Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. 6 1.1. Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних. 6 1.2. Право несовершеннолетних распоряжаться своими доходами. 16 ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. 27 2.1. Способы защиты права собственности и иных вещных прав несовершеннолетних. 27 2.2. Способы защиты прав несовершеннолетних распоряжаться своими доходами 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 54 ВВЕДЕНИЕ
Часть 2 ст. 35 Конституции РФ наделяет каждого гражданина правом иметь имущество в собственности - владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никаких исключений на этот счет в отношении несовершеннолетних Конституция РФ не делает. Статья 213 ГК, посвященная праву собственности граждан (и юридических лиц), также не делает исключений для несовершеннолетних собственников, которые могут приобретать право собственности на общих основаниях. Но, говоря о правах ребенка имущественного характера, Гражданский кодекс РФ не подчеркивает, что он является самостоятельным субъектом лишь ему принадлежащих имущественных прав. Таким образом, семейное законодательство уделяет имущественным правам ребенка в семье не так много внимания, как того требуют жизненные реалии, посвящая им всего лишь одну, но развернутую статью. А Конвенция ООН «О правах ребенка»[1] вообще ограничивается положениями об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей, никакого упоминания о его праве собственности в ней нет. Вместе с тем ст. 60 СК не один раз ссылается на гражданское законодательство, тесно соприкасается и с другими отраслями права, что подчеркивает комплексный, сложный характер имущественных прав ребенка, в обеспечении которых не последнее место должно занимать государство.
Данная работа и посвящена гражданско-правовым средствам охраны и защиты имущественных прав несовершеннолетних. Впрочем, этот институт регулируется не только нормами гражданского, но также и семейного, жилищного законодательства, законодательством о социальном обеспечении, гражданско-процессуальными нормами. Иначе говоря – этот институт имеет весьма обширную правовую основу. Другое дело, как на практике реализуются эти нормы. Таким образом, налицо актуальность темы дипломной работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории охраны имущественных прав несовершеннолетних, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику. Проблемы охраны имущественных прав несовершеннолетних является предметом исследования в науке. Общетеоретические аспекты охраны имущественных прав несовершеннолетних разрабатывали такие ученые, как Аксенчук Л.А., Александрова А.П., Беспалов Ю.Ф., Нечаева А.М. и др. В работе используются работы ученых в сфере гражданского, семейного и иных отраслей права – Вышкиной С.В., Пчелинцевой Л.М., Сапогова В.М и других. Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы охраны имущественных прав несовершеннолетних, проведенный по следующим направления: - всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны имущественных прав несовершеннолетних; - рассмотрение проблем применения права в области охраны имущественных прав несовершеннолетних. В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- выявить тенденции развития норм об охране имущественных прав несовершеннолетних в российском законодательстве с учетом опыта других стран; - определить содержание охраны имущественных прав несовершеннолетних согласно действующему законодательству и правоприменительной практике; - рассмотрение проблем реализации норм и принципов международного права в области охраны имущественных прав несовершеннолетних. Данная дипломная работа посвящена изучению этого института гражданского права, он является объектом и предметом исследования. В первой главе рассматриваются наиболее важные, на наш взгляд, аспекты правового статуса несовершеннолетних в сфере имущественного оборота, такие как правосубъектность несовершеннолетних, право собственности несовершеннолетних, права указанных лиц в области жилищного законодательства, а также вопросы осуществления и защиты указанных прав. Вторая глава посвящена анализу проблем практической реализации и охраны прав несовершеннолетних в сфере имущественного оборота, а также проблемам судебной защиты их прав.
ГЛАВА 1. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних
Имущественные права несовершеннолетних регулируются нормами гражданского, семейного и жилищного законодательства. Особое место среди имущественных прав занимает право на недвижимое и движимое имущество. Рассмотрение этого вопроса затруднено тем, что нормы действующего законодательства не всегда достаточно четко корреспондируются по регулированию прав несовершеннолетних в имущественных правоотношениях. Например, неясно, какое содержание следует вкладывать в понятие «имущественные права несовершеннолетних» в контексте со ст. 128 ГК. Проведем анализ имущественных прав лиц, не достигших 18 лет. Комплексно эти права сформулированы в ГК РФ. Обобщенно они могут быть представлены в следующем виде. Несовершеннолетний имеет право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. 26 и 28 ГК, т.е. в зависимости от объема его дееспособности.[2]
При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные ст. 37 ГК в отношении распоряжения имуществом подопечного, т.е. полученные доходы расходуются в интересах несовершеннолетнего лица. Например, полученные в наследство от деда, бабки, других лиц жилое помещение или автомашина, которые родители сдают внаем и извлекают при этом доходы. Будет неправомерно, если в результате эти доходы никак не отражаются на улучшении благосостояния несовершеннолетнего собственника этого имущества, хотя его нужда в этом очевидна.[3] Однако поименованный перечень имущественных прав несовершеннолетних, которыми наделяется каждый гражданин с момента его рождения, не дает полного представления об их объеме (ст. 18 ГК РФ). По нашему мнению, это происходит от отождествления понятий «имущественные права» и «право собственности на имущество». Согласно ст. 128 ГК, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Перечисленные в ГК РФ имущественные права несовершеннолетних очень часто остаются лишь правами без реального обладания имуществом. Поэтому право собственности на конкретное имущество, которым несовершеннолетний фактически владеет, пользуется и распоряжается (самостоятельно или через своих законных представителей), существенно отличается от своего имущественного права.[4] Один пример из «богатой» практики судебных разбирательств имущественных споров. Несовершеннолетний получил по наследству автомашину, которой по доверенности наследодателя пользовалось другое лицо. Если доверенность на автомашину оформлена с правом доверенного лица на ее отчуждение (генеральная доверенность), то это будет не наследственное имущество, а фикция. Но может быть и так, что автомашина оформлена только на право управления, но пользователь не собирается ее возвращать и выставляет наследнику встречные требования имущественного характера, связанные с расходами по ремонту автомашины, которые он произвел для приведения ее в пригодное состояние после получения доверенности на управление.
В такой ситуации у несовершеннолетнего через его законных представителей остается имущественное право истребования вещи из незаконного владения, но оно может быть реализовано после решения суда в споре сторон о возмещении расходов, связанных с ремонтом автомашины, и полученной пользователем выгоды в процессе эксплуатации, если эти вопросы не были предварительно урегулированы договором.[5] В этом примере отчетливо проявляется имущественное право несовершеннолетнего на полученную в наследство автомашину и невозможность распорядиться этим правом как элементом права собственности, поскольку объект не находится в его фактическом владении. Право истребования имущества в свою собственность у наследника имеется, а при каких условиях будет установлено право собственности на него, остается за решением суда.[6] В собственности несовершеннолетних граждан может находиться имущество, приобретенное ими по различным основаниям (наследование, дарение, покупка за счет собственных доходов, приобретательской давности и др.), в виде вещей (недвижимых и движимых), включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Имущество, используемое в жизни несовершеннолетнего человека в качестве повседневных потребительских вещей, весьма разнохарактерно (жилье, дача, авто– и мотомоторные средства, продукция сельскохозяйственного производства, получаемая на принадлежащих гражданам участках, и т.п.). Данное имущество в любой его части может находиться в собственности несовершеннолетнего, и он им владеет и пользуется самостоятельно в объеме его дееспособности или совместно с родителями по взаимному с ними соглашению.[7] Гражданский кодекс РФ (ст. 130) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе земельные участки, здания и сооружения, которые занимают ведущее место в гражданско-правовых сделках на внутреннем рынке недвижимости. Закон регулирует особый порядок перехода права собственности на недвижимость. Так, по договору купли-продажи недвижимого имущества, например жилого дома, продавец не только обязуется передать в собственность покупателю здание, сооружение, квартиру, дачу, земельный участок или другое недвижимое имущество, но и совместно с другой стороной произвести государственную регистрацию договора в учреждении юстиции. Такой же порядок применяется и к другим видам договоров, например, вытекающих из дарения, наследования недвижимого имущества или других сделок с этим имуществом, предусматривающих отчуждение права собственности или ограничение этого права.
В соответствии со ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных законом. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрации прав на движимое имущество, как правило, не требуется. Дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, в учреждениях всех видов профобразования, на все время прохождения службы в рядах Вооруженных сил РФ, а также на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении и учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение 3 месяцев равноценным ранее занимаемому ими (или их родителями) жилым помещением не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие этих детей с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Требования законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяются также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равное с собственником либо нанимателем право. В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников. Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»[8] установлены дополнительные гарантии жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотрено, что, в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. Внесены существенные изменения и дополнения в Жилищный кодекс РФ,[9] касающиеся обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с этим законом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах, домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилье предоставляется без очереди, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. В случае выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей эти помещения сохраняются за ними в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи, данные помещения передаются указанным детям в собственность в соответствии с законодательством. В законодательных актах регионов РФ принимаются нормы по усилению защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего, от различных незаконных действий со стороны корыстных элементов. В Москве до недавнего времени практика была такой: получив комнату или квартиру, покинувший интернат совершеннолетний, но не сведущий в жизни гражданин попадал в сети криминала еще до выхода. Предприимчивые структуры имеют, как правило, четкое представление о своих потенциальных клиентах задолго до их взросления. Интерес этих дельцов заключается в получаемой ими квартире. Дело в том, что по достижении 18 лет или окончания срока обучения в государственном учреждении город предоставлял выпускникам жилье. Но скоро к новоселу приходили лица с «выгодным» предложением: купить эту недвижимость за «бешеные» деньги. В результате махинации доверчивый и беззащитный сирота оказывался бездомным. К сожалению, наше законодательство пока еще не установило твердого закона, ограждающего от криминала жилищные права молодых лиц, вышедших из детдома. В соответствии с законодательством РФ после 18 лет гражданин вправе сам распоряжаться своим жильем, но вопрос, умело он это сделает, или его обманут, остается открытым. Городским властям федеральные законы отводят роль передаточных звеньев, задача которых – предоставить 18-летним сиротам то, что требуется для нормального вхождения в жизнь. Учитывая, что факты обмана с жильем детей, оставшихся без попечения родителей, стали распространенным явлением. правительство Москвы приняло постановление от 31 августа 1999 года № 797 «О дополнительных мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов и школ-интернатов», где представлена Программа мер по обеспечению прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов, а также мероприятий по их социальной адаптации в обществе на период до 2002 года. В новых документах московская администрация четко определила механизм предоставления жилья и опеки этой категории граждан до достижения ими 23 лет. В «Положении о порядке предоставления жилых помещений и дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» обозначен порядок и основания предоставления им жилых помещений. Если ребенок, поступив в детский дом, утратил имевшееся ранее жилье или место жительства неизвестно, то он получает однокомнатную квартиру. Если же родители имеются и они продали жилье, пока он находился в интернате, то органы опеки и попечительства или законный представитель несовершеннолетнего обязаны обратиться в судебные органы с иском о признании сделки недействительной. Более того, в период нахождения детей-сирот в государственном учреждении, если за ними закреплено жилое помещение, законные представители несовершеннолетних (а это могут быть органы опеки и попечительства) принимают меры к выделению в натуре доли жилого помещения путем добровольного обмена. В этих условиях родственники, сдавшие ребенка в приют, не могут воспользоваться жильем ребенка по своему усмотрению; им могут запретить продажу или заставят разменять квартиру. В Положении есть четкость и в части определения, в каком именно районе должны предоставить квартиру выпускнику интерната. Например, детей, которые на момент предоставления им жилья нигде, кроме интерната, не зарегистрированы на жительство и от которых отказались родители, должны поселить по месту жительства их родителей на момент отказа. Те, у которых родители неизвестны, получают жилье по месту расположения их интерната.[10] К сожалению, подобные вопросы применительно к нашему региону не урегулированы. Существует Положение о порядке приобретения жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей,[11] Настоящее Положение определяет порядок приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (далее – дети-сироты). Жилое помещение приобретается однократно детям-сиротам, постоянно проживающим на территории Красноярского края и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилья в органах местного самоуправления и в краевом списке в соответствии с порядком учета детей-сирот. Приобретение жилого помещения за счет средств краевого бюджета осуществляется по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения. Жилое помещение приобретается за счет средств краевого бюджета главным распорядителем бюджетных средств – Главным управлением образования администрации Красноярского края на основании правового акта Совета администрации края о распределении средств на приобретение жилья детям-сиротам. Приобретаемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте приобретения жилого помещения. Жилое помещение приобретается по договору купли-продажи и оформляется в собственность лица, отнесенного в установленном порядке к числу детей-сирот, в соответствии с действующим законодательством при условии письменного согласия данного лица по установленной форме (приложение к настоящему Положению). Перечисление средств краевого бюджета на приобретение жилых помещений осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в форме платежей на счета продавцов жилых помещений, открытые ими в учреждениях банка, на основании договора купли-продажи, зарегистрированного в установленном порядке Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам. Контроль за целевым использованием средств краевого бюджета, выделяемых на приобретение жилых помещений, осуществляется финансовым органом администрации Красноярского края. Отчет об использовании средств краевого бюджета, выделенных на приобретение жилых помещений для детей-сирот, направляется главным распорядителем бюджетных средств в финансовый орган администрации Красноярского края и в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|