Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фонологическая система русского языка

Фонетическая система русского языка

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Назовите органы речи, составляющие речевой аппарат.

2. Чем различаются активные и пассивные органы речи? Перечислите активные органы. Какой орган речи является самым подвижным?

3. С работой каких органов речи связано 1) деление гласных по ряду и подъему, 2) деление согласных на глухие и звонкие, 3) деление согласных на твердые и мягкие, 4) деление согласных на губные и язычные?

4. Назовите акустические свойства звуков.

5. Чем различаются гласные и согласные звуки?

6. Какие признаки лежат в основе классификации гласных звуков?

8. Какие признаки лежат в основе классификации согласных звуков?

Практические задания

1. Магнитофонная запись в той или иной степени искажает человеческий голос. Какие акустические характеристики звука при этом меняются? Благодаря чему мы все-таки может узнать при воспроизведении голос нашего знакомого и отличить его от голоса другого человека?

2. Определите, работой каких органов речи различаются звуки.

[б-м], [б-в], [б-п], [б-б,], [д-н], [ш-с], [н-м], [л-м], [к,-к], [к-х], [р-л], [ж-ш], [т-ц], [ц-ч].

 

3. Назовите звуки, при произнесении которых работают голосовые связки, и звуки, при произнесении которых они не работают.

4. Назовите звуки, про произнесении которых работают губы.

5. Назовите слова, которые получатся,

если при произнесении звука [т] задержать смычку языка с зубами в словах отрубить, отер (лицо), отоптать (снег вокруг яблони);

если при произнесении звука [д] задержать смычку языка с зубами в словах подать, поданный, поделка;

если при произнесении звука [д,] (дважды) в слове дядя расслабить голосовые связки;

если при произнесении звука [д,] (дважды) в слове дядя опустить небную занавеску.

 

6. Определите звуки по работе органов речи:

а) губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, небная занавеска опущена;

б) кончик языка направлен к зубам, образуя щель, голосовые связки расслаблены, небная занавеска поднята;

в) кончик языка поднимается, периодически соприкасается с твердым небом, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята;

г) кончик языка смыкается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята, боковые края языка опущены;

д) голосовые связки дрожат, губы вытянуты в трубочку, задняя часть языка приподнята.

7. В чем, с точки зрения лингвистики, заключается немотивированность такого устойчивого выражения, как держать язык за зубами?

8. Сколько звуков в составе словоформы браться? С произношением какой другой словоформы она совпадает?

9. Англичанин (или немец, или француз) будет искать в энциклопедии фамилию Чайковский на букву Т. Почему? С какими свойствами русского звука [ч] это связано?

10. Врач-терапевт, осматривая больного, говорит ему: «Откройте рот». И добавляет затем: «Скажите а-а». Зачем эта дополнительная просьба? И почему именно а-а, а не и, у и т.п.?

11. Определите гласные звуки:

а) лабиализованный, верхнего подъема; б) среднего ряда, нижнего подъема; в) среднего ряда, среднего подъема; г) верхнее-среднего подъема, переднего ряда.

12. Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» начинается с таких строк:

Били копыта.

Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.

Как вы считаете: случаен ли порядок следования гласных [и] - [а] - [о] - [у] в этих четырех словах?

13. Определите согласные звуки по следующим признакам:

а) дрожащий, мягкий;

б) губно-губной, сонорный, мягкий;

в) переднеязычный, зубной, аффриката, глухой, твердый;

г) заднеязычный, щелевой, глухой, твердый;

д) сонорный, боковой, мягкий;

е) губно-зубной, щелевой, глухой, твердый;

ж) заднеязычный, смычно-взрывной, звонкий, твердый;

з) сонорный, среднеязычный;

и) передненебный, аффриката, глухой, мягкий.

14. В текстах на русском языке встречаются сокращения типа млн., млрд., Вт, Гц, тчк., зпт. Почему в них используются именно согласные буквы, а не гласные?

 

15. Определите слово русского языка, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

а) согласный, заднеязычный, задненебный, щелевой, глухой, твердый;

согласный, губно-зубной, щелевой, звонкий, твердый;

гласный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

согласный, переднеязычный, зубной, щелевой, глухой, твердый;

согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, глухой, твердый;

 

б) согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, глухой, мягкий, долгий;

гласный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, глухой, твердый;

 

в) согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, звонкий, твердый, долгий;

гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

согласный, переднеязычный, передненебный, аффриката, глухой, мягкий;

 

г) согласный, переднеязычный, зубной, щелевой, глухой, мягкий;

согласный, среднеязычный, средненебный, сонорный, мягкий;

гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, глухой, твердый.

 

д) согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, глухой, мягкий, долгий;

гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

согласный, переднеязычный, зубной, щелевой, боковой, сонорный, мягкий;

 

е) согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, глухой, твердый, долгий;

гласный, среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, глухой, мягкий;

 

ж) согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, звонкий, твердый, долгий;

гласный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;

согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, глухой, мягкий;

 

з) согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, звонкий, твердый;

согласный, переднеязычный, передненебный, дрожащий, сонорный, твердый;

гласный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;

согласный, переднеязычный, зубной аффриката, глухой, твердый, долгий;

гласный, среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

 

и) согласный, переднеязычный, передненебный, дрожащий, сонорный, мягкий;

гласный, переднего ряда, верхнее-среднего подъема, нелабиализованный;

согласный, губно-губной, смычно-носовой, сонорный, мягкий;

гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

согласный, переднеязычный, зубной, смычно-носовой, сонорный, мягкий;

 

к) согласный, переднеязычный, передненебный, дрожащий, сонорный, твердый;

гласный, среднего ряды, средне-нижнего подъема, нелабиализованный;

согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, звонкий, твердый, долгий;

гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

согласный, переднеязычный, передненебный, аффриката, глухой, мягкий;

 

л) согласный, переднеязычный, зубной, щелевой, боковой, сонорный, мягкий;

гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

согласный, губно-губной, смычно-взрывной, звонкий, мягкий;

гласный, среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, глухой, мягкий;

 

м) согласный, губно-губной, смычно-взрывной, глухой, мягкий;

гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

согласный, переднеязычный, передненебный, дрожащий, сонорный, твердый;

согласный, переднеязычный, зубной, щелевой, глухой, мягкий;

гласный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

согласный, заднеязычный, задненебный, смычно-взрывной, глухой, твердый.

 

16. Выполните фонетическую транскрипцию следующих слов, охарактеризуйте все звуки в них:

а) вьюга, маячит, растерялся, тяжело, мягкий;

б) волчья, каемка, потемневшего, расчет, детство;

в) шьет, союз, весеннего, бессчетный, частота;

г) пьеса, поели, частокол, шорох, разведка;

д) лисью, заезд, решетка, смеется, бесчестный;

е) съезд, поехал, бесшумный, вернется. легкий;

д) медвежья, приятель, стоявших, часовой, сдобный.

 

17. Запишите слова, данные в фонетической транскрипции:

[гросс,т,], [фпр,эт,], [аъца], [новъвъ], [оч,иэн,], [иш,эс], [отъръп,], [р,эш,иэ],[выш,иэтът,].

 

18. Назовите слова, которые получатся, если звуки, составляющие следующие словоформы, произнести в обратном порядке:

трос, лоб, краб, куль, лен, лед, тля, юг, счет, урюк, лещ, унес, крот, яр, ешь.

19. Установите соответствия и восстановите недостающие члены пропорций.

[к: к, = д:? =?: л,] [б: м = д, :?] [: х =?: х, = г, :?]

[б: в =?: ф,] [в: з, = ф:?] [м: н = б:? =?: н,]

[н: д =?; д,] [ш: т =? 6 д] [ф: с = в,:? =? = с,].

 

20. Определите, какими артикуляционными особенностями различаются указанные звуки:

[э] - [о], [н] - [м], [р] - [р,], [з] - [ж], [ц] - [ч].

21. Опишите артикуляцию звуков, обозначенных выделенными буквами.

Г о ры, тр а кт о р, ц ыпленок, ю ж ный, в ерба, м у дрос т ь.

22. Назовите неизвестный член пропорции; укажите признак звука, который помог в его определении.

[з]:[д]=[?]:[т], [?]:[с]=[ч]:[ш], [э]:[и]=[о]:[?], [и]:[?]=[?]:[о], [о]:[э]=[у]:[?].

23. Определите звуки по данным характеристикам, опираясь на сходство и различие их классификационных признаков.

1. Два согласных являются глухими, твердыми, заднеязычными, но различаются по способу образования. 2. Три согласных являются смычно-взрывными, звонкими, твердыми, но различаются по месту образования.

24. Затранскрибируйте данный ниже текст, укажите энклитики и проклитики. Выделите фразы и речевые такты (синтагмы).

Сдружившиеся дети лейтенанта Шмидта вышли из-за угла и подступили к окну председательского кабинета.

За туманным, немытым стеклом сидел председатель. Он быстро писал. Как у всех пишущих, лицо у него было скорбное. Вдруг он поднял голову. Дверь распахнулась, и в комнату проник Паниковский. Прижимая шляпу к сальному пиджаку, он остановился около стола и долго шевелил толстыми губами. После этого председатель подскочил на стуле и широко раскрыл рот. Друзья услышали протяжный крик (И. и П.).

25. Затранскрибируйте данный ниже текст, укажите энклитики и проклитики. Выделите фразы и речевые такты (синтагмы).

После нескольких часов уличного дежурства объявились, наконец, все необходимые данные: покров ночной темноты и сам пациент, вышедший с девушкой из дома, где жил старый ребусник. Девушка не укладывалась в план. Пока что пришлось последовать за гуляющими, которые направились к морю.

Горящий обломок луны низко висел над остывающим берегом. На скалах сидели черные базальтовые, навек обнявшиеся парочки. Море шушукалось о любви до гроба, о счастье без возврата, о муках сердца и тому подобных неактуальных мелочах. Звезда говорила со звездой по азбуке Морзе, зажигаясь и потухая. Световой туннель прожектора соединял берега залива. Когда он исчез, на его месте долго еще держался черный столб (И. и П.).

 

Слог

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Что такое слог? Какие звуки являются слоговыми? Какие выделяют типы слогов?

2. Каков основной принцип строения слога в русском языке?

3. Почему фонетический слогораздел и правила переноса части слова с одной строки на другую могут не совпадать

 

26. Выполните фонетическую транскрипцию слов: пташечка, пловчиха, листок, лесной, равный, солнце, лампа, счастье, подскочил, подробный, бесшумный, контрольный, потрескался, пойдемте, разросшийся, подстреливший, рассыпается. Обозначьте цифрами сонорность звуков, постройте схему сонорности слова, разделите его на слоги.

Ударение

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Какие функции выполняет словесное ударение?

2. В чем отличие ударного слога от безударных?

3. Чем различаются проклитика и энклитика?

4. В чем отличие логического ударения от фразового и синтагматического?

 

27. Поставьте ударение в словах.

1. Алкоголь, баловать, безудержный, бомбардировать, валовой, вклеить, газированный, гусеница, диспансер, договор, жаворонок, жалюзи, заговор, каталог, квартал, кладовая, кухонный, маркетинг, новорожденный, облегчить, оптовый, премировать, роженица, средства, столяр, ходатайство, щавель, эксперт.

2. Айва, злоба, искра, камбала, кета, курага, петля, пройма, свекла, статуя, таможня, туфля, хвоя, щеколда, щиколотка.

28. Распределите, учитывая кодификацию, слова в три столбика: 1) с ударением на первом слоге; 2) с ударением на втором слоге; 3) с ударением на третьем слоге.

Воспринять, генезис, гражданство, донельзя, досуг, еретик, завидно, издавна, иконопись, инсульт, каучук, клеить, колледж, мастерски, мизерный, начавший, пиала, пуловер, танцовщица, украинский.

 

29. Проспрягайте глаголы звонить – позвонить – дозвониться, включить, клеить в настоящем или будущем простом времени. Поставьте ударение.

 

30. Оцените предложенные акцентологические варианты. Чем они различаются, кроме места ударения?

Атлас – атлас, баржа – баржа, ведение – ведение, ведомый – ведомый, гофрировать – гофрировать, грунтовый – грунтовой, джентльмен – джентльмен, добыча – добыча, запахнуть – запахнуть, засоленный – засоленный, иначе – иначе, мизерный – мизерный, наперченный – наперчённый, одновременно – одновременно, петля – петля, наголо – наголо, характерный – характерный, флюорография – флюорография, шасси – шасси, пробил – пробил.

31. Определите роль ударения в следующих словах, распределите слова по группам, в которых ударение различает: а) слова во всех их формах; б) отдельные формы разных слов; в) разные формы одного и того же слова.

Грозы и грозы, село и село, мою и мою, пропасть и пропасть, уже и уже, мука и мука, плачу и плачу, пары и пары, дома и дома, дорогой и дорогой, века и века, стоим и стоим, стрелки и стрелки, целей и целей, головы и головы, еду и еду, начала и начала, развитый и развитый.

 

32. Измените данные слова, подобрав по 2-3 словоформы. Расставьте в полученных рядах словесное ударение. Укажите слова: 1) с неподвижным ударением: а) на основе, б) на окончании; 2) с подвижным ударением: а) перемещается с основы на окончание, б) перемещается с окончания на основу.

Бровь, величина, десять, карман, кишка, маляр, носить, проспект, резкий, упакованный, цапля, цедра, щуриться, юность, ярлык.

 

33. Укажите «третье лишнее», учитывая место ударения в словах.

1) звонишь, кормишь, роешь; 2) зеленеть, краснеть, ржаветь;

3) вагонный, кухонный, телефонный; 4) жалюзи, новости, такси;

5) выговор, договор, приговор; 6) обеспечение, ограничение, увлечение;

7) некролог, полог, пролог; 8) избалованный, квалифицированный, тонированный;

9) белить, включить, клеить.

 

34. Затранскрибируйте. Расставьте ударение. Укажите слабоударяемые слова и слова с побочным ударением.

Высокотехнологичный, фотомодель, северо-восток, восемь строчек, тридцать два, как будто гром, если прикажут, около подъезда, змеелов, авиакатастрофа, послеоперационный, древнерусский, народно-поэтический, уж поздно, сверхизысканный, так себе фильм, книгопродавец, коммивояжер.

 

35. Прочитайте. Укажите слова, важные для выражения поэтической идеи и потому несущие логическое ударение. Назовите слова, выделяемые тактовым и фразовым ударением.

Муза

Когда я ночью жду ее прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

 

И вот вошла. Откинув покрывало,

Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала

Страницы Ада?» Отвечает: «Я» (А. Ахматова).

 

36. Покажите варианты членения на слова, синтагмы и фразы следующего фрагмента: Поднимитеперья.

37. Выполните фонетический анализ следующих слов.

Волевой, беспорядок, переподготовка, вертушка, камышового, очарование, прелестного, шелестевшим, объясниться, ребячьим.

Схема фонетического анализа слова

 

1. Запись слова в фонетической транскрипции.

 

2. Выделение слогов и их характеристика:

а) по характеру начала (прикрытый / неприкрытый);

б) по характеру конца (открытый / закрытый);

в) по отношению к ударению (ударный / безударный).

 

3. Характеристика звуков:

гласных а) по ряду;

б) по подъему,

в) по участию губ,

г) по степени редукции,

д) дополнительные свойства (продвинутый вверх и вперед).

согласных а) по месту образования,

б) по способу образования,

в) по участию голоса,

г) по дополнительной артикуляции,

д) дополнительные свойства (лабиализация).

 

Фонологическая система русского языка

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Дайте определение фонемы. Какие функции выполняет фонема?

2. Охарактеризуйте систему гласных фонем русского языка.

3. Что такое доминанта, вариация и вариант фонемы?

4. Перечислите сильные и слабые позиции для гласных фонем.

5. Охарактеризуйте систему согласных фонем русского языка.

6. Назовите сильные и слабые позиции для согласных фонем.

 

Практические задания

38. Докажите, что <о> - <у>, <а> - <о>, <р> - <р,>, <в> - <ф>, <м> - <д> являются самостоятельными фонемами.

39. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемами в следующих парах слов:

балка – палка, выть – вить, Ом – ум, день – тень, жаль – шаль, лук – люк, им – ум, бар – жар, эх – ах, дом – ром, честь – жесть, ус – ас.

40. Затранскрибируйте данные ниже слова. Определите, в какой позиции (сильной или слабой) находятся выделенные гласные фонемы.

Лак, ларь, л а рек, п я тка, мир, м и ры, св е кла.

41. Затранскрибируйте данные ниже слова. Укажите сильные позиции для гласных фонем, находящихся в слабой позиции.

Выход, полет, дома, жара, жиры, лекарство, пирожное, пятак.

42. Определите, какие гласные фонемы могут быть представлены в речи звуками [иэ], [аъ], [ыъ], [ъ], [у].

43. Затранскрибируйте данные ниже слова. Укажите согласные, находящиеся по ДП твердости/мягкости: а) в сильной позиции; б) в слабой позиции.

Брошюра, винтик, звезды, мне, отвезти, палка, соболь, фантики, храпеть, центровой, шестеро.

44. Выполните фонематический анализ данных ниже слов.

1. Басня, ветер, дорожка, еловый, ласточка, мозговой, наскоро, обувь, проза.

2. повозка, сжег, испек, просека, пароход, отдать, разворот, разыщи, медовик, бесполезно, россыпь, молодость, расцветет, разъезд, перелетел, горячего, вдруг, провалишься.

Фонетические процессы

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Что такое редукция?

2. Какие изменения называются комбинаторными? Назовите виды комбинаторных изменений.

3. Что такое аккомодация?

4. Что такое ассимиляция? Какие виды ассимиляции вам известны?

5. Чем отличается диссимиляция от ассимиляции?

45. Выполните фонетическую транскрипцию данных слов. Найдите аккомодацию.

Помяли, тянучка, повел, утюг, лямка, печеный, лен, салют.

 

46. Выполните фонетическую транскрипцию данных слов. Найдите и охарактеризуйте каждый случай ассимиляции.

Сжатый, сгоревший, сжегший, счастье, просьба.

47. как звучало бы слово распирать, если бы в русском языке действовала не регрессивная, а прогрессивная ассимиляция?

 

48. какие фонетические процессы обусловили просторечное произношение следующих слов?

Пролубь (прорубь), коклета (котлета), транвай (трамвай), лаболатория (лаборатория), шешнадцать (шестнадцать).

49. Выполните фонетическую транскрипцию приведенного отрывка. Найдите в нем результаты фонетических процессов.

Мы едем шагом, едем мимо неподвижных черных лип, едем по притихшей, в последний раз причастившейся первым морозцем земле, и лошади трясут головами и взламывают копытом первый хрупкий ледок, затянувший лужи, а над головами в прозрачном небе кружат стаи говорливых ворон (Уткин).

 

Исторические чередования

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Какие чередования фонем стали результатом утраты носовых гласных?

2. В результате каких исторических процессов возникли чередования заднеязычных согласных с шипящими и свистящими?

3. К каким чередованиям приводило сочетание согласных с [i] в древний период истории русского языка?

4. какие чередования фонем возникли в результате процесса падения редуцированных в древнерусском языке?

50. Найдите в приведенных словах фонетические чередования и исторические чередования, запишите их. Объясните, результатом каких фонетических процессов являются исторические чередования.

Носить – ноша, бойцы – битва, засохнуть – засыхать – засушить – засуха, потихоньку – потише, кормит – кормлю, испечешь – испеку – испек, поздно – опаздывать, сберегать – сберечь – сбережешь, запер – запру – запор, петь – пой, покрыть – покрой, кошу – косит, снять – снимать.

51. Найдите в отрывке из произведения В. Бианки слова с историческими чередованиями фонем, подберите к ним слова с такими же морфемами, в которых имеются чередующиеся фонемы. Объясните, результатом каких фонетических исторических процессов они являются.

Над прудом быстро светлело. По воде побежала темная тень и спряталась под прибрежные кусты. И вдруг сверху хлынул веселый золотой свет: солнце встало над елями. Кусочек чистой воды у берега осветился, и стало видно, чья это круглая головка: там пряталась водяная лилия. Лилия медленно поднималась из воды на длинной, гибкой, зеленой ножке. Когда вся головка вышла воздух, лепестки, закрывавшие ее, стали раскрываться, раскрываться… Приоткрылась чашечка, и в ей, как жар, загорелись тонкие золотые язычки.

 

Графика

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Какой алфавит лежит в основе кириллицы?

2. Чем отличается современный русский алфавит от кириллицы?

3. Что обозначают буквы русского алфавита?

4. Какой принцип лежит в основе русской графики?

5. Какие буквы в русском алфавите многозначные, какие – однозначные?

 

52. Как обозначена на письме мягкость согласных фонем в следующих словах:

нес, лютый, столько, тюль, жили, любящий, счищу, раньше, лишь, чаща, лещ?

 

53. Как обозначена на письме твердость согласных фонем в следующих словах:

мода, банка, выброс, томный, ракетка, крот, широко, ожег, ожог, брошюра, шажок, цып-цып, цирк, чугун?

54. Определите значения букв е, ё, ю, я, и в данных словах и сгруппируйте слова в зависимости от значений букв.

Голубая, меня, поехать, чьи-то, сияют, копье, юрта, полет, ладья, его, ее, еловый, съешь, синий.

55. Почему А. А. Реформатский в классическом учебнике «Введение в языковедение» называет букву ьъ) «предупредительный» знак. О чем предупреждают эти буквы?

56. Определите, какую функцию в данных словах выполняет буква ь.

Цезарь, моль, ночь, тушь, чью-то, угольки, льется, вставьте, отрежьте, сберечь, ходить, коньяк, свиньи, съешь, ложь.

 

57. Выполните графический анализ выделенных слов.

Жаворонки никогда не садятся на высокие деревья, избегают густых темных лесов. От берегов теплого моря до таежных лесов живут жаворонки. Над широкой степью, над полями и лугами почти все лето слышны их радостные песни. В прошлые времена в весенний праздничный день матери наши пекли в русских печах слепленных из теста жаворонков. Хорошо помню, как вынимала мать из печи подрумяненных тестяных «жаворонков» (И. С. Соколов-Микитов).

 

Русская орфография

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Из каких разделов состоит русская орфография?

2. Назовите принципы, лежащие в основе правил каждого из разделов орфографии.

3. Что такое орфограмма?

 

58. Назовите раздел орфографии, в который входит каждое из следующих правил:

- правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением,

- правописание приставок,

- правописание сложных наречий,

- правописание окончаний имен прилагательных.

 

59. Сгруппируйте следующие правила по разделам. Заполните таблицу.

 

Передача буквами фонемного состава слова Слитные, раздельные и дефисные написания
Правописание безударных гласных в корне, не проверяемых ударением Дефисное написание наречий    
Употребление прописных и строчных букв Графические сокращения
Правописание астрономических названий   Точечные сокращения

 

1. Употребление Ь и Ъ

2. Правописание чередующихся гласных в корнях слов

3. Правописание гласных после шипящих и Ц

4. Правописание суффиксов наречий

5. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

5. Правописание Ы и И после приставок

6. Правописание Н и НН в причастиях

7. Раздельное написание частиц

8. Правописание личных окончаний глагола

9. Правописание падежных окончаний имен существительных

10. Правописание названий орденов, медалей, знаков отличия

11. Правописание суффиксов имен прилагательных

12. Правописание НЕ с наречиями

13. Правописание НИ

14. Правила сокращения единиц измерения

15. Слитное написание наречий

16. Правописание названий государств

17. Правописание НЕ с местоимениями.

 

60. Вставьте, если необходимо, пропущенные буквы в следующих словах, объясните написание, определите принцип орфографии, лежащий в основе правила написания.

Ут…пический, ед…ница, изв…яние, изморо…ь, диссиден…, гран…, аген…ство, ф…нтастика, фан…тизм, зар…сли, си…метрия, к…мпания;

…доба, бе…вкусица, сверх…зысканный, раз…грать, в..езд, в…юга, настеж…, роскош…, убереч…;

ш…пот, ш…рох, ш…в, реч…нка, сгущ…нка, стосвеч…вый, перч…ный, стаж…р, танц…р, плавц…м, китайц…м, ц…трусовый, ц…плячий, лисиц…, эрудиц….я;

пр…небрежительный, пр…следование, пр…митивный, вр…ссыпную, по…датливый, п…ддакивать, н…доело, на…пись, о…делка;

на речк…, в домишк…, в галере…, в округ…, в син…ю чашку;

апельсин…вый, направ…, слев…, сначал…, досух….

 

61. Выделите в тексте все орфограммы и укажите, какой принцип определяет каждое написание.

Огромные белые, как снег, птицы прилетают каждый год. Они прибывают из Гренландии и других полярных областей. Сентябрь – свидетель того, как они появляются с севера: сначала в осенних сумерках слышатся крики птиц, извещающие об их возвращении в эти края, потом показываются одиночки, летящие впереди мигрирующей массы, затем обособленные группы, и вот, словно разлив вод, над землей снежным вихрем кружится вся стая. Эти птицы, большие снежные гуси, размножаются в Арктике, а зиму проводят в широких открытых проливах и бухтах восточного побережья США (По Г. Бестону).

 

62. Перечислите правила орфографии, изучаемые в начальной школе (см. учебники русского языка 2, 3, 4 кл.). Укажите, какие принципы орфографии лежат в основе каждого из них. Заполните таблицу.

Правило Класс Принцип орфографии

 

63. Одно из произведений В. Шукшина называется «Раскас» - в соответствии с тем, как пишет это слово малограмотный человек. Какие принципы орфографии лежат в основе такого написания и в основе написания «рассказ»?

 

64. Выполните орфографический анализ выделенных слов.

Некоторое время дрожащий багряный диск раскаленного за день солнца сопровождал нас с левой стороны, а потом свалился за высокую гору, возникшую внезапно, когда заросшая тропинка круто вильнула в очередной раз… Тишину возмущал только осторожный шаг коней да почти неуловимый ток мелких ручьев, там и сям пересекавших неезженую тропу (А. Уткин).

 

65. Выполните фонетический, фонематический, графический, орфографический анализы выделенных слов.

Из множества звуков земли, пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья самый веселый и радостный звук – песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригорке образовались первые темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости – жаворонки. Столбом понимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне (И. С. Соколов-Микитов).

Орфоэпия

66. Распределите слова в три столбика: 1) в ударном слоге произносится [э]; 2) в ударном слоге произносится [о]; 3) слова, допускающие орфоэпические варианты.

Атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, головешка, гололедица, гренадер, дебелый, желоб, желчь, жердочка, жернов, житие, забытье, запечатленный, истекший, коленопреклоненный, маневр, маркер, местоименный, многоженец, никчемный, обыденщина, одновременный, околесица, опека, оседлость, перышко, преемник, приемник, принесший, сметка, сметливый, стартер, хлестче, шерстка.

67. Внесите данные слова в таблицу.

Твердые согласные перед «е» Мягкие согласные перед «е» Вариантное произношение
     

 

Агрессор, адекватный, академия, антенна, бактерия, бандероль, бижутерия, бизнес, брудершафт, брюнет, бутерброд, газель, галантерея, галифе, гангстер, гротеск, дебаты, девальвация, деградация, дезинфекция, декан, декольте, демисезонный, демонтаж, депрессия, детектив, детектор, дефис, идентичный, интеграл, интервал, интервенция, компьютер, конгресс, корректный, лазер, либретто, лотерея, менеджер, музей, нонсенс, Одесса, патент, претензия, прогресс, продюсер, ревю, рейд, рейс, реле, рельс, свитер, синтез, тезис, темп, тенор, тент, терапевт, термин, термос, террор, фланель, цистерна, шинель, экспресс, энергия.

68. В данных предложениях укажите и устраните недочеты, связанные с неудачной звуковой организацией письменного высказывания.

1. Ты стоял в вагоне, а я в агонии. 2. – Очень жаль! – жестоко ответил Жан. 3. Тут, знаете ли, или историческая достоверность, или очереди в кассу. 3. Вот такие нам заданы задачи в части участия в конкурсе. 4. Никакая река так не глубока, как Ока. 5. На борьбу с листожором вышли все во главе со стажером.

69. Какие языковые средства использованы авторами для речевой и / или социальной характеристики персонажей?

1. – А Ванька с Катькой – в кабаке… - У ей керенки сесть в чулке! (Бл.). 2. – Так. Допустим. Собака – это ладно. А вот змея укусит?... Идее они были, доктора-то, раньше? Не было. А бабка, бывало, пошепчет – и как рукой сымет. А вить она институтов не кончала (Шукш.). 3. Да вышло по-матушкиному. Уперлась: три, говорит, поколения ЭНТЕЛЕГЕНЦЫИ в роду было, не допущу прерывать ТРОДИЦЫЮ (Т. Н. Толстая «Кысь»).

70. Прочитайте. Укажите слова, произношение которых: а) опирается на фонетические законы русского языка; б) требует знания орфоэпических норм.

Афера, бесчисленный, блеклый, брюзжать, бухгалтер, веснушчатый, втайне, де-факто, жжет, зоосад, извозчичий, когти, купейный, монтировать, нарочно, оазис, пионер, подскакивать, разжать, расчет, тенденция, чеснок, языки, яичница.

 

71. Затранскрибируйте. Как проявляются такие требования современной орфоэпической нормы, которые называются «литературное аканье» и «литературное иканье»?

Бежать, вязать, горизонт, жара, желудевый, лошадей, ортодонт, посвящать, пояснить, рязанский, цена, шагомер, шаровой, язык.

 

72. Сделайте выбор: [чн] или [шн]?

Арочный, бессрочный, булочная, вечно, взяточник, горчичный, двоечник, двуручный, единичный, Ильинична, лавочник, лоточник, мелочность, молочник, нарочно, пересылочный, пустячный, убыточный, шапочный, порядочный, конечно, конечный.

73. Произведите орфоэпический анализ предложений.

1. Это и со мной случается: когда после ученья примешься за игрушки, то так весело; а когда в праздник целый день все играешь да играешь, то к вечеру и сделается скучно… (Од.). 2. Гербовый пакет готов был лопнуть с досады и лопнул бы, наверное, если бы в это самое время почтальон не вытащил его из сумки и не передал раззолоченному швейцару (Уш.). 3. Когда пальму вытащили из оранжереи, на отрезе оставшегося пня валялись размозженные пилою, истерзанные стебельки и листья (Гарш.). 4. Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов (М. Г.). 5. Барсук не очень-то умный, но жизни порядочной, аккуратной; нору роет на солнечной стороне, обложит ее мохом и листьями, а вверх трубы проделает, для чистого воздуха… (Форш.). 6. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время – и хлебца напросишься (Т.).

7. – Признайся, что тебе завидно

Смотреть на мой высокий столь полет?

- Завидно? Право, нет (Кр.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...