Список источников и литературы
Жизненный путь ученого
Герберт Спенсер — английский социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого были широко популярны в конце XIX века. На социологические взгляды ученого повлияли воззрения Сен-Симона и Конта, а на развитие идеи эволюции оказали влияние Ламарк, К.Бэр, Смит, Мальтус. Он был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Спенсер отказался от предложения получить образование в Кэмбридже, самостоятельно изучал науки. Он работал заместителем редактора в журнале «Экономист». К 1870 году он занялся социологией, покинув работу и получив большое наследство, ездил с лекциями по всему миру, хотя и не читал трудов других ученых, но много общался с людьми своего ранга. В его трудах было много ошибок, которые постепенно становились все более очевидными. Во время нескольких поездок во Францию имел возможность лично встретиться с О.Контом, чьи труды он уважал больше всего. Социология Спенсера
Чертами науки Спенсера являются идеи прогресса, эволюционизма; и дальнейшее развитие позитивизма Конта. Основания социологии Спенсера: 1. Эволюционизм. В своем труде «Основания биологии» Спенсер развивает идеи дарвинизма в социологическом смысле. По его мнению, в обществе выживает сильнейший, существование соперничества и борьбы — естественно. 2. Организмическая теория. Общество подобно некоему биологическому организму в своем устройстве и функционировании. Эволюция по Спенсеру — это сплошной рост науки от простой недифференцированной однородности до комплекса дифференцированной неоднородности. Именно Спенсер ввел понятия дифференциации и интеграции.
Дифференциация — это появление из некой однородности разнообразия; расчленение на формы и ступени; возникновение в организме в процессе развития морфологических и функциональных различий. Интеграция — это возникновение целостности, единства в системе, основанных на взаимодополняемости и взаимозависимости отдельных элементов. Эволюционизм
Спенсер разделял мнение О.Конта о том, что социальная физика — это точная наука, примыкающая к биологии, составляющая с ней единую физику организованных тел. Спенсер пытался объяснить явления, происходящие в обществе при помощи биологической аналогии. Например, он перенес на общество принципы естественного отбора, рассматривая их как универсальный способ существования человечества. Спенсер выделяет 2 типа общества — военное и промышленное. Классический пример военного общества — Спарта, его отличительные черты — подчинение внутренних структур стремлению к борьбе за выживание и агрессии; доминирование коллектива над индивидуальностью, иерархия структуры управления обществом, дисциплинированность, консерватизм. Примером же промышленного общества можно назвать Англию, его черты — противоположны военному обществу, то есть децентрализованное управление обществом, плюрализм, охрана и сохранение прав человека, инновационность и развитие общества, расширение области частной жизни. Спенсер при описании промышленного общества опирался на научное предвидение, предположение о том, как будет выглядеть общество в будущем, потому как в годы жизни ученого промышленность только начала развиваться. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.
Спенсер разделяет общества также на: 1. Простые; 2. Сложные (есть иерархия, структура разделения труда); 3. Двойной сложности (правительство, все живет по законам); 4. Тройной сложности. Еще одна типология обществ по Спенсеру: 1. Кочевые; 2. Полуоседлые; 3. Оседлые. Эволюция человеческого общества не отличается от других эволюционных процессов, протекающих в природе. Социология будет жить как наука лишь тогда, считал Спенсер, когда она признает идею эволюционного природного закона. Если же социология считает, что развитие общества противоречит законам природы, то она называться наукой не может. Спенсер одним из первых обратил внимание на разделение труда, а производство стал делить на простейшие процессы. Социальная эволюция, по мнению мыслителя, является процессом возрастающей индивидуализации, движения от общества к человеку. Социальный прогресс, как и любые другие виды прогресса, не является однолинейным, он распространяется и расходится, и появляющиеся группы разнятся все более значительно, возникают роды и стереотипы обществ. Эволюционная теория Спенсера благодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится несомненно более гибкой, хотя и теряет свою цельность. Организмическая теория
Спенсер считал очевидным сходность общества с биологическим организмом как строением, так и функционированием. Сходство заключалось в факторах: 1. Рост. И организм, и общество имеют тенденцию к росту и развитию. 2. Общество состоит из индивидов как организм — из клеток. 3. Усложнение. Общество имеет строение, аналогичное организму — от индивида (клетки) к институтам (органам внутренним) и всему обществу в целом (организм). 4. Дифференциация. Разделение индивидов на классы и группы, их стремление к объединению с себе подобными схоже с разделением клеток на различные ткани. 5. Взаимодействие. Индивиды взаимодействуют друг с другом как клетки, которые обмениваются различными химическими веществами. Однако существуют и различия: 1. В отличие от биологического организма, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве, обладают значительной автономией (свободой передвижения как минимум, могут покинуть одно общество и включиться в другое).
2. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить. 3..Важным отличием общества от организма является пространственная мобильность элементов структуры. 4. Организм состоит из частей и существует ради целого единства, а целое в обществе — ради частей. Спенсер решал проблему отношений индивида и общества ссылкой на их взаимодействие. Он предполагал, что на ранних этапах эволюции биологическая сущность человека определяет свойства социального агрегата, а в дальнейшем решающую роль в эволюции общества играют свойства целого. После дифференциации общество нуждается в координации деятельности отдельных групп. По мнению Спенсера, Церковь должна быть отделена от государства. В обществе для нормального эволюционирования должны существовать следующие системы: 1. Поддерживающая (производство необходимых продуктов); 2. Распределительная (распределение благ на основе разделения труда); 3. Регулятивная (организация частей на основе их подчинения целому). Именно Герберт Спенсер ввел впервые в социологию понятие социального института. Социальный институт — это механизм самоорганизации совместной жизни людей. Ученый выделил группы социальных институтов: 1. Домашние (семья, брак, проблемы воспитания — воспроизводят этапы эволюции семьи); 2. Ритуальные (Иначе называются еще Обрядовые, или Церемониальные, суть их — обряды, обычаи, традиции. Регулируют повседневное поведение людей); 3. Политические (политическая организация и классовое деление общества. Связаны с переносом внутри-групповых конфликтов на сферу конфликтов между группами); 4. Церковь (обеспечивает интеграцию общества); 5. Профессиональные (появляются на основе разделения труда и появления профессий. Объединяют людей в группы по профессиональным признакам) и индустриальные (промышленные. Поддерживают производственную структуру общества); 6. Права (был добавлен позже). Значения институтов возрастают в процессе перехода от военного типа общества к индустриальному. Особенно важную роль начинают играть промышленные институты, берущие на себя все большую часть общественных функций и регулирующие трудовые отношения.
Ученый считал, что конфликты и войны сыграли важнейшую роль в становлении политической и классовой структуры общества. Силами, создающими государство, являются война и труд, причем на ранних этапах эволюции военные действия были решающими, так как именно необходимость обороняться и нападать больше всего сплачивают общество и дисциплинируют его. На следующих этапах эволюции объединяющей силой выступил труд (общественное производство) и прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению. Теория социальных институтов Спенсера является попыткой систематического изучения общества. Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическими организмами, например деньги уподобляются кровяным частицам Спенсер ввел термин «надорганизм», который подчеркивал автономию индивида от общества. Спенсер в своих научных трудах опирался на эмпирические базы аналогии и исторических данных. В ходе своих рассуждений он обнаружил, что среди всей истории человечества нет истории «народа», лишь только история царей, церкви и т.д. Именно при нем появилось понятие «новой» истории — касающейся и народа тоже. Само содержание исторического процесса представляется как постепенный переход от механического принуждения к органическому объединению на основе общности интересов. Спенсер так и не смог преодолеть дилемму реализма и номинализма, с одной стороны подчеркивая особую роль «человеческой натуры», а с другой — ссылаясь на действие искусственной среды, надиндивидуальных сил, социального организма. Спенсер постулирует: 1. Средний уровень развития общества детерменирован средним уровнем развития его членов (то есть от «властвующих»); 2. Закон выживания сильнейших и лучших в обществе объясняет существование конкуренции и борьбы между индивидами, делает ее естественной и неотъемлемой частью эволюционирования общества. Исходя из свойства саморегуляции живой материи, Спенсер усомнился в значимости государственных форм управления обществом, считая их инструментами насилия. Либерализм
Либерализм (liberalis) — это то, что присуще свободному человеку. Спенсер считал, что так как общество — это совокупность индивидов, частей единого целого, то и характеристика общества зависит от характеристик индивидов, из которых оно состоит. То есть природа общества зависит от природы единиц, его составляющих. Общество — это особый тип реальности, возникший в результате появления индивидов, а следовательно напрямую от них зависящий. Развитие общества по определенным этапам происходит в ответ на его окружение. Мыслитель был убежден, что социальная организация (тип государственного устройства) не может существовать покуда масса граждан не воспитала в себе идеологии, соответствующей этой организации. Дезорганизация общества является результатом отсутствия гармонии между людьми и социальными организациями всюду, где эти организации введены насильственно путем революции или преждевременных реформ.
Придерживаясь крайней версии либерализма, Спенсер утверждал, что всякое вмешательство государства в процесс развития общества, естественных ход событий, тем более социалистическое планирование, приводит к биологическому вырождению, поощрению «худших за счет лучших». Спенсер выступал за максимальное ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа в помощи бедным и воспитании детей. Он горячо защищал принципы индивидуальности и свободы конкуренции. По Спенсеру, любой может делать то, что пожелает, если это не урезает в правах и свободе других людей (закон равной свободы). Ученый считал, что колониальная экспансия ведет к усилению государственной бюрократии. Также он был противником социализма и глобального планирования, считал революцию общественной болезнью. Спенсер считал, что свобода не ограничивается государственным принуждением, единственными рамками для нее является свобода другого человека. Список источников и литературы
1. Громов И.А. Западная теоретическая социология/И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. - СПб.: Ольга, 1997. - 267 с. 2. Западноевропейская социология XIX века: Тексты/ под ред. В.И. Добренькова. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - 352 с. 3. Спенсер Г. Основания социологии //Г. Спенсер. - Сочинения. СПб., 1898. Т. 4. 4. Громов И.А. Лекции по истории социологии. [Электронный ресурс]./И.А. Громов. - 2010. - (Лекция №3). - Режим доступа: http://herzenfsn.narod.ru/leksion/historyofsoc/historyofsoc3.htm 5. Осипов Г. Авторский материал: Социология Герберта Спенсера [Электронный ресурс] /Г. Осипов. - Режим доступа: http://www.roman.by/r-92669.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|