Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 57. Общая характеристика русской философии




1. Русская философия — феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

• конкретность;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философии составляли:

• проблема человека;

• космизм (восприятие космоса как единого целостного орга­низма);

• проблемы морали и нравственности;

• проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

• проблема власти;

• проблема государства;

• проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);

• проблема идеального общества;

• проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси;

• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России);

• философия XVIII в.;

• философия XIX в.;

• русская и советская философия XX в.

2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основными темами ранней русской философии были:

• моральные и нравственные ценности;

• объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

• государство;

• право;

• природа.

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

• Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Бла­годати", в котором популяризируется и анализируется хри­стианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

• Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы

добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

• Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме", главная тема философии — проблемы ра­зума, познания);

• Филипп Пустынник (основное произведение — "Плач", за­трагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв.

Главными темами, характерными для данного периода фило­софии, являлись:

• сохранение русской духовности;

• христианство;

• борьба за освобождение;

• устройство государства;

• познание.

Среди видных философов данного периода:

• Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основ­ными идеалами которого были сила и могущество, универ­сальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

• Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христи­анского богословия, отстаивал идею преемственности хри­стианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Кон­стантинополь — Москва;

• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целя­ми которых видел заботу о народе и справедливость;

• Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозици­онной социально-политической философии, выступал за ог­раничение деспотизма царской власти, свободу, право, со­словно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

• Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так назы­ваемого движения "нестяжателей" (боролись против "иосиф­лян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев);

• Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и

возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов;

• Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул ра­циональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

4. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.

• философию эпохи петровских реформ;

• материалистическую философию середины и второй полови­ны XVIII в.

К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основной направленностью их философии была социально-политическая:

• вопросы устройства монархии;

• императорской власти, ее божественности и нерушимости;

• прав императора (казнить, миловать, самому назначать на­следника и других);

• войны и мира.

Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др.

Основными представителями материалистического направле­ния были М.В. Ломоносов, АН. Радищев.

М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонни­ком механистического материализма. Им была заложена мате­риалистическая традиция в русской философии.

Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпус­кулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших час­тиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 — 1802). Помимо обоснования материали­стических начал бытия большое внимание Радищев уделил со­циально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую идуховную свободу, торжество права.

5. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

• декабристское;

• монархическое;

• западническое и славянофильское;

• революционно-демократическое;

• атеистическое;

• теологическое;

• философию космизма.

Более подробно данные направления рассматриваются в во­просе 58.

6. Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом:

• философией марксизма-ленинизма;

• философией космизма;

• естественно-научной философией;

• философией "русского зарубежья".

Более подробно русская философия XX в. рассматривается в вопросе 59.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...