Тема занятия: «Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых»
Учебная дисциплина: «Андрагогика»
Тип занятия: лекция
Целеполагание
Задачи
Изучить возможности дистанционного обучения в образовании взрослых
1. Дать определение понятию «Дистанционное обучение»;2. Выявить для чего нужно дистанционное обучение;3. Определить преимущества дистанционного обучения:4. Определить недостатки дистанционного обучения:5. Изучить технологии дистанционного обучения.
Опорные понятия, термины Новые понятия, термины
Дистанционное обучение, адрагогика, технологии ДО
Интерактивные технологии обучения
Оборудование для учителя: презентация, проектор, учебник «Основы андрагогики» И.А.Колесникова, ноутбук.
Оборудование для учащихся:ручка, тетрадь,, учебник «Основы андрагогики» И.А.Колесникова.
Этапы занятия
Деятельность обучающихся
Дидактическое обеспечение
1.Организационный момент. 7 мин.
Приветствие студентов, проверка готовности к занятию, проверка посещаемости.
2. Представление темы занятия «Определение дистанционного обучения» и содержание лекции. 15 мин.
Активное слушание с обсуждением. Конспектирование основных моментов.
Презентация.
3. Литература по теме «Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых». 8 мин.
Запись литературы с слайда презентации.
Презентация.
4. Для чего нужно дистанционное обучение. 15 мин.
Активное слушание с обсуждением. Конспектирование основных моментов.
Презентация.
5. Преимущества дистанционного обучения в образовании взрослых. 15 мин.
Активное слушание с обсуждением. Конспектирование основных моментов.
Презентация.
6. Недостатки дистанционного обучения в образовании взрослых. 10 мин.
Активное слушание с обсуждением. Конспектирование основных моментов.
Презентация.
7. Технологии дистанционного обучения. 20 мин.
Активное слушание с обсуждением. Конспектирование основных моментов.
Презентация.
Использованная литература:1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М., 1997.
2. Богданова А.И., Денержи Н.Д., Стефанова В.С. Информация в образование в XXI в. // Открытое образование. – 2001. - №1.
3. Змеёв С.И. «Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов», М.:Флинта:Наука,1999 г.
4. Змеёв С.И., «Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых», М.: ПЕР СЭ, 2003 г.
5. Колесникова И.А. «Основы андрагогики»., М.: Академия, 2003 г.
Активное слушание с обсуждением. Конспектирование основных моментов.
2. Представление темы занятия «Определение дистанционного обучения» и содержание лекции.
Дистанционное обучение — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.
Дистанционное обучение осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.
На протяжении многих лет существует традиционная форма образования: посещение занятий и лекций, экзамены и оценочная система. Однако в последние 10–15 лет, в связи с глобализацией и развитием технологий, параллельно традиционной форме обучения успешно развивается и дистанционная.
Понятие дистанционного обучения известно давно. Уже в середине XIX в. посредством имеющейся формы передачи информации того времени — почтовой службы — пионеры дистанционного обучения в США и Европе предлагали получить образование тем, кто по объективным причинам не может посещать учебные заведения.
С развитием коммуникационных технологий — радио в 1920 х гг. и телевидения в 1940 х гг. — новая форма обучения приобрела более широкие масштабы, а всплеск потребности в ней возник в 60 е гг. XX в. благодаря началу интернационализации образования и началу процессов глобализации. Однако значительно повысился спрос на дистанционное обучение после создания Интернета в 80 х гг., оно активно распространилось по всему миру. Интернет прочно вошел в нашу жизнь. В виртуальном мире мы общаемся, получаем информацию и делаем покупки. Новые технологии становятся доступными и более дешевыми. Дистанционное обучение через Интернет стало неотъемлемой частью традиционного образования во всем мире. На сегодняшний день оно популярно во всех развитых странах Америки, Европы и Азии.
В России система обучения через Интернет находится на этапе становления. В бывшем СССР широко применялась форма дистанционного образования, в основном в виде заочного обучения. В 1995 г. Госкомитет РФ по высшему образованию принял Концепцию создания и развития единой системы дистанционного образования в России. По замыслу ее авторов, эта система должна интегрироваться с очной и заочной формами обучения. Более того, в Общероссийском классификаторе специальностей была создана новая специальность «Информационные технологии в образовании». На сегодняшний день многие российские вузы предлагают форму интернет-обучения с получением академической степени, диплома или сертификата, аккредитованных Министерством образования РФ.
Так что же такое современное дистанционное обучение через Интернет? Обобщенно говоря, дистанционное обучение — это обучение на базе коммуникационных технологий, которое осуществляется по индивидуальному плану и под наблюдением прикрепленного преподавателя-куратора.
Расширить круг своих интересов в определенной области можно, обучаясь по программам, рассчитанным на массовую аудиторию. Наряду с ними получают распространение и программы, позволяющие обучающимся по окончании курса и сдачи экзаменов получить соответствующий диплом, сертификат или академическую степень высшего учебного заведения. Интернет, электронная почта, рассылка печатных материалов и CD-ROM, конференции по телефону и через Интернет, виртуальные комнаты и библиотеки, факсимильная связь и регламентированное время очного контакта — все это элементы дистанционного обучения.
Слайд 1 - 4
Запись литературы с слайда презентации.
3. Литература по теме «Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых».Запись литературы с слайда презентации.
Слайд 5.
Активное слушание с обсуждением. Конспектирование основных моментов.
.
4. Для чего нужно дистанционное обучение.
Неоспоримо, что на сегодняшний день большое значение имеет получение качественного высшего образования. Несмотря на огромное количество учебных заведений в мире, спрос на рынке образовательных услуг по-прежнему превышает предложение. В России ежегодно только каждый третий абитуриент проходит по конкурсу в вуз. Дистанционное обучение создает равные возможности для желающих получить образование, повысить квалификацию, пройти переподготовку и найти работу. Данная система позволяет получить высшее образование параллельно с основной деятельностью человека, расширяет возможности граждан России в обучении за рубежом, получении ученых степеней, признанных международным образовательным сообществом. Дистанционное образование предусматривает более широкие перспективы в выборе вуза. Решайте сами, кто больше будет котироваться на рынке труда: человек, получивший образование в форме дистанционного обучения в престижном учебном заведении, или выпускник, окончивший очное отделение неизвестного местного вуза.
Конечно, уровень востребованности обучения и возможности получить образование посредством коммуникационных технологий варьируется в зависимости от экономического развития отдельно взятой страны. Несомненно, нельзя сравнивать, скажем, Японию, где компьютерная грамотность населения и доступность технологических средств достигает 80 %, и Россию, где доступ в Интернет имеет лишь небольшая часть населения. Но, несмотря на это, нельзя не признать, что и в России популярность дистанционного обучения растет с каждым годом. Данная образовательная система, так же как и любая другая, имеет ряд плюсов и минусов.
Слайд 6-7.
Активное слушание с обсуждением. Конспектирование основных моментов.
5. Преимущества дистанционного обучения в образовании взрослых Доступность обучения. Дистанционное обучение рассчитано на категорию людей, которые в силу объективных причин не могут использовать традиционную форму обучения. К таким категориям относятся, например, граждане с ограниченными возможностями по здоровью, люди, которым необходимо совмещать обучение и работу или проживающие в регионах России, где нет достаточного количества учебных заведений, сравнимых со столичными или международными, а также женщины в мусульманских странах, которым запрещено посещать общественные места, и т. п. Кроме того, дистанционной формой обучения пользуются граждане, желающие обучаться в престижных вузах России или мира, но не имеющие достаточных финансовых средств или времени.
Форма обучения. Основным преимуществом обучения на базе коммуникационных технологий является: бесконкурсное поступление; самостоятельное планирование времени и темпа занятий; отсутствие фиксированных сроков обучения; возможность учиться дома и посредством любого компьютера, подключенного к Интернету; доступ к мировым ресурсам, виртуальным библиотекам и базам данных. Набор на дистанционное обучение проводится в течение всего года. Кроме того, наличие персонального преподавателя-куратора позволяет более качественно осваивать изучаемый материал, а на специальных форумах имеется возможность обсуждать темы и идеи с другими студентами. Таким образом, вопрос изолированности обучающегося, как могло бы показаться на первый взгляд, не является актуальным при данной форме обучения.
Стоимость обучения. Популярность дистанционного образования помимо развития технологий напрямую связана и с ростом стоимости очного обучения. Стоимость интернет-образования значительно ниже, кроме того, она варьируется в зависимости от специальности, формы обучающей программы и вида учебного заведения. Помимо этого, также существуют различные образовательные гранты и стипендиальные программы, позволяющие бесплатно или при частичном финансировании обучаться в дистанционной форме. Более того, в данном случае отсутствуют расходы на перелет в страну обучения, на проживание, питание, медицинскую страховку и др.
Психологические барьеры. Дистанционная форма обучения помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими, как стеснительность, страх публичных
выступлений, и др.
Слайд 8 – 9.
Активное слушание с обсуждением. Конспектирование основных моментов.
6. Недостатки дистанционного обучения в образовании взрослых. Доступ в Интернет и компьютерные знания. Реалии современной России таковы, что многие группы населения на сегодняшний день не имеют возможности использовать современные коммуникационные технологии по финансовым и другим причинам. Техническая оснащенность в России значительно уступает ведущим странам мира. Кроме того, человек, желающий обучаться дистанционно, должен обладать знаниями компьютерных технологий и программ.
Мотивация. Не последним фактором для успешного получения дистанционного образования является и личностная характеристика индивидуума. Не секрет, что при отсутствии ежедневного контроля, как это принято при традиционной очной форме обучения, необходимо иметь четкую мотивацию. Несомненно, социальная интеракция в виде живого обмена идеями, опытом, психологическая поддержка группы и момент соревновательности при дистанционной форме в некоторой степени утрачены. Именно поэтому такая форма обучения в меньшей степени подходит для людей, не имеющих личностных качеств самоорганизации и дисциплины.
Технические специальности. Дистанционная форма обучения в большей степени подходит для получения образования в области фундаментальных наук, гуманитарных специальностей или технологий. Технические специальности, по сравнению с гуманитарными, пользуются меньшим спросом при такой форме обучения, так как освоение их требует проведения большого количества практических и лабораторных работ.
Дистанционное образование через Интернет — это не просто удобная форма обучения, но и серьезная альтернатива традиционной форме в будущем. По мнению Американской ассоциации исследований в сфере образования (American Educational Research Association), уже к 2010 г. около двух третей студентов мира обучаються дистанционно.
Слайд 10 – 11.
Активное слушание с обсуждением. Конспектирование основных моментов.
.
7. Технологии дистанционного обучения
Дистанционная технология обучения представляет собой совокупность методов, форм (модели преподавания) и программно-технических средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии (технологической платформы обучения).
Эти технологии должны быть легко адаптируемыми как для повышения эффективности, так и для замены традиционного аудиторного преподавания.
Классификация технологий. Цели обучения и модели преподавания, рассмотренные выше, могут служить удобной схемой, в соответствии с которой можно классифицировать технологии дистанционного обучения без привязки к конкретным программно-техническим средствам.
Репродуктивные технологии. Репродуктивные технологии или технологии распространения учебных материалов чаще всего основаны на модели преподавания, ориентированной на преподавателя. Основная цель обучения состоит в Передаче информации. Для реализации репродуктивной методики в первую очередь следует использовать обучающие средства и средства доставки учебных материалов.
Классической реализацией репродуктивной технологии является ТВ-технология. Это технология дистанционного обучения базируется на использовании систем телевидения для доставки учащемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов (консультантов).
Современным вариантом реализации репродуктивной технологии является использование сетевых средств. В этом случае для доставки учебно-методических материалов используются сетевые средства, а для взаимодействия преподавателя и учащегося используется электронная почта, также будет вполне уместно использование электронных дискуссии в режиме обычной электронной доски объявлений.
Интерактивные технологии обучения. Интерактивные технологии дистанционного обучения основаны на личностно-ориентированной модели преподавания и ориентированы на приобретения навыков и умений в качестве цели обучения. Недостатком этой технологии является то, что она не предусматривает взаимодействия учащихся между собой.
Одним из наиболее известных вариантов интерактивной технологии дистанционного обучения является кейс-технология. Кейс-технология основана на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и рассылке их для самостоятельного изучения учащимися при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов (очно или заочно).
Современным вариантом интерактивных технологий являются сетевые технологии, которые также позволяют реализовать личностно-ориентированную модель, но на более высоком техническом уровне. Компьютерные курсы доставляются учащимся по сети и позволяют им контролировать ход своего обучения, выполняя требуемые упражнения и задания для самотестирования, общаться с преподавателем по электронной почте.
Технологии совместного обучения. Технологии совместного обучения ориентированы на цель обучения «Изменение модели мышления» и предоставляют возможность преподавания с применением учебных групп.
Этот класс технологий ориентирован на использование малых групп учащихся в реальном или виртуальном (при дистанционном обучении) классе. Средства организации общения позволяют построить многофункциональную, коллективно используемую, виртуальную учебную среду с разной степенью интерактивности и разными видами передаваемой информации. В этой виртуальной среде происходит коллективное взаимодействие учащихся под руководством (контролем) преподавателя. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены группы оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.
Технологии обучения в реальном режиме времени. Данный класс технологий обучения является в наибольшей степени дистанционным, т.к. благодаря техническим средствам виртуальная учебная среда максимально похожа на традиционную очную. Это позволяет проводить обучение практически без ограничений по используемым формам и методам.
Слайд 12 - 17.
Преподаватель дисциплины «Андрагогика»
К.п.н., доцент _________________ Л.Р. Логачева
_________________ Латыпов М.Ф.
Самоанализ занятия
В ходе проведенного занятия на тему «Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых». Взаимодействовал и сотрудничал со студентами в ходе занятия. В целом проведение занятия не составило значимых затруднений. Во время занятия у меня не возникло особых трудностей. Группа активная и я без проблем нашел общий язык с аудиторией. Тема лекционного занятия была актуальная и поэтому студентов она заинтересовала.
В ходе прохождения практики я сделал вывод, что педагогическая деятельность требует владения разнообразными приемами, методами, средствами преподавания, педагогическим общением.
В результате проведенного занятия можно сделать вывод, что цель достигнута, задачи его реализованы.