Понятие «Профессиональная этика» и ее роль в регулировании организационных отношений
Профессиональная этика - это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество. Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей. Основа профессиональной этики в сфере сервиса - нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга. Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью. Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе». Второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.). Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено. Четвертый принцип - принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения. Пятый принцип - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм. Шестым принципом является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах. Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики. Восьмой принцип - индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
Девятый принцип: не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах. Десятый принцип - никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора. Одиннадцатый принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников. Двенадцатый принцип - при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать. Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п. Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее, конфликт - благоприятная почва для этических нарушений. Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями. Шестнадцатый принцип: работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег. Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента. [4] Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы. Содержание этических кодексов фирм берет свое начало из принципов этики. Таким образом, используя нормы и правила делового этикета, возможно прогнозирование поведение коллег и сами становимся предсказуемы, что помогает эффективно сформировать организационный процесс.
Принято считать, что понятия «профессиональная этика» и «профессиональные нормы поведения» имеют отношения к медикам и еще некоторым специалистам социальной направленности (соц.работник, психолог, педагог). В 1962 году был разработан и официально принят Международной ассоциацией общественных отношений Кодекс профессионального поведения для специалистов, работающих в сфере связей с общественностью. Если существуют кодексы профессионального поведения, должен быть и этический кодекс, определяющий моральные нормы, позволяющие защищать общечеловеческие ценности и давать возможность свободного общения. В 1978 году Европейской Конфедерацией общественных отношений был принят так называемый Лиссабонский кодекс (поправки в него внесены в 1989 году). Он ориентирован на специфику профессии и достаточно жесток по своим требованиям. Особенно четко прописаны позиции, касающиеся принципов работы в экстремальных ситуациях: 1. Честность прежде всего и всегда. 2. Сочувствие и сострадание. 3. Гласность, доступность и искренность. 4. Своевременность. 5. Упреждение, а не просто реагирование. Особый блок – второй – касается передачи дезинформации о компании или человеке, т.е. клеветы. Во многих европейских странах это считается гражданским правонарушением, влекущим за собой ответственность. Например, в Англии различают два типа клеветы – устную (в беседе или разговоре) и письменную (заявление в запечатленной форме или даже сказанное в радио или теле передаче). Если информация будет порочащей, неправдивой, признанной направленной против и распространенной, то будут приняты меры в соответствии с существующими законами (вплоть до судебного преследования). Предположительно, каждый ответственный человек знакомится с характером деятельности организации, прежде чем принять предложение о поступлении на работу. Если он позже узнает, что деятельность организации противоречит закону или его собственным убеждениям, он должен немедленно уволиться. Или идти на компромисс с совестью ради хорошего заработка. Однако, в случае, если человек все же остается, он вряд ли верит в свою организацию или ее продукцию, соответственно, он не сможет стать полноценным работником организации и работать эффективно.
Самое большое проблемное этическое поле имеет рекламная деятельность. Конкретно-практическое поведение человека определяет мораль (совокупность воззрений и норм). Мораль рекламы очень зависит от особенностей сознания эпохи и форм преемственности поколений. Например, раньше реклама противозачаточных средств была бы просто немыслима. Однако, наличие таковой сегодня иллюстрирует динамику данного процесса. Мы вынуждены признать, что отечественная рекламная индустрия сегодня решает проблему не продукта, а собственно рекламы. Как никогда, сегодня она нарушает массу социальных запретов (использование религиозных мотивов, страдания людей и пр.) с единственной целью – извлечение прибыли. Рекламная сфера – самая недобросовестная сфера в осуществлении конкурентных отношений. Например, Международной торговой палатой в Париже утверждены Правила конкуренции для фирменной индустрии, которые налагают запреты на произвольное употребление государственной или охраняемой государством символики, на распространение надписей, тексов, чреватых опасностью для молодежи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|