Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По организационно-правовым формам

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ - ОРГАНИЗАЦИЯ

Понятие и теоретические основы организации.

Классификация организаций.

Интеграция организаций.

Объединения, сети, союзы, как объект управления.

Организация представляет собой совокупность людей и групп, объе­диненных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо зада­чи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обя­занностей. Организации, в которых для достижения общих целей приме­няется совместный труд людей, являются социально-экономичес­кими институтами со следующими общими чертами:

1. целями, отражающими их предназначение и те виды продук­ции и услуг, которые они производят для удовлетворения по­требностей общества;

2. персоналом или работниками, обладающими квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения по­ставленных целей;

3. разделением труда, осуществляемым в соответствии с профес­сионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающим рациональную структуризацию работ и задач;

4. коммуникациями, то есть различными видами связей, необхо­димых в процессе выполнения совместной работы;

5. формальными правилами поведения, процедурами и контролем, устанавливаемыми для того, чтобы организации функциони­ровали как целостные образования;

6. уровнями полномочий и ответственности, устанавливающими масштабы власти для разных должностей в организации.

Организации функционируют в форме предприятий, фирм, ком­паний и корпораций.

Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все составляющие ее подсистемы, их взаимодействие между собою и взаимоотношения с внешним окружением. Внешняя среда харак­теризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента.

В условиях рыночной экономики давление рынка является самым существенным внешним факто­ром, поэтому необходимо постоянно отслеживать следующие па­раметры:

сложность рынка. Определяет ли рынок способ, темпы и тех­нологию выполнения работ внутри самой компании.

степень диверсификации, характеризующая спектр продуктов, клиентов или услуг, предлагаемых на рынке и требующих от­ветных действий со стороны предприятия;

определенность и стабильность, помогающие или, наоборот, мешающие предприятию предсказывать ход и темпы измене­ний на данном рынке;

соотношение возможностей и угроз на данном рынке, предоп­ределяющее его результирующую оценку для предприятия;

характер отношений с другими организациями, определяющий предсказуемость требований и запросов с их стороны, нали­чие прямых или опосредованных связей, степень зависимос­ти от них.

К внешней среде прямого воздействия относятся: конкуренты и акционеры, союзы и общества по интересам, потребители, поставщики.

К внешней среде косвенного воздействия относятся политика, физико-географические условия, организационно-технические условия, технологии, социально культурные факторы, экономика.

Во втором ряду переменных внешней среды нахо­дятся факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздей­ствия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. Внутренняя среда каждой организации формируется под воз­действием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.

Под структурой организации понимаются состав и соотноше­ние входящих в него подсистем, выделяемых по критериям про­изводственных и управленческих процессов. В соответствии с этим каждая организация имеет структуру, в составе которой вы­деляют производственные и управленческие подсистемы. В свою очередь, в структуре управления нередко создаются функциональ­ные подсистемы, к которым относятся маркетинг, управление но­вовведениями, управление производством, управление персоналом и т. п.

Ресурсы, как фактор внутренней среды, также связаны с проте­кающими в организации процессами. Для их осуществления необ­ходимо иметь все виды ресурсов — трудовые, материальные, де­нежные, информационные. Культура организации — это совокупность коллективно разде­ляемых ценностей, убеждений, традиций и норм, оказывающих влияние на поведение отдельных индивидов и групп людей, а сле­довательно, и на процессы, протекающие в организации.

 

Классификация организаций.

Существуют разные подходы к выделению критериев, на осно­вании которых можно группировать организации. Чаще всего в те­оретических работах для этого предлагается использовать крите­рии: формализации, форм собственности, отношения к прибыли, организационно-правовой формы, размеров, отнесения к секторам экономики.

По отнесению организаций к формальным и неформальным

На основании критерия формализации выделяются:

1. формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;

2. неформальные организации, работающие без четко определен­ных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

По формам собственности

По критерию формы собственности организации могут быть:

1. частными,

2. государственными,

3. муниципальными,

4. иными.

По отношению к прибыли

По отношению к прибыли организации подразделяются на:

1. коммерческие, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

2. некоммерческие, которые не стремятся извлекать или распре­делять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и со­ответствует этим целям.

По организационно-правовым формам

1. унитарные;

2. государственные;

3. муниципальные;

4. производственные кооперативы.

По размерам организаций

По размерам или масштабам своей деятельности организации относятся к крупным, средним или малым.

Качественные отличия малых предприятий от средних и крупных организаций состоят в том, что они работают в условиях более высо­кого риска и неустойчивости, с одной стороны, и проявляют боль­шую гибкость и восприимчивость к инновациям, с другой. Соответственно формируются характерные черты их внутрен­ней организации и внешнего делового окружения, которые в зна­чительной мере предопределяют их особенности как объектов уп­равления. К ним в первую очередь относятся:

особенности производственных процессов, предопределяющие ог­раниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов, небольшую номенклатуру выпускае­мых изделий и упрощенность системы сбыта;

специфика системы управления и руководства, проявляющаяся в единстве права собственности и непосредственного управления предприятием, а также в особой роли руководителя в жизни пред­приятия, который прямо включен практически во все функцио­нальные области. Кроме того, система управления характеризуется компактностью управленческой команды, многофункциональнос­тью менеджеров, простотой структуры управления и информаци­онных связей, быстротой принятия решений, неформальным под­ходом к планированию и контролю;

состояние отдельных компонентов, которое характеризуется осо­бым, персонифицированным характером отношений между хозяи­ном и работниками, порождает гибкость и восприимчивость к но­вовведениям, отражает небольшие размеры финансовых ресурсов и низкую капитализацию при высокой оборачиваемости капитала.

Особенности внешних воздействий формируют такие устойчивые характеристики малого предприятия, как:

1. локальность ресурсных и сбытовых рынков;

2. преобладание неформальных взаимоотношений с узким кру­гом поставщиков и потребителей;

3. положение «ведомого» в кооперационных связях с крупными и средними предприятиями;

4. высокая чувствительность к изменениям экономической конъюнктуры, политической обстановки, законодательства;

5. ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов;

6. большая зависимость от системы поддержки.

 

Интеграция организаций.

Интеграция характеризуется как объединение усилий ряда организаций для дости­жения общей стратегической цели, укрепления их конкурентоспособ­ности и повышения эффективности.

Выделяют два основных вида интег­рации организаций:

горизонтальную, когда происходит объединение усилий разных организаций для реализации каких-либо общих целей (например, создание ассоциаций, общих финансовых органов, органов управ­ления имуществом, группировок, формирование финансово-про­мышленных групп);

вертикальную, когда объединяются предприятия, связанные между собой технологически, по участию в цепочке создания ценностей (для проведения согласованной политики в области цен, маркетинга, рекламы и т. п. производится разделение зон хо­зяйствования, за каждым предприятием закрепляются постоянные функции).

Наряду с этим в практике слияний и объединений нередко вы­деляют третий тип интеграции, который представляет собой ком­бинацию первых двух и называется диагональной интеграцией.

Процесс интеграции приводит к формированию целостных об­разований из самостоятельно функционирующих организаций, каждая из которых воспринимает другие организации и компании как части единого экономического организма. При этом особую ценность представляют не только инициатива и умение видеть не­заполненные ниши, но и способность соединять разные экономи­ческие структуры, налаживать четкую, надежную сеть взаимодей­ствия между субъектами хозяйствования. Благодаря соединению потенциалов различных предприятий, дополняющих друг друга, создается синергетический эффект, что приводит к росту эффек­тивности интеграционного образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...