Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В.Г. Горецкий «Русская азбука»




Лекция 15,16 Пособия по обучению грамоте

 

Последовательность изучения звуков и букв, их расположение основывается на принципе час­тотности употребления звуков (букв) в русском языке: снача­ла используются наиболее употребительные (исключение сдела­но для гласных ы и у), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет значительно обогатить лексику ученика и ускорить процесс ста­новления техники чтения. Появляется возможность проводить ра­боту по развитию речи и мышления в связи с чтением и анали­зом содержания текстов, выполнением специальных упражнений над словом (логические упражнения, обобщения и классифика­ция, наблюдения над многозначностью слов, антонимами, омо­нимами, словоизменением и словообразованием), над предложе­нием (составление предложений по вопросам, картинкам, схе­мам, распространение предложений и др.), над связной речью (составление рассказов по серии картинок, по аналогии с про­читанным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по вопросам и др.).

Материалы каждой страницы учебника объединены одной те­мой, что направлено на систематизацию представлений детей об окружающей действительности.

На каждый урок отводится две страницы букваря (разво­рот азбуки), которые содержат текстовой материал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Текстовой материал дополняется иллюстративным: предметными и сюжетными кар­тинками. Предметные картинки используются для подбора сло­ва, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звук, а также для проведения лексических и логических уп­ражнений. Сюжетные картинки содействуют прояснению смыс­ла прочитанного, позволяют организовать работу по составле­нию предложений и рассказов. Для упражнений в связном рас­сказывании на отдельных страницах специально помещены серии рисунков.

Кроме текстового материала и иллюстраций букварь (азбука) содержит разнообразные нетекстовые элементы (схемы слов и предложений, слоговые таблицы и лента букв), которые способствуют выработке техники чтения и развитию речи и мышления.

В учебнике широко представлен разнообразный занимательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала — воспитывать у детей любовь и интерес к родному языку, способствовать развитию их речи и мышления.

Обучение письму является составной частью обучения грамоте. Уроки письма проводятся на материале прописи, где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей. В разработках уроков письма нередко дается материал в несколько большем объеме, чем нужно для урока. Это позволяет учителю отобрать необходимый материал с учетом возможностей своего класса.

«Дидактический материал к урокам обучения грамоте» является важной составной частью комплекса пособий для обучения детей грамоте. Он дополняет букварные страницы разнообразным материалом, который открывает широкие возможности для проведения упражнений в анализе и чтении, обогащения словаря, развития устной речи.

Дидактический материал построен по принципу вариантов букварных страниц, т.е. по звукобуквенному составу слов он находится в строгом соответствии с теми страницами букваря, к которым относится. В этих вариантных страницах содержатся только те буквы, которые уже изучены к данному уроку, что позволяет работать по ним детям с разным уровнем подготовки.

Дидактический материал может быть целиком или выборочно использован как на самом уроке, так и для домашнего самостоятельного чтения и разбора.

Помимо учебной книги, дидактического материала и прописи на уроках обучения грамоте используются другие разнообразные пособия.

Демонстрационные таблицы бывают следующих видов:

1)  картинный алфавит, помогающий детям запомнить букву;

2)  предметные картинки со схемами слов для аналитико-синтетических упражнений;

3)  сюжетные картинки для составления предложений и связных рассказов;

4)  таблицы письменных и печатных букв, используемых на уроках письма.

Слоговые таблицы могут составляться по двум принципам:

а) на основе гласного: ма, на, ра, та, ла, да, ка, ба,

б) на основе согласного: на, ну, но, ны, ню, ни, не, ня.

 

Слоговые таблицы могут включать слоги, составленные из букв, изученных на момент данного урока: м н р л с
А МА НА РА ЛА СА
0 МО НО РО ЛО СО
У МУ НУ РУ ЛУ СУ
ы МЫ НЫ РЫ ЛЫ СЫ
и МИ НИ РИ ЛИ СИ

Слоговые таблицы используются для чтения слогов и образования слов путем последовательного прочтения 2—3 слогов. Полезно использовать прием договаривания прочитанного слога до целого слова с применением слогов, которых нет в таблице.

Разрезная азбука состоит из наборного полотна и кассы с кармашками, в которые вкладываются карточки с буквами и знаками. Она используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда необходимо из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Одним из вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов или слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности.

Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3—5 отверстий). Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения в составлении слогов и слов из изученных букв.

  ж   а   к   я  
   

 

 

   
    Л   У   Н   А    
     

 

 

     
  р   о   н   е  
  м   ы   м   о  
  с   и   п   и  

При обучении грамоте используется разного рода раздаточ­ный материал для упражнений в анализе звуковой структуры слов и для составления слов из букв. Цель материала — помочь уча­щимся в аналитико-синтетической работе. Таким материалом мож­но считать элементы схем-моделей, карточки со словами с недо­стающими слогами или буквами, карточки с предметными рисун­ками и схемами слогозвукового состава слов и др.

Схемы:

 

1. Предложение.

1)                                                2)                                           

 

2. Слово

1.                                                2)                        

 

3. Слово, разделенное на слоги:

         
   


1)                                                2)                        

 

4. Слово с ударением

     
 

 


5. Слогозвуковые модели слов:

     
 


1) аист                                        2) ты

     
 


ели                                                   дом       

         
   


- красный                         - синий                 - зеленый

«+»:

 1) Учебник насыщен иллюстрациями (предметные картинки используют при аналитико-синтетической работе, сюжетные – способствуют развитию монологичной речи);

2) последовательность изучения звуков и букв определена частотой употребления (частотно-речевой принцип);

3) по мере изучения звуков и букв заполняется лента букв;

4) в учебнике содержатся произведения известных авторов, стихотворные и прозаические произведения чередуются, присутствуют произведения фольклора;

5) изучаются произведения патриотической тематики;

6) прослеживаются межпредметные связи.

«-»:

 недостаточно упражнений на развитие творческих способностей учащихся.

Условные обозначения:

    - звук;

    - согласный твердый;

    - согласный мягкий;

    - гласный;

    - слово;

    - предложение;

    - схема слова.

 

О.В. Джежелей «Азбука»

«+»:

1) Учебник насыщен иллюстрациями (предметные картинки используют для аналитико-синтетической работы, сюжетные – способствуют развитию монологичной речи);

2) поэтапное изучение букв (по разделам). Каждый раздел обозначен определенным условным знаком (добуквенный период – солнышко; знакомство с гласными переднего ряда – бабочка; блок первых согласных – колокольчик; -ш-,-й-,-ь- - буквы, имеющие определенные особенности и т. д.; систематичное изучение букв; при знакомстве с буквой показаны два варианта ее написания;

3) наличие дифференцированных упражнений;

4) прослеживаются межпредметные связи с окружающим миром, музыкой, русским языком;

5) изучаются произведения известных детям авторов, присутствуют произведения патриотического содержания.

«-»:

!) отсутствуют упражнения по развитию артикуляционного аппарата (например, работа со скороговорками);

2) отсутствие алфавита на форзаце учебника;

3) предусмотрено выполнение некоторых упражнений в учебнике;

4) доступен не всем учащимся.

Условные обозначения:

        - слово с любым количеством слогов;

        - слово с определенным количеством слогов;

          - слово из одного слога, с 3-мя звуками;

        - мягкий согласный;

        - гласный;

        - твердый согласный.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...