По организационно-правовым формам
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ - ОРГАНИЗАЦИЯ Понятие и теоретические основы организации. Классификация организаций. Интеграция организаций. Объединения, сети, союзы, как объект управления. Организация представляет собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей. Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими институтами со следующими общими чертами: 1. целями, отражающими их предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества; 2. персоналом или работниками, обладающими квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей; 3. разделением труда, осуществляемым в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающим рациональную структуризацию работ и задач; 4. коммуникациями, то есть различными видами связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы; 5. формальными правилами поведения, процедурами и контролем, устанавливаемыми для того, чтобы организации функционировали как целостные образования; 6. уровнями полномочий и ответственности, устанавливающими масштабы власти для разных должностей в организации. Организации функционируют в форме предприятий, фирм, компаний и корпораций. Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все составляющие ее подсистемы, их взаимодействие между собою и взаимоотношения с внешним окружением. Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента.
В условиях рыночной экономики давление рынка является самым существенным внешним фактором, поэтому необходимо постоянно отслеживать следующие параметры: • сложность рынка. Определяет ли рынок способ, темпы и технологию выполнения работ внутри самой компании. • степень диверсификации, характеризующая спектр продуктов, клиентов или услуг, предлагаемых на рынке и требующих ответных действий со стороны предприятия; • определенность и стабильность, помогающие или, наоборот, мешающие предприятию предсказывать ход и темпы изменений на данном рынке; • соотношение возможностей и угроз на данном рынке, предопределяющее его результирующую оценку для предприятия; • характер отношений с другими организациями, определяющий предсказуемость требований и запросов с их стороны, наличие прямых или опосредованных связей, степень зависимости от них. К внешней среде прямого воздействия относятся: конкуренты и акционеры, союзы и общества по интересам, потребители, поставщики. К внешней среде косвенного воздействия относятся политика, физико-географические условия, организационно-технические условия, технологии, социально культурные факторы, экономика. Во втором ряду переменных внешней среды находятся факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.
Под структурой организации понимаются состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и управленческих процессов. В соответствии с этим каждая организация имеет структуру, в составе которой выделяют производственные и управленческие подсистемы. В свою очередь, в структуре управления нередко создаются функциональные подсистемы, к которым относятся маркетинг, управление нововведениями, управление производством, управление персоналом и т. п. Ресурсы, как фактор внутренней среды, также связаны с протекающими в организации процессами. Для их осуществления необходимо иметь все виды ресурсов — трудовые, материальные, денежные, информационные. Культура организации — это совокупность коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм, оказывающих влияние на поведение отдельных индивидов и групп людей, а следовательно, и на процессы, протекающие в организации.
Классификация организаций. Существуют разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации. Чаще всего в теоретических работах для этого предлагается использовать критерии: формализации, форм собственности, отношения к прибыли, организационно-правовой формы, размеров, отнесения к секторам экономики. По отнесению организаций к формальным и неформальным На основании критерия формализации выделяются: 1. формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы; 2. неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми. По формам собственности По критерию формы собственности организации могут быть: 1. частными, 2. государственными, 3. муниципальными, 4. иными. По отношению к прибыли По отношению к прибыли организации подразделяются на: 1. коммерческие, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
2. некоммерческие, которые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. По организационно-правовым формам 1. унитарные; 2. государственные; 3. муниципальные; 4. производственные кооперативы. По размерам организаций По размерам или масштабам своей деятельности организации относятся к крупным, средним или малым. Качественные отличия малых предприятий от средних и крупных организаций состоят в том, что они работают в условиях более высокого риска и неустойчивости, с одной стороны, и проявляют большую гибкость и восприимчивость к инновациям, с другой. Соответственно формируются характерные черты их внутренней организации и внешнего делового окружения, которые в значительной мере предопределяют их особенности как объектов управления. К ним в первую очередь относятся: особенности производственных процессов, предопределяющие ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов, небольшую номенклатуру выпускаемых изделий и упрощенность системы сбыта; специфика системы управления и руководства, проявляющаяся в единстве права собственности и непосредственного управления предприятием, а также в особой роли руководителя в жизни предприятия, который прямо включен практически во все функциональные области. Кроме того, система управления характеризуется компактностью управленческой команды, многофункциональностью менеджеров, простотой структуры управления и информационных связей, быстротой принятия решений, неформальным подходом к планированию и контролю; состояние отдельных компонентов, которое характеризуется особым, персонифицированным характером отношений между хозяином и работниками, порождает гибкость и восприимчивость к нововведениям, отражает небольшие размеры финансовых ресурсов и низкую капитализацию при высокой оборачиваемости капитала.
Особенности внешних воздействий формируют такие устойчивые характеристики малого предприятия, как: 1. локальность ресурсных и сбытовых рынков; 2. преобладание неформальных взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей; 3. положение «ведомого» в кооперационных связях с крупными и средними предприятиями; 4. высокая чувствительность к изменениям экономической конъюнктуры, политической обстановки, законодательства; 5. ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов; 6. большая зависимость от системы поддержки.
Интеграция организаций. Интеграция характеризуется как объединение усилий ряда организаций для достижения общей стратегической цели, укрепления их конкурентоспособности и повышения эффективности. Выделяют два основных вида интеграции организаций: горизонтальную, когда происходит объединение усилий разных организаций для реализации каких-либо общих целей (например, создание ассоциаций, общих финансовых органов, органов управления имуществом, группировок, формирование финансово-промышленных групп); вертикальную, когда объединяются предприятия, связанные между собой технологически, по участию в цепочке создания ценностей (для проведения согласованной политики в области цен, маркетинга, рекламы и т. п. производится разделение зон хозяйствования, за каждым предприятием закрепляются постоянные функции). Наряду с этим в практике слияний и объединений нередко выделяют третий тип интеграции, который представляет собой комбинацию первых двух и называется диагональной интеграцией. Процесс интеграции приводит к формированию целостных образований из самостоятельно функционирующих организаций, каждая из которых воспринимает другие организации и компании как части единого экономического организма. При этом особую ценность представляют не только инициатива и умение видеть незаполненные ниши, но и способность соединять разные экономические структуры, налаживать четкую, надежную сеть взаимодействия между субъектами хозяйствования. Благодаря соединению потенциалов различных предприятий, дополняющих друг друга, создается синергетический эффект, что приводит к росту эффективности интеграционного образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|