Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности и преимущества международной торговли. Торговый и платёжный баланс в международной торговле.

Международная торговля (система международных отношений по товарному обмену) – это основанная на МРТ,абсолютном, относительном и других преимуществах система экономических отношений между странами, их субъектами и ТНК по обмену товарами с целью извлечения какой-либо, в том числе политической выгоды. Выгоды от международной торговли могут быть краткосрочными (сиюминутная прибыль) и долгосрочными – максимизация постоянного дохода в длительной перспективе от общемирового воспроизводства, максимального потребления мировых ресурсов, за счет оттеснения конкурентов и упрочения перспективы во всех формах международных связей.

элементы международной торговли:

- экспорт товаров – вывоз и продажа товаров иностранцам (видимый экспорт) или продажа национальных товаров иностранцам внутри страны (скрытый экспорт);

- реэкспорт товаров – вывоз из страны ранее ввезенных товаров с целью их перепродажи в других странах обычно после определенной обработки;

- импорт товаров – ввоз товаров из-за рубежа;

- реимпорт товаров и услуг – возвращение из-за рубежа ранее вывезенных;

- чистый экспорт (торговый баланс) – разность между стоимостью экспорта и стоимостью импорта;

- общий объем внешнего товарооборота – сумма стоимости экспорта и импорта данной страны;

- нетто-баланс – точное соответствие стоимости экспорта, например товаров, стоимости их импорта (при этом чистый экспорт равен нулю);

- мировой товарооборот, который определяется как сумма лишь экспорта всех стран, так как сумма экспорта одной страны автоматически всегда становится суммой его импорта другой страны; и др

Основными факторами развития международной торговли являются 1) углубление МРТ 2) неравномерность распределения между странами ресурсов 3) ускорение НТП и разная степень использования его достижений, что влияет на уровень технологий, комбинацию ресурсов эффективность производства, его издержки и т.д 4) наличие в разных странах преимуществ в производстве тех или иных благ и др.

Различают множество форм (видов) международной торговли. В зависимости от критериев международная торговля классифицируется по ее специализации – торговля обычными и особыми товарами – услугами; по объемам сделок – розничная и оптовая; по номенклатуре – торговля ценными бумагами, валютой, ресурсами, потребительскими товарами и т.д.; по степени легальности – официальная и неофициальная (черная, серая); по степени ограничения конкуренции – чисто конкурентная, монопольная, олигопольная, чисто монопольная, смешанная; по степени организации – биржевая и внебиржевая; по степени развитости – совершенная и несовершенная торговля.

Несовершенная международная торговля проявляется, когда внешние сделки осуществляются на основе полной или частичной оплаты первоначального экспорта товарами и лишь разница покрывается валютой. Она основывается на встречной торговле (встречных закупках) – операциях, предусматривающих встречные обязательства экспортеров купить у импортеров определенные товары. Встречная торговля может проявляться в следующих формах:

1) натуральный (бартерный) обмен;

2) в форме участия продавца в реализации товаров по усмотрению покупателя (например, Россия продает США новые технологии для освоения космоса, а за это США продают России по ее настоянию зерно);

3) в форме встречных поставок на основе экономического сотрудничества стран-участниц (например, Россия экспортирует в Белоруссию нефть для ее переработки при условии последующего импорта готовой продукции – бензина).

Совершенная (развитая) торговля – когда экспортно-импортные сделки реализуются раздельно с использованием валюты. Например, продавая газ ФРГ, Россия на вырученную валюту покупает любой товар в любой стране.

В практике сложились два основных метода международной торговли косвенный и прямой.

Косвенный метод международной торговли предполагает совершение внешнеторговых сделок через посредников, которые между непосредственными производителями и потребителями товаров могут выстраиваться друг за другом в сложную многоуровневую пирамиду.

(основные посредники: - биржи – чаще негосударственные организации с правом юридического лица, формирующие оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли в форме гласных публичных аукционных торгов в заранее определенном месте о в определенное время во установленным правилам, предоставляющие определенные гарантии и услуги для сделок с товарами, получающие за это комиссионные;

- международные торги – форма конкурсной торговли,при которой заключению сделки между покупателем и продавцом предшествуют переговоры (торги) по поводу цены данного товара в целях поиска наиболее выгодных для сторон условий;

- международные аукционы – способ продажи товаров определенной номенклатуры со строго индивидуальными свойствами в виде периодических публичных торгов;

- брокеры – ФЛ и ЮЛ, действующие за счет третьих лиц и от их имени, получая за это вознаграждение;

- консигнаторы – посреднические фирмы,осуществляющие экспортно-импортные операции с собственных складов,от своего имени за вознаграждение, получаемое от собственников товара на основе договора.

- дистрибьюторы – независимые фирмы-посредники, заключающие обычно долгосрочные договоры купли-продажи, с одной стороны, с продавцами-экспортерами, а с другой – с покупателями-импортерами на перепродажу товаров от своего имени и за свой счет.

- дилеры; и др.

Прямой метод международной торговли предполагает сделки непосредственно (без посредников) между производителями и потребителями. Этот метод требует высокой коммерческой квалификации, опыта непосредственных участников торговли.

Масштабы и степень внешней торговли отдельных стран определяются следующими показателями:

1. степень открытости национальной экономики, что характеризуется ее экспортно-импортной квотой и определяется процентным выражением отношения суммы экспорта и импорта к ВВП или НД страны.

2. экспортная (или импортная) квота страны – процентное выражение отношения суммы экспорта (импорта) страны к ее ВВП.

3. доля экспорта (импорта) страны в мировой экспорте (импорте);

4. объем экспорта товаров на душу населения;

5. доля готовой продукции страны на мировом рынке;

6. общая структура экспорта (импорта) – удельный вес экспортируемых (импортируемых) товаров по видам и глубине их переработки;

7. чистый экспорт – экспорт за минусом импорта обычно за год.

Выгоды и потери от международной торговли всегда неравномерно распределяются между странами-участницами, государством и его фирмами, фирмами—участницами, фирмами и поставщиками для них ресурсов, рядовыми потребителями.

Между товаропроизводителями выгоды и потери от внешней торговли распределяются на основе сфер приложения их капиталов. Фирмы, капитал которых занят в экспортных отраслях, получают от этого, как правило, выигрыш, так как спрос на их товары увеличивается за счет дополнительных зарубежных потребителей. А фирмы импортозаменяющих отраслей чаще несут потери, так как конкуренция со стороны более эффективных и напористых зарубежных фирм-импортеров вынуждает их снижать цены и сокращать производство.

Рядовые потребители в стране-экспортере от международной торговли чаще проигрывают, так как экспорт товаров снижает их предложение в своей стране. Цены на них растут, спрос падает. А потребители в стране-импортере чаще выигрывают, так как в стране растет совокупное предложение товаров, цены на все товары, включая импортные, получают тенденцию к снижению, расширяется возможность у всех потребителей выбора и покупок более широкого круга товаров, а иногда и по более низким ценам.

Выигрыш от внешней торговли производителей может сопровождаться и выигрышем потребителей, так как производители получают возможность расширять производство и лучше обеспечивать потребности внутренней экономики. А выигрыш потребителей расширяет их покупательную способность, что стимулирует экономический рост и способствует выигрышу производителей любых отечественных товаров.

В долгосрочном периоде существует закономерность, согласно которой в результате мировой торговли больше выигрывают владельцы факторов, доля (интенсивность использования) которых выше к экспортных отраслях, а потери выше у владельцев факторов, доля которых выше в импортозаменяющих отраслях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...