечением возможностей философии. Традиционно схоластическую философию называют школьной философией (лат. Scholastics — школьный), поскольку она, во-первых, изучалась и развивалась в школах при монастырях, во- вторых, изложение в ней христианской философии доводилось до уровня, доступного как для популярного её усвоения, так и для широкого распространения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...