Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая подсистема общества и ее роль в повседневной жизни




Понимание общества как органической системы и связанный с ним системный подход к его изучению предполагает и требует выделенный из 4ех подсистем системообразующую, т.е. лежащей в основании всей общественной жизни. В качестве таковой выступает эк.подсистема, что объясняется причиной.

 

1. Тем, что в этой подсистеме создаются материальные блага, т.е. такие предметы, которые удовлетворяют физиологические потребности людей: в пище, одежде, жилище; без чего они бы не смогли существовать физически -> и заниматься семи иными видами деятельности.

2. На ряду с необходимым продуктом, т.е. таким объемом материальных благ, необходимых для существования их создателей, производится и избыточный продукт, т.е. некий излишек матер.благ по сравнению с необходимым продуктом. Если бы избыточный продукт не «Е», то все трудоспособные люди на угрозой голодной смерти должны были бы принимать участие в материальном производстве, что сделало бы экономически невозможным «Е» всех иных видов человеческой деятельности, по крайне мере, в качестве осуществляемых на профессиональной основе.

3. Пусть и в самом примитивном виде, эк.подсистема может «Е» даже в том случае, если все иные соц.подсистемы не будут «Е», тогда как даже в самом примитивном виде последние без эк.подсистемы «Е» не могут.

4. Материальное производство является генетически исходным видом человеческой деятельности, как в том смысле, что именно происходящие в нем изменения сыграли решающую роль в антропосоциогенезе, так и в том смысле, что все остальные виды человеческой деятельности выделились из матер.производства в ходе исторически развивающегося разделения труда.

1. Основополагающая роль эк.подсистемы в обществ.жизни объясняется также и тем, что именно в этой подсистеме находятся основные движущие силы обществ.развития, также как: противоречие + между произв-вом и потреблением, +между постоянно возрастающими потребностями и огранич.возможностями их удовлетворения, + между производит.силами людей и их произвд-ыми отношениями.

 

Характер материального производства выражается:

1.Производя матер.блага, люди преобразуют природу, а эта деятельность может быть успешна только потому, что она осущ.сообразно законам самой природы – матер.реальности, причем независима оттого, известны людям эти законы или нет.

2.Производя матер.блага, люди вступают в производственные отношения друг с другом, характер которых не зависит от их желаний, а определяется состоянием самого матер.производства. Всякий раз люди обречены на то, чтобы иметь только такие производ-ые отношения, которые им позволяет им иметь объективное состояние матер.производства, характер и уровень развития их производств.сил.

3. Матер.характер производ.отношений между людьми выражается также в том, что невозможно проводить производ.эк.политику. Эк.политика, если она не считается с объективным состоянием матер.произв-ва, рано или поздно заканчивается правилом, а люди, проводящие такую политику добровольно или насильственно сходят с историч.арены. Эк.законы объективны, как и законы природы и мстят людям, если они пытаются игнорировать или пренебречь ими.

Все вышесказанное о материальном характере матер.произ-ва, об определяющей роли эк.подсистемы в общественной жизни не означает недооцен.той или иной роли, которую играет в общественной жизни идеи, сознание, дух производства.

Люди разумные, сознательные существа, в своей обществ.и личной жизни всегда руководствуются определ.идеями, и от того каковы эти идеи, зависит и успешность их деятельности. Но какой большой не была роль идей в человеч.жизни, ясно, что жить одними идеями еще никому не удавалось и врядли удастся в будущем. Поскольку навсегда человеч.дух, сознание будет существовать в человеч.теле со всеми вытекающими из этого фундаментального факта последствиями.

5. Человек как биосоциальное существо; соотношение социального и биологического в человеке. Поскольку вне общества люди существовать не могут, они являются существами социальными. Вместе с тем, будучи существами телесными, они продолжают принадлежать животному миру, природе. И поэтому человек является существом двойственным - биосоциальным.К телесным или биологическим особенностям человека относятся:

1) геном человека; 2) расовые особенности, присущие европеоидной, монголоидной, негроидной и австралоидной расам; 3) инстинкты: пищевой, половой, самосохранения; 4) прямохождение, позволяющее освободить передние конечности для разнообразной орудийной деятельности; 5) пятипалая кисть с большим пальцем, противопоставленным остальным, позволяющая осуществлять различные сложнейшие манипуляции с разными предметами; 6) наличие 2-х прямосмотрящих глаз, что позволяет человеку видеть в 3-х измерениях и хорошо ориентироваться в пространстве; 7) высокоразвитая нервная система, дифференцированная на спинной и головной мозг, который включает в себя кору головного мозга и переднелобные формации, что позволяет человеку обладать высокоразвитой психикой, включающей в себя сознание; 8) наличие 4-х типов высшей нервной деятельности - сангвического, холерического, флегматического и меланхолического, - которые основаны на различных сочетаниях силы и слабости нервных процессов возбуждения и торможения; 9) специф. строение гортани и губ, позволяющее произносить множество дифференцируемых звуков; 10) медленные темпы биологического созревания, создающее возможность длительного периода обучения; 11) отсутствие генетически закодированных программ жизнедеятельности, сочетающееся с наличием биолог. предрасположенности к определенным видам деятельности - задаткам; 12) двухполовость и относительная устойчивость сексуальных влечений, позволяющая людям вступать в брачно-семейн. отношения. Все биолог. св-ва человека кодируются генетически и в таком виде передаются от одних людей к другим. Совокупность же соц.-обусловленных, а потому генетически некодируемых св-в человека, взятых в их интегральном единстве друг с другом, образуют человеческую личность; к соц.-обусловленным или личностным св-вам человека относятся: 1) потребности и интересы, которые подразделяются на 3 большие группы: витальные, соц. в узком смысле и духовные; 2) способности или умения осуществлять свою активность в формах, выработанных предшествующими поколениями людей; 3) сознание, представляющее собой способность отражать и оценивать различные предметы, явления и т.п. в фиксированных языковыми знаками чувственных и мыслительных образах, оперировать этими образами как самостоятельными идеальными сущностями и относиться к внеш. миру, друг к другу и самим себе в соответствии с этими образами; 4) воля, представляющая собой способность подавлять органические потребности своего тела и мобилизовывать физические и интеллектуальные усилия для преодоления тех объективных трудностей, которые всегда стоят на пути достижения тех ли иных целей; 5) моральный облик, который определяется тем, какими нравственными нормами и ценностями человек руководствуется по отношению к другим людям, к самому себе, а также по отношению к природе.Люди не рождаются личностями, а становятся ими в ходе особого процесса, который называется социализацией человеч. индивида. Основные этапы социализации, в ходе которых люди усваивают вышеназванные личностные св-ва, соответствуют в общем и целом основным этапам взросления: младенчеству - до года, детству - до 13лет,отрочеству - до 18лет, юности - до 25. Считается, что к 25 годам достигает полной соц. зрелости и завершается становление его личности.На процесс социализации оказывают влияние: 1) мега-, мезо- и микро-соц. среда; 2) целенаправленные воспитательные воздействия других людей; 3) самовоспитание; в районе 12-13 лет человек начинает осознавать самого себя, фиксировать свои достоинства и недостатки, работать над устранением последних; наличие самовоспитания не позволяет человеку списывать все недостатки своей личности на других людей. Сократ:"Я сделал из себя то, что хотел".В единстве биолог. и соц. в человеке определяющая роль принадлежит социальному, что выражается: во-первых, в том, что некоторые биолог. особенности человека, такие как прямохождение, высоорганизов. центр. нервная система, специфическое строение гортани и губ сформировалис под влиянием перехода к общественной жизни в процессе антропосоциогенеза; во-вторых, даже свои собственно-биолог. потребности в лице и индивиде другого пола люди удовлетворяют в соц. формах; в-третьих, именно под влиянием соц. образа жизни у людей сформировались сверх биолог. потребности - в дружбе, любви, в знаниях, в эстетических наслаждениях и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...