В.Г. Горецкий «Русская азбука»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция 15,16 Пособия по обучению грамоте
Последовательность изучения звуков и букв, их расположение основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (исключение сделано для гласных ы и у), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет значительно обогатить лексику ученика и ускорить процесс становления техники чтения. Появляется возможность проводить работу по развитию речи и мышления в связи с чтением и анализом содержания текстов, выполнением специальных упражнений над словом (логические упражнения, обобщения и классификация, наблюдения над многозначностью слов, антонимами, омонимами, словоизменением и словообразованием), над предложением (составление предложений по вопросам, картинкам, схемам, распространение предложений и др.), над связной речью (составление рассказов по серии картинок, по аналогии с прочитанным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по вопросам и др.). Материалы каждой страницы учебника объединены одной темой, что направлено на систематизацию представлений детей об окружающей действительности. На каждый урок отводится две страницы букваря (разворот азбуки), которые содержат текстовой материал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Текстовой материал дополняется иллюстративным: предметными и сюжетными картинками. Предметные картинки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звук, а также для проведения лексических и логических упражнений. Сюжетные картинки содействуют прояснению смысла прочитанного, позволяют организовать работу по составлению предложений и рассказов. Для упражнений в связном рассказывании на отдельных страницах специально помещены серии рисунков.
Кроме текстового материала и иллюстраций букварь (азбука) содержит разнообразные нетекстовые элементы (схемы слов и предложений, слоговые таблицы и лента букв), которые способствуют выработке техники чтения и развитию речи и мышления. В учебнике широко представлен разнообразный занимательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала — воспитывать у детей любовь и интерес к родному языку, способствовать развитию их речи и мышления. Обучение письму является составной частью обучения грамоте. Уроки письма проводятся на материале прописи, где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей. В разработках уроков письма нередко дается материал в несколько большем объеме, чем нужно для урока. Это позволяет учителю отобрать необходимый материал с учетом возможностей своего класса. «Дидактический материал к урокам обучения грамоте» является важной составной частью комплекса пособий для обучения детей грамоте. Он дополняет букварные страницы разнообразным материалом, который открывает широкие возможности для проведения упражнений в анализе и чтении, обогащения словаря, развития устной речи. Дидактический материал построен по принципу вариантов букварных страниц, т.е. по звукобуквенному составу слов он находится в строгом соответствии с теми страницами букваря, к которым относится. В этих вариантных страницах содержатся только те буквы, которые уже изучены к данному уроку, что позволяет работать по ним детям с разным уровнем подготовки.
Дидактический материал может быть целиком или выборочно использован как на самом уроке, так и для домашнего самостоятельного чтения и разбора. Помимо учебной книги, дидактического материала и прописи на уроках обучения грамоте используются другие разнообразные пособия. Демонстрационные таблицы бывают следующих видов: 1) картинный алфавит, помогающий детям запомнить букву; 2) предметные картинки со схемами слов для аналитико-синтетических упражнений; 3) сюжетные картинки для составления предложений и связных рассказов; 4) таблицы письменных и печатных букв, используемых на уроках письма. Слоговые таблицы могут составляться по двум принципам: а) на основе гласного: ма, на, ра, та, ла, да, ка, ба, б) на основе согласного: на, ну, но, ны, ню, ни, не, ня.
Слоговые таблицы используются для чтения слогов и образования слов путем последовательного прочтения 2—3 слогов. Полезно использовать прием договаривания прочитанного слога до целого слова с применением слогов, которых нет в таблице. Разрезная азбука состоит из наборного полотна и кассы с кармашками, в которые вкладываются карточки с буквами и знаками. Она используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда необходимо из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Одним из вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов или слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности. Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3—5 отверстий). Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения в составлении слогов и слов из изученных букв.
При обучении грамоте используется разного рода раздаточный материал для упражнений в анализе звуковой структуры слов и для составления слов из букв. Цель материала — помочь учащимся в аналитико-синтетической работе. Таким материалом можно считать элементы схем-моделей, карточки со словами с недостающими слогами или буквами, карточки с предметными рисунками и схемами слогозвукового состава слов и др. Схемы:
1. Предложение. 1) 2)
2. Слово 1. 2)
3. Слово, разделенное на слоги: 1) 2)
4. Слово с ударением
5. Слогозвуковые модели слов: 1) аист 2) ты ели дом - красный - синий - зеленый «+»: 1) Учебник насыщен иллюстрациями (предметные картинки используют при аналитико-синтетической работе, сюжетные – способствуют развитию монологичной речи); 2) последовательность изучения звуков и букв определена частотой употребления (частотно-речевой принцип); 3) по мере изучения звуков и букв заполняется лента букв; 4) в учебнике содержатся произведения известных авторов, стихотворные и прозаические произведения чередуются, присутствуют произведения фольклора; 5) изучаются произведения патриотической тематики; 6) прослеживаются межпредметные связи. «-»: недостаточно упражнений на развитие творческих способностей учащихся. Условные обозначения: - звук; - согласный твердый;
- согласный мягкий; - гласный; - слово; - предложение; - схема слова.
О.В. Джежелей «Азбука» «+»: 1) Учебник насыщен иллюстрациями (предметные картинки используют для аналитико-синтетической работы, сюжетные – способствуют развитию монологичной речи); 2) поэтапное изучение букв (по разделам). Каждый раздел обозначен определенным условным знаком (добуквенный период – солнышко; знакомство с гласными переднего ряда – бабочка; блок первых согласных – колокольчик; -ш-,-й-,-ь- - буквы, имеющие определенные особенности и т. д.; систематичное изучение букв; при знакомстве с буквой показаны два варианта ее написания; 3) наличие дифференцированных упражнений; 4) прослеживаются межпредметные связи с окружающим миром, музыкой, русским языком; 5) изучаются произведения известных детям авторов, присутствуют произведения патриотического содержания. «-»: !) отсутствуют упражнения по развитию артикуляционного аппарата (например, работа со скороговорками); 2) отсутствие алфавита на форзаце учебника; 3) предусмотрено выполнение некоторых упражнений в учебнике; 4) доступен не всем учащимся. Условные обозначения: - слово с любым количеством слогов; - слово с определенным количеством слогов; - слово из одного слога, с 3-мя звуками; - мягкий согласный; - гласный; - твердый согласный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|